> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Светлана РУДЕНКО

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2008 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Светлана РУДЕНКО

Чувство голода

Странная, парадоксальная сегодня ситуация сложилась на книжном рынке – море пишущих – от тех, кто совсем не владеет пером и тех, кто недурно овладел этим ремеслом. Читателя с головой накрывает волной дурно пахнущей, на скорую руку состряпанной литературы, вернее, чтива. Кто просто копирует жизнь, как плохой фотограф, кто так сильно увлекается формой, что забывает о смыслах и героях. И очень редко встречается хорошее слово вкупе с умным, тонко чувствующим автором, который не просто «поет, что видит», а творит новую реальность – реальность художественного вымысла. Для этого не обязательно отрываться от грешной земли, писать в жанре фэнтези, исторического романа или работать в манере Марселя Пруста. Можно писать о жизни, но при этом не захлебываться в ее грязи и не топить в ней читателя. Таким умением обладает прозаик Елена Перминова.

Елена - мастер короткого динамичного рассказа, в котором нет ничего лишнего. (Сказывается лаконизм журналиста и редакторский талант отсекать все лишнее, второстепенное). Кстати, рассказ - жанр, незаслуженно забытый нынче, затоптанный и оттесненный повестями и романами. А ведь мастерство писателя зачастую лучше всего видно именно в рассказе, его-то бывает написать не проще, а подчас и сложнее масштабной повести.

Рассказы Перминовой различны по тональности и настроению - и в этом их прелесть и оригинальность. Зачастую она пишет их от первого лица, причем лицо это - женщина, сильная, волевая, яркая и, как правило, одинокая. Однако, не менее интересны «мужские рассказы» Перминовой - «Писатель Молотков», «Судный день». Елена благоразумно не пытается писать их от первого лица - очень редко удается женщине выдержать стилистическую, а главное, психологическую и эмоциональную достоверность такого повествования. Исключение разве что «Ценность жизни» - совсем короткий, мастерски написанный рассказ, с неожиданным юмористическим финалом.

Такие произведения как «Судный день» - продолжение традиционной в русской классической литературе темы маленького человека. Вообще этот рассказ очень напомнил мне не только гоголевского Акакия Акакиевича, но и чеховского чиновника, невзначай чихнувшего в театре на лысину знатного господина. Весь рассказ «Судный день» - это, по сути, мучительные терзания «законопослушного гражданина» Семена Петровича, пятидесятидвухлетнего вахтера автобазы - зачем же его все-таки вызвали в суд?! Эта несчастная повестка стала поводом для Семена Петровича прокрутить мысленно все свою немудреную жизни, все свои мелкие прегрешения и отступления от закона. Причем в голову ему приходит самое несусветное и анекдотичное - от нарушения санитарного режима до мыслей о следящих за ним шпионах. Все терзания и страхи героя по поводу предстоящего визита в суд психологически очень точно описаны: ему уже слышится звон наручников, «он тяжело рухнул в старое кресло посредине комнаты, достал из кармана повестку, подул на нее осторожно, разгладил пальцами и стал мучительно вспоминать, кому насолил в этой жизни». Зато после того, как герой узнал, что вызван в суд за пустяком - зарегистрировать свой давным-давно проданный гараж, он от напряжения упал в обморок.

 У рассказов Перминовой помимо психологизма есть еще одна примечательная особенность - они цветные. Так, в «Оранжевой комнате» перед нами целая гамма красок - от цвета апельсинов, холодного синего, до коричневого, кирпичного. Подкупает юмор писателя, умение видеть детали, и самое главное - счастливый талант не раскрашивать действительность лишь в черные и серые тона. Желание видеть в ней «лучи солнца», способность смеяться над собой и находить выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. Так, героиня рассказа «Оранжевая комната» пытается вырваться из серости повседневной жизни, скучности бытия не совсем обычным способом – она красит стены своей комнаты в оранжевый цвет, вместе с ними закрашивая неудавшуюся личную жизнь, подлеца-шефа, укравшего ее идеи, вероломную подругу. Правда, в результате желанный оранжевый цвет оказывается далеким от цвета апельсинов: «Сделала несколько шагов назад. Спиной уткнулась в противоположную стену. И не поверила своим глазам. Только что вкусный оранжевый цвет превратился в тошнотворный коричневый, с едва уловимыми оттенками красного. Точь-в-точь кирпичный. Как аккуратно выложенная кладка, скрывающая заживо погребенных». Эти заживо погребенные - тени из прошлого. И пусть оранжевой комната не получилась. Но тени эти растаяли.

Вообще – рассказы Перминой очень верное художественное отображение современной жизни женщины, сильной, умеющей зарабатывать деньги и до отчаяния одинокой, нуждающейся в любви, ищущей ее и очень редко обретающей. Герои Елены – символ времени, когда люди, общаясь друг с другом, тем не менее, остаются одинокими и непонятыми, замыкаются в себе. Когда женщины вынуждены быть сильными. Они - с развитым мужским началом и аналитическим умом, ведь мужчины вокруг сплошь маменькины сынки, потерявшиеся в ритме сумасшедшего времени, нуждающиеся в защите и женской опеке. Рассказ «Маменькин сынок» помимо достоверности психологической привлекает еще и почти что зощенковским юмором. Комизм ситуации и комизм характеров налицо... Беззащитен и слаб и психотерапевт Сергей Дранов, в которого влюбилась героиня рассказа «Бестолковый роман». (Кстати, рассказ этот был удостоен поощрительного приза на втором конкурсе короткого рассказа, проводимом американским журналом «Чайка» и напечатан там). Его «хочется согреть, закутать в теплое одеяло, накормить, успокоить. Рассказать сказку и отогнать страшный сон». Он беспомощен и рассеян, может быть, за это и полюбила его героиня, сильная, с пресловутым мужским началом. Наверное, она искала именно такого, отличного от ее мужа «крупного бизнесмена и алкоголика». Впрочем, именно этот алкоголик оказывается единственным настоящим мужчиной в жизни героини – он делает для нее тоже самое «что она хотела сделать для психотерапевта Сергея Дрынова» - «закутал в одеяло, напоил горячим чаем и рассказал на ночь сказку. Когда начали слипаться глаза, подумала - не такой у меня муж и плохой».

 Елена Перминова пишет все о том же - о любви, о ее поисках, о смысле жизни, и ее драматизме, когда подчас все превращается в трагифарс. Но при этом она находит свои интересные повороты и психологические детали. Впрочем, образы женщин получаются у писательницы более яркими и психологически достоверными. Так, к сожалению, психотерапевт, на наш взгляд, вышел несколько карикатурным, ненастоящим, как загримированный Дед Мороз.

Особенность прозы Перминовой – повествование от первого лица, возможно, именно это делает ее рассказы проникновенными, исповедальными, пронзительно лиричными. В такой же манере работают сегодня и представители «нового реализма». Один из этих писателей - Роман Сенчин. Будучи автором более или менее читабельных романов «Афинские ночи», «Нубук» (правда, с весьма сомнительными художественными качествами и почти что нулевым стилем письма), он совсем беспомощен, на мой взгляд, как рассказчик. Новая книга Сенчина «День без числа», по сути, апофеоз безвкусице и чернухе. Такие рассказы как «Танцы», «Свидание» являются не столько характеристикой времени, сколько душевного мира самого автора.

Почти о той же прозе жизни пишет Елена Перминова, но ее действительность это не сенченковская безысходность. Иногда кажется - весь секрет кроется в том, что жизнь эту так тонко и глубоко описывает писатель-женщина, облагораживая ее и наполняя новыми смыслами. Хотя, конечно, дело не в половой принадлежности, а в самой личности писателя, причем не только в литературной мастерстве, но и в человеческой одаренности.

Особенно отметим рассказ-ностальгию «Чувство голода». На нескольких страницах Елене удалось описать и канувшую в Лету эпоху: «мои школьные годы пришлись на эпоху развитого социализма со знаменитой колбасой по 2-20, хлебом по 13 копеек и мороженым по 15….» и героиню, которая постоянно испытывала чувство голода во вполне благополучной по советским меркам семье (папа инженер, мама учительница). И потому профессией своей избрала кулинарию и первое, что, наконец, сделала - досыта накормила свою собственную семью, где верхом совершенства был «суп из семи круп», яишница-глазунья, да манная каша. А самыми главными воспоминаниями ее детства, главным детским счастьем были жареные лепешки соседки - тети Клавы. Только там бедная девочка наедалась до отвала.

Впрочем, главное в рассказе не еда и не лепешки, а то чувство детской любви и дружбы, которое благодаря тете Клаве и ее детям испытала наша героиня. Ведь не случайно она чудом разыскала оказавшихся после смерти тети Клавы в интернате ее детей и в благодарность до отвала накормила их лепешками. Лепешки эти - символ счастья, символ любви и человеческой теплоты, которой нам всем так не хватает.

Этой теплоты и душевности не хватает и нашей нынешней литературе. Задача писателя – дать глоток воздуха, хотя бы чуточку надежды, ведь он сегодня не только художник, но и психотерапевт в первую очередь, не только инженер человеческих душ, но и их врачеватель, целитель. У Елены Перминовой, за исключением, пожалуй, нескольких рассказов - светлый жизнеутверждающий настрой.

Хотелось бы, чтобы автор попробовал себя в ином жанре – повести, к примеру, романа или сценария. Кстати, проза Перминовой сценична, зрима, так и просится на экран. Если же говорить о недостатках, то хотелось бы, чтобы к психологизму, которым Перминова владеет мастерки, прибавилась еще и глубина, объемное видение действительности. Пока что же ее творения – как рассыпанная мозаика, в которой видишь лишь осколки бытия.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев