> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 12'07

Виталий Чемляков

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Виталий Чемляков

У людей больше сходства, чем различий

Эльза Камилевна Хуснутдинова — профессор, доктор биологических наук, заведующая отделом геномики Института биохимии и генетики Уфимского научного центра Российской академии наук, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан и Российской Федерации, член-корреспондент Академии наук РБ. Э. К. Хуснутдинова — член Европейского общества генетики человека (Амстердам), состоит в международном обществе «Геном человека» (Лондон).

Руководимый ею отдел — обладатель восьми престижных грантов (целевых финансируемых программ) Российской академии наук и двух международных грантов Евросоюза.

Эльза Камилевна любезно согласилась дать эксклюзивное интервью нашему журналу.

— Нашим читателям интересно было бы знать, как вы пришли в науку.

— Я закончила биофак Башкирского государственного университета и свою дипломную работу защищала в Ленинграде в Институте физиологии имени Павлова в Колтушах по генетике высшей нервной деятельности. Когда работала над дипломом, меня и заинтересовала генетика.

Закончила аспирантуру Московского института медицинской генетики Российской академии медицинских наук и в 81-м году вернулась в Уфу. Начинала младшим научным сотрудником, а теперь руковожу отделом геномики Института биохимии и генетики УНЦ РАН.

— Кто из деятелей науки, известных ученых является для вас примером?

— Моим учителем был известный генетик Владимир Ильич Иванов. Когда я рассказываю аспирантам о великих ученых, то называю его имя. Это действительно человек с большой буквы, не только в научном плане. Что мне в нем нравилось, так это то, что он очень простой, досягаемый. В любую минуту, если у аспиранта возникают какие-то проблемы, что-то не понятно, всегда можно было к нему прийти как к руководителю научной темы и обсудить все вопросы. Он давал возможность и работать самостоятельно, и думать, что тоже важно. Владимир Ильич открытый, демократичный и в то же время глубоко эрудированный ученый-генетик.

— Ваша докторская диссертация посвящена изучению структуры генофонда народов Волго-Уральского региона по данным ДНК…

–– Последние десять лет мы занимаемся изучением генофонда народов Волго-Уральского региона — башкир, татар, чувашей, удмуртов, коми, мордвы и русских. Раньше изучали генофонд на уровне групп крови, а сейчас исследуем на уровне ДНК — единицы наследственности.

В одной клетке человека содержится 46 хромосом, и на каждую хромосому приходится одна молекула ДНК. Она видима простым глазом. В клетке длина молекулы ДНК — около двух метров. А клеток в организме очень много. Вся длина ДНК во всех клетках человека в 1000 раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

И вот в этой ДНК расположены гены, которые отвечают за какие-то признаки человека, например, за цвет волос, глаз, за болезни. Их всего около 30 тысяч. Совокупность всех генов составляет геном человека.

ДНК — единицу наследственности — называют энциклопедией жизни, потому что в ней записана вся информация: когда нам рождаться, когда стареть, какими болезнями болеть и т. д. И вот в 2001 году весь мир облетела сенсационная новость, что геном человека расшифрован в черновом варианте. А в 2004 году ДНК была расшифрована полностью, и теперь мы будем знать все наши гены, выясним, за какие болезни они отвечают и так далее.

Благодаря расшифровке ДНК человека появилась возможность изучать генофонд тех или иных популяций. Изучив генофонд народов Волго-Уральского региона, мы выяснили их генетическое родство. Определили, что наиболее близкими между собой являются татары и башкиры, а наиболее отдаленные от всех популяций Волго-Уральского региона — коми.

Если взглянуть на географическую карту, то и на ней они примерно так же расположены, генетическое родство взаимосвязано с географическими расстояниями. Но если посмотреть отдельно это родство только по мужской или женской линии, то картина выходит довольно пёстрой. Например, по женской линии татары наиболее близки с марийцами, по мужской башкиры близки с удмуртами, то есть генофонд мужской и женский различен. А по большому счёту у людей больше сходства, чем различий.

Благодаря изучению ДНК нам удалось доказать, когда на территории Волго-Уральского региона появились первые люди. По нашим данным, первые мужчины в нашем регионе возникли 13 тысяч лет назад. Это были коми-зыряне, коми-пермяки. Затем появилась мордва — 12 тысяч лет назад, потом марийцы, и последними на территории региона заселились башкиры, русские и удмурты, где-то 6—7 тысяч лет назад. Такие же исследования сейчас проводятся по женской линии.

Исследуя ДНК, мы оценили наличие европеоидного и монголоидного компонентов в генофонде Волго-Уральского региона. Оказалось, что среди этих народов больше европеоидных компонентов в популяции мордвы и коми, наименьшая у башкир и марийцев. Когда мы изучали ДНК, которые передаются только по женской линии и ДНК по отцовской линии, выяснилась следующая картина. Наиболее европеоидными женщинами являются башкирки и татарки, а монголоидными — мордва и коми. Это еще одно подтверждение различий по женской и мужской линиям.

Исследования ДНК позволили нам выяснить миграционный процесс в Волго-Уральском регионе. А дальнейшие исследования помогут выяснить не только то, когда расселились, но и когда произошли народы региона.

За исследование генофонда Волго-Уральского региона я получила диплом и премию академика Александра Александровича Баева, учрежденную Министерством науки и технологий РФ по федеральной целевой научно-технической программе «Геном человека».

— Люди, к сожалению, болеют. Особенно в наше экологически неблагополучное время. Зачастую, отчаявшись найти первопричину тяжелой болезни, обращаются к биологам в расчете на ДНК-диагностику. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Большинство заболеваний наследственно обусловлено. То есть это болезни, за развитие которых отвечают гены предрасположенности. Но для того, чтобы эти гены проявились, нужна еще соответствующая среда. Например, у человека есть ген предрасположенности к ишемической болезни сердца. И если он ест жирную пищу, мало двигается, то, естественно, со временем у него развивается эта болезнь. Люди не зря обращаются к генетикам.

В целом ряде стран (США, Австралия, Швейцария) каждому человеку определяют гены предрасположенности. И сразу после рождения ребёнка выдаётся его генетический паспорт. Для этого берут у него кровь, выделяют ДНК и определяют, к каким заболеваниям у него есть гены предрасположенности или носителем каких генных наследственных заболеваний он является.

Если врач будет знать, что у человека есть предрасположенность к сахарному диабету или, скажем, к гипертонии, то профилактическими мерами можно исключить развитие этих заболеваний.

Во многих развитых странах и в России есть центры планирования семьи, куда приходят молодые пары и просят определить, являются ли они носителями генов каких-нибудь наследственных заболеваний. Специалисты изучают их гены и, допустим, говорят, что они являются носителями гена фенилкетонурии, который ведёт к слабоумию детей. В этих случаях женщине рекомендуется дородовая ДНК-диагностика. В первый месяц беременности можно с помощью ДНК определить, больной ребенок или здоровый, и тем самым исключить рождение нежелательных, изначально ослабленных детей.

— Последнее время газеты много пишут о клонировании животных, в обществе идёт дискуссия о проблеме клонирования человека. Какова ваша позиция в этом вопросе?

— Да, сейчас в Англии, Америке, Японии много клонированных животных — это овечка Долли, коровы, свиньи, утки, начинают клонировать и человеческие эмбрионы. Наука теперь может многое.

Клонирование имеет значение для трансплантации человеческих органов. А благодаря современным методам становится возможным клонирование печени, сердца, почек и т. д. Все это необходимо и важно для нужд медицины.

— Вы побывали во многих странах. Каковы Ваши деловые контакты с зарубежными учёными?

— В Австралии, Швейцарии, США, Великобритании, Германии медицинская генетика находится на очень высоком уровне, и ученые этих стран хотят с нами сотрудничать, например, в плане изучения генофонда народов Волго-Уральского региона, исследования генов наследственных болезней.

Почему это их интересует? Потому что, если взглянуть на географическую карту мира, то Россия остается белым пятном по изученности генофонда, генетического родства, миграции, происхождения, расселения популяций. И поэтому ученых мира, повторяю, интересует изучение нашего генофонда. И они готовы нам помочь. Так, долгое время мы вели совместные исследования с генетиками Мюнхена, с известным ученым Сванта Паабе, который, к слову, выделил ДНК из неандертальца, занимается проблемами происхождения человека. Сейчас мы контактируем с англичанами по изучению генофонда народов нашего региона.

— А как вы оцениваете работу канадских учёных-генетиков?

— Последний международный конгресс по геному человека прошёл в Монреале в июне 2007 года. Учёные разных стран мира собрались вместе для того, чтобы подвести итоги, обсудить проблемы по изучению генома человека. Конгресс в Монреале был прекрасно организован хозяевами, и сам этот красивый город мне очень понравился. Хочу отметить, что наука по изучению генома человека в Канаде находится на очень высоком уровне. Здесь хорошо развиты исследования по медицинской генетике, по биоэтике, по изучению наследственных заболеваний, успешно проводится их ранняя и дородовая ДНК-диагностика.

Канаду можно включить в число стран, где генетика бурно развивается. Канадское правительство выделяет значительные средства для глубокого проведения исследований генома человека. На международном конгрессе в Монреале я выступила с докладом по изучению болезни Паркинсона, изучению генов предрасположенности к развитию этой болезни.

— В Вашем рабочем кабинете среди множества дипломов и почётных грамот — сертификат профессора центра молекулярной медицины и генетики Калифорнийского университета США.

— Последнее время наш Институт тесно сотрудничает с центром молекулярной медицины и генетики Калифорнийского университета под Лос-Анджелесом. Мы вот уже третий год по три-четыре месяца работаем там, изучаем гены болезни Паркинсона и гены долголетия. Этот проект продвигается довольно успешно. По совместным исследованиям уже публикуются статьи в научных журналах. Напомню, что открытие ДНК в 1953 году сделал американский учёный Джеймс Уотсон. Во время одной из своих поездок в США мне довелось в 2002 году в Колд-Спринг Харборе встретиться с ним, побеседовать и сфотографироваться на память.

Мы ведём совместную исследовательскую работу с Ганноверским университетом по изучению генов рака молочной железы. И тут нам есть чем поделиться с учёным миром. Уфимский Институт биохимии и генетики проводит совместные исследования с Эстонским биоцентром в городе Тарту по изучению генетической истории различных народов Евразии: Волго-Уральского региона, Средней Азии, Кавказа, Сибири.

Как было уже сказано, мы получили международные гранты Евросоюза. Один из них — по изучению генов предрасположенности к развитию бронхиальной астмы. По этой проблеме контактируем с учёными 32 стран Европы. Другой грант предназначен для изучения генов предрасположенности к развитию остеопороза. При проведении этих исследований работаем в одной связке с генетиками Великобритании, Франции, Германии и Нидерландов.

— Каковы Ваши интересы вне занятий наукой?

— Дома я занимаюсь тем, что... читаю диссертации, изучаю литературу, пишу статьи. Остается время иногда только на чтение художественной литературы. В основном я интересуюсь биографиями выдающихся ученых. Сейчас появились книги, скажем, о Тимофееве-Ресовском. Иногда фантастику читаю.

— Эльза Камилевна, а каковы ваши планы?

— Моя мечта — создать в Уфе медико-генетический центр для всего Волго-Уральского региона. Тем более что у нас есть кадры генетиков, только за последние десять лет 64 молодых ученых защитили кандидатские диссертации. Это будет центр для профилактики, для дородовой ДНК-диагностики наследственности и наследственно предрасположенных заболеваний.

Сейчас больным приходится ездить в Москву, в Санкт-Петербург, Томск, где есть центры по диагностике наследственных болезней. А ведь мы у себя можем создать такой центр, который бы способствовал сохранению генофонда народов, проживающих в республике. Не случайно XXI век называют веком молекулярной генетики. Поэтому мы должны идти в ногу с веком.

 

На снимке: профессор Э. К. Хуснутдинова в своём рабочем кабинете в Институте биохимии и генетики.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле