|
|
Ирина Гурская
Диалог с бытием
(спектакль по повести Тонино Гуэрры)

Фото с сайта
http://dvi-jenchik.livejournal.com/
На московских сценических площадках иногда расцветают редкие цветы.
Последнее время взыскательного зрителя радует спектакль «Стая птиц» в
хореографической постановке Антонины Красновой. Спектакль создан по мотивам
повести Тонино Гуэрры «Стая птиц». Экзистенциальные мотивы великого мастера
органично передаются когнитивной пластикой и тщательно выстроенными
хореографическими образами, свойственными работам Антонины Красновой.
Потерянность человеческой личности в цепи случайностей, уносящих в
хороводном кружении к новым, иногда чуждым смыслам, незащищенность перед
лицом смерти, диалог каждой души со смертью, превращающийся в монолог,
поскольку ответ дается только один раз, и ранящая невозможность понять друг
друга до конца – все это тонко и умело воплощено в постановке. Крик фазана,
падающий снег – детали Гуэрры «пускают корни» и живут в спектакле, вызывая
ассоциации с другими творениями мастера и погружая нас в мир, где
сталкиваются детство и умирание, порождая драматизм и мудрость. Очень удачно
в данном контексте введен видеоряд, что позволяет героям воплощать образы во
всей многогранности, и делает легкий акцент на кинематографичности
творчества Тонино Гуэрры. Спектакль построен динамично, без «лирических
отступлений», без использования движения ради движения, в каждом такте его
звучания хореограф работает с красотой смысла.
Феномен хореографа Антонины Красновой представляется особенно интересным
в настоящий момент социального бытия, когда всеобщее помешательство на
удовольствии от каждой прожитой минуты достигло своего апогея. Иерархический
ряд удовольствия распался, осыпался, оплыл до самого нижнего звена, и смысл
переживания искусства ничем не отличается от смысла пережевывания апельсина.
Искусство потребляется и служит потреблению даже в умах достаточно тонких
натур, искренне уверовавших в то, что материал, работающий на ублажение
потребителя, представляет для них самих огромный интерес. На этом фоне
работы Антонины Красновой звучат одиноким камертоном, настраивая нас на
суровое в своей возвышенности искусство, приближая к серьезному восприятию
подлинной художественности.
Хореограф формулирует свою творческую позицию как существование,
свободное от обязательной причастности модному клану и не видит возможности
принять сиюминутность, стоящую за современными хореографическими средствами
выражения: “В постановках отсутствует отстраивание образов, приемы
направлены лишь на создание атмосферы, некоего расплывчатого тумана, зрителю
предлагается поток красивости как самодостаточное наполнение. Сейчас не
модно найти мысль при создании спектакля и заставить зрителя прочитать ее”.
Близкими своим творческим установкам Антонина Краснова считает традиции
французской хореографии модерна, отличающейся “подчеркнутой пластичностью и
вылепленностью образа”. Антонина Краснова - думающий хореограф,
имеющий мужество отказаться от штампов и приспособлений, гарантирующих
успех. “Если нет вертикальной составляющей в искусстве, то все становится
банальным и плоским, потому что в “горизонтали” все уже исхожено, изучено”,
- говорит Антонина Краснова. Актуальность этого положения бесспорна.
Постановки Антонины Красновой оставляют в зрителе впечатление, которое
продолжает жить после спектакля и ведет свой диалог с душой. Самобытность
хореографической мысли и ее невовлеченность во всеобщий хаос подчеркивают
смехотворность навязших на зубах высказываний об утере духовности
современным искусством, - кто-то утерял, но “дорогу осилит идущий”,
дорога-то открыта.
Тонино Гуэрра видел спектакль – и он ему понравился.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|