Вадим ДЕМЕНТЬЕВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Вадим ДЕМЕНТЬЕВ

Белозерский бой

От редакции: в июле сего года в древнем городе Белозерске Вологодской области состоялась научно-практическая конференция "Русская воинская слава: традиции и современность". Со всей страны собралось более 200 участников. Итогом конференции стала организация областной Школы русских единоборств "Белозерский бой", главным попечителем которой согласился стать генерал армии Ю.Н. Балуевский. Школа будет располагаться в не менее древнем и славном граде Кириллове.

Выступление на конференции нашего автора В. Дементьева произвело соответствующее впечатление. По решению Главы Белозерского муниципального района В.Л. Лебедева текст выступления будет зачитан во всех школах района на уроке Мужества 1 сентября 2009 года. Предлагаем его Вашему вниманию.

 

Что такое русский рукопашный бой?

Это – данное нам в наследие ратное и молодецкое искусство наших предков. Их удаль, характер, нравы, недюжинная сила, отменное здоровье, телесная красота. Это – моральные заповеди русских воинов: вызывать только на открытый поединок, проявлять милосердие к побежденному, лежачего не бить, прийти на помощь товарищу и многие другие.

Есть крайне полезная книга "Русская военная сила". Ее написали офицеры Генерального Штаба Императорской армии в конце XIX века. Вышла она в двух красивых томах. Такие книги нужно переиздавать сегодня. В этом издании вся история русского рукопашного боя.

Интерес в России к восточным единоборствам, разного рода сектам, экзотическим религиям, увы, не проходит. На встрече со студентами 23 мая 2009 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: "Через такого рода медитацию может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность. Однажды в Индии я был поражен, когда общался с россиянами, увлекшимися индийскими медитациями. Я сам себе сказал, что это не наши люди, не россияне – они живут другими ценностями. Как Патриарх всея Руси, я не рекомендую экспериментировать с такого рода медитацией…" Медитации – это и йога, и ушу, и дзю-до, и тэквондо. Всё, что мы, наивные, воспринимаем, как физкультуру, как спорт.

Эти так называемые "восточные единоборства" нужно запретить в России, как запретили антирусскую деятельность Фонда Сороса. Как запретили тоталитарные секты. Созданные по американским лекалам в филиале Голливуда в Гонконге, они представляют собой аморальные и антигуманные сатанинские приемы, культивирующие среди русской молодежи жестокость, индивидуализм бесстыжего права сильного, мораль суперменства. Их философия – это философия безжалостных хозяев жизни, которые для достижения своих целей не брезгуют ничем, никакими подлыми и хамскими приемами. Может быть, всё это и годится для каких-нибудь самураев, но не для русских юношей и мужчин, воспитанных совсем на других жизненных и духовных ценностях, имеющих прямо противоположные традиции и обычаи. Эти визгливые мордобития ногами по лицу для нас позорны и недостойны, просто унизительны вместе с черными поясами, ставшими для нас своеобразными траурными лентами по русской доблести и отваге, взаимопомощи и милосердному прощению. У нас, к слову сказать, были свои пояса, которыми гордились, которые передавались по наследству от князя к князю, как самые дорогие реликвии, – это золотые пояса чести и ратного мужества, достоинства и славы рода.

И вот мы уже видим, как зараза восточных единоборств расползлась и по нашему древнему солдатскому краю – вологодской земле. Чего здесь больше? Ничтожной моды? Нашего низкопоклонства перед заграницей? Или простого обезъяничания? Скорее, всего последнего, ибо уж больно напоминают все эти ушу и тэквондо схватки приматов: к примеру, горилл с шимпанзе.

Нет, так дело дальше не пойдет!.. В книге "Круг игры", собранной и написанной выдающимися этнологами Академии наук России И.А.Морозовым и И.С.Слепцовой (последняя – наша вологодская землячка, из Молочного), описаны северные бои, их правила, стеношные схватки, приемы кулачных поединков – то есть, всё то, что еще недавно бытовало на вологодской земле. Дошедшие к нам через тысячелетия, они закаляли  характер деревенских и городских юношей, прививали им волю к победе, пробуждали храбрость и геройство, учили их приемам рукопашных поединков. Как эти качества затем пригождались им в годы бесконечных войн, которые поневоле должен был отрабатывать русский народ-воин! Недаром Белозерский полк – старейший в мире, он отсчитывает свою историю с дружины варяжского славянина, князя Синеуса.

Здесь, на Севере, ковались лучшие кадры  российского воинства, отсюда выходили "чудо-богатыри", победители Мамая, крымчаков, польских оккупантов, разгромивших великих полководцев Карла XII, Наполеона и Гудериана. Кулачные бои, описанные М.Ю.Лермонтовым в "Песне о купце Калашникове", никогда на Руси не были только забавой, простым развлечением, а всегда являлись соревнованиями сильных и смелых мужчин. 

А вспомните, как наше государство заботливо и с дальним расчетом вырастило перед войной с фашизмом здоровое, красивое, мощное поколение патриотов-россиян. Для них защита Родины была не пустым звуком, не поводом от этой священной обязанности откосить. Страна Советов делала всё, чтобы воспитать своих сыновей в мужестве и отваге: здесь и движение "ворошиловских стрелков", и курсы ДОСААФ, и нормы ГТО – основа основ здорового образа жизни, и физкультурные парады на Красной площади, где красота соревновалась с телесной силой. Воистину, тогда жили "богатыри – не мы".

И та, и другая традиции – государственной опеки и заботы и семейно-общинного воспитания – сегодня хотя и медленно, но восстанавливаются. Без них любая военная реформа – бессмысленна. Без возрождения этих традиций не решить острой демографической проблемы, не сделать нашу молодежь здоровой. Без крепкого мужского начала не поднять ни экономику, ни сельское хозяйство, ни  науку, ни культуру. Не поднять Россию. Так и вырастет второе (первое уже выросло) поколение пивных вьюношей, которые на 80 процентов больны и анемичны.

Вся русская (суворовская) наука побеждать строилась именно на таком воспитании боевых умений и волевых качеств. Ратные единоборства здесь были основой основ. Наша природная любознательность и в хорошем смысле переимчивость помогали нашим воинам быстро усваивать любые достижения иноземного военного искусства.

Возьмем ту же Полтаву, великое сражение, которое произошло ровно 300 лет назад. Шведская армия короля Карла XII была лучшей в мире: мощная и хорошо организованная, маневренная и выносливая, она не знала поражений в Европе. Била неоднократно и нас. Одним из успешных действий железных шведов на полях сражений стал знаменитый штыковой бой, та же рукопашная схватка, боевое искусство. Петр, пользуясь передышкой в Северной войне, реформируя армию, делая ее регулярной, немало внимания уделял техническим приемам. Наши деревенские рекруты с удивительной быстротой овладели приемами штыковой атаки, и уже под Полтавой показали свою молодецкую удаль. "Швед, русский – колет, рубит, режет…" – писал А.С.Пушкин. Но под Полтавой мы все-таки лучше кололи, точнее рубили, активнее резали, успешнее дрались в рукопашных боях. Тем и победили.

В битве сражались три вологодских полка: два драгунских и один гренадерский. Четвертый полк – Устюженский в течение двух месяцев в Полтавской крепости героически отбил 30 атак шведской армии. Шведы израсходовали все ядра, отчего их артиллерия в Полтавской битве практически молчала. Гарнизону крепости на помощь и пришел со своей армией Петр Первый. Если бы мы ее сдали, то не было бы и Полтавского сражения, сам исход Северной войны был бы под вопросом.

Русский рукопашный бой с тех пор вселял страх и панику в армиях всего мира. Мы побеждали не вероломством, не хитростью, не какими-то там ухищрениями, а мощью наступательного контрудара, лобовой атакой, куражом настоящего мужского боя-поединка. Так было позднее и с французами, и в "делах" под Севастополем, и в битвах с немецкими фашистами. Помните знаменитую картину Дейнеки с изображением рукопашной атаки севастопольских матросов?.. Художник с эпической силой показал ярость священной войны, беззаветное геройство советских воинов, великий акт отмщения за всю боль и за все страдания народа. Их, севастопольцев, в этом боевом порыве уже ничем не остановишь, даже смертью. Разве не такими качествами определяется наш национальный характер?! Русские в своем военном искусстве нашли сами себя, поэтому и побеждали.

Так что пора объединиться и на этой почве – на основе русских боевых единоборств. Без поддержки государства, армии, церкви наши попытки будут весьма скромными, но не бесполезными. И капля камень точит.

Армия уже обратила свои взоры к родной Церкви. 22 мая 2009 года, встречаясь с Патриархом Кириллом, начальник Генерального Штаба Николай Макаров сказал: "Именно с Православной Церковью связаны многие наши победы в истории Отечества. Церковь формировала лучшие качества нашего воина – воина-богатыря".

Вологодская земля – это земля двойного подчинения: Богу и Главнокомандующему. Духовное начало здесь переплелось с ратным подвигом.

Самая красивая легенда в России – это легенда о подвиге монахов-белоризцев. Ценой своей жизни они спасли град Вологду и его защитников. В этой прекрасной легенде-были удивительно соединились духовная красота патриотического порыва и воинское самопожертвование ради други своя.

Самый неприступный монастырь в России – это обитель чудотворца Кирилла, "государева крепость" на северном рубеже Отечества.

Самое отважное воинство – вологодское. Самый лучший офицерский корпус – наш, вологодский: адмирал Флота Кузнецов, маршал Конев, авиаконструктор Ильюшин, генералы армии, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы… Вологодчина на душу населения дала Родине в минувшую великую войну больше Героев, чем любой другой регион России. Недавно в Вологде выпустили книгу, посвященную только биографиям генералов и адмиралов. Их сотни, тысячи за всю историю отечественной армии. А другие прославленные офицеры – полковники, майоры, лейтенанты?.. Их даже не сосчитать.

Дед Мороз, конечно, хорош и необходим. Но кончается детство, забываются сказки… Наступают отрочество, юность, потом молодость… И что всё чаще получается? Из детишек, верящих в чудо, вырастают те, кто сегодня томится в Паприхе и в других северных колониях для малолеток. Те, кто бродяжничает, живет в детских домах, кто подсел на иглу, спивается по деревням, бездельничает по городам… Их миллионы. Потерянных нами, всей страной.

Поэтому наши задачи, наши требования активно справедливы, упрямо настойчивы. Мы призываем объединить наши усилия в благородном деле спасения русской молодежи, и для начала – вологодской.

Создадим Центр русских боевых и спортивных единоборств. Возродим нашу славу, наше умение, наше мастерство.

Назовем наш русский бой – БЕЛОЗЕРСКИМ. И это будет справедливо!

Заложим, как основу, этот Центр у стен или в стенах Кирилло-Белозерского монастыря. Он в любом случае будет лучше, чем допущенные в обитель ряды торговцев сувенирами и ширпотребом, тем же китайским.

Побивать врагов Христовых, а не торговать в Храме – завещали нам святые учителя.

Если в Китае возник из руин монастырь Шаолинь, с огромными финансовыми вложениями государства, и стал туристической и спортивной Меккой мира, то, что нам мешает, возродить свой Шаолинь – русский, боевой, героический?.. Мы-то на это имеем несравнимо больше заслуг и прав!.. Ведь, и Дед Мороз поселился в Великом Устюге по аналогии с финской Лапландией.

Я твердо верю, что мы добьемся своего. Три года на общественной подпитке, на голом энтузиазме мы проводим семинары рукопашников и бесконтактников со всей России на ферме "Заулома" Олега Подморина. В конце-концов, мы не требуем чего-то там приватизировать, что-то там отнять, кого-то разорить и по нынешней традиции сбежать в итоге за границу. Край нашей земли здесь, и мы не сдадим ее ни пяди!

В заключении возьму на себя смелость (прости, Господи, недостойного писателя!) перефразировать великое речение святого благоверного князя Александра Невского: "И в силе Бог, и в правде".

Сила на нашей стороне, правда – наша, Бог – над нами!

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев