Мария Московская |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
К читателю Редакционный советИрина АРЗАМАСЦЕВАЮрий КОЗЛОВВячеслав КУПРИЯНОВКонстантин МАМАЕВИрина МЕДВЕДЕВАВладимир МИКУШЕВИЧАлексей МОКРОУСОВТатьяна НАБАТНИКОВАВладислав ОТРОШЕНКОВиктор ПОСОШКОВМаргарита СОСНИЦКАЯЮрий СТЕПАНОВОлег ШИШКИНТатьяна ШИШОВАЛев ЯКОВЛЕВ"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Мария МосковскаяЛичность делает историю
Добротами всходить на верх хвалы высокой
Сейчас мало издают биографической прозы. Качественной прозы, которая во главу угла ставит человека, чья жизнь -- яркий пример служения своей стране. Создание героя – задача сложная и для писателя, и для читателя. „Богатыри, не мы“ будоражат воображение и вызывают неоднозначные чувства: восхищение, снисходительность, зависть, тоску. Примеряя на себя кафтан великого человека эпохи прошлого, убеждаемся: выбор не в нашу пользу. Великовато, мешковато и волочится по полу, подметая современную пыль. Общество не может жить и развиваться без положительного героя. Кто-то должен стать примером для подражания, вдохновляя целеустремленностью, волей к победе, широтой кругозора, смелостью и интеллектуальной мощью. Но в современной литературе, искусстве и, пожалуй, в жизни нет героя. Поэтому именно сейчас необходимы качественные книги в жанре исторической биографии, где достоверно, с поправкой на наше время, повествуется о российской истории и людях, сделавших её. Юбилей Михаила Васильевича Ломоносова – прекрасный повод обратиться к славному прошлому в поисках достойного примера. Нам и нашим детям предстоит осуществлять модернизацию производства и совершить прорыв в области высоких технологий. Нам и нашим детям предстоит возродить дух творческого, а не потребительского отношения к жизни и собственным способностям. Ломоносов может стать примером идеального сочетания служения науке, общественному благу и личной успешности. Ломоносову удалось то, что не удавалось до него никому: фантастический взлет по общественной лестнице, от сына неграмотного рыбака до первого российского академика. Обратиться к судьбе человека, который, в лучших современных традициях, „сам себя сделал“ и способствовал выстраиванию социальных лифтов для одаренных соотечественников -- верная и смелая задача для современного детского писателя. „Уникальный дар этого человека объединил людей самых разных специальностей, разного положения, разных национальностей, разного веса и статуса“, -- подчеркивает Нечипоренко. Главное, что безусловно удалось автору, и удалось на пять баллов – воссоздать незаурядную во всех отношениях Личность Ломоносова, ставшего, по образному выражению А. С. Пушкина, нашим первым университетом. Юрий Нечипоренко показывает, как воля к победе, целостность натуры, неукротимое стремление к познанию, гениальная уверенность в своих силах и дарованиях предопределили успех великого помора. Основное в герое – его достоинство, национальное и человеческое: „За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство“, -- писал Ломоносов. Писатель показывает патриота, который не на словах, а на деле способствует развитию России, освоению её природных богатств, созданию национальной научной школы, развитию языка и широкому просвещению. Стремление войти в европейскую научную элиту на равных, сделать Россию, где была Академия Наук, но не было ни университетов, ни школ, полноправным членом мирового научного сообщества, вызывает восхищение. Писатель подчеркивает гражданское начало в Ломоносове, свойственное лучшим людям восемнадцатого столетия, желавшим лично служить государю и государству. Юрий Нечипоренко тонко подмечает удивительную внутреннюю гармонию героя. Целостность натуры, одаренность и стремление к объективности позволяют сочетать научную, художественную и религиозную составляющие постижения мира. Ломоносов-ученый не конфликтует с Ломоносовым-христианином: „Без веры не может быть и науки: чтобы шагать вперёд в познании, нужно верить, крепко опираться на некие изначальные постулаты, — это хорошо знали ещё древние греки, основоположники современного научного подхода“, -- отмечает автор. Наш Ломоносов постигает мир как ученый, художник и христианин и преобразовывает, как реформатор, промышленник, управленец, общественный деятель. Для Ломоносова наука была и главной страстью, и источником вдохновения, и высшим наслаждением. Преподаватель Московского государственного университета Юрий Нечипоренко отдает должное основателю Альма-Матер: „Ломоносов сам страстно любил науки, такой же любви он ждал от учеников <...> Науки были в XVIII веке чем-то новым, неведомым для русских людей — и Ломоносов показал, как можно жить науками, получать радость и наслаждение от них“. Первый российский академик азартно продвигал самые смелые проекты и отстаивал свои интересы, опираясь и на мнение признанных европейских авторитетов (математик Эйлер), и на вельможных покровителей (граф Михаил Воронцов и граф Иван Шувалов). Смелость и упорство в достижении поставленной цели, абсолютная открытость, уверенность в собственной правоте – качества, которым стоит научиться. Не бояться окружающего мира, зачастую враждебного и непредсказуемого, быть уверенным в своих начинаниях, трудиться не только ради личного, но и общего блага – достойная цель для гармоничной личности, где понятие пользы сочетается с понятием служения. Наш герой лишен хрестоматийного глянца. Фигура интеллектуального исполина показана во всем многообразии противоречий и страстей, свойственных неординарной личности. Гневливость, честолюбие, ранимость, едкость и строптивый характер уживаются с самоотверженностью, гражданственностью, интеллектуальной мощью, разносторонними способностями и провидческим научным даром. Неоднозначная оценка личности Ломоносова – повод для споров и избавления от стереотипного восприятия великих людей. Изображая главного героя, автор показывает его современников, сделавших свою эпоху блистательной, смелой и дерзновенной. Книга предстает перед нами как посредник между личностью, эпохой и современным читателем (чему способствуют подробные примечания, исторические экскурсы, комментарии, органично вписанные в текст и архивные материалы). Отдельно хочется отметить язык, которым написана книга. Искусное владение современным стилем, не унижющее русский язык, не роняющее его содержательной ценности позволяет автору и его юным читателям говорить на одном языке. Сам тон повествования, неторопливый стиль изложения, уютные интонации рассказчика, а не лектора и даже не любимого учителя подкупают искренностью и способствуют восприятию. В описании научных опытов мы находим то, чего подчас так не хватает школьным учебникам – ясность, доступность, безупречную логику изложения. Опыты с электричеством описаны просто и читаются на едином дыхании, как динамичный экшн. Некоторые эпизоды поражают почти кинематографической зрелищностью, превращая читателя в зрителя: „на борту Михайло замирал от восторга — и глядел во все глаза... Дивился он небесным картинам: торжественным закатам, что переходили в величественные восходы — коротка летом ночь на Севере, чуть черпнёт солнце горизонта — и опять бежит вверх по небосклону. Но даже и короткой ночью в северном небе можно увидеть дивные дива: плывут по небу круги, идут звёздные дожди, полощутся, как огромные флаги неведомых держав, цветные полосы — то северные сияния, по-поморски зовут их пазОри“. Книга написана на основе исторических документов, что подтверждают научные рецензенты. Красочные, остроумные иллюстрации замечательного художника Евгения Подколзина вносят в ткань повествования нотку озорной непосредственности и яркого, детски-непосрдественного восторга. В чем-то с автором можно не согласиться: критика с точки зрения высокой морали „греха гордыни“ и ироничного, скоморошеского начала Михайлы Васильевича может показаться излишней. Писатель восхищается талантом и прозорливостью Ломоносова-ученого и досадует на несовершенство Ломоносова-человека. Лишь вскользь упоминается выдающийся труд Ломоносова-философа, культуролога и политолога „О сохранении и размножении российского народа“, который интересен нам сегодняшним, интуитивно ищущим национальную идею и активно обсуждающим в блогах именно эту его работу. Продвинутым старшеклассникам-компьютерщикам покажется сомнительной версия о том, что „нынешние цифровые технологии основаны на том же принципе, что и мозаики“. Именно в этих милых субъективных погрешностях чувствуется личностное начало, искреннее и живое отношение автора к своему герою, которое само по себе – отличный повод для дискуссий вокруг великого человека и незаурядной личности, многоцветной и страстной, как фейерверк, твердой и непоколебимой, как кремень. Именно в этом, одухотворенном и живом отношении писателя, ученого и мыслителя Юрия Нечипоренко к поэту, ученому и мыслителю Михайле Ломоносову мы видим залог успеха книги. (Мария Московская - эксперт детской литературы, журналист, лауреат конкурса „Золотой Фонд прессы 2008“).
|
|
РУССКАЯ ЖИЗНЬ |
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |