> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 06'08

Лариса Абдуллина

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
СЛАВЯНСТВО
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Лариса Абдуллина

МЕЛОДИЯ КУРАЯ — СЛОВНО САМА ВЕЧНОСТЬ

В роду у Роберта Юлдашева нет именитых кураистов, но были влюбленные в музыку люди. Так его дед Тухватулла сразу после войны, соскучившись по музыке после долгих мелодий своего автомата, услышал чудные звуки из диковинной машинки — патефона. Недолго думая, он продал дом и купил это вместилище музыки! Целую зиму они с молодой женой провели в бане, спешно переделанной под жилье, но зато — в мире прекрасного. Уже следующей весной, воодушевленный Тухватулла поставил себе новый дом, лучше прежнего!
Мать Роберта — Фавзия-апай — врач, отец Нажип-агай — инженер-строитель. Но глава семейства тоже с детства любил музыку. На первую зарплату, после женитьбы, хотя молодожены были еще студентами, купил баян.
Как говорится, мечты родителей дети претворяют в жизнь. Юлдашевы создали сыну все условия для занятия музыкой, даже привезли ему из-за границы дорогой кларнет. И молодой музыкант с лихвой оправдал чаянья старших.
Прошло полтора десятка лет, как он появился на сцене. Этого довольно, чтобы найти себя и проявить свой талант. И действительно, Роберт показал себя настоящим профессионалом: Гран-при (1997 год) на конкурсе профессиональных кураистов имени Гаты Сулейманова; Гран-при (1998 год) республиканского конкурса имени Юмабая Исанбаева; первая премия (1998 год) международного конкурса музыкантов, организованного под эгидой «ТюркСОЙ»; первая премия (2002 год) на Всероссийском конкурсе музыкантов имени В. Андреева; Гран-при (2003 год) на конкурсе кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова. Роберт Юдашев — лауреат Республиканской государственной премии имени Шайхзады Бабича.
В начале девяностых годов прошлого столетия курай только-только начинал свое триумфальное возвращение на профессиональную сцену. Наверное, оттого, что мелодия эта была востребована народом, была желанна, близка по духу, пробуждала в нашем подсознании дух предков, она обладала завораживающей силу, ее хотелось слушать снова и снова. Тогда наряду с именитыми кураистами курай взяла в свои руки и молодежь. Казалось, что все молодые музыканты будут играть душевно и проникновенно. Но тут открылась простая истина: чтобы курай запел, мало уметь играть. В его мелодию нужно вкладывать душу. В руках Роберта инструмент творил чудеса.
С первых выступлений Юлдашева и по сегодняшний день такого же виртуозного исполнителя среди молодых кураистов слышать пока не доводилось. Стараясь добраться до сути, ищешь разгадку тайны. В чем же секрет его завораживающей мелодии? Наблюдая за стремительным, уверенным выходом Роберта на сцену, его чувством ритма, я и не думала, что он парень городской. Да, городской, он закончил Уфимскую среднюю, специальную музыкальную школу и Уфимскую государственную академию искусств имени Загира Исмагилова. Но и деревня сыграла в его жизни не последнюю роль. С детства он пас стадо, ездил верхом на лошади, ловил рыбу. Кто знает, может, именно там — в лесах, полях — и зазвучала в нем мелодия курая?
Как ни странно, вначале Роберту было легче выступать за пределами Башкортостана. Там курай воспринимают просто как музыкальный инструмент. А у нас в республике порой воспринимают его как пережиток прошлого. Но как бы ни чувствовалось неприятие аудитории, курай и кураист естественной дивной мелодией завораживают зрителей, и те непроизвольно начинают аплодировать, забыв обо всем на свете.
Надо заметить, что для Роберта традиционная башкирская одежда при выходе на сцену не обязательна. Он привлекает зрителя и сшитой в современном стиле национальной одеждой. Его творчеству чуждо однообразие. Он в постоянном поиске. Смотрю выступление Роберта и вспоминаю слова аксакала нашей литературы Мустая Карима: «Когда мы будем играть на курае в смокинге или в современной одежде, тогда только нас признают», — говорил он. Эти слова как будто сказаны о Роберте.
Сегодня курай звучит не только в Башкортостане. Новороссийск, Барнаул, Череповец, Ростов-на-Дону и многие другие города нашей большой родины услышали его задушевную музыку. Роберт выступает с концертами в составе группы музыкантов во главе с певцом Николаем Носковым.
Носков — первый солист легендарного ансамбля «Парк Горького», еще во времена Советского Союза завоевавшего известность за границей. Теперь на его концертах звучит и мелодия курая. На первый взгляд кажется, что рок и курай несовместимы, совершенно разные по звучанию. Но Николай Носков, напротив, считает курай инструментом рок-музыки. «У курая, как у рока, есть свой овердрайв. В каких только уголках страны и мира не искал я музыкальный инструмент для своего ансамбля!? Не нашел ни в Америке, ни в Тибете, а услышал только в мелодии курая в исполнении Роберта», — говорит он.
Да, сбылись еще студенческие мечты Роберта: когда-то он поставил перед собой цель: курай должен услышать весь мир. Сегодня этот инструмент покоряет музыкальные подмостки Англии, Франции, Италии, Греции, Австрии, Голландии. Народный артист Башкортостана Юлай Гайнетдинов, учитель Роберта Юлдашева, был счастлив увидеть, как московский зритель овацией встретил курай.
Роберт благодарен своим учителям, посвятившим его в тайны музыки. Именно они научили его не только играть, но и, опираясь на древнюю школу, найти свой творческий путь. Именно поэтому, воспринимая всей душой игру на курае в исполнении Хамита Ахметова, Абдуллы Халфетдинова, Ишкале, Сайфуллы, Ишмуллы Дильмухаметовых, Роберт в своем творчестве опирается на фольклор. Ему близка также игра Мухамета Тулебаева, Азата Аиткулова.
Кто-то из великих сказал, что талант — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда. Конечно, невозможно, да и не нужно мерить талант процентами. Но мало ли вокруг потерявших свой природный дар, талант из-за беспечности, безразличия, нерадивости?! Говоря о Роберте, чувствую, как он свой дар, свой природный талант любит каким-то глубоким чувством. И потому следить за его творчеством и радостно, и интересно. Радостно потому, что от его игры получаешь положительную энергию, чувствуешь воодушевление — душа становится чище, богаче.
Он — мастер. Любимую музыку он доводит до зрителя в любом настроении. Роберт сумел найти общий язык с кураем, и его игра воспринимается как дуэт кураиста и инструмента. Издревле известно, что курай обладает мощной энергетикой. Выросший на просторах Урала, он вобрал в себя звуки не только земного шара, но и всей вселенной. Именно поэтому его естественная мелодия совмещает в себе и глубокую силу, и тонкое чувство.
Если вибрация, резонанс, рожденные от горлового пения при игре на курае, Носков называет овердрайвом, то певец Гарик Сукачев утверждает, что в звуке курая слышна вечность. Оба этих музыканта, как и Роберт, влюблены в курай, они чувствуют естественную, божественную музыку. Кстати, в последнем диске Носкова во всех двенадцати песнях звучит курай, а у Сукачева — в двух.
Чтобы покорить зрителя содержательной, потрясающей игрой, необходимо и самому быть духовно созревшим. Этого достичь в один день невозможно. Чтобы быть настоящим кураистом, мало играть на курае. Курай — это не только музыкальный инструмент, это — сама суть башкирского народа, святая его реликвия, голос наших прародителей. В кураисте должны воплотиться душа, ум, мудрость, зов предков. Роберту удалось вобрать в себя все качества настоящего кураиста. Именно поэтому он держит себя на сцене свободно и уверенно.
Он с кураем «на ты». Играет воодушевленно, самозабвенно и даже у тех, кто видит курай впервые, пробуждает к нему любовь. Роберт не делится впечатлениями, которые испытывает при игре (считает, что у каждого человека должны быть сокровенные, недоступные для других чувства), но мне приходилось быть очевидцем того, как люди, слушая его, не могли сдержать слез.
В Роберте покоряет чистота души. Он неравнодушен к своему зрителю. «Если зритель говорит, что потрясен моей игрой и перенес глубокие душевные чувства, — это для меня высшая похвала», — говорит он.
Да, звуки курая способны разбередить душевные раны. Испокон веков курай был как бы связующим звеном с высшими силами. Не зря именитые кураисты, в самую трудную минуту, в минуту душевных потрясений брали в руки курай. И святая мелодия очищала их души, успокаивала, возносила над муками. На одном из концертов Роберта пожилой мужчина в слезах вышел из зала. Мне показалось, что ему плохо, и я бросилась за ним. А он сказал: « В звуке этого инструмента слышен голос Бога… У меня внутри все перевернулось…»
У кураиста Роберта Юлдашева есть еще одна отличительная черта — он играет на курае не только традиционную музыку, но и мелодии башкирской, русской, зарубежной эстрады, классические произведения. Кстати, из классических произведений у него собран отдельный альбом. Этой осенью на сольном концерте он порадует своих поклонников двумя новыми дисками.
Курай, созданный самой Природой, — это удивительный властелин музыки. Именно поэтому не всем дано счастье высокого, мастерского исполнения. Роберт нашел общий язык с кураем. Он молод, бесконечны его творческие просторы. А сколько неведомых секретов, звуков хранит для него курай — одному Богу ведомо! Пусть и в будущем потрясает, покоряет и удивляет нас дуэт курая и кураиста.

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2008

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле