> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 9'07

Сергей Лаврентьев

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Сергей Лаврентьев

Политические последствия присоединения Башкортостана к России

Значимость и знаменательность такого исторического события как присоединение Башкирии к Русскому государству во второй половине XVI века всеми давно уже признаны и оспариваются, пожалуй, лишь самыми отъявленными противниками российского федерализма. В канун такой торжественной даты как празднование 450-летия этого события приобретают особую актуальность многие аспекты, вытекающие из этого исторического феномена.
Присоединение Башкирии к Русскому государству — поворотная дата в истории не только башкирского, но и русского, татарского, чувашского, марийского и других народов многонациональной России. Из феодального великого княжества Россия преобразилась в могущественную мировую державу, многонациональное евроазиатское государство. В период поэтапного добровольного присоединения башкирских племен к Московскому царству были заложены те основы протофедеральных отношений, которые накладывали и продолжают накладывать свой отпечаток на историческое развитие народов России, придавая ее государственным устоям, ее государственному облику особый, неповторимый, уникальный характер.
Таким образом, приступая к рассмотрению столь значительной и актуальной темы как влияние присоединения башкирских земель к России на политическое развитие всей страны, необходимо рассмотреть сразу несколько аспектов.
В первую очередь вступление башкирских племен в российское подданство отразилось на этнополитических процессах не только в Башкортостане но и всем Волго-Уральском регионе, а если заглядывать еще дальше — то и во всей России. Именно с этого момента русский и другие братские народы стали стремительно развиваться, вышли за пределы своей исторической родины. Начиная со второй половины XVI века российские пространства были охвачены миграционными процессами, началось освоение Сибири.
Башкирские племена и роды в ту эпоху еще не представляли собой окончательно оформленную нацию в западноевропейском понимании. Консолидации башкирского народа мешала ситуация феодальной раздробленности, осложненная вынужденным подчинением разным государствам. Положение башкир как вассалов и данников Казанского, Сибирского ханств и Ногайской Орды было весьма тяжелым. И именно вступление в российское подданство стало для башкир знаменательной вехой — под единой, сильной, устойчивой властью русских монархов башкирский народ наконец-то получил долгожданную возможность окончательно приобрести свой завершенный этнокультурный облик, обрести наконец свое законное место в многоцветной палитре народов Евразийского континента.
Башкирский народ, добровольно присоединившись к Русскому государству, тем самым получил надежную юридическую основу для защиты своих национальных прав и неприкосновенности своих земель. Более того - вступление в российское подданство открыло для башкирского народа кардинально новый, хотя и достаточно тяжелый путь исторического развития. Был положен конец жестокому гнету ногайских и татарских феодалов, изнурительным междоусобным схваткам, бесконечным феодальным войнам, нападениям степных соседей. Наконец-то было покончено с политической раздробленностью Башкирии, что создало благоприятные условия для дальнейшей национальной консолидации башкир в рамках единой территории и державы.
Кроме того, нельзя упускать из виду такой немаловажный фактор, как развитие этнической толерантности. И русские, и башкиры, и татары, и другие народы Урало-Поволжья перешагнули средневековый барьер узких, замкнутых в своих раковинах народностей. Совместное проживание на одной территории представителей самых разнообразных как в этноязыковом, так и в культурно-бытовом отношении народов, сделало их более открытыми, научило терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке. Нет нужды лишний раз перечислять исторические события, в которых башкиры принимали участие наравне с русскими и другими братскими народами. Это и пугачевское восстание, и менее известное событие, когда башкиры вместе с яицкими казаками и правительственными войсками по сути спасли от уничтожения калмыков, которые, подзуживаемые китайскими шпионами пытались уйти в Джунгарию на верную гибель. Это и война 1812 года, Великая Отечественная война — всего и не перечислишь. Башкиры, как и другие народы России, делили в полной мере и радость и горе с русским народом, испытывавшем на себе всю тяжесть феодально-крепостнического гнета.
В целом и для развития русского народа как политической нации присоединение башкирских земель сыграло немаловажную роль. С присоединением Башкирии значительно увеличилась территория России. Теперь, когда ее границы на юго-востоке простирались до р. Яик и Тобол, перед русскими открылись широкие перспективы освоения азиатских пространств, появился доступ к восточным рынкам. Впоследствии строительство Оренбурга и Оренбургской укрепленной линии сделало Башкортостан перекрестком оживленных торговых путей между Западом и Востоком.
Другой, не менее важный аспект — социально-экономический. Вхождение Башкирии в состав России открыло перед ней новые пути развития производительных сил, связанных с заселением края земледельческим населением, прежде всего русскими крестьянами, с постепенным переходом кочевников-башкир к оседлости и земледелию, с дальнейшим освоением огромных природных богатств Южного Урала. Приток земледельческого населения оказал существенное воздействие на хозяйственную жизнь башкир. В целом, можно отметить, что в жизни башкирского народа в этот период наметился кардинальный перелом — из кочевого традиционного общества, развивавшегося по азиатской модели, Башкирия постепенно стала трансформироваться в европейскую провинцию.
Другой немаловажный аспект — административный. Начиная со времен монгольского владычества Башкортостан традиционно делился на четыре административные единицы — даруги. Царское правительство, сохранив это административно-территориальное деление, тем не менее внесло свои изменения. Отныне управление башкирскими землями было сосредоточено в приказе Казанского дворца, который был создан после присоединения Казанского ханства к Русскому государству.
На первый взгляд, казалось, что внешне мало что изменилось. Однако этот шаг московского правительства заложил основы дальнейшего развития административно-территориальной системы управления башкирскими землями. И в этом плане сами башкиры шли навстречу Москве. Предводители башкирских племен прекрасно осознавали всю необходимость дальнейшего укрепления российской власти. Отдаленность Башкортостана от центральной России, близость Сибири и Казахстана, откуда постоянно грозили набеги кочевых соседей вызывали обеспокоенность политической безопасностью края. По этой причине башкиры в 1573 г. обратились к Ивану Грозному с просьбой о строительстве на их земле города. Так была создана Уфа — первый город-крепость на территории башкирских земель. Строительство Уфимской крепости заложило основы дальнейшего развития городской жизни в Башкортостане, облегчало задачи защиты края и управления. Впоследствии, в период петровских реформ, были проведены существенные изменения в административно-территориальном управлении краем. По указу Петра «Об учреждении губерний и о расписании к ним городов» от 1708 года создается Казанская губерния, а в 1719 году в ее рамках формируется Уфимская провинция . Создание Уфимской провинции — вначале в рамках Казанской губернии, а затем и как самостоятельной административной единицы сыграло немаловажную позитивную роль как в деле управления краем, так и в подъеме статуса башкирских земель, укрепления относительной самостоятельности региона. Начиная с этой эпохи начинается постепенный процесс превращения Башкортостана в полноправный регион России.
С вступлением в российское подданство заметно вырос и статус самих башкир. Из подневольных данников ордынских (правильнее будет сказать — постордынских) государств они превратились, пусть в зависимых от другого государства, но все же полноправных владельцев своих обширных земель. На протяжении очень долгого времени вотчинное право, которым башкир наделил Иван Грозный, делало их достаточно привилегированным народом, чье положение в Российском государстве было не в пример легче, по сравнению, например, с самой государствообразующей нацией — русскими. Башкиры избежали тягот крепостничества, от которого страдали русские, украинцы, белорусы, прибалтийские и другие народы царской России. Даже когда в Башкирию хлынул поток переселенцев из центральных губерний, на протяжении достаточно долгого времени башкиры сохраняли свой особый статус, а в чем-то даже и выигрывали — являясь полноправными собственниками земельных угодий, они получали возможность получать прибыль от их аренды. Статус пришлого населения отличался от статуса коренных жителей далеко не в лучшую сторону. Быть башкиром в определенный период исторического развития было достаточно выгодно. И лишь начиная с петровских времен, когда вестернизированная Петром Первым полицейско-бюрократическая машина российского самодержавия стала систематически нарушать права башкирского народа, началась череда знаменитых башкирских восстаний.
Пожалуй, наиболее трагическими вехами в истории башкирского народа стали восемнадцатый и девятнадцатый века. Впрочем, это было закономерно: усиливающаяся мощь молодой, реформированной Петром империи требовала постоянных ресурсов — финансовых, людских, земельных. Геополитические аппетиты элиты Российской Империи росли, а одновременно с внешнеполитическими успехами во внутренней политике нарастало давление на угнетаемые сословия и народы. В эту эпоху утратили львиную долю своих былых вольностей и привилегий не одни лишь только башкиры — украинцы, к примеру, пострадали гораздо сильнее — не только утратив последние частички своей былой казацкой «самостийности», но и полностью закрепощенные, они на долгое время утратили возможность реализовывать свои национальные интересы и чаяния. Возможно, именно из этой эпохи произрастают корни нынешней враждебной по отношению к России политики правительства современной Украины.
Башкиры пережили восемнадцатый век, пусть и с большими потерями, но все же сохранили самое главное — право на свою личную свободу, что в условиях крепостнического государства было весьма значимым обстоятельством. Башкирский народ счастливо избежал реализации радикально-крепостнических предложений Кирилова и Тевкелева, вознамерившихся подвергнуть всех башкир насильственной христианизации, русификации и раздаче помещикам в качестве крепостных крестьян. К счастью, подобные отвратительные «прожекты» не нашли отклика у правительства. Тому причиной во многом было упорное вооруженное сопротивление башкир тотальному наступлению на их права.
Впрочем, нельзя осуждать башкир за постоянные восстания и нарушение, по формулировке царских властей, присяги. Башкиры воевали не с целью отделения от страны (пожалуй, только в период восстания Карасакала у предводителей обнаружились сепаратистские тенденции), а с оружием в руках защищали свои неотъемлемые права.
Выстоявшим в горниле тяжелых потрясений и трансформаций, которые переживала Россия в восемнадцатом веке, башкирам предстояли новые испытания. Реформы Александра Первого явились очередной попыткой реконструкции явно испытывавшего перегрузки огромного и громоздкого аппарата управления столь обширной империей. В первые годы правления Александра были проведены административная, правовая и целый ряд других реформ. Башкиры были окончательно переведены в разряд военно-служилого сословия, став, по сути, теми военными поселенцами, в которых мечтал превратить всех подданных России граф Аракчеев.
Кантонная система управления, конечно же, облегчала схему использования башкир как военной силы в интересах государства, но она в то же время резко ударяла по правам народа. Башкиры, лишившись по сути дела своей традиционной системы управления (старшины, тарханы и пр.) были отданы на произвол военного командования. Из вольных кочевников, в чьи обязанности перед государством входили уплата ясака и военно-гарнизонная служба (сезонная), они превращались в пожизненных солдат со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате в 1834—1838 гг. по краю проносится целая полоса волнений, в которых весьма активную роль играли башкиры . Впрочем, первая половина девятнадцатого века была временем тяжелых испытаний для всех народов царской России.
Позорное поражение николаевского режима в Крымской войне всколыхнуло российское общество. Становилось ясным, что прежняя держимордовская политика, с помощью которой правительство желало законсервировать в стране существующий, изживший себя строй, более неприменима. В стране, по словам В.И. Ленина, складывалась революционная ситуация.
Отмена крепостного права стала толчком к осуществлению целого ряда давно уже назревших, и даже запоздалых реформ. В середине шестидесятых годов девятнадцатого века правительство Александра Второго предпринимает судебную, административную, земскую и другие реформы. Реформы затрагивают и башкир. В 1865 году ненавистная система кантонов была упразднена. Башкиры наконец-то обрели долгожданную свободу.
С другой стороны, земская реформа, проводимая александровским правительством, ударила по главной основе традиционного образа жизни башкир. Вотчинное землевладение было упразднено, что почти автоматически превратило башкир в безземельный народ. Начинается очередная тяжелая страница в жизни башкир. В Башкортостан хлынула новая волна переселенцев, край стремительно вовлекался в новые производственные отношения. В период бурного развития капитализма башкиры по сути оказались на обочине этого процесса. Долгое пребывание под гнетом кантонной системы законсервировало у башкир старые феодальные отношения, затормозило развитие национальной буржуазии. В то время как русские, а вслед за ними другие народы Российской Империи — украинцы, белорусы, татары и др. активно развивались в качестве буржуазных наций, башкиры по-прежнему пребывали в условиях патриархально-феодального родового уклада. В силу сложившихся обстоятельств — неграмотности и незнания русского языка, башкиры оказались не готовы к продаже своих земель и защите своих интересов в новых условиях . Реформирование армии, проводимое александровским правительством также ударило по интересам башкир. В условиях радикально изменившегося военного дела, необходимость в башкирском иррегулярном войске отпадала. По сути дела, к концу девятнадцатого века башкиры оказались на положении «лишнего» народа, которому не нашлось места в суровых условиях дикого капитализма того периода.
Положение башкир этого времени красноречиво описано в произведениях классиков русской, татарской и башкирской литературы — Крашенинникова, Мамина-Сибиряка, Горького, Мажита Гафури, Мифтахетдина Акмуллы и др. Вопиющая нищета, болезни, голод поставили башкир на грань вымирания.
Вместе с тем в башкирском обществе на фоне всех этих негативных явлений медленно, но все же начинают появляться ростки новых социальных и экономических отношений. Среди башкир начинают появляться представители национальной буржуазии а попутно им — и представители интеллигенции, которые в начале нового двадцатого столетия стали все громче заявлять об ущемленных правах своего народа.
В Башкортостане начинает расти национальное движение, представители башкирского народа принимают участие и в революционном движении. Всем известны имена Ш. Бабича, Б. Нуриманова, Ш. Худайбердина, А.-З. Валиди-Тогана. В среде революционно настроенной башкирской интеллигенции начинают возникать идеи о повышении статуса Башкортостана, возникают проекты реализации права башкир на автономию. Однако обрести свое воплощение в жизнь им довелось уже только после Октябрьской революции.
В советский период перед башкирами открылась новая страница исторического развития. Впервые за долгие века своего существования башкиры обрели собственную государственность — пусть и в усеченном и ущемленном виде автономной республики, но в тот период и это было весьма прогрессивным явлением.
Советская власть, проводя свою национальную и культурную политику, действовала двояким образом. С одной стороны, декларировались идеи о необходимости развития национальных культур всех прежде угнетенных и отсталых народов России, предоставлении им возможности развивать национальный язык, сохранять самобытность своей культуры и т.д. А с другой — ведя курс на индустриализацию, превращение страны из отсталой и аграрной в передовую, промышленно развитую, партийное руководство не могло не затронуть самые основы традиционного уклада жизни нерусских народов. Политика массовой ликвидации безграмотности, т.н. «культурной революции», борьбы с религией, а впоследствии — коллективизация, резко изменили облик нерусских народов России. В частности у башкир, например, в ходе коллективизации полностью исчез прежний кочевой уклад, стали размываться и отмирать многие национально-бытовые традиционные ценности и обычаи. Башкиры по сути дела стали превращаться в нацию с европейским обликом. В советское время в результате проведенной индустриализации Башкирия преобразилась до неузнаваемости — из отсталой окраины царской России к началу 60-х годов двадцатого века БАССР превратилась в регион с мощной экономикой, развитой добывающей и тяжелой промышленностью. Стремительно росли показатели экономического роста, бурно шли процессы урбанизации. Столица Башкортостана — Уфа из тихого провинциального городка превратилась в современный мегаполис с миллионным населением (к 1980 году) и развитой инфраструктурой.
Вместе с тем, особенно в послевоенный период, в развитии Башкортостана стали накапливаться и негативные тенденции. БАССР отставала в развитии практически всех социальных отраслей — по уровню денежных доходов населения, товарообороту, обеспеченности жильем, дошкольными и общеобразовательными учреждениями, вузами, медицинской помощи. Большие трудности испытывали жители сельских районов республики. К концу 80-х гг. четко выявилась тенденция к тому, что партийное руководство республики уже не в состоянии выполнять «руководящую роль» в жизни общества, как это неустанно провозглашалось.
Процессы перестройки, начавшие процесс радикальных политических трансформаций советского общества, закончившихся распадом СССР и созданием Содружества Независимых государств, затронули и Башкортостан. 11 октября 1990 года была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. С этого момента начинается новый период дальнейшего поступательного развития республики в составе обновленной России.

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле