№ 3'08 |
Юрий Горюхин |
|
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬСЛАВЯНСТВОПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Юрий ГорюхинВ клубах легкого параКак опытный банщик, знаю определенно: второй пар легким не бывает. Как любитель изящной словесности со стажем, уверен, что ирония номер два — это либо фарс, либо пошлость, поэтому от фильма режиссера Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» ничего хорошего не ожидал. Ничего хорошего и не получил. Но и плохого ничего не получил. Ни тебе заливистого веселья, хотя шуток было предостаточно, ни предвкушаемого раздражения, несмотря на то, что сомнительных эпизодов тоже было немало. Тут можно было бы и закончить нашу рецензию в отсутствии предмета разговора, но парадокс в том, что индифферентной скуки картина не вызвала тоже. Что же это за чудный фильм такой, опередивший по сборам не только круглосуточных «дозоров» все того же Бекмамбетова, но и потеснивший многобюджетную голливудщину? С одной стороны, римейк чистой воды: опять баня, опять крепкие алкогольные напитки, опять улица Строительная в городе на Неве, опять любовь с пьяного глазу и прагматичное сватовство с глазу трезвого, ну и т.д. с классическим хэппи-эндом, конечно. С другой стороны, в сюжетную канву вплетены смысловые линии персонажей из первого фильма, доигрывающих на втором плане свою первую «судьбу», и выходит, что не чистой воды римейк, а вроде как и всамделишное «продолжение». Зрителя привлекло, конечно же, не то и не другое, думаю, даже и не массированная реклама, на которой хотелось бы остановиться отдельно, поэтому на ней отдельно и останавливаюсь. На создание фильма было затрачено пять миллионов долларов (казалось бы, давно приняли строгий закон считать все в рублях, ан нет — не перешибешь «зеленый» «деревянным»), львиная доля из них, наверное, ушла на оплату звездного актерского состава, потому что спецэффектов в «иронии» не наблюдалось и даже в единственной автоаварии Toyota Безрукова, коснувшись в замедленной съемке бампером столба освещения, конечно же, не пострадала. Примерно такая же сумма была вложена в рекламу фильма, которая и впрямь вышла массированной. Тут и ролики по ТВ с грозными обещаниями не показывать фильм нигде, кроме кинотеатров аж два года, летучие репортажи с места поимки злодеев-пиратов, укравших «Иронию» то ли прямо с экрана, то ли с монтажного столика зазевавшегося режиссера. Разумеется, разыгрываются Toyota Corolla с поцарапанным бампером, квартирка с видом на крейсер «Аврора», наверное, и телефончики от генерального спонсора «Билайн», возможно, и часовая помывка в Сандунах с бесплатным «ершом» в пивной кружке. Задействован и радиоэфир, где профессионально больные недержанием речи ведущие между песенками групп «Ирисок» и «Сосисок» играют со слушателями в игру «Найди свою половинку в городе Ленина и Петра Алексеевича». Чтобы завершить с рекламой и забыть о ней хоть ненадолго, добавим, что затраты на фильм, по-видимому, были «отбиты» еще до проката, иначе как объяснить такое количество product placement на погонный метр пленки? Тут и балтийская килечка крупным планом, и водочка, и полосатый шарфик, Toyota Corolla опять же во всей красе. Правда, надо отдать должное профессионализму Бекмамбетова, набившего руку еще на рекламных роликах «Всемирной истории банка «Империал»», ненавязчивая реклама действительно ненавязчивая, и если и будит в зрителе желание замахнуть стопарик-другой «Русского стандарта» под заливную рыбо-курицу, то почти без раздражения. Но вернемся к народу, который и есть наш ажиотажный зритель. Тайну его души раскрыл один из продюсеров фильма гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст: «30—35 процентов россиян, посмотревших «Иронию судьбы 2», впервые за последние 15—20 лет пришли в кинотеатры». Думаю, в этой цитате ключ успеха фильма. Люди пришли смотреть свою жизнь. Миллионы Лукашиных-Мягковых, не очень преуспевших ни в той и ни в этой жизни, пожелали узнать, а как там в кино-то? И их не обманули, потому что показали все, как в кино. Не сделал карьеры герой Мягкова, зато любовь пронес в сердце через всю жизнь, не закрутил бизнес герой Хабенского, зато в лице героини дочки Боярского тоже обрел светлое чувство и, возможно, тоже пронесет его через всю жизнь. И главное, как-то все спокойно, уютно, без стрельбы, без аффектации, без напряжения. Милиционеры забирают только по одному разу, а забрав, не бьют и не издеваются в пьяном кураже. Соседи хоть явно с окраин развалившейся империи, но тоже не грузят своими проблемами, почти политкорректно выполняя отведенную для них роль туповатых комиков. Отрицательный герой Безрукова — симпатичный, неглупый, дебошей не устраивает и в целом ведет себя достойно, несмотря на иронию судьбы и причуды невесты. Героя Буркова, как водится в хороших веселых фильмах, никто не вспоминает, что тоже правильно — умер Максим, да и бог с ним. Одним словом, наш российский мидлкласс с подросшими до зрелого возраста детьми может сказать: «И у меня все вот так же и, оказывается, что все совсем неплохо, и жизнь, можно сказать, удалась». Несмотря на обозначенный позитив в предыдущем абзаце, хотелось бы сделать несколько замечаний. Во-первых, очень уже грустно смотреть на так сдавших актеров предыдущего поколения, одна только Брыльска, как и подобает западной звезде, действительно почти не изменилась. Может быть, стоило дать им такие же роли, как дали звонившей из Израиля и потому невидимой героини Ахеджаковой? А с другой стороны, глянешь невесело на самого себя в зеркало, почешешь плешь на затылке и подумаешь: «А пусть себе играют…» Во-вторых, поражает беспробудное пьянство всех и вся. Я не язвенник-трезвенник, но все же не могу понять, для чего так спаивать в кино наших милиционеров, дедморозов, посетителей бань и просто случайных жителей Российской Федерации. Для чего гипертрофированно преувеличенный миф о нашей беспробудности нам же самим культивировать и транслировать другим народам земного шара? Чтобы смешнее было? Да как-то не смешны, видимо, во многом автобиографичные бесконечные роли алкоголиков Ефремова-младшего. Валяющийся на лестничной клетке в дым пьяный русский Санта Клаус с крепко потрепанной Снегуркой — это уже не хохма, а рекламный ролик для брезгливых сил западных демократий: мол, можно ли допустить, чтобы вот у такой вот пьяни и швали было ядерное оружие со стратегическими мировыми запасами энергоресурсов?! В-третьих, уж слишком притянуты друг к другу сюжеты, а те, что не притянуты, — абсолютно лишние. Для чего нужна была эта избитая-перебитая парочка Мороза со Снегурочкой, неужели у режиссера отечественного фэнтези не хватило своей собственной фэнтези? Как оказался в Питере теряющий сознание от одной рюмки до полной невменяемости герой Хабенского, если в самолет трупы не грузят? Почему прагматичный и проницательный герой Безрукова такой идиот, которому именно за несколько минут до Нового года надо чинить какую-то антенну на какой-то крыше? А папаша Лукашин, явно не располагающий свободными средствами, для чего летит в Петербург? Чтобы тут же возвратиться назад? А дурацкие переодевания главных героев? Понятно, что без всех этих нелепостей не было бы фильма, но, например, в рязановской первооснове логика развития сюжетов все же была соблюдена. И, в-четвертых, на этот раз традиционная и очень странная в своей бездумности жестокость, совершенно не мотивированная фабулой доброго новогоднего фильма. У Рязанова мокрого героя Яковлева спокойно отпускают в ночную тьму трескучего мороза, где тот не проживет и десяти минут. У Бекмамбетова лучшие друзья папы героя Хабенского, прекрасно знающие, что пить для последнего смертельно опасно, все же заставляют того опрокинуть стаканчик за родителя. Героиня Боярской, которая тоже в курсе дела и к тому же успевшая влюбиться в Лукашина-младшего, говорит, что ей все равно, если новоприобретенный суженый выпьет целый рог кавказского алкоголя. Можно продолжить наши претензии, но стоит ли, потому что все елки давно уже выброшены, а подарки сто раз переподарены. Никто, конечно, два года этот фильм в кинопрокате крутить не будет, и к следующему Новому году мы не раз посмотрим его на различных телеканалах, как с первой серией, так и без нее. Опять кто-то улыбнется, кто-то, может быть, смахнет слезу, кто-то в раздражении переключится на другой канал, меня же беспокоит уже другое событие. Снимается то ли продолжение, то ли сиквел, то ли римейк еще одного народного фильма — «Семнадцать мгновений весны». И хочется прорычать хрипло: «Ребята милые, комсомольцы, совсем недавно такие идейные, притормозите немного, ну рубите вы свою «капусту» где-нибудь в другом месте, оставьте хоть что-нибудь нетронутое из моей тоталитарной, социалистической, такой не свободной и ставшей вдруг такой беззащитной юности».
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007Главный редактор - Горюхин Ю. А. Редакционная коллегия: Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М. Редакция Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76 Заместители главного редактора: Чарковский В. В. (347) 223-64-01 Чураева С. Р. (347) 223-64-01 Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69 Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69 Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69 Отдел публицистики: Чечуха А. Л. (347) 223-64-01 Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01 Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69 Корректоры: Казимова Т. А. Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76
Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |