Светлана РУДЕНКО
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Светлана РУДЕНКО

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Светлана РУДЕНКО

Иная реальность Юрия Невского

Современный мир – это уникальное взаимопроникающее существование одновременно нескольких реальностей. Реальная реальность и виртуальная – это соотношение уже никого не удивляет. В прозе самобытного, ни на кого не похожего писателя Юрия Невского мифологическая реальность тесно переплетается с реальной. Его герои одинаково органично существуют в обеих. И благодаря этому поднимаются на новый уровень понимания мира и самого себя.

Разумеется, в прозе Невского чувствуется влияние латиноамериканской литературы, прежде всего Борхеса и Кортасара. Особенно в его новой книге рассказов «Железные игрушки – магнитный потолок», появившейся вслед за романом «Космонавты Гитлера: У почтальонов долгая память». Но при этом Невский остается удивительно русским, взять, хотя бы его рассказ «Смелый идет купаться, а трус остается на берегу». Герой рассказа – романтик, путешественник, (кстати, как и сам Невский), отправляется на «очарованный берег» Байкала. Байкал здесь некая точка отчета, первооснова, помогающая, с одной стороны, дойти до «края сознания» с другой, испытать себя, побороть страх и сомнения. Прежде чем войти в хрустальную гладь Байкала, герой ведет долгий разговор со своим внутренним голосом, который его всячески предостерегает от купания в холодных водах.

- Ветрюга какой! Ты что, сдурел? Холодина! Потом заболеешь, кто с тобой будет возиться» - предупреждает осторожный голос. А потом, когда герой все-таки решается и с «первобытным ревом» бросается в пучину Байкала, на берегу появляется огромный бурый медведь. В самом конце рассказа оказывается, что медведь, это нечто иное как «Страх, сомнение, неверие и слабость духа».

Композиционно книга состоит из четырех блоков-глав, в которые входит по 4-6 рассказов, примечательно, что даже сами их названия символичны, представляют собой некие мифологемы: «Время покупать черные перстни», «Золото Манаса», «Перекрестки», «Последний отчет», «Холодный ветер, теплый ветер»…

Поэтичность, предельная образность и метафоричность – отличительные особенности прозы Юрия Невского. Вот, к примеру, отрывок из его рассказа «В каждой девушке сидит камикадзе»: «Девушки, янтарные рыбы, тихо и ровно светящиеся изнутри древесные листы с золотом прожилок, шли мощным потоком. И это был праздник на Земле. Иван Купало! Языческое неистовство и ярость, с которыми мир праздновал силу мужчин и нежность женщин. Хотя небо не пылало каким-то священным заревом, все было облачно, с востока занимался розоватый отсвет. Пляски, прыжки через костер, огни».

Главный герой рассказа Олег – заядлый путешественник, устроился в фирму «Аэроэкология», где ему нужно ловить на компьютере определенные звуки «бьисы», а потом определять их тональность. У Олега явные способности слышать и чувствовать то, чего не могут другие – « и он услышал в наушниках этот «бьис». Трепет крыльев? Полет? Ощущение полета чаек? Колебания то появлялось, то исчезало… послышался (и привиделся) мятущийся пенистый край белоснежных риз, и как он лежал на берегу, и волна, отбежав – накатывалась восходящим гулом в хрустальных органных трубах, которыми пронизана байкальская глубина. Как будто то летнее путешествие вновь приблизилось, захватило… Близкие, остро пахнущие звезды, мохнатые лапы стланика, курчавые мхи, облепившие камни, бесчисленные ручьи и реки, вздувшиеся венами, пульсирующие первозданной силой на мускулистых руках гиганта. Услышал ли он это… почувствовал? Но выделил «область», щелкнул по цветовой плашке экрана». За эту сверхчувствительность Олегу предложили командировку, посулив отгулы, во время которых он так мечтал отправиться путешествовать на Байкал.

Как и сама работа, командировка оказалась необычной – пришлось ловить неводами падающих с неба голых светящихся лунным светом девушек, как было сказано Олегу начальством «эти Лолиты – «наш золотой фонд», - их можно жены шейхам, Саудовским принцам отдать. «Нам – гордость! И прибыль немалая. Не все же как нефтеперекачка работать». Мистические фантастические моменты органично вплетаются в ткань рассказа, обращает на себя внимание и тонкий юмор писателя. Оказывается, даже из красоты, из того, что дается природой свыше, умелые коммерсанты научились извлекать выгоду. Только, оказывается, не все так просто « у каждой девушки внутри камикадзе. Они все равно когда-нибудь настигнут и убьют нас!» - предупреждает Олега некий Игорь, которому не впервой ловить девушек.

Однако не стоит представлять прозу Невского, как оторванную от современной жизни некую мистическую реальность, где главный герой пытается познать вечные истины, оставшись один на один с Космосом, Богом, Природой. Яркий пример тому рассказ, давший название сборнику «Железные игрушки - магнитный потолок».

Его главные герои - трое бомжей, обитающих в трубе-водосбросе под Софийской набережной (рядом с Кремлем), к которым по какой-то странной случайности течением занесло ядерный чемоданчик. Бомжи, может бы, и не поняли этого, если бы среди них не оказался Рашпиль, бывший главный инженер крупнейшего оборонного завода, спившийся после того, как его предприятие перешло на производство гигиенических женских прокладок. Кстати, второй - бомж Кеша-реактор, в прошлом ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. И тут же можно говорить о Невском как о виртуозном сатирике, продолжателе традиций в русле Салтыкова-Щедрина. Бомжи (!) практически без труда справляются и с кодом, и с паролем ядерного чемоданчика. (Пароль, между прочим, незамысловатый – «будем мочить всех в сортире»). Правда, после того как ядерный чемоданчик был благополучно запущен в действие бомжами, взрыва не произошло – появился златокудрый ангел с грозными словами «Да вы совсем мужики заигрались тут!», велевший бомжам вернуть пусковой ключ в прежнее положение. Конца света не произошло. Златокудрый оказался ангелом Путина, оказывается, приставлен он следить «за тем, кем надо». «За вами, народом-богоносцем» (по Достоевскому) глаз да глаз нужен. Как бы чего не напакостили», - заявляет ангел бомжам.

Этот рассказ, пожалуй, один из лучших в сборнике, неслучайно он дал название всей книге. Невский явно обладает несомненным талантом писателя-сатирика, причем тонкого и умного, что не всегда удается прозаикам, обличающим социальные язвы.

Природные стихии у Невского такие же полноправные действующие лица, как и люди. В прочем, у них своя, особенная роль, они соединяют параллельно существующие реальности воедино, вернее, прошлое и будущее как, к примеру, лес в рассказе, открывающем книгу «Железные игрушки - магнитный потолок» «Есть только лес». Главный герой, регулярно вынужденный ездить на работу в Подмосковье, заприметил странно одетых людей, постоянно входящих на станции Пятово и выходивших на Девятово. Причем дело было не только в одежде – свитерах домашней вязки, дождевиках, выгоревших штормовках и в простецких кедах - «в их взглядах была какая-то романтика». И, самое главное, в «их глазах не было того змеевидного символа – и долларовый значок не плясал, не извивался в их зрачках, от него не покрывалось все вокруг лоснящимся, желтовато-зеленым гнилостным налетом, как это распространено ныне, к сожалению, во взглядах моих современников». Их лица «словно отсвечивали отблеском костров пионеров – тех, кто идет первым, зажигая огни на дальних берегах и закладывая новые города?» Вскоре главный герой понял «партизаны Времени» приходят из леса. Углубившись в него, герой натолкнулся на железный забор – из покосившихся мачт, когда- то зеленого защитного цвета. Оказалось, что это «наши самые настоящие советские граждане». «Какой-то перехлест, техническая накладка в «хрональном взаимодействии событий?» - пытается найти объяснение непонятному явлению главный герой. За железным занавесом сохранилось то романтическое время, когда власть денег не имела над людьми такой могущественной власти. Автор неприкрыто ностальгирует за ушедшим временем, и в то же время убеждает читателя, что его существование реально, оно продолжает жить в нашем сознании, в нашей памяти, а возможно, и таком вот лесу, где-то в недалеком Подмосковье за железным занавесом, нужно только присмотреться и увидеть его.

 Обитатели необычного леса на свой лад поют песню из кинофильма «Земля Санникова»:

 

Призрачно все в этом мире бушующем

Есть только Лес, за него и держись,

Есть только Лес между прошлым и будущим,

Именно он – называется жизнь.

 

Невский, по сути, тоже обитатель этого Леса, не такой как все, пытающийся вывернуть реальность наизнанку, увидеть обратную сторону вещей. Настоящая жизнь – это романтики и кеды, это ветер странствий и прозрачные воды Байкала. Остальное – мишура, мир, который на самом деле, менее реален, чем существующий за железным занавесом Лес. Кстати, начинал Невский как писатель-фантаст, впрочем, он не укладывался в обычные рамки жанра. И все-таки на него обратили внимание, Невский становится активным участником семинара молодых писателей «Школа Ефремова». Его рассказы печатались в сборниках «Время покупать черные перстни», «Белая дорога», «Кровь польских королей».

Сегодня то, что пишет Юрий Невский, некоторые называют мифологически реализмом XXI века или мерцающим реализмом. Особенности поэтики, писательской философии объясняются, на мой взгляд, тесной близостью к природе, тем, что родился он на самом краю России в Улан-Уде, неподалеку от священного озера Байкал, где до сих пор люди решают свои жизненные проблемы с помощью ламы.

Рассказы Невского как стереометрические фигуры – многомерны и многоплановы, несмотря на малочисленность действующих лиц. (Зачастую это сам лирический герой-автор наедине с природой и космосом как в рассказе «Как дела, чувак?») У них несколько слоев глубины – все зависит от читателя, как глубоко он может нырнуть. Читая Невского, удивляешься детской чистоте и наивности его прозы, ее романтизму и одновременно мудрости, какая бывает только у стариков. Хотите знать какой Невский – прочитайте обязательно его рассказ «Как дела, чувак?», завершающий книгу. Он, по сути, автобиографичен.

Главный герой « в детстве прилежный читатель Жюля Верна, Фенимора Купера и Джека Лондона» отправляется в многодневный поход. Путь его лежит через Катунь, в бухту Окуневая. Азарт заядлого путешественника заставляет героя карабкаться почти на отвесный склон. И вот тогда? оказавшись в мертвой точке? герой почувствовал? что его «что-то долбануло по затылку… солнечный удар?» Да нет же. Разве не почувствовал что-то шелестящее за своим плечом? Разве это не подтолкнуло? Путешественнику кажется, что к нему явился посланник Тьмы. В этом самый момент, когда «его пальцы превратились в когти» он начинает прокручивать свою жизнь, и догадка расцветает «ореолом цвета» « да ведь я оказался на склоне лет!» А вот не сделал того, упустил другое. Не достиг пятого... десятого.

«Целый год коплю на то, чтобы две недели кормить комаров, жрать супы из пакетов, запивать горьким чаем с сухарными крошками, да трястись от холода. Залезая на ночь в промокший спальник. Ради чего? Чтобы отпить глоток ветра из чаши божьего мира? Хоть один глоток. Глоточек».

Я думаю, и свою умную светлую, интеллектуальную прозу Невский пишет для этого, для этого отправляется в рискованные многодневные путешествия, оставаясь наедине с самим собой и Природой.

Юрий Невский – добрый и мудрый писатель, он оптимист, умеющий поддержать и ободрить, вдохновить и дать силы, когда их совсем уже не осталось.

«Никогда не отчаивайтесь! Даже если оказались в паршивой ситуации или в кризисе, или на склоне лет… Не паниковать! Главное, это действовать. Пусть очень медленно, но постоянно, с поступательным вектором, хоть по сантиметру. Но выкарабкиваться». Пусть эти слова станут напутствием каждому, кто не растратил внутреннего огня, кто ищет свой путь и у кого в душе всегда остается Надежда.

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев