Мария Московская
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Мария Московская

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"



К читателю
Авторы
Архив 2002
Архив 2003
Архив 2004
Архив 2005
Архив 2006
Архив 2007
Архив 2008
Архив 2009
Архив 2010
Архив 2011


Редакционный совет

Ирина АРЗАМАСЦЕВА
Юрий КОЗЛОВ
Вячеслав КУПРИЯНОВ
Константин МАМАЕВ
Ирина МЕДВЕДЕВА
Владимир МИКУШЕВИЧ
Алексей МОКРОУСОВ
Татьяна НАБАТНИКОВА
Владислав ОТРОШЕНКО
Виктор ПОСОШКОВ
Маргарита СОСНИЦКАЯ
Юрий СТЕПАНОВ
Олег ШИШКИН
Татьяна ШИШОВА
Лев ЯКОВЛЕВ

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Первая мировая

Мария Московская

Личность делает историю

Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.

(М. В. Ломоносов).

Сейчас мало издают биографической прозы. Качественной прозы, которая во главу угла ставит человека, чья жизнь -- яркий пример служения своей стране.

Создание героя – задача сложная и для писателя, и для читателя. „Богатыри, не мы“ будоражат воображение и вызывают неоднозначные чувства: восхищение, снисходительность, зависть, тоску. Примеряя на себя кафтан великого человека эпохи прошлого, убеждаемся: выбор не в нашу пользу. Великовато, мешковато и волочится по полу, подметая современную пыль.

Общество не может жить и развиваться без положительного героя. Кто-то должен стать примером для подражания, вдохновляя  целеустремленностью, волей к победе, широтой кругозора, смелостью и интеллектуальной мощью.  Но в современной литературе, искусстве и, пожалуй, в жизни нет героя. Поэтому именно сейчас необходимы качественные книги в жанре исторической биографии, где достоверно, с поправкой на наше время, повествуется о российской истории и людях, сделавших её.

Юбилей Михаила Васильевича Ломоносова – прекрасный повод обратиться к славному прошлому в поисках достойного примера. Нам и нашим детям предстоит осуществлять модернизацию производства и совершить прорыв в области высоких технологий. Нам и нашим детям предстоит возродить дух творческого, а не потребительского отношения к жизни и собственным способностям. Ломоносов может стать примером идеального сочетания служения науке, общественному благу и личной успешности. Ломоносову удалось то, что не удавалось до него никому: фантастический взлет по общественной лестнице, от сына неграмотного рыбака до первого российского академика.

Обратиться к судьбе человека, который, в лучших современных традициях, „сам себя сделал“ и способствовал выстраиванию социальных лифтов для одаренных соотечественников -- верная  и смелая задача для современного детского писателя. „Уникальный дар этого человека объединил людей самых разных специальностей, разного положения, разных национальностей, разного веса и статуса“, -- подчеркивает Нечипоренко. 

Главное, что безусловно удалось автору, и удалось на пять баллов – воссоздать незаурядную во всех отношениях Личность Ломоносова, ставшего, по образному выражению А. С. Пушкина, нашим первым университетом. Юрий Нечипоренко показывает, как воля к победе, целостность натуры, неукротимое стремление к познанию, гениальная уверенность в своих силах и дарованиях предопределили успех великого помора.

Основное в герое – его достоинство, национальное и человеческое: „За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство“, -- писал Ломоносов.

Писатель показывает патриота, который не на словах, а на деле способствует развитию России, освоению её природных богатств, созданию национальной научной школы, развитию языка и широкому просвещению. Стремление войти в европейскую научную элиту на равных, сделать Россию, где была Академия Наук, но не было ни университетов, ни школ, полноправным членом мирового научного сообщества, вызывает восхищение. Писатель  подчеркивает гражданское начало в Ломоносове, свойственное лучшим людям восемнадцатого столетия, желавшим лично служить государю и государству.

Юрий Нечипоренко тонко подмечает удивительную внутреннюю гармонию героя. Целостность натуры, одаренность и стремление к объективности позволяют сочетать научную, художественную и религиозную составляющие постижения мира. Ломоносов-ученый не конфликтует с Ломоносовым-христианином:  „Без веры не может быть и науки: чтобы шагать вперёд в познании, нужно верить, крепко опираться на некие изначальные постулаты, — это хорошо знали  ещё древние греки, основоположники современного научного подхода“, -- отмечает автор. Наш Ломоносов постигает мир как ученый, художник и христианин и преобразовывает, как реформатор, промышленник, управленец, общественный деятель.

Для Ломоносова наука была и главной страстью, и источником вдохновения, и высшим наслаждением. Преподаватель  Московского государственного университета Юрий Нечипоренко отдает должное основателю Альма-Матер: „Ломоносов сам страстно любил науки, такой же любви он ждал от учеников <...> Науки были в XVIII веке чем-то новым, неведомым для русских людей — и Ломоносов показал, как можно жить науками, получать радость и наслаждение от них“.

Первый российский академик азартно продвигал самые смелые проекты и отстаивал свои интересы, опираясь и на мнение признанных европейских авторитетов (математик Эйлер), и   на вельможных покровителей (граф Михаил Воронцов и граф Иван Шувалов). Смелость и упорство в достижении поставленной цели, абсолютная открытость, уверенность в собственной правоте – качества, которым стоит научиться. Не бояться окружающего мира, зачастую враждебного и непредсказуемого, быть уверенным в своих начинаниях, трудиться  не только ради личного, но и общего блага – достойная цель для гармоничной личности, где понятие пользы сочетается с понятием служения.

Наш герой лишен хрестоматийного глянца. Фигура интеллектуального исполина показана во всем многообразии противоречий и страстей, свойственных неординарной личности. Гневливость, честолюбие, ранимость, едкость и строптивый характер уживаются с самоотверженностью, гражданственностью, интеллектуальной мощью, разносторонними способностями и провидческим научным даром. Неоднозначная оценка личности Ломоносова – повод для споров и избавления от стереотипного восприятия великих людей.

Изображая главного героя, автор показывает его современников, сделавших свою эпоху блистательной, смелой и дерзновенной. Книга предстает перед нами как посредник между личностью, эпохой и современным читателем (чему способствуют подробные примечания, исторические экскурсы, комментарии, органично вписанные в текст и архивные материалы).

Отдельно хочется отметить язык, которым написана книга. Искусное владение современным стилем, не унижющее русский язык, не роняющее его содержательной ценности позволяет автору и его юным читателям говорить на одном языке. Сам тон повествования, неторопливый стиль изложения, уютные интонации рассказчика, а  не лектора и даже не любимого учителя подкупают искренностью и способствуют восприятию.

В описании научных опытов мы находим то, чего подчас так не хватает школьным учебникам – ясность, доступность, безупречную логику изложения. Опыты с электричеством описаны просто и читаются на едином дыхании, как динамичный экшн.

Некоторые эпизоды поражают почти кинематографической зрелищностью, превращая читателя в зрителя: „на борту Михайло замирал от восторга — и глядел во все глаза... Дивился он небесным картинам: торжественным закатам, что переходили в величественные восходы — коротка летом ночь на Севере, чуть черпнёт солнце горизонта — и опять бежит вверх по небосклону. Но даже и короткой ночью в северном небе можно увидеть дивные дива: плывут по небу круги, идут звёздные дожди, полощутся, как огромные флаги неведомых держав, цветные полосы — то северные сияния, по-поморски зовут их пазОри“.

Книга написана на основе исторических документов, что подтверждают научные рецензенты. Красочные, остроумные иллюстрации замечательного художника Евгения Подколзина вносят в ткань повествования нотку озорной непосредственности и яркого,  детски-непосрдественного восторга.

В чем-то с автором можно не согласиться: критика с точки зрения высокой морали „греха гордыни“ и ироничного, скоморошеского начала Михайлы Васильевича может показаться излишней. Писатель восхищается талантом и прозорливостью Ломоносова-ученого и досадует на несовершенство Ломоносова-человека.

Лишь вскользь упоминается выдающийся труд Ломоносова-философа, культуролога и политолога „О сохранении и размножении российского народа“, который интересен нам  сегодняшним, интуитивно ищущим национальную идею и активно обсуждающим в блогах именно эту его работу. Продвинутым старшеклассникам-компьютерщикам покажется сомнительной версия о том, что „нынешние цифровые технологии основаны на том же принципе, что и  мозаики“.

Именно в этих милых субъективных погрешностях чувствуется личностное начало, искреннее и живое отношение автора к своему герою, которое само по себе – отличный повод для дискуссий вокруг великого человека и незаурядной личности, многоцветной и страстной, как фейерверк, твердой и непоколебимой, как кремень. Именно в этом, одухотворенном и живом отношении писателя, ученого и мыслителя Юрия Нечипоренко к поэту, ученому и мыслителю Михайле Ломоносову мы видим залог успеха книги.

(Мария Московская - эксперт детской литературы, журналист, лауреат конкурса „Золотой Фонд прессы 2008“).

 

 

 

 

РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев