> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Екатерина Репьева

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2008 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Екатерина РЕПЬЕВА

Мечтать действительно не вредно!

            Начинающая детская писательница и журналист Мария Кондратова получила второй приз на конкурсе детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого за сказочную повесть "Ночная мышь, или Первый полет". Произведения лауреатов этого конкурса не могли пройти незамеченными для детской литературы, сегодня откровенно испытывающей нехватку истинно русских по духу писателей, и оказались выпущены отдельным трехтомником издательским домом "Ключ-С" при поддержке партии "Справедливая Россия". Среди 29 русскоязычных авторов России и зарубежья Мария Кондратова заняла свою нишу в области детской сказки. Чем же примечательна повесть "Ночная Мышь"?

Автору удалось затронуть в детской книге по-настоящему взрослые, духовные вопросы поиска смысла жизни и следования своей мечте. А понять смысл жизни можно, лишь оставаясь верным своим идеалам, этим нравственным ориентирам, которые важно уметь сохранить в душе и не разочароваться, если мечта не торопиться немедленно с исполнением. Мария Кондратова объясняет маленьким читателям, что только смиренное сердце получит в конце вознаграждение, только кроткая душа сможет выстрадать собственную мечту и возрасти духовно, добиваясь ее осуществления.

            Удивительно, что завести разговор на столь философские темы автору удалось отнюдь не в ущерб сказочным образам, населяющим загадочный Нечаянный Лес. Каждая страница повести полна сказочной лирики, рожденной женской, нежной душой автора. Так, в Лесу предаются мечте самые разные жители: Веревочный Заяц, его воспитанница маленькая Ночная Мышь, юный птенец Птах, романтическая корова Икка. Каждый из них вдохновлен мыслями о чем-то возвышенном, дающем силы начать новый день. При всей кажущейся абсурдности ее мечты, романтическая корова Икка не перестает надеяться на встречу с Березовым Слоном, который, согласно легенде, согревающей чуткое коровье сердце, разносит подарки и сеет вокруг себя радость. Образ Березового Слона остается просто образом, и самой корове не известно, когда же она впервые услышала о нем, а может прочла в каком-то изящном романе... Но Икка не перестает верить, что, появившись однажды в Нечаянном Лесу, великан Березовый Слон выберет именно ее, Икку, самую романтическую жительницу Леса. И вот эта вера в Березового Слона и помогает Икке следовать девизу во всем "быть на высоте".

            Нечаянный лес - благодатное место для мечты. Никому из добрых лесных жителей никогда и в голову не приходило смеяться над грезами коровы. Читая повесть, дети учатся уважать полет фантазии и чужие сокровенные мечты. Мало того, именно романтический настрой и крайняя восприимчивость к красоте и составляют Иккину индивидуальность. Душевная доброта обитателей Леса помогает им мириться с коровьими странностями, ведь необычайная чувствительность Икки регулярно вызывает у нее обильные слезы, которые то и дело грозят затопить Нечаянный Лес.

Есть в Лесу и свои обыватели, которые оказываются не в состоянии подняться над житейской суетой и вознестись мыслями к чему-нибудь столь же "бесполезному" в повседневной жизни, как идеальный Березовый Слон Печальной Икки. "У меня есть идеалы", - упрямо твердит Икка, когда очередной нахальный зяблик задает ей вопрос, отчего же корова не торопится вить себе гнездо и высиживать телят, как делают все порядочные зяблики?

            А вот и Веревочный Заяц, старый мечтатель... Когда-то в молодости он собирался стать моряком и посвятить жизнь открытию новых земель. Но вот беда, дорогу к морю Заяц так и не отыскал, "наверное, не в ту сторону пошел". С тех пор обосновался в лесу в домике, похожем на корабль: "Домик его с аккуратными круглыми окошками-иллюминаторами стоял под самой высокой в этом лесу сосной. Заяц любовно называл ее своей бизань-мачтой. Вся она была увешана веревочными лестницами и канатами, точно новогодняя елка праздничными гирляндами. Имелся здесь, разумеется, и маленький парус, растянутый между ветками. Он страшно гудел ветреным ночами". И хотя ничто теперь, когда Заяц "кинул якорь" на твердой земле и уже, казалось бы, никуда не должен был сорваться с места, не предвещало морского путешествия, Зайца не покидает надежда. Да и Веревочным его прозвали потому, что каждый вечер после ужина он садится распутывать веревку с морскими узлами, которые успевает наплести к концу дня. За этим мирным занятием философски обдумывает прошедший день, не переставая мечтать, что однажды умение завязывать крепкие рифовые и беседочные узелки пригодится для настоящего морского путешествия. Собственная мечта, как это обычно и бывает, научила Заяца бережно относиться к выбору жизненного пути и талантам других. Развитая душевная чуткость подсказывает Зайцу посоветовать его юной воспитаннице, Ночной Мыши, прислушаться к внутреннему голосу, следовать своему призванию от природы, то есть выучиться летать.

Дело в том, что Заяц подобрал Ночную Мышь прошлой осенью, дрожащую от холода и, как потом откроется, отвергнутую представителями ночного племени Летучих мышей. С тех пор у подрастающей Мыши даже мысли о полете не возникло, так она и росла, как обыкновенная пешеходная Мышь. Хотя весна за окошком придала ей живительной силы для свершения разных детских проделок, свои бархатистые крылышки за спиной Ночная Мышь по-прежнему использовала вместо одеяла. И только такой мечтатель, как Заяц, все чаяния обративший к никогда невиданному морю, понимает, что Мышь находится в поиске собственного "Я". Так, верность идеалам помогает видеть суть вещей, открывает внутреннее зрение для выбора истинного жизненного пути.

            Казалось бы, что стоило старому Зайцу последовать совету мышки-соседки, представительницы лесного обывательского мирка... Послушать хлопотушку-постирушку и сделать из ночной Мыши образцовую хозяйку, да, пожалуй, этим и ограничиться? Заяц получает всевозможные наказы по воспитанию маленькой девочки. Здесь и совет отдать Ночную мышь на учебу к домовитой соседке, здесь и настоятельная просьба приучить воспитанницу к ежедневной работе на кухне, подобающей каждой уважающей себя хозяйке. Ведь приличная Мышь должна и пироги уметь печь, и варенья наварить, и грибов насушить, а что до полетов, то ни сама мышка-хлопотушка, ни ее почтенный супруг господин Мауз, ни даже мечтатель Заяц летать никогда не умели и без полетов прекрасно жили-не тужили! Но слушая соседку-хлопотунью, Веревочный Заяц понимает, что плоской, одномерной житейской мудрости не достаточно для решения философских вопросов, для обретения смысла жизни. Житейская мудрость, направленная на обустройство физического комфорта, не подскажет верного решения такой серьезной проблемы, как предназначение маленькой Ночной Мышки. "Конечно, кулинарное искусство - это важно. Это ОЧЕНЬ важно. Но ведь Она - Ночная Мышь... И прежде всего девочка должна научиться летать... Иначе она никогда не будет счастлива... Никогда..." К такому же пониманию приходит сама Ночная Мышь, внезапно ставшая свидетельницей полета больших серых птиц. "Ей казалось, что она больше никогда не будет счастлива, если не увидит еще раз (сейчас же, немедленно!) мерного и неторопливого взмаха серых крыльев". И счастье действительно связывается в повести с возможностью летать, то есть фактически возноситься мыслью в творческом полете. Творить собственную судьбу, которую никто и никогда не в состоянии предрешить. Ведь и Веревочный Заяц летает, хотя об этом и не догадывается, думает Ночная Мышь. Маленькая рукокрылая мыслительница понимает, что только от ее желания и усердия зависит, суждено ли ей оторваться от земли. Потому и не имеют над ней силы безапелляционные "предсказания" внезапно объявившейся в лесу вещей птицы Людмилы, попросту вороны, переодевшейся в павлиньи перья. 

            Тема творчества соседствует в повести с темой предрешенности. Помните, как у протестантов: спасение конкретного человека понимается как принятое раз и навсегда решение "свыше", изменить которое никакими делами уже невозможно, остается только уповать на Бога. Но на сей счет мы помним евангельское высказывание: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Много неприятностей принесла Нечаянному Лесу самозванная вещунья Людмила, попытавшаяся авторитетно и практически "по-протестантски" навешать ярлыки и вынести каждому лесному жителю свой приговор. Что бы стало с Ночной Мышью, если бы та оказалась менее сильна духом и приняла близко к сердцу пустые и хамские слова Людмилы: "Не надо быть магистром предсказаний, чтобы убедиться, что ничего путного из тебя не выйдет... Не стоит зрря и карр-ты трепать!" Но никакая ворона-вещунья не в состоянии предугадать чужую судьбу, не в состоянии сделать нравственный выбор вместо Ночной Мыши.

            А для осуществления мечты надо уметь сохранить чистоту сердца. Потому и мечты исполняются только у тех, кто осознал жертвенную природу творчества. Кто искренне готов отречься от собственных амбиций ради счастья своего ближнего, на время забыть о собственной тоске и послужить тому, кто рядом, буквально выстрадать собственное счастье. Как ни дрожал Веревочный Заяц при мысли о зловещем ночном лесе, но настала минута, когда он смело отправился в путь на поиски племени Летучих мышей. Он делает это ради счастья своей маленькой воспитанницы, чтобы просить ночное племя принять его Мышку на обучение, потому и страх перед темнотой над Зайцем не властен. В повести сказано: истинный подвиг состоит в преодолении своих страхов. Истинный подвиг духовно возросшего человека - пожертвовать собой ради блага ближнего, ради помощи еще более слабому существу, чем ты сам.

            Не думает больше о себе и Ночная Мышь, которой учебники для начинающих птенцов никак не помогают взлететь. Через самопожертвование пришлось пройти ей, когда опасность нависла над Печальной Иккой. Только что предаваясь безутешному и несколько эгоистичному горю после злобных предсказаний Людмилы, Ночная Мышка мигом излечивается от многодневной хандры: "Все должно быть по справедливости, а не только по моему хотению... А по справедливости надо сначала поймать того, кто обижает Икку, а потом уже крыльями махать!" Подобное осознание делает главную героиню сказки старше. Понимает она и спасительную силу смирения. В этом плане повесть Марии Кондратовой остается верна заветам русской классической литературы, освященной вдохновенными словами Ф.М.Достоевского: "Смирение - страшная сила!" Вдохновение полета никогда не придет к тому, кто не готов смириться и последовательно, кропотливо трудиться ради осуществления своей мечты. Внезапно родившееся в душе смирение помогает Ночной Мыши понять, что истинный полет "нельзя заслужить, нельзя вымучить из себя, нельзя купить или украсть", но надо лишь изо дня в день делать все возможное и тогда полет "непременно случится". Творчество родится, как ответ на смиренную надежду кроткого сердца. Со смирением приходит к Ночной Мыши и долгожданный успех - самым естественным образом взмах крыльев поднимает ее в воздух и отрывает от земли. "Распахнув глаза и крылья навстречу выходящему из-за деревьев солнцу, она ЛЕТЕЛА! С перемазанной физиономией и бессмысленной счастливой улыбкой она влетела в первый осенний день".


Здесь читайте:

Мария Кондратова. Ночная мышь или первый полет.  

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев