> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКОПУЛЬС ТУШИНА
 

Владимир Фомичев

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Владимир Фомичев

Пульс Тушина

Публицистика

Владимир Фомичев. Пульс Тушина. Публицистика. М., "Голос-Пресс". 2003.

В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ И НЕОПУБЛИКОВАННОЕ

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК

«Образы России» — так в 1984 году участник Великом Отечественной войны Федор Викулов назвал персональную выставку скульптуры и живописи в МХТИ имени Д. И. Менделеева. Затем был издан широкоформатный буклет мастера со множеством цветных и черно-белых иллюстраций, повторивший название той экспозиции. И вот уже около пяти лет бросается в глаза москвичам и гостям столицы при подходе к корпусу «Дельта» в туристическом центре «Измайлово» постоянно «играет» целый оркестр многолетнего викуловского вдохновения, запечатленного с помощью кисти, дерева, масляных красок, даже грецкого ореха. Открывающими эту публикацию словами само время выкристаллизовало глубинную суть всего созданного выходцем из многоснежной Сибири, отметившим уже свое восьмидесятилетие. Я думаю, количество отзвуков Родины в душе художника, ставших необыкновенными созданиями искусства, несомненно, переросло в новое качество — из образов превратилось в образ России.

Да, именно Россия — «Русь», «великая», «могучая», «матушка», «родная», как ее воспринимали Александр Пушкин. Иван Никитин, Сергей Есенин, все естественные отечественные гении и таланты, воссоздана в произведениях сегодняшнего сердечно чтимого обществом творца-фронтовика. Такой она представлялась и представляется самому народу, лучшим представителям его, бесконечную галерею которых вылепил, вырезал, написал за долголетний период удивительный творец прекрасного. Начиная с языческих времен и заканчивая днем сегодняшним — вся наша история исполнена им в лицах: от восточнославянских мифологических существ, сказочно-фольклорных персонажей, Святослава Легконогого до Маршала Победы Г. К. Жукова, боевых друзей ваятеля, современных деятелей науки и культуры. В его творчестве воплощены Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Сергий Радонежский, Иван Грозный, Ермак, Иван Сусанин, Аввакум, царица Евдокия, Михаил Ломоносов, Багратион, Барклай-де-Толли, создатель бессмертного «Конька-Горбунка» Петр Ершов, декабристы и их жены, Дмитрий Менделеев, Игорь Кобзев, Иван Шевцов, Иван Лысцов, многие-многие другие.

В выборе персонажей, событий, явлений, в крупных и мелких бюстах, батальных и иных сценах, композициях пластического жанра, в живописи, которой Ф. В. Викулов занимается с 1966 года, он всегда как бы обращается к широким массам с единой и задушевной мыслью: «Имеющий Родину наделен великим человеческим счастьем».

За каждой скульптурой, рельефом, полотном встает несоизмеримой величины народный дух. Так, Святослав подчинил Руси земли вятичей (где, в частности, расположена нынешняя Москва), разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, победил ясов, касогов, совершил победоносный поход на Дунайскую Болгарию, отразил печенежский набег от Киева, избавил восточных славян от дани хазарам, устранил препятствия к торговле с другими народами. Великий русский князь, талантливый полководец и отважный воин погиб в бою с превосходящими силами печенегов со словами, ставшими крылатыми: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые не имут сраму!»

При первом царе Иоанне Васильевиче территория России увеличилась почти в два раза, создан выдающийся архитектурный памятник — храм Василия Блаженного, появилась первая типография в Москве.

Бородинский цикл Федора Викулова рисует в воображении день 26 августа 1812 года, когда на одном из полей Подмосковья в разгоревшемся страшном бою пало 100000 человек. Еще М. Ю. Лермонтов писал об этом:

 

...Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел;
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди;
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

 

Наполеон до того в многочисленных войнах одерживал над врагами победу за победой. В несколько лет он завоевал почти все народы Западной Европы и во главе их общей армии вступил в наше Отечество. У Бородино, по словам А. П. Ермолова, «французская армия расшиблась о русскую армию». Лично Бонапарт так расценивал эту битву: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Меня сегодня мало занимают собственно искусствоведческие нюансы творчества Ф. В. Викулова, потому что они достаточно разработаны, да это и не лежит в сфере моих специфических интересов. Я хочу отметить в нем как главное ясную национальную философию двадцатого столетия. У седовласого уже художника, как в начале служения образному воспроизведению действительности, так и в течение полного долголетнего творческого периода, сохраняется детская восприимчивость всего происходящего вокруг. А стало быть — родовая первозданность художественной идеи, изначально реалистической. Она никогда не стареет, как любое Божие создание, как и сам человек. Кристально чистой душой большой современный художник выражает подспудное в человеке: гордость за землю, на которой родились, тоску соплеменников по расчлененному восточнославянскому единству, отсутствию подчиненной им территории, печаль от невозможности в полный голос честно сказать об этом.

— Властвующие «демократы» и околовластная оппозиция очень болезненно и резко реагируют на любые попытки взглянуть на жизнь с русской национальной точки зрения, — говорит Федор Васильевич при очередной нашей встрече. — Так же как они делали это вчера в общей роли высших партноменклатурщиков. Держали, держат и собираются держать массовое сознание в точных и установленных рамках.

Известные исторические факты сознательно замалчиваются, насильственно исключаются из культурного обихода. Одна из моих последних работ, посвященная тосту Верховного Главнокомандующего в честь «руководящего» народа России после Победы над фашистской Германией, вызывает у некоторых общественных «поводырей» нездоровую реакцию. К ней нельзя отнестись иначе как с горькой улыбкой, если сопоставить их собственную разрушительную работу с русским подвигом в огненные годы.

Резкое неприятие, зловещее молчание сопровождает и другие произведения Федора Васильевича, например «Творцы Победы». Композиция включает фигуры И. Сталина и Г. Жукова, одни из которых доложил план очередной боевой операции, а другой, рассмотрев, утвердил его.

Не вызывает восторга у сторожевых псов антирусского правящего режима и тема «Екатеринбургская Голгофа», которая стала определяющей в подвижничестве Федора Викулова. Скульптор словно бы задает правящему клану в отличие от их ернически муссируемых «кто виноват?», «почему?» и т. п. «извечно русских вопросов» естественный, просто человеческий: «ЗА ЧТО?» Это, думаю, действительно наш национальный вопрос сегодня.

За что гибнут невинные дети? За что на родимой земле внедрен идиотский калейдоскоп ненаказуемых преступлений, совершаемых русофобами всех мастей? За что население лишают святынь, сбивают с толку осуждением самых авторитетных лиц? За что обречены на деградацию юные создания, как представил их ваятель еще в одном новом сюжете «Беспризорники»?

Красота, сотворенная ветераном войны, — это красота исконной России. Он воссоединил души живущих с целым миром. Наш современник Федор Васильевич Викулов в произведениях многожанрового изобразительного искусства восстановил Русское государство. И тем самым, как пророк, предсказал грядущий путь своего народа.

Газета «Читающий патриот» № 7, 2000.

 

Вернуться к оглавлению.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа


Здесь читайте:

Владимир ФОМИЧЕВ (авторская страница).

 

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев