Беда Досточтимый |
|
673—735 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Беда ДосточтимыйБеда Достопочтенный (672—735) — англосаксонский монах из Нортумбрии (важный центр английской культуры), летописец (писал на латинском языке), один из самых знаменитых ученых Средневековья. Родился в Уирмуте и большую часть жизни провел в монастырях (в Уирмуте и Ярроу). Наиболее значительная работа — «Церковная история народа англов», благодаря которой Беда Достопочтенный считается первым английским историком. Она охватывает период от походов Юлия Цезаря в Британию (55 и 54 гг. до н. э.) до 731 г.; это главный и часто единственный письменный источник по истории Англии VII—VIII веков. Перевод «Церковной истории...» на англосаксонский язык был сделан в IX веке королем Альфредом. В 731—766 годы, вероятно современниками Беды Достопочтенного, было написано продолжение «Церковной истории...». Беде Достопочтенному принадлежит также множество сочинений по богословию, арифметике, медицине, астрономии, грамматике и философии. Во многом именно Беде Достопочтенному мы обязаны тем, что ведем летосчисление от Рождества Христова. Он поддержал высказанную еще в VI веке мысль о том, что Иисус родился в 753 году от основания Рима. В сочинении «О шести возрастах мира» он защищал счет времени от Рождества Христова. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск, 1999, с. 38-39.
Беда (Beda, Baeda) (672/673—735, Ярроу), впоследствии прозванный Досточтимым (Venerabilis) — христианский мыслитель, монах-бенедиктинец. Все его сочинения — работы монастырского наставника. В экзегезе и гомилиях следовал Августину, Амвросию Медиоланскому, Иерониму, предпочитая аллегорическое толкование. Разнообразны его дидактические сочинения: «De orthographia» (о правописании и синтаксисе), «De locis sanctis» (о священной географии), «De natura rerum» (об элементарных природных явлениях), «De arte metrica» (о версификации), «De schematibus et tropis» (об образах и аллегориях Библии). Работы «De temporibus» (О временах) (703) и «De temporum ratione» (Об исчислении времен) посвящены науке расчета времени и определения его интервалов: от повседневной церковной службы, срока сезонных посевов, годовых празднеств до хронологии христианской истории, веков и вечности вселенной. Исторические работы: «Жития аббатов Уирмута и Ярроу»; «Житие св. Кутберта». Его «Церковная история англов» («Historia ecclesiastica gentis Anglorum», 731) — основной источник нашего знания о ранней английской церкви; в ней впервые появляется идея единой английской нации. Книги Беды стали учебниками на континенте, где использовались до 12 в. В 1899 Римско-католическая церковь признала его учителем Церкви, в 1935 — святым. В. В. Петров Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 226-227.
Беда Достопочтенный (Досточтимый; лат. Beda Venerabilis) (ок. 672, Нортумбрия, Англия — ок. 735, Ярроу, Англия) — английский ученый, монах-бенедиктинец, святой и Учитель церкви (doctor Ecclesiae); богослов и историописатель. Память в Католической церкви — 27 мая. В 679 году семилетнего Беду Достопочтенного отдали на воспитание в аббатство Свв. Петра и Павла в Уирмуте. Вскоре он перешел в аббатство Ярроу, в котором оставался до конца своих дней. Диакон (691), затем священник (702). В начале XI века мощи Беды Достопочтенного перенесли в даремский кафедральный собор. За заслуги перед церковью его наградили титулами «Достопочтенный (Досточтимый)» (Venerabilis); благодаря историческим трудам он стал именоваться «отцом» английской истории. Перу Беды Достопочтенного принадлежит большое число сочинений: «О поэтическом искусстве» (De arte metrica), «Об орфографии» (De orthographia), «Об искусстве счета» (De ratione computi), «О природе вещей» (De natura rerum), «Житие Кутберта» и др. Интересуясь проблемами хронологии и пытаясь осмыслить феномен времени, Беда Достопочтенный посвятил рассмотрению данного вопроса несколько специальных трактатов (De temporibus, De temporibus ratione). В обширном перечне, лично составленном Бедой Достопочтенным, указано несколько десятков работ (в том числе по богословию, антропологии, стихосложению). Исключительное значение, кроме комментариев Беды Достопочтенного к книгам Ветхого и Нового Заветов, имеют его историографические труды. «Хроника, или О шести эпохах мира» (Chronicon, sive De sex aetatibus mundi), «История аббатов» (Historia abbatum) и особенно «Церковная история народа англов» (Historia ecclesiastica gentis Anglorum) поставили Беду Достопочтенного в ряд выдающихся бытописателей эпохи. Вместе с «Книгой о святых местах» (Liber de locis sanctis) данные сочинения представили картину исторического развития человечества, отвечавшую главной идее автора — продемонстрировать божественное присутствие в жизни людей и последовательно обосновать роли Провидения. Вершиной творчества Беды Достопочтенного является «Церковная история народа англов» (731) — новаторское произведение, в котором использованы принципы летоисчисления Дионисия Малого; благодаря привлечению разнообразных источников история утверждения христианского вероучения в Британии вплоть до 730 года, рассматриваемая в богословских категориях. Процесс обращения в христианство Беда Достопочтенный видит как путь постепенного обретения спасения народом, некогда отправлявшим языческие культы и находившимся во тьме неверия. Труды Беды Достопочтенного оказали большое влияние на потомков: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Бонавентура и многие другие виднейшие представители западноевропейской мысли обращались к наследию «мудреца из Ярроу». А. К. Гладков. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 407-408.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:MPL 90-95; CCSL 118А-123С. Книга о природе вещей / Пер. и коммент. Т. Ю. Бородай // Вопросы истории, естествознания и техники. 1988. № 1. С. 139—152; Церковная история народа англов / Пер. с лат., вступ. ст., комм. В. В. Эрлихмана. СПб., 2003; О правописании [о буквах; А; В; С] / Пер. М. С. Петровой // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М., 2012. С. 64–101; Opera omnia // Patrologiae cursus completus. Series latina. T. 90—95; Ecclesiastical History of the English People / Ed. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxford, 1969. Литература:Blair P. The World of Bede. L., 1970; Famulus Christi, ed. G. Bonner. L., 1976; Jones Ch. W. Bede, the Schools and the «Computus». Aldershot, 1994. Гвоздецкая Н. Ю. Бэда: монах, ученый, поэт (около 673—735) // Интеллектуальная история в лицах: семь портретов мыслителей средневековья и возрождения. Иваново, 1996. С. 25—40; Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда — ритор, агиограф, проповедник. М., 2003; Зверева В. В. «Новое солнце на Западе». Беда Достопочтенный и его время. СПб., 2008; Петрова М. С. Риторико-грамматические работы Беды Досточтимого в контексте лингвистического знания поздней Античности и раннего Средневековья // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М., 2012. С. 36—63; Петров В. В. Эсхатология Беды Досточтимого и естественная философия его времени // Там же. С. 102—114; Bede and Anglo-Saxon England / Ed. R. T. Farrell. Oxford, 1978; Brown G. H. Bede the Venerable. Boston, 1987; Blair P. H. The World of Bede. Cambridge, 1990; Bede and His World / Ed. by M. Lapidge. London, 1994; Innovation and Tradition in the Writings of the Venerable Bede / Ed. by S. DeGregorio. Morgantown, 2006.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |