> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 3'08

Юрий Горюхин

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
СЛАВЯНСТВО
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Юрий Горюхин

В клубах легкого пара

Как опытный банщик, знаю определенно: второй пар легким не бывает. Как любитель изящной словесности со стажем, уверен, что ирония номер два —  это либо фарс, либо пошлость, поэтому от фильма режиссера Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» ничего хорошего не ожидал. Ничего хорошего и не получил. Но и плохого ничего не получил. Ни тебе заливистого веселья, хотя шуток было предостаточно, ни предвкушаемого раздражения, несмотря на то, что сомнительных эпизодов тоже было немало. Тут можно было бы и закончить нашу рецензию в отсутствии предмета разговора, но парадокс в том, что индифферентной скуки картина не вызвала тоже.

Что же это за чудный фильм такой, опередивший по сборам не только круглосуточных «дозоров» все того же Бекмамбетова, но и потеснивший многобюджетную голливудщину? С одной стороны, римейк чистой воды: опять баня, опять крепкие алкогольные напитки, опять улица Строительная в городе на Неве, опять любовь с пьяного глазу и прагматичное сватовство с глазу трезвого, ну и т.д. с классическим хэппи-эндом, конечно. С другой стороны, в сюжетную канву вплетены смысловые линии персонажей из первого фильма, доигрывающих на втором плане свою первую «судьбу», и выходит, что не чистой воды римейк, а вроде как и всамделишное «продолжение».

Зрителя привлекло, конечно же, не то и не другое, думаю, даже и не массированная реклама, на которой хотелось бы остановиться отдельно, поэтому на ней отдельно и останавливаюсь. На создание фильма было затрачено пять миллионов долларов (казалось бы, давно приняли строгий закон считать все в рублях, ан нет —  не перешибешь «зеленый» «деревянным»), львиная доля из них, наверное, ушла на оплату звездного актерского состава, потому что спецэффектов в «иронии» не наблюдалось и даже в единственной автоаварии Toyota Безрукова, коснувшись в замедленной съемке бампером столба освещения, конечно же, не пострадала. Примерно такая же сумма была вложена в рекламу фильма, которая и впрямь вышла массированной. Тут и ролики по ТВ с грозными обещаниями не показывать фильм нигде, кроме кинотеатров аж два года, летучие репортажи с места поимки злодеев-пиратов, укравших «Иронию» то ли прямо с экрана, то ли с монтажного столика зазевавшегося режиссера. Разумеется, разыгрываются Toyota Corolla с поцарапанным бампером, квартирка с видом на крейсер «Аврора», наверное, и телефончики от генерального спонсора «Билайн», возможно, и часовая помывка в Сандунах с бесплатным «ершом» в пивной кружке. Задействован и радиоэфир, где профессионально больные недержанием речи ведущие между песенками групп «Ирисок» и «Сосисок» играют со слушателями в игру «Найди свою половинку в городе Ленина и Петра Алексеевича». Чтобы завершить с рекламой и забыть о ней хоть ненадолго, добавим, что затраты на фильм, по-видимому, были «отбиты» еще до проката, иначе как объяснить такое количество product placement на погонный метр пленки? Тут и балтийская килечка крупным планом, и водочка, и полосатый шарфик, Toyota Corolla опять же во всей красе. Правда, надо отдать должное профессионализму Бекмамбетова, набившего руку еще на рекламных роликах «Всемирной истории банка «Империал»», ненавязчивая реклама действительно ненавязчивая, и если и будит в зрителе желание замахнуть стопарик-другой «Русского стандарта» под заливную рыбо-курицу, то почти без раздражения.

Но вернемся к народу, который и есть наш ажиотажный зритель. Тайну его души раскрыл один из продюсеров фильма гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст: «30—35 процентов россиян, посмотревших «Иронию судьбы 2», впервые за последние 15—20 лет пришли в кинотеатры». Думаю, в этой цитате ключ успеха фильма. Люди пришли смотреть свою жизнь. Миллионы Лукашиных-Мягковых, не очень преуспевших ни в той и ни в этой жизни, пожелали узнать, а как там в кино-то? И их не обманули, потому что показали все, как в кино. Не сделал карьеры герой Мягкова, зато любовь пронес в сердце через всю жизнь, не закрутил бизнес герой Хабенского, зато в лице героини дочки Боярского тоже обрел светлое чувство и, возможно, тоже пронесет его через всю жизнь. И главное, как-то все спокойно, уютно, без стрельбы, без аффектации, без напряжения. Милиционеры забирают только по одному разу, а забрав, не бьют и не издеваются в пьяном кураже. Соседи хоть явно с окраин развалившейся империи, но тоже не грузят своими проблемами, почти политкорректно выполняя отведенную для них роль туповатых комиков. Отрицательный герой Безрукова — симпатичный, неглупый, дебошей не устраивает и в целом ведет себя достойно, несмотря на иронию судьбы и причуды невесты. Героя Буркова, как водится в хороших веселых фильмах, никто не вспоминает, что тоже правильно —  умер Максим, да и бог с ним. Одним словом, наш российский мидлкласс с подросшими до зрелого возраста детьми может сказать: «И у меня все вот так же и, оказывается, что все совсем неплохо, и жизнь, можно сказать, удалась».

Несмотря на обозначенный позитив в предыдущем абзаце, хотелось бы сделать несколько замечаний. Во-первых, очень уже грустно смотреть на так сдавших актеров предыдущего поколения, одна только Брыльска, как и подобает западной звезде, действительно почти не изменилась. Может быть, стоило дать им такие же роли, как дали звонившей из Израиля и потому невидимой героини Ахеджаковой? А с другой стороны, глянешь невесело на самого себя в зеркало, почешешь плешь на затылке и подумаешь: «А пусть себе играют…» Во-вторых, поражает беспробудное пьянство всех и вся. Я не язвенник-трезвенник, но все же не могу понять, для чего так спаивать в кино наших милиционеров, дедморозов, посетителей бань и просто случайных жителей Российской Федерации. Для чего гипертрофированно преувеличенный миф о нашей беспробудности нам же самим культивировать и транслировать другим народам земного шара? Чтобы смешнее было? Да как-то не смешны, видимо, во многом автобиографичные бесконечные роли алкоголиков Ефремова-младшего. Валяющийся на лестничной клетке в дым пьяный русский Санта Клаус с крепко потрепанной Снегуркой —  это уже не хохма, а рекламный ролик для брезгливых сил западных демократий: мол, можно ли допустить, чтобы вот у такой вот пьяни и швали было ядерное оружие со стратегическими мировыми запасами энергоресурсов?! В-третьих, уж слишком притянуты друг к другу сюжеты, а те, что не притянуты, —  абсолютно лишние. Для чего нужна была эта избитая-перебитая парочка Мороза со Снегурочкой, неужели у режиссера отечественного фэнтези не хватило своей собственной фэнтези? Как оказался в Питере теряющий сознание от одной рюмки до полной невменяемости герой Хабенского, если в самолет трупы не грузят? Почему прагматичный и проницательный герой Безрукова такой идиот, которому именно за несколько минут до Нового года надо чинить какую-то антенну на какой-то крыше? А папаша Лукашин, явно не располагающий свободными средствами, для чего летит в Петербург? Чтобы тут же возвратиться назад? А дурацкие переодевания главных героев? Понятно, что без всех этих нелепостей не было бы фильма, но, например, в рязановской первооснове логика развития сюжетов все же была соблюдена. И, в-четвертых, на этот раз традиционная и очень странная в своей бездумности жестокость, совершенно не мотивированная фабулой доброго новогоднего фильма. У Рязанова мокрого героя Яковлева спокойно отпускают в ночную тьму трескучего мороза, где тот не проживет и десяти минут. У Бекмамбетова лучшие друзья папы героя Хабенского, прекрасно знающие, что пить для последнего смертельно опасно, все же заставляют того опрокинуть стаканчик за родителя. Героиня Боярской, которая тоже в курсе дела и к тому же успевшая влюбиться в Лукашина-младшего, говорит, что ей все равно, если новоприобретенный суженый выпьет целый рог кавказского алкоголя.

Можно продолжить наши претензии, но стоит ли, потому что все елки давно уже выброшены, а подарки сто раз переподарены. Никто, конечно, два года этот фильм в кинопрокате крутить не будет, и к следующему Новому году мы не раз посмотрим его на различных телеканалах, как с первой серией, так и без нее. Опять кто-то улыбнется, кто-то, может быть, смахнет слезу, кто-то в раздражении переключится на другой канал, меня же беспокоит уже другое событие. Снимается то ли продолжение, то ли сиквел, то ли римейк еще одного народного фильма — «Семнадцать мгновений весны». И хочется прорычать хрипло: «Ребята милые, комсомольцы, совсем недавно такие идейные, притормозите немного, ну рубите вы свою «капусту» где-нибудь в другом месте, оставьте хоть что-нибудь нетронутое из моей тоталитарной, социалистической, такой не свободной и ставшей вдруг такой беззащитной юности».

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле