Татьяна ЛЕСТЕВА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Татьяна ЛЕСТЕВА

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Татьяна ЛЕСТЕВА

Патриоты и похоронщики

С петербургской поэтессой и издателем одной из гатчинской газет Зоей Бобковой мы часто стоим на противоположных берегах Невы, по-разному оценивая события современной жизни. Например, парад Победы, который у меня у меня отозвался болью за предание истории великой страны, вызвал у неё чувство гордости за то, что он был хорошо организован и на нём не произошло каких-либо инцидентов вроде взрыва трибуны с гостями. Правда, «Литературная Россия» (ЛР) не опубликовала эту её статью, но она появилась и в её газете, и в газете «Парадный подъезд». Неужели только гордостью за работу спецслужб, обеспечивших порядок на Красной площади Москвы на несколько часов, запомнился парад? Хотелось бы мира на каждом участке многострадальной страны, чтобы не лился непрекращающийся поток информации о взрывах, терактах, крушениях, убийствах, жертвах автомобильных катастроф, пропавших людях, утонувших в лагере детях и т.п.

Вот и опубликованная в ЛР статья «Неужели и литераторы – похоронщики России?» вызывает недоумение своей противоречивостью. С одной стороны, в самом начале статьи оправдывается бегство молодёжи на запад за красивой жизнью «в уюте и чистоте», поскольку «…в России будешь биться как рыба об лёд, а всё равно из нужды не выбраться». А уже в следующем абзаце – упрёк, если не обвинение, в адрес русских, которые не могут заработать на достойную жизнь на примере рассказа «лица и гордости России» Валентина Распутина «В ту же землю». «Зачем этот народ населяет землю, притом такую прекрасную, как одна шестая планеты…», - пафосно восклицает поэтесса. Ну, что касается одной шестой планеты, то увы и ах! Прошли те времена. Но оставим это на совести автора, поэт – это всё же не землемер.

 А вот что касается восприятия самого рассказа Валентина Распутина, то воспринимать его как «преступление по отношению к русским людям», пожалуй, просто примитивно. Это трагедия русского человека, одинокой женщины, у которой нет денег, чтобы похоронить мать, и нет сил, чтобы победить расплодившуюся бюрократию, чтобы хотя бы оформить свидетельство о смерти. И эта женщина сама «зарывает» мать в лесочке, а вернувшись весной, видит рядом ещё две могилы. Трагедия, которая вызывает не только сочувствие, но и гнев.

«Заработайте», - призывает Зоя Бобкова. Зоя Степановна, подскажите, где и как? Я только что вернулась из творческой поездки в Липецкую область, в Задонск, где в школе учились мой отец и его шестеро братьев и сестёр. Заехала в огромное село Долгуша, протянувшееся на трёх холмах вдоль дороги в райцентр Долгоруково. Что же произошло? Школа, отметившая своё столетие, закрыта, два каменных здания вместе с прилегающим громадным садом и спортивной площадкой общей площадью несколько гектар, проданы некой москвичке за 312 000 рублей (вот это сумма!), поступивших в бюджет района. Учителя без работы. Ни тебе ни фермы, ни совхоза, никакого кустарного промысла. Где работать? И как заработать? Два года тому назад я писала о районном центре Долгоруково, где закрыты заводы, производившие овощные и фруктовые консервы для всей страны, уничтожен совхоз, снабжавший отборными яблоками половину страны, уничтожены сами сады с уникальными сортами яблок!

И в такой ситуации вы обвиняете народ? Не перепутаны ли понятия народа и правящей бандитско-олигархической кучки? Сегодня, два года спустя после первой поехздки, вижу в Задонске ту же самую ситуацию? Работы нет. Построенная несколько лет тому назад двухэтажная каменная школа по дороге к национальному парку «Сафари», сияющая новизной и чистотой, закрыта. От ферм советского времени, где были и коровы, и свиньи», бросаются в глаза только руины. Жизнь в Задонске на первый взгляд кипит: бригады гастарбайтеров мостят улицы, облицовывают плиткой старые здания монастыря, красят, белят, в самом монастыре трудятся волонтёры. Ещё бы! Нужно успеть: 26 августа 400 лет со дня основания монастыря. Ждут не только патриарха, но, возможно, и высоких гостей – президента, премьера с супругами. Деньги на приведение монастыря в «божеский вид», говорят, выделены из бюджета Липецкой области! Два года назад я писала о том, что жители Долгуши не могут добиться, чтобы им провели водопровод, а из колодцев «ушла вода». Водопровода нет до сих пор, район после развала всего хозяйства дотационный, но вот одну скважину на село протяженностью несколько километров вроде бы удалось пробить, ешё немного, ешё чуть-чуть…

Праздник в Задонске пройдёт, а отремонтированные мостовые и облицованные кафельной плиткой дома останутся. «И сказал Бог, что это хорошо».

Но вернёмся к повседневной жизни городка численностью 10000 человек. Консервный завод, обеспечивающий работой не одну сотню человек, уничтожен. Рабочих мест нет, работать некому, а значит, нет и молодёжи, хотя в это летнее время на улицах много было мам с колясками и детишками разных возрастов. Библиотека, имевшая не так давно статус общерайонной, курировавшая около 30 сельских библиотек, стала городской, от неё отделены не только библиотеки муниципальных подразделений, но даже детская библиотека, которая является всего лишь отделом (библитотека с 1700 читателями!) досугового центра. Сэкономили на детях наши неуважаемые законодатели, издавшие пресловутый 131 ФЗ, превративший культуру в хобби для энтузиастов. Сколько проклятий и справедливых обвинений сыплется в адрес этого закона со стороны работников музеев, библиотек, истинных специалистов своего дела. Вся сельская культура, а возможно и не только сельская, держится только на инициативе энтузиастов, воспитанных в советское время. Директор задонской городской библиотеки Е. Н. Кузнецова вместе с начальником отдела культуры бьётся над тем, чтобы получить хотя бы статус межпоселенческой библиотеки, хотя бы на ангстрем приблизиться к статусу советского времени. «Заработайте!» - восклицает З. Бобкова. Почему бы и нет? Зарплата директора библиотеки, специалиста с огромным стажем и ответственностью аж 4230 рублей. Вот и заработали! О библиотекарях и говорить не приходится. И тем не менее бьются они, как рыба об лёд, чтобы пополнить фонды классики, чтобы удовлетворить читателя, чтобы дать ему возможность не чувствовать себя в «диком поле» в ХХI веке, а приобщиться и к компьютеру, и к Интернету, и к истории края.

Так что, уважаемая Зоя Степановна, нужно в ноги поклониться писателям, таким, как Валентин Распутин, который бьёт в набат (хотя это ещё и не «Колокол» Герцена), чтобы привлечь внимание правящей клики к проблемам русского человека в русской деревне. И в этом действительно его патриотизм.

Впрочем, а лучше ли ситуация в городе?

Но вернёмся к отмеченному в статье возрастающему «потоку негатива на русский народ». Цитирую: «…. Любому нормальному человеку не захочется жить в такой стране, которая вырисовывается в похоронных стихах Зиновьева: «А человек сказал: “Я – русский”. И Бог заплакал вместе с ним». Вот оказывается в чём дело: поэт виноват, смотрит на прекрасную современную действительность не через розовые очки, а объективно злобствуя! Надел бы розовые очки, и увидел бы, как прекрасна вымирающая деревня, как великолепно смотрятся руины ферм (чем не Колизей? И в Италию не нужно ехать!), какие цветущие и здоровые лица у безработных учителей, которым не нужно ночами корпеть над тетрадками с заданиями, как дивно организован отдых детей, которых возят два раза в день в школу и из школы за десятки километров, а дальше они предоставлены сами себе, ни школьных кружков, ни вечеров, ни самодеятельности…. Не пойдёшь же в школу вечером в кружок за 15 километров пешком по просёлочной дороге, особенно когда ребёнку 7-10 лет?! Про Ломоносова и его Холмогоры вспоминать не будем. Вот увидел бы всё это Николай Зиновьев, и написал бы что-нибудь вроде: «Эх, хорошо в стране бандитской жить, и орла двухглавого любить». И сразу бы улыбка осветила лицо и короля поэтов В. Шемшученко (главного редактора патриотического в хорошем, а не в православном, смысле журнала «Всерусский собор», талантливого лирического поэта, творчеству которого, кстати, также не чуждо критическое восприятие современной жизни народа) и протестующей против греха уныния, оптимистки Зои Бобкову?

Не отношу себя к числу поклонниц поэтического дара Николая Зиновьева в отличие от его «адвоката» Сергея Сычёва, грудью вставшего на защиту своего земляка (ЛР 2010, №27 «Кто вырубил свет?»). Это гражданские протестные стихи, которые не только имеют полное право на жизнь, но и нужны в наше время. Так было всегда. Не говоря уже о сатире Маяковского, вспомним хотя бы Константина Бальмонта:

НАШ ЦАРЬ

Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.
 
Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
 
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, - час расплаты ждет.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.

А «История города Глупова» Салтыкова Щедрина? Или, следуя принципам З. Бобковой, сразу вычеркнем всех их из числа «патриотов»? Мне кажется наоборот, что предназначение писателя в другом – увидеть язвы общества и безжалостно вскрыть их благотворным скальпелем хирурга. А вот в чём, пожалуй, можно согласиться с З. Бобковой, так это с тем, что многие литературные конъюнктурщики, «похоронщики России» провозглашают себя «патриотами». Произведениям таких писателей ЛР уделяет должное критическое внимание, например, в публикациях Л. Сычёвой, Г. Мурикова и т.д. Вот только с «собственной гордостью» советского человека («У советских собственная гордость – на буржуев смотрим свысока») действительно сложновато в наше время. Народу активно внедряют рабскую идеологию, смирения и терпения рабов божьих. Да и автор публикации признаёт, что уныние – это один из самых страшных грехов человека.

Дело, видимо, не в Валентине Распутине, предвозвестнике катастрофы, начиная с советского времени («Пожар», «Прощание с Матёрой» и т.п.). Писатель интуитивно предвидел катастрофу, которая и произошла. Дело в том, что и сегодня этот зарытый труп матери в его рассказе, подобный «скелету в шкафу» – символ не только настоящего страны, но и грядущего великой в прошлом Родины. Вряд ли Распутин навёл на русских порчу перестройки. А что до «похоронщиков России», то их имена общеизвестны.

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев