Николай ГОЛОВКИН
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Николай ГОЛОВКИН

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Николай ГОЛОВКИН

Дедово подворье

Рассказ

Светлой памяти
Ольги Головкиной (Пикельник)
и её дочери Михаилы, 13 лет,
трагически погибших
в ночь с 9 на 10 июля 2009 года
во время пожара в подмосковном селе
Ильинский Погост

1.

Автобус то взлетал, словно самолёт, то проваливался в «воздушные ямы», из которых не спешил выбраться. На грунтовке он то и дело повизгивал: в мешках подавали голос поросята, что пассажиры везли с рынка для откорма.

Асфальтовый же отрезок пути, несмотря на «пробки»,  преодолели довольно сносно. Хотя и здесь давно не ремонтировавшаяся дорога в ряде мест оставляла желать лучшего.

Илия Печников ехал к родителям.

Кто знает, добрался бы до «Рассвета» автобус? Или пришлось бы топать до села своими ногами, оставив на произвол судьбы «бедную Лизу»?  

Так прозвали пассажиры-старожилы залатанный дребезжащий «ЛиАЗ».

В конце 1990-х Ликинский автобусный завод в Подмосковье, где собирали этих «работяг», обанкротился.

Бог весть, сколько ещё «ЛиАЗов» мужественно колесит и ныне по русскому бездорожью! Вот и в местном автохозяйстве, словно в доме для престарелых, доживают свой век несколько таких «бедных Лиз».

 На счастье пассажиров именно сегодня, 22 мая, был праздник – день памяти святителя Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.

– Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас! – перекрестившись, взмолилась сидящая рядом с Илией старушка, когда у автобуса вдруг забарахлил мотор.

– Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас! – подхватили все пассажиры.

Желая поскорее оказаться дома, к святому обратились и пьяные мужики. В городе они «обмыли» покупку поросят, а потому в автобусе сольные и хоровые «номера» хрюшек то и дело перебивали храп и смачный мужицкий «говор».

Резко тронувшись с места, автобус вновь взвизгнул.

Вот и «Рассвет», конечная остановка у продмага. Вывалившись с хрюшками из «бедной Лизы», мужики дружно направились к торговой точке, чтобы «отметить» теперь уж и благополучное прибытие в родное село.

Рядом с продмагом уже давно, надо полагать, шла гулянка. Мужики, попутчики Илии, подхватили частушку:

 

С генофондом дело – дрянь.

Бабам дай хозяина.

Здесь, у нас, – всё больше пьянь.

Забытая окраина.

 

Но инициативу в свои руки взяли присутствующие на гулянке бабы:

 

Эй, милёночек, постой!

У меня вопрос простой.

Мой-то пьет который год.

Мне б тебя в свой огород.

 

А одна из них, увидев Илию, бойко пропела:

 

На деревне для «бомонда»

Не хватает генофонда.

Коль молоденька была,

От тебя бы родила.

 

2.

Расцеловавшись с сыном, родители Илии намеренно оставили его на какое-то время одного: пусть освоится, привыкнет, почувствует, что он – дома.

Три года назад тоска и безысходность, нараставшие и нараставшие день ото дня в «четырёх стенах», привели их – майора в отставке Сергея Ильича и учительницу истории Веру Николаевну – из райцентра в старинное село Печниково, откуда и пошёл их крестьянский род (в советские годы оно стало ядром колхоза «Рассвет»). Печниковы стали фермерами – разводили скот, птицу, огородничали, завели пасеку. Вновь ожил старый бревенчатый дом, который стоял с заколоченными окнами, ожило подворье.

Сергей Ильич родился в «Рассвете», а Вера Николаевна – в соседних Больших Полянах. Получив дипломы – военный и педагогический, – они поженились. Пока Сергей Ильич не вышел в отставку, семье пришлось поколесить по многим городам и весям. И повсюду он вместе с Верой Николаевной поддерживал или создавал заново подворья при частях, в которых служил. И выполняя должностные обязанности –  «для пополнения армейского рациона». И – по зову души.

 

3.

Илия с трудом обошёл двор, по-хозяйски осмотрел подворье.

Ну, что для молодого мужчины, которому скоро 30, этот путь из райцентра в «Рассвет»?!

Но Илия еле держался на ногах. Высокий, бледный, худой, он имел измученный вид, какой бывает после долгой болезни или утомительного пути.

– Не надо со мной сюсюкаться, жалеть меня, – подумал Илия, присев отдохнуть на лавочку возле ворот. – Многое в жизни повидал – и радостное, и горькое. Да, хотел бы и я быть настоящим хозяином. Вот здесь, на подворье, что-то сделал бы по-своему. Хотя во всем и так чувствуется порядок. Но сейчас я даже и не помощник…

Илия на мгновение задумался, подбирая нужное слово. Он посмотрел на статный дуб, который помнил ещё юным дубком, когда единственный раз в жизни 10-летним пацаном, гостил здесь всё лето. Это был его дуб, «Илюшин дуб», – дед посадил в честь рождения внука.

– А ведь сила дуба – в корнях! – подумал Илия. – Да и нашего рода – тоже. Мне бы теперь такую стать, такие силы!

Илия с любовью погладил ствол дерева.

 – Да, хотел бы и я быть настоящим хозяином! Но сейчас … сейчас, приехав на дедово подворье к родителям, – кто уж я для них здесь? – нахлебник …  

Он мучительно думал, как жить дальше.

– Что же мне теперь – лежать, как Илие Муромцу, на печке да ждать и ждать чудесного исцеления?! – вновь  обратился наш Илия к своему дубу. – Нет, Бог даст, побуду немного с родителями, может, и подлечусь даже здесь и – снова в город! Не хочу, не могу быть нахлебником.

 

4.

Сержант Илия Печников, воин-десантник, чудом не погиб на второй Чеченской войне. Горстка бойцов попала в окружение. Но подоспели наши и отбили их у «чехов». Из этого ада выносили безжизненные тела, изрешеченные осколками. Многие из них были контужены.

Но все, по Промыслу Божиему, выжили! Перед боем ребят, как они попросили, крестил приехавший в роту священник.

Награды наградами – были и они. Суть не в них.

Всех ребят – «списали», отправили назад – в мирную, и вместе с тем не менее тревожную, чем война, жизнь. И нужно было им, инвалидам, себя в этой жизни найти, не захлебнуться в её водоворотах.

«Береты» долго мыкались по госпиталям – лечение, психологическая реабилитация. За эти годы они, увы, растеряли друг друга.

Илия, не стесняясь, плакал, когда слышал песню, посвящённую другой войне, дедовой:

 

Майскими короткими ночами,

Отгремев, закончились бои.

Где же вы теперь, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

 

 

5.

Один и тот же сон снился Илие. Их последний бой в Чечне. Море огня. И вот – разверзалась земля…

Но на краю чёрной пропасти оказывался «Илюшин дуб»:

– Не в память о тебе я посажен, – слышал он его голос, – а во здравие твое!

Всякий раз дерево вытягивало ветвями, словно крепкими крестьянскими руками, брата-человека из беды.

А Илия поднимался уже в небо – всё выше и выше…

До этого он поднимался так высоко лишь на военных вертолётах, которые доставляли их в Чечне на «точки».

Теперь Илия летел над истерзанной войной землей вместе с Илией Пророком, небесным покровителем воинов-десантников. Они летели на его колеснице. И видел Илия всё, что происходит внизу.

 

Остановилось время в той стране,

Где люди погибают на войне.

Их души из другого измеренья

Скорбят о нас: Дом губим свой в огне…

 

Потом Илия Пророк вновь передавал Илию его  дубу, а дерево опускало на землю. Но уже не в Чечне, а на окраине русского села. Вот Илия на колхозном поле, где давно не сеяли, не собирали урожай. Поле зарастает молодыми березками. Чуть поодаль – руины колхозного коровника. Всё дышит покоем. Но вроде бы и тут война прокатилась. Илия припадает к родной земле. Он вдыхает запахи трав. Как былинный Илия Муромец, набирается сил от Матери-Сырой Земли…

Сон-кошмар, как потом осознал Илия, незаметно перерастал в сон вещий.

 

6.

Когда Илия был на обследовании в московском госпитале, ему удалось получить разрешение поехать на праздник ВДВ, который отмечается 2 августа, в день памяти Илии Пророка.

Молился Илия Печников в старинном Домовом храме во имя небесного покровителя воинов-десантников на Ильинке, в Китай-городе, что почти у самых стен седого Кремля. А потом участвовал в многолюдном крестном ходе на Красную площадь.

Здесь у лобного места, «русской Голгофы», сначала состоялся молебен о здравии всех воинов-десантников, которые некогда служили в этих войсках или служат ныне. Потом была панихида – поминали соратников по оружию, погибших в «горячих точках». Сотни и сотни свечей были зажжены в память о них.

Реабилитация ... Да разве можно вылечить русскую душу так скоро?!

Порой для этого и долгой человеческой жизни мало. Но всю жизнь никто и не собирался держать Илию в госпиталях: мол, сделали, что могли, а дальше уж как-нибудь сам выкарабкивайся…

 

7.

Илия не поехал с родителями в «Рассвет», а  остался в городе в их двухкомнатной квартире: мечталось пожить самостоятельно, получить хорошую специальность. Друзья из областного отделения Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» помогли и с учёбой, и с работой.

Днём Илия ходил на занятия в филиал института – учился «на экономиста». Ночью сторожил торговые палатки на местном рынке.

И вот теперь, после третьего курса, пришлось взять академический отпуск в институте.

– Вы своё здоровье потеряли там…, – врач, который говорил ему эти слова, почему-то избегал слов «Чечня» и «война».

Наклонив голову, словно хотел выписать рецепт или что-то искал в стопке бумаг на столе, он вновь и вновь избегал встречи их взглядов.

– А теперь вот подрываете здоровье учёбой на дневном да ночной работой. Нельзя же так! Состояние вашего здоровья очень, очень…

– А как, как, по-вашему, можно? – перебил его Печников. – Милостыню просить? Спасибо, повидал я в Москве таких несчастных, обездоленных, покуда в столичном госпитале был на обследовании. У кого – рук нет, у кого – ног, у кого – и того, и другого. Собирают на кусок хлеба на вокзалах, в метро.

– Да вы успокойтесь, вам нельзя так волноваться!

Врач опять смотрел куда-то в сторону, но только не на своего пациента.

– Отправляйтесь-ка лучше скорей к родителям, в деревню, попейте парного молока, отдохните…

– Хочет избавиться от меня, и как можно скорее, – подумал Илия. – Опять «списывают» меня. Но теперь уже – из жизни, насовсем.

Он так и не смог поймать на прицел своего взгляда взгляд этого рано пополневшего и полысевшего человека в белом халате, распорядителя человеческими жизнями, который был лет на 5-7 старше его и, наверное, имел своих детей, был внимателен к ним.

– До свидания! – сухо сказал Илия, направляясь к двери.

– До свидания! – механически-машинально ответил белый халат.

И только сейчас взгляд врача, провожая пациента, застыл на его затылке, словно произвёл контрольный выстрел.

 

8.

В красном углу дедова дома – потемневшие образы Спаса, Богородицы, Илии Пророка, Святителя Николая… Намоленные, хранительницы семейного очага. Хозяину дома эти иконы перешли от его деда, которого, как было принято в их роду, тоже звали Илией.

А уж откуда пошло в их роду такое имя этого Печников-младший не знал – как, впрочем, и никто в их семье.

Семейная традиция была продолжена ещё раз. Но могла трагически прерваться на  рубеже тысячелетий, погибни Илия, единственный продолжатель рода,  в Чечне.

Когда Илия, собираясь прочитать благодарственную молитву о прибытии в «Рассвет», впервые затеплил перед иконами лампадку, то был искренне поражен. Неожиданно пронизала мысль: а не такой ли точно Илия Пророк, каким изобразил святого безвестный иконописец, являлся ему в его тревожном и странном сне.

– Давно  уж нет на свете деда Илии и бабушки Марфы., – думал Илия. – Но, слава Богу,    след их не затерялся на родной земле. Не зарастают бурьяном Печниковские могилы.

 

9.

Дни летели за днями. Насколько позволяло здоровье, Илия помогал родителям по хозяйству.

В доме деда, к счастью,  сохранились некоторые из любимых в семье Печниковых книг. «Поднятая целина» Шолохова, рассказы Шукшина (внимание Илии, конечно, больше всех привлек к себе один – «Выбираю деревню на жительство»), «Братья и сестры», «Дом» Абрамова, «Прощание с Матёрой» Распутина…

Все эти «знамения» ещё недавнего времени, незаметно ставшие неотъемлемой частью их простого сельского дома, вдруг повернулись для Илии какой-то новой, берущей за душу «стороной». 

Всё свободное время он, словно советуясь с мудрыми наставниками, глубокими мастерами слова, читал и перечитывал ставшие ему родными творения.

А книги, наводнившие ныне прилавки, он никогда даже и не брал в руки. Потому как с детства знал толк в настоящих.

Впрочем, была в доме деда и ещё одна книга: повесть писателя-фронтовика Кондратьева «Отпуск по ранению». И она-то Илию, как человека прошедшего войну, не могла уж не задеть за живое. Раньше он видел телеспектакль по этой повести. Постановки по ней в своё время обошли сцены многих театров Советского Союза. Так что «Отпуск по ранению» в дедовой библиотеке Илия воспринял как встречу со старым другом и сразу же стал читать.

Решение пришло как-то само собой и созрело безповоротно: теперь уже Илия навсегда оставался жить и работать в «Рассвете».

 

10.

В ближайшую среду  всей семьей отправились в райцентр. Выехали чуть свет на «Ниве», которая наконец-то была на ходу. Когда добрались до рынка, здесь уже шла бойкая торговля.

Илия оставил родителей торговать мёдом, творогом и сметаной – «добром»  с их подворья.

А у него самого в городе были свои два дела.

Для начала надо было побывать у директора рынка, бывшего военного. Илия числился у него на какой-то должности. А пахал на азербайджанцев, охраняя ночью несколько палаток, которые они держали на рынке.

«Хозяева» с юга платили Илие неплохие деньги. Вот только, правда, каждый раз, когда производили расчет, они заводили разговор о сдаче им его квартиры.

– У нас опять проблемы: те, у кого снимали, просят съезжать…

– Снимите новую.

– Не сдашь ли свою?

– В который раз уже говорю – нет!

– Но ты ведь всё равно ночью на рынке, а днём – в институте…

– Нет, не сдам!

Руководствовался он здравым смыслом.

– Если сдам южанам квартиру, – думал Илия, – кто знает, а вдруг, может, превратится в притон, куда они будут приводить и местных «ночных бабочек», и своих «рабынь» с рынка, которые днём торгуют в их палатках фруктами да разнообразными шмотками?!

Южане отставали. Они побаивались бывшего десантника.

Впрочем, всякий раз, наотрез отказывая им, Илия никогда открыто не показывал своего отношения. Давалось это, конечно, нелегко. Хотя в целом отношения с южанами были даже хорошие. Подкупали их дружелюбие, обходительность, умение слаженно работать, смекалка. Да и сочувствие к приезжим «коллегам» нет-нет тоже иногда «пробуждалось».

И всё же… Илие было крайне неприятно получать от «работодателей» деньги. Этот узел душил Илию. Конечно, не как сны-кошмары о чеченской войне. Просто всё это было похоже на узду, на плен, в который взяли его чужаки, причем на его же родной земле.

И вот, наконец, азербайджанский узел «разрублен».

Оформив  увольнение в конторе рынка, Илия поблагодарил директора. С ним у него сложился вполне нормальный контакт, можно было бы даже сказать – дружба.  А просьба к директору у Илии была теперь такая: по возможности защитить их семью, которая намерена впредь регулярно привозить на рынок свою сельхозпродукцию, от «наездов», если таковые будут.

Директор кому-то позвонил. А Илие твердо сказал, что их никто пальцем не тронет.

 

11.

– Да вас просто не узнать. Румянец появился, загорели. Держитесь увереннее, – встретил Илию приветливо врач. – Вот что значит вовремя съездить на курорт, нервы подлечить и (он лукаво улыбнулся) – всё прочее.

– Не был я ни на каком курорте, – остановил он местного эскулапа, к которому снова пришёл на приём.

Илие тоже показалось, что перед ним совершенно другой человек.

– Я сейчас в селе живу, у родителей, – напомнил он врачу.

– А–а, парное молочко, свежий воздух, – заулыбался врач, – вспомнил, вспомнил…

Потом, посерьёзнев, продолжал:

– Вы уж простите, работы много. Всё обо всех и не упомнишь.

Он попросил Печникова раздеться.

Дыхание, пульс, давление… Одним словом, осмотрел его чуть ли не с головы до пят.

– Жить буду? – пошутил Илия.

– Будете! Долго будете жить! – заверил врач.

Потом по-отечески тепло добавил:

– И семью обязательно заводите, детей рожайте!

Стена отчуждения между ними рухнула. Они по-доброму посмотрели друг на друга.

 

12.

В полночь, накануне  22 июня – Дня скорби по павшим в Великой Отечественной войне, и Илия, и родители, не сговариваясь, зажгли на окнах свечи памяти.

Эти свечи в доме Печниковых горели не только в память о тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной, но и в память о жертвах чеченской и иных «локальных» войн: ведь среди них мог быть и сам Илия.

И вспомнились бывшему воину-десантнику слова, что выбиты на черном мраморе обелиска защитникам Отечества, погибшим в Чечне:

 

«Царю Милосердный! Создателю мой!

Молю я о ныне погибших!

В селениях горных Твоих упокой

На брани живот положивших.

Царю Милосердный! Зря благость Твою,

К Тебе я с мольбой обратился!..

Так Ангел Печальный о павших в бою

На поле кровавом молился…»

 

Как знать, не подобные ли слова слышал Илия случайно на перекрестках, у выходов из московского метро, где в столичной толчее улиц вдруг возникали фигуры  инвалидов с гитарами, в знакомом до боли камуфляже? Как говорится, слова народные…

А ещё Печниковы вспоминали, конечно же, и одного из рядовых  Великой Отечественной  – Илию Сергеевича-старшего, деда Илию.

Вот такие Печниковы  возрождали державу нашу из руин,  «поднимали целину» в обезлюдевшем русском селе, отдавшем «всё для фронта, всё для Победы».

Печников-старший  потерял на войне правую руку. Его демобилизовали в 1944-м. В колхозе «Рассвет» тогда трудились старики, вдовы, подростки. Вроде бы инвалиду можно и дома отсидеться. Но Илия Сергеевич, как его, несмотря на молодость, уважительно по имени-отчеству, звали односельчане, пошел работать бригадиром на животноводческую ферму. Да так и работал там потом несколько десятков лет.

Вечная память всем нашим дорогим ветеранам, сменившим «мечи на орала»! Кто раньше, кто позже –  они один за другим уходят в вечность…

 «Души их во благих водворятся, и память их в род и род…».

Молитва возвышала душу. И отсюда, с дедова подворья, что сохранилось в одном из уголков Святой Руси, ей, душе, так радостно было устремляться к Господу, находя у него утешение и защиту в наше смутное время, когда со всей трагичностью встал перед каждым из нас вопрос о самом существовании великой русской цивилизации…

 

Николай Алексеевич Головкин – публицист, эссеист, поэт. Родился в 1954 году в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. Член Союза писателей России.

Член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (Киев): http://omiliya.org/.Автор сетевого литературно-исторического журнала «Великороссъ» (Москва): http://www.velykoross.ru/. Редактор сетевого литературного журнала «Камертон» (Москва): http://webkamerton.ru/

Живет в Москве.

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев