Сергей ШЛИМОНОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Сергей ШЛИМОНОВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Сергей ШЛИМОНОВ

Гремиха

1945-1991 гг.

Послевоенный период Иоканьгской ВМБ, как и всё относящееся к Министерству обороны, по­крыт завесой секретности. Впрочем, это секреты полишинеля. Если, прикрываясь тайной, замалчи­вать причины сегодняшнего катастрофического положения этого городка, мы обречены на их по­стоянное повторение в любое время и в любом месте.

В 50-х годах по указанию Главнокомандующего ВМФ в Гремихе началось планомерное строи­тельство важнейших объектов базы – причалов, мола, дорог.

20 июня 1950 года на основании приказа Командующего СФ, ИВМБ вышла из состава Беломорской военной флотилии.

В 1951 году в Гремиху прибыла Краснознамённая ПЛ С-51 из состава 162-й бригады 33-й дивизии ПЛ Северного флота, которой в годы войны командовал Герой Советского Союза И.Ф. Кучеренко.

В 1952 году силами жителей посёлка было засыпано землёй болото, где в последствии был по­строен спортивный комплекс, состоящий из футбольного поля, волейбольной и баскетбольной площадок, секторов для прыжков в высоту, длину, толкания ядра и легкоатлетической 400-метро­вой дорожки. По 60-70 часов каждый житель Гремихи отработал на строительстве бассейна.

В 1954 году сдаётся двухэтажная средняя школа № 1, затем Дом культуры, здание райкома и райисполкома, комбинат бытового обслуживания и больничный городок.

15 июня 1956 года в Гремиху прибыли первые дизельные подлодки проекта 613: С-273 под ко­мандованием капитана 2 ранга Б.-Э.В. Гашкевича и С-274 под командованием капитана 2 ранга П.Н. Романенко.

17 июля 1956 года была сформирована 14-я Отдельная бригада подводных лодок в составе 7 ди­зельных ПЛ и плавбазы «Аксай». До этого в Гремихе дислоцировались только силы ОВРа (Охрана водного района) и тыловые склады флота.

В 1956 году в 3 километрах к западу от Гремихи, недалеко от бухты Островская, был построен первый дом по адресу ул. Новая, дом 1. Этот год считается годом основания посёлка Островная. Тогда же был введён в строй подводный кабель военной телефонно-телеграфной связи с Северо­морском и Новой Землёй.

12 мая 1957 года был создан 12-й Отдельный дивизион сторожевых кораблей.

14 августа 1957 года выходит Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об отнесении насе­лённого пункта Гремиха, центра Саамского района Мурманской области, к категории рабочих по­сёлков».

В 1958-1959 гг. для обеспечения условий базирования кораблей был построен мол между мате­риковой частью Святоносского залива и островом Витте. Впоследствии к нему были поставлены плавучие причалы.

В 1960 году на Йоканьгском рейде базировалось уже 17 лодок.

В 60-х гг. Гремиха получает новый импульс развития как важнейший центр освоения атомного подводного флота: строится посёлок подводников Островная, развивается инфраструктура гарни­зона.

1 июля 1960 года в районе мыса Святой Нос был сбит самолет ВВС США RB-47 (разведыва­тельная модификация стратегического бомбардировщика B-47 «Stratojet»). Из 6 членов экипажа двое были спасены архангельскими рыболовными траулерами – капитан Джон Маккон (John B. McKone) и капитан Фримен Олмстид (Freeman Bruce Olmstead). В январе 1961 года они были пере­даны американской стороне. Лётчик-истребитель капитан В.А. Поляков был награждён орденом Красного Знамени.

21-22 июля 1962 года в Гремихе побывал Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв в сопровож­дении Министра обороны СССР маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, начальника Поли­тического Управления СА и ВМФ генерала армии А.А. Епишева и Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова. В эти дни в базу после успешного покоре­ния Северного полюса заходила первая атомная подлодка СССР К-3 (впоследствии названная «Ле­нинский комсомол»). Награды экипажу вручал лично Никита Сергеевич в здании старого Дома офицеров.

Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О реорганизации краевых, обла­стных и районных Советов депутатов трудящихся РСФСР» от 26.12.62. решением Мурманского облисполкома от 26.01.63. был упразднён Саамский район. Сельсоветы района были переданы в подчинение Ловозерскому райсовету, а рабочий посёлок Гремиха – в подчинение Североморскому горсовету. В посёлке создавался Гремихский поселковый совет.

Для формирования новых Советов и переизбрания уже существующих на 3 марта 1963 года были назначены Выборы в Верховный Совет РСФСР, Мурманский областной, Североморский го­родской и Гремихский поселковый Советы. На момент голосования в Гремихе числились 8083 из­бирателя.

В связи с упразднением Саамского района подлежал ликвидации и Саамский районный комитет КПСС. Здание райкома решением Исполнительного комитета Мурманского областного Совета де­путатов трудящихся было отдано под детские ясли. В настоящее время в здании располагается дет­ский сад.

1 сентября 1963 года в состав ИВМБ прибыл новый корабль ПМ-130, который положил начало формированию в Островной плавучего ремонтного завода.

Начиная с декабря 1963 года, при Исполнительном комитете Гремихского поселкового Совета депутатов трудящихся были организованы торжественные регистрации браков и рождения детей, вручения паспортов.

В конце 1963 года в Гремиху прибывает первая атомная ПЛ – уникальная для того времени К-27. Её уникальность заключалась в новой конструкции атомных реакторов. Благодаря её эксплуатации, в Островной была создана полная береговая инфраструктура для обслуживания кораблей с подоб­ной энергетической установкой.

24 мая 1968 года во время выхода в море на К-27 произошла радиационная авария. 5 человек по­гибли от переоблучения. Реактор левого борта вышел из строя. До 1973 года подлодка простояла у пирса в Островной, на ней проводились различные экспериментальные работы. Потом К-27 пере­вели в г. Северодвинск для подготовки к захоронению. В сентябре 1982 года ПЛ была затоплена в Карском море в заливе Степового (Новая Земля).

Из-за отдалённости  от основного посёлка и отсутствия дороги в конце 50-х гг. начался отток трудоспособного населения из деревни Йоканьга, что в 12 километрах от Гремихи. В 1963 году вышло постановление Правительства о ликвидации колхоза «Авт-Варрэ». В течение 1967-1969 гг. жители села Йоканьга были переселены в село Каневка, а само село решением Мурманского облис­полкома от 30.04.70. было исключено из учётных данных, как фактически переставшее существо­вать. В последующие годы почти все дома были разобраны для использования в качестве строи­тельного материала при строительстве объекта ПВО.

20 марта 1964 года состоялся первый телефонный разговор между Североморском и посёлком Гремиха.

До мая 1965 года на линии Мурманск-Гремиха ходил пароход управления Арктического и ледо­кольного флота Северного морского пароходства «Державин», плохо приспособленный для перево­зок пассажиров. В летний период его сменил теплоход «Татария», также не удовлетворявший всем требованиям по своим технико-эксплуатационным характеристикам. Вопрос замены старых судов на новые откладывался до введения их в строй. Жители на предвыборных собраниях неоднократно поднимали вопрос о выделении на этот маршрут двух теплоходов типа «Вацлав Воровский».

По данным календарного плана проведения годового технического осмотра автомототранспорта на конец первого квартала 1966 года в посёлке было зарегистрировано 48 индивидуальных транс­портных средств и ещё 16 – различных гражданских организаций. В это число не входили автомо­били воинских частей.

1 июня 1966 года на базе 14-й Отдельной бригады и 209-й бригады подводных лодок была сформирована 17-я дивизия ПЛ Краснознамённого Северного флота.

23 февраля 1966 года сгорел деревянный Дом офицеров в посёлке Гремиха.

Во втором квартале 1966 года посёлок получил радиорелейную связь с Североморском.

В 1966 году на линии Мурманск-Йоканьга начал курсировать теплоход «Вацлав Воровский» (германской постройки 1959 года). Иногда его заменяли: пароход «Вологда» (постройки 1930 года, в народе – «Жертва интервенции»), теплоход «Сестрорецк» (постройки 1912 года), «Буковина» (по­стройки 1962 года). «Воровский» прослужил на этой линии до 1989 года. В 1974-1977 годах к нему добавились 3 однотипных теплохода – «Алла Тарасова», «Ма­рия Ермолова» и «Клавдия Еланская». В настоящее время остался один – «Клавдия Еланская», ос­тальные в 90-х гг. были проданы за границу.

1-2 июня 1967 года по пути из Мурманска в Архангельск на борту крейсера «Мурманск» Гре­миху и строящийся посёлок Островную посетили Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин в сопровождении кандидата в члены Полит­бюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, заместителя Председателя Совета министров Л.В. Смирнова, Министра обороны СССР маршала Советского Союза А.А. Гречко, начальника По­литического управления СА и ВМФ генерала армии А.А. Епишева, Главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова, Члена Военного Совета – начальника Управления политорганов ВМФ Глав­ного Политического управления СА и ВМФ адмирала В.М. Гришанова и других. На встречах с жи­телями неоднократно поднимался вопрос о возможности трансляции телевизионных программ.

1 сентября 1967 года первых учеников приняла новая школа № 2 в посёлке Островная. До этого средняя школа располагалась в двух квартирах жилого дома, и обучались в ней 110 учеников. В 1966-1967 учебный год количество учащихся увеличилось на 30-40 человек, в связи с чем два класса приходилось возить на учёбу в посёлок Гремиха.

8 ноября 1967 года начинает работу технический телевизионный центр и радио-телевизионный передающий центр (РТПЦ) «Орбита». Впервые выходит в эфир Гремихская студия телевидения. Гремихский центр спутниковой трансляции был построен в числе первых 10 подобных центров в Советском Союзе. Из этого количества 2 приходились на мурманский регион – Мурманск и Гре­миха. Видимо, сказалось личное обращение «гремиханцев» напрямую к Леониду Ильичу.

В 1968 году в связи с поступлением новой техники 12-й Отдельный дивизион сторожевых ко­раблей был преобразован во 2-ю бригаду ОВР двухдивизионного состава.

14 декабря 1968 года состоялось торжественное открытие нового Дома офицеров в посёлке Ост­ровная.

В период с 1969 по 1972 год все лодки первого поколения 3-й дивизии 1-й флотилии ПЛ КСФ были переданы в состав 17-й дивизии. Знаменитый «Ленинский комсомол» вновь оказался в Гре­михе, на этот раз в качестве «коренного жителя».

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе во время крупнейших манёвров в истории ВМФ «Океан» от катастрофического пожара на борту затонула атомная подлодка К-8 из состава 17-й ди­визии. Погибли 52 члена экипажа. Командиру ПЛ капитану 2 ранга В.Б. Бессонову и начальнику медицинской службы ПЛ капитану А.М. Соловью было посмертно присвоено звание Героев Совет­ского Союза. В 1973 году две улицы посёлка Островная были названы в их честь. Это оказалась первая, но, к сожалению, не последняя трагедия атомного флота Советского Союза.

Летом 1971 года недалеко от Больничного городка между посёлками Гремиха и Островная был открыт памятник экипажу погибшей К-8. В качестве основы композиции выбран подвиг начмеда лодки капитана Арсения Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им матросу. На памятнике отлиты слова: «Морякам – подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой», и поимённо перечислены фамилии всех 52 погибших.

В августе 1970 года в Гремиху из Лиинахамари была перебазирована 162-я бригада дизель-элек­трических ПЛ. Впоследствии лодки были переданы в составы Балтийского и Черноморского фло­тов, а бригада – расформирована.

Летом 1972 года в город приезжал десант артистов с фильмом «Здравствуй и прощай». В группе были Римма Маркова, Михаил Глузский, Людмила Зайцева, Кирилл Столяров, Михаил Кононов и Владимир Ферапонтов.

Осенью 1972 года сторожевой корабль «Кугуар» выполнил действия по вытеснению корабля ВМС США из территориальных вод СССР в районе мыса Святой Нос. Название американского ко­рабля история не сохранила. В принципе, это был рядовой случай из сотен подобных, происходив­ших в годы «холодной войны». В общем-то, обычная операция превратилась в пищу для морских баек.

В один из дней сторожевой корабль «Кугуар» из состава 2-й бригады ОВР нёс обычное дежур­ство в Святоносском заливе за Йоканьгскими островами. От оперативного дежурного поступило приказание отогнать супостата, вставшего в дрейф в непосредственной близости от территориаль­ных вод в районе ИВМБ. Сторожевик подошёл к иностранному кораблю и вежливо попросил того отойти подальше. «Американец» отошёл вдоль линии границы, и снова встал в дрейф. «Кугуар» ещё раз подошёл к непрошеному гостю и во второй раз попросил подвинуться. «Гость» опять дви­нулся вдоль границы, но СКР на этот раз уже сопровождал его. Корабль ВМС США попытался оторваться от «провожатого», увеличив скорость.

Тут началось самое главное во всей этой истории – пожилой сторожевик 1954 года постройки также увеличил скорость и продолжил сопровождение. Через некоторое время рядовой выход на дежурство трансформировался в состязания на «Голубую ленту» – два военных корабля водоизме­щением в тысячи тонн на скорости 30 узлов (около 55 км/ч) неслись вдоль Кольского полуострова. Гонка длилась не менее 12 часов. «Кугуар» давно вышел из зоны ответственности Иоканьгской ВМБ, но прекратить преследование командир уже не мог – речь шла о престиже флота. Неизвестно, сколько бы ещё длилось это состязание, но к большому огорчению командира «Кугуара», они по­дошли к советско-норвежской границе в районе Лиинахамари. «Американец» ушёл по своим «аме­риканским» делам, а СКР – не смог даже развернуться. 18-летняя турбина не выдержала, и корабль лишился хода. Абсолютно. В базу «Кугуар» возвращался, ведомый «за ноздрю».

В октябре того же года СКР ушёл в ремонт на судоремонтный завод «Красная Кузница» в Ар­хангельске, а уже в декабре возвратился. По итогам 1973 года СКР «Кугуар» был удостоен звания «Отличный корабль».

В книгах Александра Покровского есть пересказ этой коллизии, соединённой с действиями СКР «Беззаветный» и СКР-6 18 февраля 1988 года против крейсера USS «Yorktown» (CG 48) и эсминца USS «Caron» (DD-970) в Чёрном море (автор имеет право на художественный вымысел), но там всё преподнесено в стиле флотской байки и не воспринимается как исторический факт.

15 мая 1974 года 41-я дивизия АПЛ из Гаджиево была перебазирована в Островную. Это была первая дивизия ВМФ, на вооружении которой стояли стратегические ракетоносцы с межконтинен­тальной дальностью полёта ракет. Лодки дивизии могли вести стрельбу по объектам в другом по­лушарии, не выходя из пункта базирования. Подобный эксперимент был осуществлён зимой 1974-1975 гг., когда крейсер К-460, стоя у плавучего причала в губе Порчниха, выполнил пуск практиче­ской ракеты по боевому полю Кура на Камчатке. В связи со строительством причального фронта в Святоносском заливе корабли дивизии до апреля 1975 года «зимовали» в Оленьей губе Кольского залива.

За испытания головной лодки проекта К-279 впервые в истории подводного флота в 1974 году командиру действующего корабля В.Н. Фролову было присвоено звание контр-адмирала.

1 декабря 1974 года в состав 2-й бригады ОВР вошёл 544-й дивизион тральщиков.

1 декабря 1974 года в соответствии с директивой Главнокомандующего ВМФ СССР Иоканьг­ская ВМБ переформирована в 11-ю флотилию ПЛ. В том же году прекратила вещание Гремихская студия телевидения. Причины назывались разные – от ревности руководства Орловской области (г. Орёл не имел собственной телестудии) до соображений секретности. Вероятный противник всегда перехватывал все сигналы военно-морских баз. Разведывательный корабль НАТО «Marjata» извес­тен морякам-североморцам с 1966 года.

В мае 1976 года 18-я дивизия ПЛ была выведена из состава 3-й флотилии и перебазирована в Островную. На вооружении находились первые атомные лодки СССР с баллистическими ракетами. Незадолго до перевода дивизии в Святоносский залив из её состава была выведена АПЛ К-19, пе­чально известная «Хиросима». До 1981 года все лодки были переоборудованы в специальные лодки связи, опытные и чисто торпедные, с демонтажом ракетного вооружения. Часть кораблей перечис­лили в составы специальных бригад ПЛ, оставшиеся передали в 17-ю дивизию.

1 октября 1976 года в Гремихе был сформирован плавучий судоремонтный завод ПРЗ-165 в со­ставе плавучих мастерских ПМ-17, ПМ-73 и ПМ-130.

Приказом командующего СФ от 12 сентября 1981 года 3-я дивизия была передана в состав 11-й флотилии с базированием в посёлке Островная. На вооружении дивизии стояли первые многоцеле­вые атомные ПЛ Советского Союза.

14 сентября 1981 года Указом Президиума Верховного Совета РФ посёлок Гремиха преобразо­ван в закрытый город Островной Мурманской области.

Поздней осенью 1981 года ракетоносец К-279 41-й дивизии вошёл в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы. В замкнутом ледовом пространстве лодка нахо­дилась 164 суток, до начала таяния льдов весной. Смена экипажа была проведена в море с борта ле­докола «Пересвет».

В течение 1981-1982 гг. происходило постепенное перебазирование лодок 3-й дивизии в Ост­ровной. Для освобождения причального фронта и в связи с перевооружением 18-я дивизия переда­валась в состав 1-й флотилии в г. Заозерск.

12 мая 1982 года распоряжением совета Министров РСФСР № 687-РС город Островной пере­именован в город Мурманск–140.

В эти годы город Островной достиг своего расцвета. По приблизительным подсчётам к 1990 году его население составляло около 35 тысяч человек. На 23 пирса базировались 36 подводных ло­док 6 проектов и не менее 35 надводных кораблей и судов различного назначения.

Подводные лодки несли боевую службу во всех районах Атлантики и Северного Ледовитого океана. В январе-апреле 1976 года ракетоносец К-171 из состава 41-й дивизии в сопровождении многоцелевой АПЛ К-469 через Атлантику и Тихий океан совершил переход на Камчатку, по маршруту отрабатывая приёмы боевого использования межконтинентальных баллистических  ракет из южного полушария.

Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев