> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 11'07

Светлана Чураева

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Светлана Чураева

ОТ КУНИЦЫ ДО ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ

Заметки по истории сбережения денег на Южном Урале

* * *
Деньги — это магия. И, как всякая магия, они — средство для исполнения мечты. Не случайно слово «деньги» обычно заменяют синонимом «средства», и часто в сочетании «не хватает средств на…». Знающие люди считают: чтобы средств хватало на все, деньги нужно беречь.
Сейчас популярно сводить магию денег к суеверным обрядам: в офисах на столах красуются истуканы лягушек, обложенные жертвенной мелкой монетой; продаются кошельки, «привлекающие капитал», штампуются шарлатанские книги: «Где денег взять, не приложив ума?».
На самом деле сбережение денег не имеет ничего общего с псевдомистикой, это — часть культуры. Чем древнее магия, тем лучше она освоена, следовательно — тем проще она в обращении. Самые исконные — жизнеобразующие — чудеса предельно просты и совершаются ежедневно благодаря выработанным за века обыденным нормам. Так и сбережение денег давно стало частью быта и одной из профессий — подобно тому, как превратились в ремесла такие шаманские некогда действа, как врачеванье, учительство, наука, литература, мукомольное или ювелирное дело. История становления этой профессии увлекательна, и, поскольку она намного моложе многих других, прослеживается довольно легко.
Итак, как же зародилась культура сбережения денег на Южном Урале — на стыке Европы и Азии, на перекрестке цивилизаций?

I. СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ И ДЕНЕГ
Когда деньги водились в лесах и паслись на лугах…
В 2007 году естественно обратиться в прошлое: Сбербанком России он объявлен годом Металла, и в этом же году Башкортостан празднует 450-летие объединения с Россией. Казалось бы — два события не связаны между собой. Но совпадения всегда не случайны: и банковская деятельность, и металл — его разработка и чеканка монет, и вхождение в состав Российского государства богатых южноуральских земель — все это звенья одной цепи, страницы одной истории. Это — элементы цивилизации, конечная цель которой — единство всего и вся.
Русский самодержец Иоанн IV, как известно, был бережлив. Он собирал казну, собирал книги. Однако, главная его страсть — собирание земель. Стрельцы Ивана Грозного подошли к башкирским владениям, когда там царило пагубное разобщенье — и земель, и племен. И башкиры, распятые между четырьмя ордынскими ханствами, естественно и неотвратимо влились в процесс собирания, в процесс формирования единства. Башкирские племена, присоединяясь к единому государству, становились частью целого, и так, устранив между собой разногласия, окончательно сложились в общую нацию.
На государственном уровне, задолго до культурного и бытового, два народа — башкир и русских — накрепко связали металл и деньги. Деньги и металл — в этот раз не синонимы, потому что башкиры появились на Южном Урале, когда деньгами были пушнина и скот.
До сих пор в башкирском языке богатство и скот обозначаются одним словом — «мал». А «тин» — «копейка» — не случайно произошло от «тейен» — «белка».
Пушниной — по шкурке в год — выплачивался России ясак. Он имел двойное значение. С одной стороны — подтверждал подданство и феодальную обязанность башкир перед государством, а с другой — символизировал их вотчинное право на земли, право, юридически признанное за ними «белым царем».
Башкиры столетия с достоинством называли себя «вотчинниками», т.е. имеющими вотчинное — законное — право на свои земли. «Вотчинник» в понимании башкир — это человек свободный.
Для облегчения сбора ясака и был заложен город Уфа — крепость-банк, на чьем гербе до сих пор изображена куница — полновесная денежная единица того времени.
Так деньги, сначала в форме ясака, связали башкир с Россией, а после, зазвенев золотом, серебром и медью, — со всем миром.

ЧТО ДЛЯ БАШКИРА ДЕНЬГИ — ЧЕШУЯ!
«Там, где теперь в Белорецке находится госбанк, — так красиво начинается одна из башкирских легенд, — стояла когда-то кибитка башкира Баима, а кругом простирались его пастбища. Однажды русский купец Твердышев попросил у Баима дать ему за буханку хлеба, котел и топор столько земли, сколько накроет бычья шкурка. Баим подписал договор, а хитрый купец нарезал из шкуры ремни, окружил ими очень много земли для строительства завода и прогнал Баима с его кочевки». У легенды этой вариантов много, а суть одна — Твердышев обманул коренных жителей гор. Они и вправду продешевили: отдали пришельцу под строительство Белорецкого завода 300 000 десятин земли — в среднем по одной десятой копейки за десятину. Вот они, цены на недвижимость в середине XVIII века!
Да, башкиры за бесценок отдавали свой металл и долго не знали цену деньгам. Но их можно понять: Башкирия как раз только что — в XVIII веке — включилась в общегосударственную систему денежного обращения, когда ясак стал взиматься металлическими деньгами. Да и сама башкирская нация зародилась как раз во времена безмонетного периода во всей Восточной Европе — в XI—XIV веках. Так что с металлом и монетами у башкир складывались особые отношения.
Когда видишь башкирский женский национальный костюм — сплошь расшитые монетами нагрудник, наспинник, чепец, то думаешь: вот он — прообраз копилки. И не случайно деньги нашиты именно на одежду женщины — кому же еще распоряжаться семейным бюджетом. Но такое впечатление в корне неверно, так как в прежние времена башкиры не сберегали деньги, а напротив — деньги берегли башкир.
Сильнейший оберег — чешуйки серебра, священного, магического металла. Слово «тэнкэ» — «чешуя» — как раз и означало монету любого достоинства. Без разбору — номинал не важен, главное — есть чешуя, защита от зла. И носили этот «панцирь» именно женщины, ведь они так уязвимы — они рождением детей открывают ворота из мира смерти в наш мир, они же отвечают за устройство жизни семьи.

ЧТЕНИЕ ПО ДЕНЬГАМ
Когда строители стали перелопачивать к юбилею древнюю башкирскую землю, за ними, как грачи за плугом, пошли историки. И теперь любая найденная при раскопках мелочь становится строчкой истории, особенно если эта мелочь — монета. Ведь деньги красноречивей черепков или украшений — они повествует об отношениях между людьми, о связях между народами. И при этом не врут, как книги.
Монета, найденная в октябре 2005 года при реконструкции Дежневского путепровода, — из Византии времен правления Феодосия II (408—450 гг.). Значит, люди, живущие тут, были связаны тогда какими-то контактами с далеким средиземноморским царством. И сами были интересны надменным наследникам римлян.
Монеты появились на территории Башкортостана намного раньше башкир. Приходили с караванами с далекого Понта — еще за сотню лет до начала нашей эры, из Византии — в эпоху великого переселения народов, из Арабского Халифата — в IX-XI вв. Забредали сюда и русские удельные монеты, серебряные слитки. С XIV века распространились золотоордынские серебряные дирхемы и медные пулы. По уцелевшим монетам читаются маршруты торговых путей, далеких экспедиций и чужеродных нашествий. А с середины XVI века на одеждах башкирок все больше становится российских рублей.

II. ЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БАШКИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА РОССИИ
* * *
Магия цифр и слов древнее магии денег. 1841 год — официальное начало сберегательного дела в России, эта дата по праву украшает логотип Сберегательного банка Российской Федерации. Модные сейчас нумерологи обязательно подметили бы, что сложение этих цифр дает число 14 — две семерки. Возможно, объединение двух счастливых цифр и означает что-то хорошее, но главное тут, конечно, таится в словах. В словах императора Николая I, написавшего 30 октября 1841 года: «По уважении пользы, какую смогут приносить сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении, повелеваем учредить Сберегательные кассы. Для представления чрез то недостаточным всякого рода людям средств к сбережению».
Польза в хозяйственном отношении — понятно, но — в нравственном? Каким же образом полагал государь император сберегать нравственность чрез сберегательные кассы?
Скорее всего, он полагал, что воспитание в народе культуры сбережения денег научит россиян беречь и моральные ценности, беречь друг друга, беречь отношения. Предполагалась и прямая этическая польза — лишнюю копейку работяга понесет не в кабак, а в банк. Соберет понемногу капиталец, и появится у него в жизни какой-то просвет.
Нравственность — это устои, это — надежность, противостоящая такой национальной черте, как беспечность. Как писал в XIX веке великий башкирский мудрец просветитель Акмулла:
О беспечность! Она принадлежность бесстыдства.
Хоронит она столько — иным и не снится1.

—————
1 Здесь и далее перевод Г. Шафикова.
Надежность — уверенность в завтрашнем дне, защита, вот что давали Сберегательные кассы, вот что давал банк. «Надежность» — родственное слово с «надеждой». В то время как башкирки все еще носили свои звенящие монетами обереги, по всей стране деньги действительно начали оберегать своих владельцев.
Первая в России сберегательная касса была открыта 1 марта 1842 года в Санкт-Петербурге, месяц спустя — в Москве. В конце 60-х гг. — в Уфе. Уфимское отделение Госбанка выдавало ссуды под проценты, принимало вклады населения, переводы сумм от 200 рублей по билетам и телеграфу на города, где есть банк, конторы и отделения этого банка. Так с тех пор и до сегодняшнего дня деньги в Башкортостане стали работать — принося пользу «как в хозяйственном, так и нравственном отношении».
Зазвенело по башкирской земле звучное слово «акса» — «деньги». Но башкирское «акса» — понятие более широкое, полнее раскрывающее магическую сущность денег. «Акса» — происходит от слова «ак» — «белый». Означало оно и белый чудодейственный металл — серебро, с портретами «белых» царей и цариц. И — цвет чистоты, нравственности. Ведь для чего Господь подбросил людям деньги? Чтобы проверить их души на подлинность: не фальшивки ли? Выдерживал человек испытание деньгами — хвала ему, нет — губил навсегда свою бессмертную душу.
Подобно тому, как белый цвет совмещает в себе все семь цветов спектра, так и нравственность, мораль, по понятиям башкир, объединяет семь обязательных человеческих качеств. Непременно — семь, это число — сакральное для многих народов, но особенно — для башкир, называвших себя «семиродцы», по числу основных родов, образовавших нацию и принявших российское подданство.
Формулу нравственности вывел почитаемый в народе великий Акмулла. Его подлинное имя — Мифтахетдин Камалетдинов, но не зря ему даровано людьми звание «Белый мулла». «В жизни, первое, совесть нужна», — писал Акмулла в своих «Назиданиях». Первое, что, как индикатор, высвечивают деньги — есть совесть или изъедена вся червями, как у навек заклейменного в преданьях купца Твердышева.
«Честь и честность — второе условие», и об этом у башкир сохранилось любопытная легенда.

СТАРИННАЯ БАШКИРСКАЯ ЛЕГЕНДА О КРЕДИТОВАНИИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Рассказывают, что раньше у каждого места, где зарыто золото, был свой хозяин — хранитель клада. Кто ему приглянется, тому он разрешал пользоваться спрятанными под землей деньгами. Хозяева сокровищ представали перед людьми в обликах разных животных: овцы, кошки или утки. Если должник не выплачивал вовремя взятое им золото, кредитор являлся к нему домой и требовал возврата.
«Говорят, — повествует легенда, — что в нашем ауле такое место находилось будто бы в бане старика Нуха. Хозяин его являлся по ночам к старику в образе утки. Старик Нух резал обычно одну из своих уток и брал у хозяина сокровищ золото взаймы. И вовремя его возвращал обратно. Но с каких-то пор старик перестал выплачивать свой долг. Тогда хозяин клада явился к нему в облике человека и потребовал возвращения золота. И когда тот отказался это сделать, обернулся чертом и ударил старика. С тех пор одна нога и одна рука у него не двигались».
Вот так — личный банк в бане, правда, слишком уж высокие пени при просрочке кредита.

«ТРЕТЬЕ, СКАЗАНО, УМ»
Третье непременное качество человека, отлично проверяемое деньгами, — ум. «Дураки посягают на веру, / ни в делах, ни в сужденьях не ведая меру», — уверял Акмулла.
И на этот счет в башкирской истории сбережения денег есть красноречивые примеры.
Среди членов учетного комитета первого образованного в Уфе отделения Госбанка был отец прославленного живописца Михаила Нестерова — Василий Иванович Нестеров. С развитием банковского дела в городе он был выбран директором Общественного городского банка.
Василий Иванович «особенно ценил то, что его имя как бы служило гарантией тому, что новый банк оправдает надежды, на него возлагаемые как на учреждение надежное, солидное, — писал Михаил Васильевич Нестеров об отце. — И тут были курьезы. Не раз поднимал он ночную тревогу. Будили и приглашали в банк по этой тревоге и директора и еще каких-то служащих только потому, что отцу померещилось, что, когда запирали кладовую банка, то не были положены печати или еще что-нибудь в таком роде. В городе о таких тревогах старика знали, благодушно о них говорили и спали спокойно, зная, что пока Василий Иванович к банку причастен, там все будет прочно».

«БЛАГОДАРНОСТЬ, МЫ СКАЖЕМ, ЧЕТВЕРТОЕ СВОЙСТВО…»
Четвертой добродетелью Акмулла почитал благодарность. «Благодарность» и «благотворительность» — одного корня и очень близки по смыслу: «дарить благо» и «творить благо».
Тут надо отметить, что хотя официальной датой возникновения сберегательного дела в России и считается 1841 год, сберегательные кассы создавались еще в 1775 г. И организовывались они во всех губернских и некоторых уездных городах как раз для развития благотворительности — при Приказах общественного призрения. На собранные, казенные, средства содержались больницы, богадельни, инвалидные дома, приюты для сирот и так далее.
И в дальнейшем, когда банковское дело уже стало привычным, россияне, в том числе жители Башкортостана, тратили свои сбережения не только на личные нужды, но и на благотворительность. К примеру, в начале ХХ века на строительство в Уфе Народного дома (теперь здание Башкирского государственного театра оперы и балета) было безвозмездно передано 250 тысяч рублей. На сбереженные гражданами средства строились церкви, мечети, приюты и учебные заведения. В 70-е гг. XIX века уфимцы вносили свои сбережения в специально учрежденный фонд на строительство городского водопровода.
Богатая помещица и заводчица Ирина Ивановна Бекетова после большого пожара в Уфе построила на собственные средства целую слободу для погорельцев, воздвигала храмы в деревнях и собственных поместьях. Благодарные горожане назвали в ее честь одну из центральных улиц, которую в иные времена переименовали в Социалистическую. И лишь совсем недавно это название было заменено: жители Башкортостана с любовью и благодарностью дали этой улице имя народного поэта Мустая Карима.

«СВОЙСТВО ПЯТОЕ — ЭТО ПОРЯДОЧНОСТЬ. С НЕЮ МЫ ЛЮБОВЬ ОБРЕТАЕМ — НЕТ ЧУВСТВА СИЛЬНЕЕ!»
12 января 1872 года в Уфе было открыто ссудно-сберегательное товарищество. В него мог вступить любой житель Уфы, вступительный пай составлял 50 рублей, а месячные взносы — 15 копеек. За вклады каждый член получал проценты в зависимости от доходов товарищества. Также выдавались ссуды в размере до 150 рублей под поручительство или залог недвижимости.
Солидным и респектабельным было в те времена купеческое слово «товарищ» — от слова «товар». Товарищество — это порядочность и уважение. Выпав впоследствии из купеческой среды, слово не потеряло, однако, свою весомость.
Удивительно, но и равенство с будущих лозунгов уже существовало в банковском деле: вкладчики сберегательных касс были все равны в правах, независимо от пола, звания и возраста. Открывать вклад могли даже малолетние и несовершеннолетние дети и распоряжались им без участия опекуна или попечителя.
Но почему с порядочностью Акмулла объединяет такое не поддающееся порядку чувство, как любовь? Может быть, потому, что любовь — это естественно для человека, это то, что в порядке вещей?

«А ШЕСТОЕ УСЛОВИЕ — ЭТО ТЕРПЕНЬЕ. ТЕРПЕЛИВЫЙ ДОСТИГНЕТ ВСЕГО БЕЗ СОМНЕНЬЯ»
Сбербанк России преображался не раз: в беспокойное, ветреное советское время — впрочем, как во все времена! — приходилось иногда и потерпеть: лишения, гонения, аресты… К сожалению, как известно, брали тогда под стражу не только преступников, но и людей порядочных.
В 1930 году в Уфе отбывала ссылку дворянка, революционерка, предводительница левых эсеров Мария Александровна Спиридонова. Женщина, взявшая под арест в 1818-м самого Железного Феликса. В столице Башкирии она устроилась служить сотрудницей планово-финансового отдела Уфимского госбанка, где и была арестована в 1937-м по сфабрикованному обвинению. А 11 сентября 1941-го немолодую уже искательницу справедливости расстреляли в тюрьме под Орлом, когда к городу подходили немцы.
Теперь уже трудно сказать, связан ли с фигурой знаменитой эсерки тот факт, что в годы репрессий среди арестованных оказалось очень много банковских сотрудников, и почти все они погибли в застенках. И все были впоследствии реабилитированы, включая саму госпожу Спиридонову.
…Минули времена и царизма, и социализма. И пусть сберегательные кассы называются теперь офисами Сбербанка России, законы сбережения денег остались прежними. Несмотря на войну, реформы, застой, новые реформы, развал Союза, дефолт 1998 года… И люди, и деньги вытерпели все, ведь чего в нашей стране всегда в избытке, так это — терпения.

«СТРАСТЬ — СЕДЬМОЕ УСЛОВИЕ. СТРАСТЬ — ЭТО ПЛАМЯ!»
«…Это пламя небесное властвует нами. / Мудрецы говорят: все, что названо выше, / Совмещается в нас под единою крышей». Под единою крышей настоящего народного банка собрались именно те сокровища, которые оценил Акмулла. И то, что поэт назвал словом «страсть» — это, конечно, активность, неутомимое движение вперед. Под лежачий камень не потекут ни деньги, ни признание, ни достижения. Только действие может считаться добром, а пассивность — это небытие и обман.
Недавно генеральный директор одного небольшого коммерческого банка вызвал к себе заместителя и приказал: «Бери бумагу, пиши столбиком: совесть, честность, благодарность, порядочность … Написал? Теперь зачеркни их все — это слова из лексикона бедных! Хочешь разбогатеть, забудь их навсегда». Вот так легко потерять этический свой словарь, скатиться до примитивной серой магии — зачеркивать нетленные понятия! После такой «активности» остается одно — сгинуть.
Ведь семь заветных слов аксакала — это смысловые составляющие слова «надежность». Поэтому любой сотрудник банка — от управляющего до кассира — должен жить с благодарным, открытым сердцем, должен быть совестлив, честен, умен, порядочен, деятелен и терпелив... Лишь тогда откроется ему белая магия сбережения и приращения денег.
Символика — всюду. Белый — центральный цвет государственного флага Республики Башкортостан. На белом поле объединены на одном стебле семь цветков курая, символизирующих семь основных башкирских родов. И покоится это белое поле на зеленом, как валюта, основании. Официальные документы гласят: «В Государственном флаге РБ синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый — их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству, зеленый — свободу». Ту самую свободу, которая была закреплена еще вотчинным правом 450 лет назад.

* * *
Юбилеи, даты — магия цифр, будоражащая людей, направляющая потоки денег — в строительство грандиозных объектов, в новейшее оборудование, в политику и в искусство. В реформы. Почему-то, чтобы вызвать эти обновляющие потоки, нужны даты, нужны ориентиры.
В 1997 году — десять лет назад — в нашей стране был возрожден «золотой рынок», Сбербанк России начал проводить операции с драгметаллами.
Каждое день в Лондоне — утром в 10 часов 30 минут по местному времени и днем в 15.00 — фиксируется текущая цена на золото на межбанковском рынке. Фиксинг по серебру проводится один раз — в полдень. После чего банки всего мира (и Башкирское отделение Сбербанка России в том числе) устанавливают учетную цену драгоценных металлов на каждый рабочий день.
Теперь потомок башкира Баима заходит в Белорецкое отделение Сбербанка России — туда, где стояла когда-то кибитка его далекого предка, и, вдыхая взволнованно хвойный воздух родных гор, прислушивается к ударам часов на лондонской бирже. Мир един, его сердце пульсирует, гоняя деньги по всей Земле — от народа к народу.
Десять лет, как восстановлен отечественный «золотой рынок», и 2007 год объявлен юбилейным — Годом Металла. А ведь «Годом Металла» в России был и 1897-й: в самом его начале, 3 января, Николаем II был подписан указ о глобальной финансовой реформе, выношенной и выпестованной Сергеем Юльевичем Витте. Было решено ввести по всей Российской Империи металлическое обращение, основанное на золоте. До этого — с самой Севастопольской войны — в течение нескольких десятков лет Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах. Выросли целые поколения, не знавшие металлического обращения.
«Одной из самых крупных реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, — писал в своих мемуарах Сергей Юльевич, — была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное положение, в каком доныне находится Россия».
Что стало со страной дальше, хорошо известно. Но мало кто знает, что, когда Витте готовил свою реформу, он планировал ввести вместо рубля чуть менее ценную денежную единицу, названную им «русь». Даже были уже отчеканены образцы золотой «руси», но по ряду причин Витте эту свою идею отбросил.
Да ведь рубль и так был «русью» — он объединил «под Русью» земли от Балтийского моря до Тихого океана. Он вытеснил все ходившие до него монеты: в башкирском языке, к примеру, слово «hум» — «рубль» — раньше обозначало золотоордынские серебряные слитки, соммы.
Велика сила единства! Объединение народов дает мощный культурный рывок. А народные рубли, объединяясь в Сбербанке России, двигают экономику, развивают социальную сферу, реализуют объявленные правительством приоритетные национальные проекты.
Деньги по-прежнему нас берегут — защищают от напастей и нездоровья, кормят, дают образование и кров. По-прежнему дают свободу — свободу от нужды, свободу передвижения… Они, как им положено, выполняют желания. Но для этого их уже не нужно нашивать на одежду — их надо просто уметь беречь. Не закапывать в клады, а делать вклады — заставлять маленьких помощников работать, трудиться сутками и годами напролет. Ведь знающие люди — те, кому ведома магия денег, — говорят: деньги сберегаются в непрерывном движении. И — в объединении, к которому с первых дней тяготеет мир.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле