Наталья АЛЕКСЮТИНА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Наталья АЛЕКСЮТИНА

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Наталья АЛЕКСЮТИНА

История одного народососа

 

 В незамысловатом названии нового романа Владимира Пронского «Стяжатели» (Москва, 2009), собственно, и заключена вся идеология произведения. Здесь и о тех, кто, по сути, является проклятыми народными иждивенцами, и об отношении автора к ним. В общем-то, это совершенно нормально – не интриговать названием, кодируя и шифруя в нем некие тайные смыслы, а уверенно и откровенно дать понять читателю, о чем будет разговор писателя с аудиторией. Подобный прямой подход, ярко проявившийся в названии, Владимир Пронский переносит и в саму литературную ткань произведения. В романе даже придирчивый читатель не сыщет длиннот, затянутых жизнеописаний, чувственных марафонов. Это проза, похожая на целеустремленный, терпеливый и безошибочный спортивный шаг.

 О чем речь в романе «Стяжатели»? Вернее, о ком. О стяжателях. Их, конечно, много, как в каком-либо загазованном мегаполисе, так и в неказистом, безликом конкретном городке, примерно таком же, как нафантазированный Княжск, но у Пронского они влеплены, врисованы в совершенно четкие литературные образы. Как то: глава муниципального района Антон Самохвалов, предполагаемый зять Самохвалова Игорь Севрюков, налоговик Герман Шастин, заместитель губернатора Иван Кузьмичев и целая галерея представителей местной муниципальной власти. Автору с помощью детского беспроигрышного приема сборки конструктора удалось, практически, безукоризненно скопировать детали и создать повсеместного, жуткого в своей повторяемости чиновника. Наверное, неслучайно рождается аналогия именно с конструированием данной человеческой категории. Лицо и история жизни чиновника могут быть разными, но детали, из коих собран этот бюрократический робот, универсальны. Что в Архангельске, что на Кубани, он состоит из тех же механизмов, реагирующих на одни и те же сигнальные лампочки. И мышление его до обладания властью, возможно, катящееся по широкой колее, теперь повсеместно ужато до узкой, но простирающейся далеко и вглубь тропинки.

 Образ Самохвалова, вдоволь насладившегося правлением, потом в результате «подсидки» лишившегося его, а вместе с ним и смысла жизни, и вследствие этого отошедшего в мир иной, автором выполнен очень достоверно. Эта универсальная фигура встречается каждому из нас в нашей многострадальной современности. Эта фигура, облеченная правом распоряжаться народными ресурсами, о народе этом судит только с позиции кукловода, смело затевающего игрушечные битвы с тем, чтобы потом, наигравшись, сбросить тряпичных человечков в общий сундук. Самохвалов, вознесшийся на пьедестал, помнит и ценит только себя. В его системе ценностей отсутствует само понятие «ценность», и дочь, ослушавшаяся отца и не вышедшая замуж за подобранную кандидатуру, тоже перестает представлять какой-либо интерес. Правда, схлопотав от подкинутой взятки инфаркт, Самохвалов по воле автора выныривает из образа стяжателя, благословляя дочь на брак с «не выгодным» молодым человеком, но, на мой взгляд, это скорее авторская жалость к персонажу, чем зарисовка из реальной жизни. За период насыщения властью и материальным благополучием не один чиновник переродился в нечто неодушевленное, и этому нечто покаянные мысли и дела не присущи. Впрочем, даже фрагментарно извлеченный из стяжательского кокона, главный герой романа ни в коей мере не становится привлекательнее. Вирус народососа сделал его заболевание хроническим, и, оказавшись не у власти, Самохвалов перебирает в уме любые возможные варианты ее возврата, а в случае полной безнадежности, прикидывает на себя роль председателя Союза писателей Княжска. И в своих рассуждениях и размышлениях выглядит также отвратительно, как и в период своего властвования районом.

 Вообще, портреты Самохвалова, главы администрации Лаврика, Шастина срисованы Владимиром Пронским тщательно и, практически, с натуры. На их примере очень точно подмечена уникальная особенность чиновничества клонироваться. Вроде бы только что чиновничья пешка служила громоотводом для пешки чуть повыше чином, и вдруг, глядь, эта же пешка при смещении вышестоящего, легко и безболезненно примеряет на себя чужую шкурку, и также без смущения взбирается на пьедестал власти. И так до бесконечности.

 Читая роман, понимаешь, что некая сухость повествования стилистически оправдана. Для казенного мышления чиновника нет сравнительных образов, зарисовок, филологического чудодейства. Даже в семейном кругу он остается выхолощенным управленцем. Стиль играет на замысел. Единственной, по моему мнению, лишней деталью в авторском замысле является любовная история дочери Самохвалова Лады. Драматизма ей не хватает, а в канцелярщину и казенщину основной повествовательной линии она не вписывается. И потом, как-то трудно верится, что дочь Самохвалова, с детства впитавшая папаины уроки, мало в чем нуждавшаяся, представляет собой едва ли не ангела небесного, полюбившего простого невежественного парня по имени Коля Шишкин. Яблоко, конечно, может укатиться далеко от яблони, но в грушу ему превратиться вряд ли удастся. Более верно в психологическом плане выписан образ жены Самохвалова Ольги Сергеевны, которая при жизни мужа жила этакой обеспеченной безголосой птицей, а после его смерти стала угнетаема не столько его отсутствием, сколько тоской от безделия. И ее возвращение на работу в школу, и закрутившийся вскоре роман с физруком по фамилии Хмырь служит лишним подтверждением правды жизни, так хорошо подмеченной и перенесенной на страницы автором.

 В анонсе романа борьба за власть названа проблемой планетарного романа. Это утверждение, конечно, спорное. К власти тянется определенная категория людей, и, хочешь не хочешь, они ею начинают обладать. Другой вопрос, какие изменения происходят при этом в психологии человека, какие процессы становятся в нем необратимыми? Роман «Стяжатели» на примере одного чиновника средней руки небезынтересно рассказывает об этом. Вот только жаль, что сами представители властных структур истории про себя не читают.

Санкт-Петербург

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев