Инна ХАРЧЕНКО
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Инна ХАРЧЕНКО

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"



К читателю
Авторы
Архив 2002
Архив 2003
Архив 2004
Архив 2005
Архив 2006
Архив 2007
Архив 2008
Архив 2009
Архив 2010
Архив 2011


Редакционный совет

Ирина АРЗАМАСЦЕВА
Юрий КОЗЛОВ
Вячеслав КУПРИЯНОВ
Константин МАМАЕВ
Ирина МЕДВЕДЕВА
Владимир МИКУШЕВИЧ
Алексей МОКРОУСОВ
Татьяна НАБАТНИКОВА
Владислав ОТРОШЕНКО
Виктор ПОСОШКОВ
Маргарита СОСНИЦКАЯ
Юрий СТЕПАНОВ
Олег ШИШКИН
Татьяна ШИШОВА
Лев ЯКОВЛЕВ

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Первая мировая

Инна ХАРЧЕНКО

Пространство жёлтых рыб

ГЛАЗА  ГОМЕРА
                                                    
  Посвящаю одноименной
  живописной работе художника
  Георгия Мардаре
                                                    
Глаза Гомера – бисером в ночи.
Живой огонь – он правит колесницей.
Зрачков черничных лунный окоем
Взлетает над Элладой вольной птицей.
 
Вы видели богатство, нищету,
Чарующее «яблоко раздора»,
Елены красоту и колдовство,
Царя Приама и Париса-вора.
 
Глаза Гомера – светом тысяч солнц.
Нетленны те, кто оды пел героям.
Вы гордо провожали взглядом тех,
Кто знал, что за спиной стояла Троя!
 
Глаза Гомера – радугой судьбы.
Огонь свечи разбудит осень спящих.
Червонным золотом – из-под ресниц –
На нас глядят –
                   живущих в настоящем…
 
 
 
НАСЫЩЕНИЕ
 
Пью Весну не спеша,
И глоток за глотком
Прошлогоднее тает смятенье.
Вот навстречу мне – лес -
С голубым ободком,
Я целую еловые тени.
 
Пью Весну не спеша,
Снег весь за день сошел,
Горечь почки прибавила вкуса.
Нерожденный мой сын
В этот день бы пошел –
Шалунишка с головонькой русой.
 
Пью Весну, как Любовь,
Обивая порой
Недостойные взора пороги.
В черепичности крыш
Сквозь фахверковый слой
Проступают земные тревоги.
 
Пью Весну и молюсь
Незаметно для всех.
Боль строки, словно звон колокольный.
Перельется гроза
В потемневший овраг,
Где лесок разрастается хвойный.
 
Не терзайте Весну
Овдовевшей рукой.
Боль земли – однодневки-букеты.
Не терзайте Весну
В голубых вензелях,
Пусть цветы доживают до лета!
 
 
 
СИЯНИЕ
 
Я сравниваю ваши души,
Характер, нравы, цвет травы;
Воспоминаний детских лужи
И воспитательниц на «вы»;
 
Окно разбитое в парадной,
Бездомных кошек и собак;
Мое пальто с подстежкой ватной
И булку с маком за пятак.
 
Здесь в обиходе речь иная
И часто дождик затяжной;
Я многое не понимаю
И выгляжу порой смешно.
 
Улыбок милое сиянье:
Опрятна старость цвета беж.
Чтоб описать огонь свиданий,
Какой бы выбрать мне падеж?
 
Вы оба дороги мне ныне:
И Нидерзаксен 1 и Подолье 2.
Но в украинском черном хлебе
Поменьше горечи и соли…
___________
 
1 Нидерзаксен – область в Германии.
2 Подолье – край на Украине, охватывающий две области: Хмельницкую и Винницкую.
 
 
 
РОДИНА
 
Зажегся свет у взбалмошных соседей,
Сердитый бас не даст поспать спокойно ночью.
Хозяйка в погреб бегает за снедью,
А пьяный муж в дверях подушку рвет на клочья.
 
Из окон льется вопль аккордеона,
Собачий лай, визжание котов и крики.
А вы мне на ухо шепнули сонно:
«Ну как же вы живете в этом мире диком?»
 
А я молчу; комар звенит над ухом,
Остыло солнце, опустившись в гладь речную.
Среди веселья — голос оплеухи
И… колокольный звон, что весть несет благую…
 
Да. Это — Родина. Деревня. Лето.
Вкус пирогов. Туман и ржавая телега.
На Мизяков 1 из Винницы берем билеты,
Ныряя в детство с малого разбега…
___________
 
1 Мизяков — деревня в Винницкой области (Украина).
 
 
 
ПРАЖСКИЙ  МОТИВ
 
Под сводом ночи тает Карлов мост.
Стена дождя причесывает полночь.
Слепая тень, как вспученный нарост,
Оскалив зубы, клык покажет волчий.
 
Когда же вспыхнет клеверный рассвет
Улыбкой засыпающей консьержки,
Продемонстрирует мне полный этикет
Молочник на заржавленной тележке.
 
В пыли античной тает Карлов мост,
Морщины времени прикрыв соломой.
Земная скорбь, как вспученный нарост,
Заноет в сердце болью незнакомой…
 
 
 
ШЕПОТ ЧИО-ЧИО-САН
 
Застыла кружевом резным
Простуженная пена вишни.
Хранился мармелад – под нишей.
 
А из нее – сладчайший дым –
Ползком – от низких чердаков
И детских грязных рукавов –
 
до самого крепчайшего мороза.
...С последней ложечки – оближет
Фарфоровая гейша  О з а.
 
За те четырнадцать веков 1,
Что цаплей пролетели мимо,
ни икебана, ни маджан 2,
 
ни чайных церемоний пантомимы,
ни эстетичность и – к – е – б – а – н:
ничто так не сбивает с толку,
 
как шепот
Чио – Чио – сан...
___________
 
1 «Покрой кимоно, сложившись 14 веков назад, не изменился до сих пор, – постоянство, способное привести в ужас современных модельеров». Владимир Цветов. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М.: Изд-во политической лит-ры, 1986. – С. 280.
2 Маджан – разновидность домино. Там же, с. 271.
 
 
 
ПЕРЕЛЕТНАЯ ПТИЦА ОСЕНЬ
 
Слаще запаха черного вереска,
Голубее эмалевых сосен –
От пасхального до рождественского –
Перелетная Птица  О С Е Н Ь...
 
Ярче золота пышные волосы,
Рассудительнее абрикосин,
Кудреватая, с ангельским голосом –
Перелетная Птица О С Е Н Ь...
Сам Ван Гог твои крылья расписывал,
Среди желтого – бледная просинь.
Ну кокетка ж ты с глазками рысьими –
Перелетная Птица О С Е Н Ь...
 
 
 
ВДОХНОВЕНИЕ КЛОДА МОНЕ
 
Лукавят те, кто в Осень запряглись.
Их нота «соль» висит на спице лени.
В огне природы плавятся ступени –
Ступени, на которых рдеет Мысль.
 
Горят стога под солнцем в Живерни 1,
Их одиночество не ищет истин.
Мистерия волшебной кисти,
Иль отпечаток жесткой пятерни.
 
Раздуты ВДОХНОВЕНЬЕМ паруса.
Чуть слышный шорох атласа и шелка.
У изголовья – веером заколку
Качает виноградная лоза.
 
Ветей 2 блуждает в сумерках террас -
Великий День божественной нимфеи.
На темных водах – сгустки Водолея,
И тень от мостика танцует вальс.
 
 
Стремительно бегущие мазки,
В Этрета 3 разбивающие волны.
И сгусток масла, мастеру подобный,
И Мысль его, зажатая в тиски... 
___________
 
1 «Стога сена при закате солнца близ Живерни» – название живописной работы Клода  Моне.
2 «Ветей. Сад художника» – название живописной работы Клода Моне.
3 «Этрета» – название живописной работы Клода Моне.
 
 
 
ПРОСТРАНСТВО ЖЕЛТЫХ РЫБ
 
I
На рисовых полях сегодня нега
Покой и... зыбкая луна в кармане.
Лежат снега на горных шпилях
Кольчугой призрачных побед.
 
 
II
Опять застал нас дождь в пути.
Сандалии, как солнечные крылья,
Размокли враз. И стали вязнуть
В акварельной пестрой жиже
Последних дней тщеславных хризантем.
 
 
III
А мы бредем в туманах серых
(в руках у каждого – кленовый посох)
До самых Южных Берегов,
Где жемчуг собирают
Пригоршнями юные пловчихи
На тамошних ночных базарах.
 
 
IV
А мне было обещано
тем Перламутром Осени
Расшить подол двух свадебных
Венчальных платьев шелковых.
 
Одно – немного тусклое,
Как твой фонарик дымчатый,
С холодного созвездия
Цветущей Дикой Мяты.
 
Другое – цвета ласточки,
На ощупь – словно бархатцы;
На поясе – Серебряный
Звенящий колокольчик.
 
Одно надену утром я,
Второе – ближе к вечеру.
Два платья для венчания
Осенним Рыжим Днем.
 
 
V
Сидеть в шатрах нам – Птицами –
(у Башни, где Драконы спят)
На шкурах лисьих огненных,
Не Совами, а Фениксами,
 
Пить из чаши яшмовой
Цветов корицы пламенной
Напиток откровения –
Пространство Желтых Рыб.
 
 
VI
Бамбука  ветви – гнездами –
Дожди – косыми ливнями –
А мы живем сегодняшним
И любим – до вчера...
 
 
 
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЗИМЫ
 
Растаял день — последний день зимы.
Соседка шубу отдала в химчистку.
А я подругу, Верочку-модистку,
Сшить платье легкое прошу взаймы.
 
Какой наряд из старого отреза?
На нем ярлык — «четырнадцать рублей» —
На мой двадцатилетний юбилей
Он был подарен теткой из Одессы.
 
Рукав — фонариком, а юбка — клеш;
Три пуговки с изящным перламутром.
А пацаны из-за угла: «Лахудра!
Куда ты на ночь глядючи идешь?»
 
Вот это жизнь! Последний день зимы.
Как будто лошади летят наперерез…
Но почему-то вспомнился цветной отрез
И платье, Верой сшитое взаймы…
 
 
 
 

 

 

 

РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев