Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Анатолий БЕЛОЗЁРЦЕВ

Связь поколений не должна прерываться

Заметки делегата XIII съезда писателей России

От редакции: хотя со времени последнего съезда СП России прошло достаточно времени, мы сочли необходимым опубликовать эти заметки. Думаем, что взгляд с Урала будет интересен нашим читателям.

8–9 апреля мне,  как председателю правления Челябинской областной писательской организации, довелось принять участие в работе пленума и XIII съезда писателей России. Лет двадцать назад я бы сказал: посчастливилось, а на этот раз скажу лишь:  довелось. Ибо  мне есть с чем сравнить. В 70–80 годах прошлого столетия стараниями нашего земляка и моего старшего товарища по перу поэта-фронтовика Михаила Львова я был в качестве приглашенного на нескольких съездах писателей СССР и  России. Как правило, они проходили в Большом Кремлевском дворце  съездов или в Колонном Доме Союзов. И открытие съездов, и сама их работа проводилась величественно,  торжественно.  Как бы мы ни относились к М.С. Горбачеву,  в 1986 году он счел необходимым появиться в день открытия съезда писателей СССР  в президиуме, сесть рядом с поэтессой-фронтовичкой, Героем Социалистического Труда Юлией Друниной. Во время доклада председателя правления Союза писателей он все время  говорил с ней. Возможно, о чем-то расспрашивал или  советовался. Во всяком случае, во время перерыва коллеги по перу только и обсуждали этот факт – неформальную встречу Генсека с поэтессой Юлией Друниной – она была героиней писательского форума.

С трибун съездов выступали такие корифеи литературы, как Константин Федин, Виктор Астафьев, Расул Гамзатов, Алим Кешоков, Давид Кугультинов и многие другие мастера слова. Слушать их было одно наслаждение. В  моей памяти до сих пор запали их страстные взволнованные голоса, неповторимые образные сравнения. Слова, как пули, точно достигали цели – душ и сердец человеческих.

После  разрушения СССР все перевернулось вверх дном, в том  числе и культурная жизнь. Увы, я должен констатировать, к сожалению, и писатели, которых И.В. Сталин называл инженерами человеческих душ, уже не нужны государству. Во всяком случае, никто из руководителей РФ – ни президент  Д. Медведев, ни премьер-министр В. Путин не удосужились обратиться к делегатам съезда хотя бы со словами приветствием. В президиуме не было ни одного официального представителя Кремля. Лишь председатель Комитета по культуре Государственной думы С. Ивлев, который является членом Союза писателей России,  представитель Московской  мэрии (фамилию не запомнил) да представитель духовенства отец Георгий, ответственный за связям с общественными организациями и СМИ, – вот и все официальные лица. Не знаю,  в чем причина, но почему-то ни в президиуме, ни в зале я не увидел нынешних мастеров художественного слова Василия Белова, Юрия Бондарева, Егора Исаева, Владимира Карпова. Возможно, они болеют, но тогда хотя бы направили в адрес съезда свои обращения, ведь их авторитет по-прежнему высок. Но и этого не было сделано. Остается лишь предполагать, что эти мастера слова к нынешнему руководству Союза писателей относятся безразлично.

 

+ + +

Накануне съезда состоялось заседание правление, избранного на предыдущем съезде. На нем попросил слово наш земляк известный русский поэт Валентин Сорокин. Он вышел не ради красного  словца, а произнес то, что давно наболело на душе. В. Сорокин предложил создать при Союзе писателей юридический отдел или комиссию для того, чтобы защищать права и интересы писателей. Он привел пример, как в Тюмени буквально преследуется властями местный писатель, он оказался один на один с произволом чиновников. «Если наш собрат по перу прав, мы должны защитить его, не оставлять в беде!», – заявил страстно поэт. Далее он предложил рассмотреть делегатам съезда вопрос о создании книжного издательства при Союзе писателей. В свое время таким объединяющим органом было издательство «Современник», в котором  около двух десятков лет проработал В. Сорокин главным редактором. Сейчас все издательства  – частные, коммерческие, и автору, написавшему талантливое произведение, нужное обществу и читателям, некуда обратиться – нет средств. Предложение хорошее. Зря оно не было поддержано и  не обсуждалось. Понимаю, кризис тяжелым катком прошелся не только по экономике, но и по культуре, в том числе по искусству и литературе, и, может быть, пока не время обсуждать идею возрождения крупного писательского издательства. Но, на мой взгляд, жить надо не единым днем,  безусловно, нужно заглядывать и день в завтрашний, и с этой точки зрения идея В. Сорокина о создании издательства СПР требует обсуждения  и даже принятия решения.

 

+ + +

Сам XIII съезд писателей России проходил на следующий день, в актовом зале Дома писателей на Комсомольском проспекте, 13. Зал небольшой, вмещает около 200 человек, а на съезд прибыло более трехсот человек. Это и делегаты, и гости, и представители прессы. Практически одной трети  участников съезда негде было присесть. Для них радиофицировали холл и четыре комнаты Дома писателей. Конечно, всем было  слышно, но это не дело, быть на съезде и сидеть где-то в углу, не видя, что происходит в зале. Я подумал в эти минуты: неужели президенту Д. Медведеву, премьеру В. Путину или мэру Москвы Ю. Лужкову не пришла в голову мысль поинтересоваться: а где будет проходить писательский форум и не позаботиться о более вместительном помещении? О том, что руководство Союза не  поставило их в известность о съезде, не может быть и речи. Выходит, что первым лицам  РФ и столицы просто нет дела до писательских проблем. Вот это вызывает грустные, печальные мысли.

В памяти у всех остались конфликтные события, происходившие на двух последних съездах кинематографистов. Прямо скажем,  скандальные съезды. Возможно, руководство страны ожидало, что нечто подобное произойдет и на съезде писателей. Не произошло! Хотя  выступления резкие, нелицеприятные  были. Прозаик В. Личутин (Архангельск), В. Бондаренко (Москва) и ряд других ораторов выступали с резкой критикой в адрес нынешнего руководства правления, возглавляемого Валерием Ганичевым.  Они требовали ограничить срок полномочий одного лидера двумя сроками (это 10 лет), избрать руководителя более молодого, энергичного и инициативного (В.Н. Ганичеву уже 77 лет).

Я слушал доклад В. Ганичева, он хорошо продуман и основателен. Есть в нем боль и проблемы за родную державу, духовность и культуру. Докладчик  смело обнажил проблему, связанную с бесовщиной в средствах массовой информации, особенно на телеэкране. Его мысли поддержали многие выступавшие. Станислав Куняев заявил, что нынешний год объявлен Годом  великого русского писателя Н.В. Гоголя, а судя по телепередачам Первого канала, идет Год Пугачёвой и Жванецкого.  Делегаты поддержали эту фразу дружными аплодисментами.

Но вот что  меня заставило задуматься во время доклада В.Н. Ганичева. Председателю правления под 80. Доклад он произносил с трудом, без прежней напористости и убежденности. Если изберут Ганичева председателем правления еще на пять лет, ему будет за 80. Да это же повторение судьбы Брежнева и Черненко, которых в последние годы, когда они выступали, подпирали с обеих сторон. Кому и зачем это нужно? В смене лидера есть необходимость, это обновление идей, методов руководства, замена окружения. Так считаю лично я, и в этом отношении я был солидарен с теми, кто ратовал с трибуны съезда за смену руководства. Но большинство в зале собралось людей, которых В. Ганичев устраивает, они громкими выкриками и аплодисментами протестовали против предложений ораторов сменить руководство. Лично мне казалось,  всё зависело от Ганичева. Я бы на его месте еще в докладе тепло и сердечно поблагодарил коллег за совместную работу и попросил больше не предлагать его на пост председателя правления. Тогда бы не случилось и конфликтной ситуации на съезде. Но происходило всё наоборот. На съезде писателей (правда, не так яростно, как на съезде кинематографистов) тоже происходила борьба за смену руководства. Тогда, когда страсти накалились, слово попросил поэт Владимир Костров. Он попытался примирить враждующие стороны, заявив, что ему одинаково дороги и В. Личутин, и В. Бондаренко, и В. Ганичев с его командой.  В. Костров предложил найти  разумное решение.

 На съезде выступил совесть современной литературы Валентин Распутин.  Он откровенно признался, что, анализируя драматические события начала 90-х годов, считал, что в такой обстановке Союз писателей продержится не более двух лет. Но вот прошло уже пятнадцать, а Союз жив и здоров, и в этом несомненная заслуга Ганичева. «Сейчас не менее сложная ситуация, идет борьба за Дом писателей, закон о поддержке творческих союзов не принят, закон о поддержке культуры еще даже не рассматривался. Поэтому вряд ли имеет смысл уходить в отставку Ганичеву. Коней на переправе не меняют!», – заявил В. Распутин. Эта фраза стала крылатой на съезде.

Его мысль поддержал известный актер и автор многих патриотических песен Михаил Ножкин. Он также признался, что считал, что в условиях разгула демократии и без государственной поддержки Союз писателей продержится не более пяти лет, но, к счастью, ошибся. И  в том, что Союз не распался, он видит заслугу Ганичева и его команды.

Словом, сторонники В. Ганичева не сдали своего лидера. Его единодушно ввели в состав правления, а на организационном заседании правления избрали своим председателем, а первым секретарем правления оставили поэта Геннадия Иванова. Кстати, наши земляки поэты Валентин Сорокин и Константин Скворцов  тоже вошли в состав руководства Союза: В. Сорокин – в Высший творческий совет, а К. Скворцов избран сопредседателем правления.

Это о том,  был ли конфликт на съезде. Как видим, был, я рассказал об этом объективно. А были ли на съезде выступления общественно значимые, которые  заставили бы глубоко задуматься о нашем будущем, о судьбе культуры, искусства и литературы? Были! Безусловно, запомнилось выступление Валентина Распутина о засилье пошлости и безнравственности. «Только совесть спасет наши души и нашу святую Русь!», – заметил  писатель, и в этом с ним был солидарны все собравшиеся.

А с какой болью и отчаянием выступал писатель Альберт Лиханов,   руководитель Российского детского фонда. Он привел десятки цифр и фактов, которые убедительно свидетельствуют о том, что наша детвора брошена на произвол судьбы:  ребята еще в школьном возрасте пьют пиво, принимают наркотики, миллионы остались беспризорными, многие тысячи находятся в колониях.  Дети, попавшие сюда, не сидели за школьными партами, они не умеют  ни писать, ни считать. «Нам говорят, что смертность населения России уменьшается. Это неправда! – заявил писатель. – У нас по-прежнему умирает около миллиона россиян, значительная часть из них – дети и подростки. Просто часть населения пополняется за счет мигрантов, прибывающих в Россию из Средней Азии, Китая и других стран Востока, а собственное население  вымирает». Далее  Альберт Лиханов остановился на проблемах  обучения в школе. «ЕГЭ придумали реформаторы, которым нужны не знания школьников, а реформы ради реформ», – заявил писатель.  «А  какое жалкое существование влачит литература для детей и юношества! Вместо полноценной, духовно насыщенной литературы книжные полки заполонили страшилки или книжки  сомнительного качества. А разве без путеводной звезды, какими были для нас книги Аркадия Гайдара, Николая Носова, Михаил Пришвина и других русских и советских писателей возможно воспитать нормальных, духовно здоровых детей?» Вот на такой грустной ноте завершил свое выступление  руководитель Российского детского фонда.

 

+ + +

Лично я ждал от съезда коренных решений судьбы областных и краевых отделений Союза писателей. Ведь большинство из них влачат жалкое существование. Внимательное отношение к писательским нуждам скорее исключение, чем общая политика местных властей. Не могу не привести  примеры этого исключения. В Кузбассе, где губернатором  Аман Тулеев, писатели имеют двухэтажный Дом творчества. В нем шесть штатных единиц,  в этом доме можно не только поработать, но и поиграть в бильярд и выпить чашку кофе. А главное, писатели имеют возможность выйти к своим читателям, для этого они шесть раз в году издают альманах «Огни Кузбасса». По инициативе сибиряков в конце прошлого года издана прекрасная поэтическая антология поэзии Сибири. В нее, кстати, включены и несколько наших земляков-уральцев.

Писательскую организацию Мордовии возглавляет поэт Александр Доронин. Я познакомился с ним на пленуме СП в декабре 2008 года. Во время нашей встречи  на съезде он охотно поделился, что  за творческие заслуги президент республики присвоил ему звание «Народный поэт Мордовии», за это ему дополнительно доплачивают в размере 8 тысяч рублей к той зарплате, которую он получает регулярно.

Так получилось, что мне часто приходилось общаться с нашими соседями из Уфы. Поэты и прозаики Башкортостана тоже на забыты   властями. В их Союзе  –  235 писателей. Они имеют  помещение, при их участии издается 15 газет и журналов на русском, татарском и башкирском языках. Несмотря на кризис, их и сегодня финансируют,  ежеквартально  выделяя 1,2 миллиона рублей на содержание творческого Союза и издание их книг. Один из уфимских писателей  показывал российским коллегам свою последнюю книгу. Она издана на офсетной бумаге, прекрасно иллюстрирована, большого формата. Такой книгой можно только гордиться.

А остальные? Влачат такое же жалкое существование, как и мы, южноуральцы. Грех жаловаться на то, что мы совсем обижены богом и вниманием властей. В 2007 году, когда меня избрали руководителем писательской организацией, к 500 тысячам рублей мы дополнительно получили 400. На них издали два номера газеты «Творческий союз», диск с записью живых голосов поэтов и прозаиков, провели конкурс «Прекрасен наш союз», творческие семинары с литераторами Миасса и Троицка.

2008 год был не менее удачным и плодотворным. На средства, которые нам выделило Министерство культуры, мы выпустили шестой номер альманаха «Южный Урал», третий  альманах «Старица», в который включили произведения  классиков советской литературы, проживавших в годы Отечественной войны в нашем крае и написавших прекрасные работы в жанре публицистики, прозы и поэзии о трудовом вкладе южноуральцев в Великую Победу. Кроме того, нам удалось издать первый выпуск журнала для детей и юношества «Подорожник». А главное, к 75-летию нашей области мы выпустили солидный однотомник избранных произведений, посвященных нашему краю, свидетельствующих о  духовной и культурной жизни наших земляков. Эта книга попала на книжные полки 900 библиотек нашего края!

А вот с 1 января этого года, в связи с кризисом, –  как отрезало. Мы не получили из областного бюджета ни одного рубля. Сегодня нам нечем платить не только зарплату трем штатным сотрудникам, но даже за коммунальные услуги и содержание помещения. Обратились с  письмом к губернатору, надеемся на понимание наших нужд.

Не хочется завершать эти на такой на грустной ноте. По натуре своей я – оптимист. Перед моими глазами – бессмертные творения Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Блока, Есенина, Шолохова, Пришвина и других любимых  мной поэтов и прозаиков. На съезде писателей России я убедился, что наиболее талантливые и зрелые мастера слова думают, работают,  пишут. И, конечно, не в стол, а издают свои произведения. Встреча с их книгами – всегда праздник для души читателей.

Очень хотелось бы, чтобы наши местные власти вспомнили и о нас, южноуральцах. Ведь честное слово,  произведения наших современных авторов – таких, как  З. Прокопьева, Р. Валеев, Г. Скобликов, С. Фатыхов, К. Макаров, В. Черноземцев, С. Семянников, Г. Комаров, Александр и Олег Павлов, С. Борисов, Р. Дышаленкова,  Н. Пикулева, Л. Кулешова, Н. Ягодинцева, И. Аргутина и многие-многие другие, нужны нашим читателям. Точно также, как остаются нужны талантливые произведения наших предшественников – непревзойденных мастеров слова, как Б. Ручьев, Л. Татьяничева, М. Львов и др. Эстафета творчества продолжается, и эта незримая, но так необходимая связь поколений не должна прерываться ни при каких условиях.

Челябинск

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев