Александр ТРАПЕЗНИКОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

Умное сердце и зрячая душа

Рецензия на книгу Сергея Щербакова «Борисоглебская осень»

Сергей Щербаков – писатель исповедальный, истинно русского закала, представить его вне великих духовных традиций отечественной литературы попросту нельзя. Это как дыхание самой жизни, природы, населяющих нашу землю людей. В его прозе нет ничего выдуманного, нереалистичного, пустого. По сути, рассказы его и очерки – это откровенные дневниковые записи, как у Пришвина. Или же, как верно заметил другой самобытный курский художник слова Михаил Еськов: «Творчество его по манере и глубинному восприятию жизни воскрешает в памяти, прежде всего, Ивана Шмелева. Шмелевские «Лето Господне», «Богомолье» - литературные вершины на века. Написать что-либо подобное, казалось, уже и невозможно. На счастье, проза Сергея Щербакова близка к этому, в то же время она самоценна, это своего рода «Лето Господне нынешних дней».  А некоторые критики сопоставляют его творчество с рассказами Ивана Бунина. Словом, у нашего соотечественника знатные и достойные предшественники и духовные учителя, да и сам он в их ряду занимает видное место.

Коротко хотелось бы сказать о биографии Сергея Антоновича Щербакова. Родился он в 1951 году в забайкальском селе Мухоршибирь, которое основал его предок по материнской линии. В архивных документах того времени сказано об этом так: «И поставил зде заимку есаул Жираков». Здесь же он окончил среднюю школу, потом служил на корабле на Камчатке – это одно из самых красивейших мест на земле, где, к слову, как и в Ирландии, нет и никогда не было змей. Видимо, Господь с какой-то целью не допустил на эти частицы суши ползущих ядовитых тварей. Затем, после демобилизации, Щербаков строил Вилюйскую ГЭС. А серьезно занялся литературным трудом в стенах Московского университете на факультете журналистики, который закончил в 1981 году. В 1991 году на Светлой седмице окрещен православным священником о. Димитрием Дудко. Который, по счастью, и в моей жизни оставил глубокий след, был моим духовным отцом. У Сергея Щербакова вышли книги прозы – «Царапина», «Путные рассказы», «Про зырянскую лайку», «Цветы благоухающие», «Рабочая собака», «Крестный ход. Борисоглеб – 2004», «Ближние». Сейчас писатель живет и работает на два дома: в Москве и в ярославской деревеньке Старово-Смолино, что в трех верстах от древнего Борисо-Глебского монастыря. Он лауреат международной литературной премии им. Андрея Платонова «Умное сердце» за рассказ «Про гусей» и премии им. Евгения Носова за книгу «Ближние». В прошлом, 2009-м году, вышел очередной сборник его рассказов «Борисоглебская осень». Вот о нем и пойдет речь.

Сама книга невелика: всего шесть рассказов. К тому же, некоторые из них, как «Иринарховский крестный ход», по доброй авторской традиции кочуют и по другим изданиям, а уж излюбленный рассказ Сергея Щербакова (и читателей тоже) «Рабочая собака» можно встретить едва ли не в каждом его новом сборнике. Это нормально, укора здесь нет. Пусть как можно больше людей встретятся с лучшими произведениями автора, проникнутся болью, тревогой и радостью его искреннего Слова. Ведь тиражи у таких проникновенных русских писателей сейчас также невелики, подлинных вдумчивых читателей мало, а рекламы и вовсе нет. Да и не нужна им эта самая поганая реклама и пресловутые рейтинги. Состязаться в глупом беге на месте с разными Донцовыми и Акунинами стыдно. Лучше спокойно и счастливо идти крестным ходом, как делает это Сергей Щербаков. Как многие другие писатели, хранящие верность России и Православию.

Зачастую рассказы этого автора носят очень простые и незатейливые названия. Он словно бы стесняется сразу же завлечь читателя броским слоганом, от которого уже один шажок до авторского бренда (вот уже и я заговорил на их птичьем языке). Судите сами: «У одной реки», «Скворцы прилетели», «Совы в доме», «На закате», «Про гусей», «Про зырянскую лайку», «От печки», «Во все стороны», «Фотографии», «Царапина» (последние семь – из других сборников). И, как вы заметили, во многих названиях присутствуют твари Божии. Потому что автор любит и всеми силами охраняет братьев наших меньших, как заповедовал нам Господь. Эта любовь видна на каждой странице, в каждом слове.

Сделаем некоторое отступление от текста книги. Раньше, еще до грехопадения, человек недаром был поставлен в центре мира. Бог вначале приготовил ему красивый космос – солнце, землю, звезды. Создал животных. Так что, если следовать логике, они – не братья наши меньшие, а старшие. И было устроено так, что человек и животные идеально и удобно подходили друг к другу. Образовывали один «микромир». Волк жил вместе с ягненком, а корова паслась с медведицей. Но когда Адам пал и умер для Творца, не только все земные и небесные силы оплакивали его, но и твари. Он был пленен, но в плен попала и вся прислуживающая ему тварь, все живые существа. Через него воцарилась на земле смерть над всякой душой. Люди изменились и дошли до поклонения бесам. А животные разделились на хищных и нехищных. Человек стал несовершенен. Но сами животные с надеждой продолжают ожидать от него сокровенных слов, потому что они не добровольно покорились мирской злобе и суете, а через нас самих. Через нашу суету и злобу. Они также стенают и мучатся вместе с человеком. И бессознательно надеются освободиться вместе с ним от рабства и страха тления. Более того, я выскажу, может быть, парадоксальную мысль, что животные, о которых столь проникновенно пишет Сергей Щербаков, ждут от человека усыновления и искупления. Они уже способны, некоторые из них, войти в церковь и обожиться. Я не кощунствую, сколько таких примеров! Вспомните, что Сергия Радонежского и Серафима Саровского посещали медведи, ели из их рук. А один пустынник делился со львом последним куском хлеба, который ему приносил ворон. Когда же у него оставалась лишь корка – он отдавал ее целиком, а сам пребывал голодным. Потому что, объяснял он, зверь, все же, неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания. А к келье Германа Аляскинского постоянно сбегались горностаи, зверьки очень пугливые в природе, и питались вместе с ним. А когда святого Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям, они не захотели нападать на него и были убиты. И их трупы также бросили на съедение птицам. Но и птицы до них не дотронулись.

Сущность человека можно постичь лишь в его отношении к Богу. Животных же следует понимать только в их отношении к человеку и, через него, к Богу. Когда Честертона спросили:

- Может ли собака попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что наше милосердие распространяется только на людей? А ежели может, то какой вообще смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства?

Английский писатель и  мудрец улыбнулся и ответил:

- Сама по себе не может. Но вместе с хозяином – безусловно.

А на Руси всегда было в традициях бережное отношение к животному миру. И к дикой природе, и к домашнему скоту. В «Домострое», к примеру, предлагалось с любовью заботиться о своей живности как о помощнице в трудах тяжких. Однако и не баловать при этом. Уделять ровно столько внимания, сколько необходимо, не более. Кроме того, лошадей было принято освящать на праздники Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в день святых Флора и Лавра. А весь домашний скот – зверей и птиц, кропили святой водой на праздник Богоявления. И это отражало стремление хозяина очистить и освятить всякую тварь, любое творение Божье. А уж убить зверя в лесу можно было только по необходимости. Бессмысленная травля на охоте считалась делом предосудительным. В наших предках еще была жива реликтовая память о безгрешном возделывании сада Эдемского.

Но вернемся к книге Сергея Щербакова, а то уйдем слишком далеко. Хотя всё вышесказанное присуще его творчеству, составляет одну из самых сильных его сторон. На одной из страниц сборника, спасая разбившегося об оконное стекло щегла, он прямо призывает и просит: «Священномучениче Власие, преподобный Герасиме, все святые, любящие животных, помолитесь об этой Божьей твари…». И щегол «встал на ножки, постоял и вдруг вспорхнул и улетел. Не веря своим глазам, мы с Каппой даже прошли за угол дома: не почудилось ли нам, что он улетел? Может, упал в трех шагах? Но щегла нигде не было. Говорю: «Ну, живи с Богом!». Вот так, с Его Именем живут в рассказах Сергея Щербакова все Божьи твари.

А вот еще одна цитата из его книги: «Теперь перелетных птиц встречают в России ядом и ружейными залпами! Дожили мы! Более «гуманные» предлагают стрельбой отгонять перелетных птиц от озер и рек вблизи населенных пунктов. А где же «божьим трудницам» отдохнуть, подкормиться после своего героического пути на Родину?! Они, бедные, итак-то еле живы!» (из рассказа «Скворцы прилетели»). И дальше, это уже не о тварном мире, а о нас с вами, о человеческом разуме и душе: «Убиваем летящих на Родину! Кто же мы есть тогда?! Имеем ли мы право жить на Божьей земле?! Может, пора нас, как самых вредоносных тварей, смести с лица земли?! Если мы не очнемся, не начнем жить чисто, по Божьи, не восстанем против нечисти, против ее технологий, против примитивной окорочковой жизни, тогда точно Господь Справедливый сметет нас вскоре с лица земли. Вернее, он просто не будет больше вмешиваться в тот порядок жизни, который мы сами выбрали!. Что тогда будет с нами?!». Страстный монолог автора, хотя, на мой взгляд, и несколько перегруженный восклицательными и вопросительными знаками. Но таков Сергей Щербаков, скромный и тихий с виду, а на самом деле горячий в праведном гневе, ярый к несправедливости и злу, настоящий Христов воин. У него действительно «умное сердце» и «зрячая душа». Видит и подмечает всё, что творится в его родной стране, как измываются вражьи силы над Россией, как коробят Православие и низводят людей до положения скота.

Человек в его произведениях – фигура трагическая. Если составить общий образ этого персонажа, будь то Костя, или Леша, или другие его земляки по Старово-Смолино, то все они сбившиеся с пути люди, часто беспробудно пьющие, запутавшиеся в своей личной жизни, потерявшие ее высший смысл и предназначение. Часто и заканчивающие ее нелепо. Но нет к ним у автора обиды и презрения, есть всё та же любовь и жалость. Желание ободрить, поделиться последним, вернуть к светлой дороге, к вере. Как возвращается к ней Мишка из рассказа «Совы в доме». А автор подытоживает: «… всё в руце Божьей. Главное, нашего христианского полку с тетей Лидой прибыло. Есть сегодня кому в деревне молиться! «Господи, отгони от нас ночных вранов. Убереги корову Дочку. Пронеси в леса все грозы. Сохрани нашу родную деревеньку, которая ведь – мать России целой…»  Это так. Сергей Щербаков зрячей своей душой и умным сердцем видит и понимает, что русская деревня с ее несчастными ныне людьми – это последний оплот России, и от их существования зависит ее будущее. А не от нанотехнологий и инноваций, о которых нам ежедневно талдычат с экрана, чтобы посеять безмятежную покорность и душевную лень.

Что же делать, чтобы противостоять разору земли русской и духовному смятению с безрассудством? Как, проще говоря, защитить людей и зверей, спасти Русь и природу ее? Одной только христианской верой и крепостью духа. Прежде всего обратить внимание на свою жизнь, искоренять в себе греховность и чужебесие, достойным быть образа Божия в лице своем малом. Эта мысль прослеживается во всем творчестве Сергей Щербакова. Тогда достанет сил и других спасать, другим Слово нести. Тогда победим, одолеем нечисть. Ведь не страшна она вовсе и не всесильна, когда с тобой – Господь.

Вспомнился мне сон-видение оптинского старца иеромонаха Нектария, который случился с ним в ночь в 16-го на 17-е марта 1910 года и о котором он рассказал Сергею Нилусу, навещавшему его в больнице. Вот что тот записал со слов праведного старца: «Вижу я огромное поле, и на поле этом происходит страшная битва между бесчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при  них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богооступнических полчищ, так как христиан почти никого уже и не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу… Вдруг, ничтожная по численности толпа христиан, между которыми я вижу и женщин, и детей производит нападение на своих и Божьих противников, и в один миг все огромное поле битвы покрывается трупами антихристианской рати, и все неисчислимое скопище ее оказывается перебитым и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина:

- Как могли вы одолеть это несметное полчище?

- Бог помог! – таков был ответ.

- Да чем же? – спрашиваю. – Ведь, у вас и оружия-то не было.

- А чем попало! – ответил мне воин.

На этом окончилось мое сновидение».

Как же истолковать сей сон-видение в наши дни? Да ясно как. Победой Православной России над богоотступническим миром и продлением Божьего благоволения грешной земле. А «чем попало» - это и есть наше, писательское в том числе, Слово. Но лишь бы оно действительно «попало» сначала в наши собственные сердца и души, сделало их умными и зрячими, чтобы они стали и созидательной силой, и грозным оружием для врагов. Ведь тот же старец Нектарий говорил еще и так: «Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает…». Этими поисками великого смысла и причин были заняты все  русские писатели: и Гоголь, и Достоевский, и Чехов, и Толстой, и Шмелев, и Бунин, и Шолохов, и Пришвин… По этому же пути своим крестным ходом идет и Сергей Антонович Щербаков, твердой поступью.

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев