Игорь МАРКИН
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Игорь МАРКИН

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Игорь МАРКИН

Дары данайцев

В Воронеже с каждым годом появляется все больше памятников. Факт сам по себе отрадный. Однако памятники являются не только украшением либо достопримечательностью, не только оттеняют контур города и формируют его «настроение». Немаловажно гармоничное соотношение их внешнего вида и внутреннего содержания. По этому, в конце концов, можно судить о нравах и вкусах воронежцев.

Чтобы попытаться понять, кто же мы, давайте-ка на некоторое время представим себя гостем Воронежа. Итак, начнем, по традиции, с привокзальной площади, которую венчает монументально-реалистический герой Великой Отечественной войны И.Д. Черняховский. Памятник этот наши земляки в начале девяностых с большущим трудом вызволили из «литовского плена», и напоминает он о событиях совсем недавних. Когда скульптура славного генерала находилась в центре Вильнюса, на постаменте можно было прочесть: «От благодарного литовского народа». Жизнь показала, что не всяк друг, кто таковым себя называет.

Шагаем к детскому парку «Орленок». Его символ – юный трубач на коне. Если судить по внешнему виду изваяния, ныне Орленок занимается совсем другим делом. Оторвали у горна раструб – и превратился трубач в подростка, плюющегося из трубочки. Вот Вам осколок мировоззрения наших сограждан, выраженный через скульптурный объект.

Правда, «все новое, это хорошо забытое старое». Лет тридцать назад над бедным И.С. Никитиным как только не изгалялись. Право, и упоминать не ловко, уж поверьте на слово. Да и наши дореволюционные предки не всегда отличались разборчивостью в народных потешках. Накануне открытия самого первого в Воронеже памятника А.В. Кольцову какой-то остряк нахлобучил на мраморного поэта гимназическую фуражку. Впрочем, к моменту открытия головной убор сняли. 

Вот это-то зубоскальство вкупе с простотой-очаровашкой и входит в наше сознание. Тихо, исподволь, словно коварный туман из волшебной страны Оз.

От Орленка, бывшего горниста, рукой подать до памятника О.Э. Мандельштаму. Как его только не называют! И «Карлик Нос», и, прости, Господи, «Иногда они возвращаются», намекая на восставшего из могилы мертвеца. Положа руку на сердце (прямо как сам воплощенный в металле Осип Эмильевич), сознаемся – зря не назовут. И ведь не по злобе так величают, а по тому, что бросается в глаза. «При чем тут внешний вид? – горячатся некоторые. – Вы прочтите поэта, загляните в сокровенное его души, и тогда…»

Но в том и загвоздка, что у большой части добропорядочной публики - и, что прискорбнее всего, у молодежи - именно внешний вид Мандельштама напрочь отбивает всякую охоту прикасаться к его творчеству. В результате резонный для многих вопрос: «А зачем нам это?» Нигде не додумались приютить подобный «Дар данайцев», только в Воронеже.

Проглотило в свой адрес внушительную порцию критики и еще одно изваяние, недавно поселившееся в нашем городе. Речь о памятнике В.С. Высоцкому. В час его открытия масса собравшихся не преминула прополоскать бронзовые косточки поэта и актера. Заметим, просто так, со скуки либо зависти, судачить не будут. Будоражит сознание общественности и еще один нюанс. К чему в Воронеже памятник Высоцкому? Но это, наверное, из разряда риторики. А.С. Пушкин (простите, пушкинисты!) у нас не был, даже мимолетом. В Елец заезжал, в Задонске останавливался, в Новоживотинном подорожную отметил! В Воронеж – ни ногой. А памятник есть. И Есенин к нам не заглядывал, но довольно симпатичный бюст поставили.

А вот И.А. Бунин появился на свет в Воронеже. И установка ему памятника выглядит как закономерная дань уважения. Изначально памятник Бунину для своего воронежского банка купил в Москве один наш респектабельный земляк. Однако банкира уговорили, и он свое личное приобретение подарил городу. Примечательный штрих нашего времени.

Все вышерассмотренное щедро рассыпано в центре Воронежа. Стараются не отставать и другие части города: в Северном районе, к примеру, появился памятник Продавцу и Покупателю. Кстати, недалеко от Храма. Тоже примета современности.

«Не сотвори себе кумира». Заповедь эта иносказательна и весьма-весьма глубока. Воронежцы ее нарушили буквально. У Благовещенского собора красуется памятник святителю Митрофану. Первый воронежский епископ личность, бесспорно, яркая. Святитель Митрофан, наверное, заслужил, чтобы его увековечили. Но зачем у собора? Есть же символическое место – Адмиралтейская площадь. Именно с ней, в основном, связана деятельность святителя. У собора же можно наблюдать, как верующие лобызают постамент Митрофана, в восторге чуть ли не виснут на оном. Зачем, православные?

Не сотвори себе кумира… Тема в данном случае тонкая и деликатная. «Кому» - не всегда главный вопрос. «Где» - вот камень преткновения. Нынешнее положение вещей может привести к искреннему убеждению, что фуражка на Кольцове – «все о`кей!», а монстры, гоблины и уродцы – норма нашего миропонимания. Подоплека – страшная.

На выезде из Воронежа, во дворе отеля «Яр» застыл могучий конь, с гривой, да еще рельсу жует. В вечернем освещении он больше похож на сенбернара с костью в зубах. Прибывают к коню на поклон молодожены, трутся о некоторые конские части тела – «чтоб дети были». Аборигены Полинезии до подобного не докатились. У нас же – в самый раз.

В недалеком будущем у ледового дворца «Юбилейный» появится памятник Н.А. Панину-Коломенкину. Фигуристу, столетие назад завоевавшему для России первую олимпийскую золотую медаль. Наш земляк и гордость отечественного спорта. Пусть знают и помнят. Не всегда же по телешоу «Ледниковый период» иметь представление о родном прошлом и настоящем.

В данном случае речь идет о Воронеже. Но не один же он такой в нашей стране. Наверняка, и другим городам есть что поведать о своих скульптурных «шедеврах», внедряемых в нынешнее житие-бытие.

Все в мире преходяще. Где скрыта вечность? Может, в памятниках? Едва ли. Отношение к ним, как видим, меняется. А ведь это своеобразный, незримый указатель того, куда стремится общество, что оно хочет и что оно из себя представляет. Памятник – «узелок на память». Главное, чтобы этот узелок не превратился в удавку.

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев