Сергей ШЛИМОНОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Сергей ШЛИМОНОВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Сергей ШЛИМОНОВ

Гремиха

XX век

С началом Первой Мировой войны на линии мыс Святой Нос – мыс Канин Нос в дозор засту­пило посыльное судно «Бакан». В следующем году дозорную службу несли вооружённые пароходы «Мурман», «Орезунд», «Феодосий Черниговский», с июля к ним добавились «Василий Великий» и «Колгуев», а с 1915 года – ещё гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач».

В 1915 году группа морских офицеров под руководством известного гидрографа и исследователя Арктики Николая Николаевича Матусевича (1879-1950) тщательно обследовала побережье Коль­ского полуострова. В результате её работ был открыт для плавания восточный фарватер в наиболее сложном районе Горла Белого моря.

Буквально ещё до создания какой-либо военной базы в этих местах Святоносский залив оказался причастен к истории подводного флота нашей страны. Впрочем, довольно печальным образом. В сентябре 1915 года Главным морским штабом было принято решение о перебазировании подлодок №1 и №2 типа «Голланд-27В» из устья Северной Двины в Кольский залив. 11 октября 1915 года подводная лодка №1 на буксире вспомогательного крейсера «Василий Великий» и подлодка №2 на буксире парохода «Сергей Витте» вышли в Александровск (ныне Полярный). Экипажи лодок нахо­дились на буксировавших пароходах.

15 октября, на выходе из Горла Белого моря, разыгравшимся штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка №2 была сорвана с буксира и потеряна. Караван судов дошёл до Святоносского залива и зашёл «штормоваться», то есть пережидать шторм, на Йоканьгский рейд. После откачки воды из оставшейся ПЛ, конвой возвратился в Архангельск. В Кольский залив подлодка №1 при­была только в июне следующего 1916 года.

Весной 1916 года подводная лодка №2 была обнаружена в бухте Святоносского залива между мысами Коровий и Чаячий, куда она была выброшена волнами. В начале мая 1916 года к месту на­хождения лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом В.И. Шмидтом (просто однофа­мильцем). Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замёрзшая сверху вода. В бухте было много битого льда, затруднявшего доступ к лодке. Корабль пытались снять с камней в течение всего года, однако попытки оказались безуспешными. Ввиду невозможности восстановления 25 мая 1916 года подводная лодка №2 была исключена из списков судов Морского ведомства.

В одном из романов Валентина Пикуля (к сожалению, сейчас уже не помню каком – «Из тупика» или «Океанский патруль») есть упоминание об этой лодке. Возможно, Валентин Саввич прочитал о ней в архивах, а может быть, видел лично в годы службы на Северном флоте.

Осенью 1915 года была введена новая организация проводки судов за тралами на участке Йо­каньга – остров Сосновец. Суда, следовавшие в Архангельск, заходили в Йоканьгу. Там формиро­вался караван из 15-17 судов, которые до острова следовали за тральщиком. От Сосновца до Архан­гельска суда шли самостоятельно. А тральщик возвращался в Йоканьгу вместе с судами, шедшими уже из Архангельска.

Тогда же, 16 октября, в 12 километрах от Йоканьгского погоста и 359 км от строившегося Рома­нова-на-Мурмане на западном берегу Святоносского залива была введена в строй радиостанция.

22 октября 1915 года на параллели Лумбовского залива на минах, выставленных германским вспомогательным крейсером «Meteor», подорвался британский вспомогательный крейсер «Arlanza». 25 октября на буксире парохода «Nuovo» повреждённое судно было доставлено в ближайшую Йо­каньгскую базу. Ввиду наступивших зимних холодов и большого объёма работ, необходимых для надёжного перехода крейсера в Англию, «Arlanza» был оставлен на зиму в Йоканьгской бухте.

Географическое положение Святоносского залива, расположенного буквально на входе в Горло Белого моря, определило и его военное значение. Необходимость упорядочения и контролирования судоходства в Белое море привели к тому, что в Йоканьге был установлен пункт для досмотра про­ходящих пароходов, снабжения их последними данными о состоянии фарватера, а также база для тральщиков. В то же время, в течение кампании 1915 года выявилась полная незащищённость Йо­каньги от нападения противника, что совершенно отчётливо стало видно после подрыва на мине вспомогательного крейсера «Arlanza».

Разработанный план строительства базы до окончания войны не был осуществлён, однако, ко­рабли флотилии Северного Ледовитого океана, в частности тральщики, проводившие суда в Белое море, постоянно использовали Йоканьгскую бухту для стоянок.

В начале 1916 года морской Генеральный Штаб разработал план строительства морских сил на Севере. Базами флотилии намечались Архангельск, Йоканьга и Екатерининская гавань в Кольском заливе. Исходя из задач, Северный морской театр был разделён на три оперативные зоны:

1) южная часть Баренцева моря – от норвежской границы до меридиана мыса Святой Нос;

2) Горло Белого моря – от линии мысы Святой Нос и Канин Нос до линии остров Сосновец – мыс Инцы;

3) Белое море.

В это же время в бухте Гремиха началось строительство эстакадной пристани. Неподалёку воз­вышались две 75-метровые мачты радиостанции, имелись также казармы и склады. На мысе Святой Нос был устроен наблюдательный пост. Фактически это стало началом Йоканьгской базы (в после­дующем посёлок Гремиха).

В начале 1916 года был назначен начальник базы и начато строительство. В течение года подво­зились материалы, орудия, заготавливался камень, и велись земляные работы. К ноябрю 1916 года была закончена постройка всех жилых бараков, подготовлены фундаменты для мачт радиостанции, её здание и два ряжа для пристани. Но в связи с событиями 1917 года оборудование базы закончено не было.

В 1917 году Йоканьга вновь прикоснулась к истории подводного плавания России.

В январе 1914 года находившийся в Петербурге директор итальянской фирмы «Fiat» предложил Морскому министерству России приобрести одну из строившихся на верфи Сан-Джорджио под­водных лодок. В период 1911-1917 гг. фирма построила несколько типов подводных лодок, посту­пивших на вооружение Италии, Португалии, Бразилии и Испании.

Для ознакомления с лодкой в Италию была направлена комиссия под председательством на­чальника подводной части Главного управления кораблестроения генерал-майора от Адмиралтей­ства Е.П. Елисеева. 22 мая (4 июня) 1914 года был заключён контракт на приобретение лодки, пре­дусматривающий переход лодки под итальянским флагом в Севастополь, где должна была произве­дена окончательная приёмка лодки и передача её Российскому флоту.

22 июня (5 июля) лодка была спущена на воду, и начались достроечные работы и испытания. Однако, в связи с начавшейся 1-й Мировой войной, итальянское правительство, ссылаясь на требо­вание Гаагской конвенции, заявило о невозможности продажи подводной лодки воюющей стороне.

После вступления Италии в войну на стороне Антанты для формирования флотилии Северного Ледовитого океана 25 октября (7 ноября) 1916 года был оформлен заказ на приобретение новой лодки. Командиром был назначен старший лейтенант Иван Иванович Ризнич (1878-1923), который вместе с экипажем в марте 1917 года прибыл в г. Специю.

8 (21) апреля 1917 года подводную лодку «Святой Георгий» спустили на воду. 7 (20) мая на ней были подняты Андреевский флаг, гюйс и вымпел. Освящение флага и лодки производил священник при Российском посольстве в Италии архимандрит Симеон в присутствии Российских консулов из Флоренции и Сицилии, главного командира гавани Специя вице-адмирала Кани, администрации завода и испанских и португальских офицеров строившихся лодок.

Испытание лодки и обучение экипажа продолжались до начала июня. 13 (26) июня лодка в со­провождении парохода «Ravenna» перешла в Геную для окончательного приготовления к переходу в Архангельск.

Легендарный переход подводной лодки «Святой Георгий» начался 18 июня (1 июля) 1917 года. Чтобы представить себе всю сложность этого похода, достаточно сказать, что «Святой Георгий» прошёл через все оперативные зоны действий германских подлодок. Лодка, построенная для при­брежных действий, выдержала два осенних шторма!

4 (17) сентября «Святой Георгий» достиг мыса Нордкап, где попал в последний, но жесточай­ший шторм. Всю ночь лодка держалась против волны, выгребая на малых оборотах электромотором. Дизель был выключен, так как заливало выхлопные отверстия, все люки были задраены.  6 (19) сентября в сопровождении английского тральщика «Iceland» «Святой Георгий» прибыл в Йоканьгу. Переждав шторм, лодка уже 9 (22) сентября ошвартовалась у Соборной (ныне Красной) пристани Архангельска. В специальном приказе Морского министра особо отмечалась сложность «блестя­щего, исключительного по условиям плавания перехода лодкою малого водоизмещения в осеннее время свыше 5000 миль через ряд зон расположения неприятельских подводных лодок, минных за­граждений и т.п.». Командир лодки И.И. Ризнич был произведён в капитаны 2-го ранга, награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а судовой комитет лодки представил его к на­граждению Георгиевским крестом.

После Октябрьской революции и начала Интервенции в Йоканьге недалеко от радиостанции были построены бараки и землянки, и таким образом была создана каторжная тюрьма, которая особо выделялась среди других своими тяжёлыми условиями содержания. Суп часто заправлялся морской водой, в хлеб иногда подмешивалась карболка. Карцером была яма в гранитной скале под открытым небом. «Госпиталем» назывался ледяной морг, куда относили заболевших, чтобы они быстрее «померли».

В день рождения жены начальника тюрьмы Судакова перепившаяся охрана открыла беспоря­дочную стрельбу по баракам. В результате 26 человек получили ранения. Всего в Йоканьгской ка­торге содержалось более тысячи человек.

1 марта 1920 года, с установлением Советской власти на Мурмане, в Йоканьгском погосте был создан Йоканьгский сельский Совет.

В Приказе начальника созданных Морских сил Северного моря РСФСР от 1920 года о создании Мурманского района морской обороны особое внимание уделено базе в Йоканьге:

«1) Побережье Ледовитого океана от мыса Святой Нос до границы с Норвегией со всеми бух­тами и заливами в отношении морской обороны объединяется в один район (Мурманский) с на­чальником обороны во главе.

2) Подлежащими обороне в указанном районе признаются Кольский залив, Йоканьгские острова и залив Печенга».

Однако в том же году из-за нехватки фи­нансов (знакомое выражение, не правда ли?) не то, что Йоканьгскую базу – сократили все Морские силы Северного моря, возложив обязанности контроля над огромной территорией на не­многочис­ленную морпогра­нохрану.

Постановлением Президиума Мурманского губернского исполкома от 23 мая 1927 года Йо­каньгский сельсовет Понойской волости включался в состав Териберского района.

28 июля 1924 года в ходе первого после Октябрьской революции учебного похода РККФ на Йо­каньгский рейд заходили учебное судно «Комсомолец» и крейсер «Аврора».

В ноябре 1927 года, к 10-летию Великой Октябрьской революции, в Гремихе на месте бараков каторжной тюрьмы был открыт памятник Жертвам Интервенции, который существует до сих пор.

Постановлением Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета от 10 де­кабря 1928 года было решено образовать Йоканьгский туземный лопарский Совет, который и был создан при перевыборах Советов в начале 1929 года.

Знаменитый этнограф Владимир Владимирович Чарнолуский (1894-1969) в работе 1930 года «Материалы по быту лопарей» пишет, что в летнем Йоканьгском погосте находились школа, коо­ператив, снабжавший продуктами соседние погосты, почтово-телеграфное агентство, рыбопромы­словая артель «Красный рыбак», имевшая небольшой моторный бот.

В 1930 году в Йоканьге был образован рыболовецкий и оленеводческий колхоз «Передовой путь» («Авт-Варрэ»), который прекратил существование только в 1963 году.

1 июня 1933 года Циркуляром Начальника Штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия с Главной базой в Мурманске. Началось воссоздание военного флота на Севере.

Постановлением Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета от 1 июня 1936 года Понойский район был переименован в Саамский с центром в селении Йоканьга. На са­мом деле Саамский райсовет располагался в посёлке Йоканьгская база (с 1936 года – Гремиха).

В том же году началось строительство нового центра Саамского района в Гремихе. В этом ма­леньком селении, где по переписи 1926 года проживали 45 человек, были построены школа с ин­тернатом для детей оленеводов (открыта 1 сентября 1937 года), больница, телеграф. В военном плане на мысе Святой Нос был организован пост НиС (наблюдения и связи) «Йоканьга».

В следующем 1937 году в Йоканьге была закрыта Ильинская церковь, а её здание решением сельсовета отдали под ясли.

11 мая 1937 года приказом Народного комиссара обороны СССР Северная военная флотилия была преобразована в Северный флот с Главной базой в Полярном.

В 1938 году в Гремихе был построен клуб и открыта районная библиотека.

Планы по созданию в Святоносском заливе военно-морской базы начали разрабатываться в 1940 году, сразу по итогам Зимней войны с Финляндией. К началу Великой Отечественной войны в Йо­каньге находился лишь участок СНиС, отдельный пехотный батальон, а также две береговые ар­тиллерийские батареи на островах Витте и Медвежий.

Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев