Чемодуров Евгений Григорьевич |
|
р. 1914 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Евгений Григорьевич Чемодуров (род. 1914) никогда не искал простых путей, часто принимал решения, казавшиеся другим совершенно неоправданными и непонятными. Так, будучи лучшим учеником Е. Лансере в Академии художеств и написав картину "Степан Разин", после чего все пророчили ему будущее выдающегося исторического живописца, Чемодуров просит перевести его на театрально-декорационный факультет; после успешного окончания Академии художеств его приглашают на работу многие театры Ленинграда, киностудия "Ленфильм", но художник выбирает драматический театр в Душанбе, а когда уже зрелым мастером Чемодуров работал в Москве вместе с режиссером Охлопковым над оформлением спектакля "Гроза", то полностью отказался от уже принятых и горячо одобренных худсоветом эскизов и переделал все оформление спектакля заново, кардинально изменив образный строй декорации.
Умение не идти на поводу, а быть хозяином своей судьбы, отказаться от благополучия, от спокойствия ради новых творческих достижений, неуспокоенность на достигнутом - эти высокие качества присущи художнику в полной мере. Судьба Чемодурова началась так же, как судьба многих художников его поколения. На талантливого мальчика из Костромского частного художественного училища обратил внимание его педагог Н.П.Шлеин и добился для него государственной стипендии, так как родители не в состоянии были платить за его обучение; позже он посоветовал ему продолжить художественное образование. В 1932 году Чемодуров поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Его педагогами, кроме Е. Е. Лансере, были М. П. Бобышов, А. П. Остроумова-Лебедева, К. И. Рудаков - крупнейшие советские художники. Необыкновенное трудолюбие и любознательность способствовали успехам Евгения - он рисует везде, не расстается с альбомом. Книги и отечественная история - серьезные увлечения, которым отводится немало времени, но главным для студента Академии художеств стал театр. Он не пропускает ни одного нового спектакля, особенно любит оперу. В годы учебы Чемодуров работает в Пушкинском театре, где ему поручили необыкновенно интересную для молодого художника работу - он реставрировал декорации А.Я.Головина к "Маскараду" .Лермонтова и оформил по эскизам К.С.Петрова-Водкина спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше. В 1938 году по окончании учебы Евгений Чемодуров уезжает в Душанбе, работает в Театре драмы им. А.Лахути, где в это время не было еще квалифицированного декоратора и можно было ставить самому, а не только писать эскизы. Работы было много. Спектакль выходил за спектаклем, ставились как таджикские пьесы, так и пьесы классического репертуара, советских и русских писателей. Для того чтобы ставить национальную драматургию, нужно было знать быт, природу, архитектуру республики. Чемодуров много ездит по Средней Азии, изучает литературу, легенды, ремесла, архитектуру. Его труд в душанбинском театре был оценен на Декаде таджикского искусства в Москве. Художник был награжден орденом "Знак Почета". Чемодурову всегда хотелось оформлять оперные спектакли, и когда его пригласили перейти в Театр оперы и балета им. С.Айни, он с радостью принял это предложение. Первой работой здесь было оформление оперы А. Ленского "Тахир и Зухра" (1944). Прекрасная легенда о любви и верности вдохновляла художника, он, опираясь на древне-иранскую миниатюру, создал оригинальные, национальные по характеру декорации, композиционно выразительные, колористически многозвучные. За короткое время с 1944 по 1951 год Чемодуров оформил много оперных и балетных спектаклей. В 1951 году Евгения Григорьевича пригласили главным художником в Московский театр драмы им. В. Маяковского. Работа с режиссером Н.П.Охлопковым, которого Чемодуров очень любил, многое дала для творческого роста художника. Их совместная подготовка постановки "Грозы" А. Островского была долгой. Охлопков хотел разрушить плоскостную статичность задника, добиться ощущения воздушной среды, динамичного, экспрессивного решения. С 1959 года и по сегодняшний день Евгений Григорьевич Чемодуров - главный художник Белорусского государственного ордена Ленина академического Большого театра оперы и балета. Это известный театр со своими устоявшимися традициями, в котором работало много известных художников и режиссеров. Много спектаклей в этом театре оформил Чемодуров. Некоторые из них через какое-то время восстанавливались, вновь вводились в репертуар; те же пьесы, которые шли на этой сцене, художник оформлял и в других театрах. Но никогда Чемодуров не повторял декораций, всегда заново придумывал весь спектакль, находил совершенно новое решение. Такая неуспокоенность, неистощимость - свидетельство высокого профессионального мастерства, таланта. Чемодурову не раз пришлось оформлять спектакли в театрах разных стран. В 1953 году он оформляет "Аиду" Дж. Верди в Румынском государственном театре оперы и балета - это была первая постановка советским художником зарубежной классики за рубежом. В 1975 году в известном театре "Колон" в Буэнос-Айресе в декорациях Чемодурова был поставлен "Борис Годунов" М. Мусоргского. Сложность постановки заключалась в том, что зал театра "Колон" вмещает 4,5 тысячи зрителей. Чемодуров построил монументальные, красочные декорации. Главным выразительным звеном в них была древнерусская архитектура - белокаменный Успенский собор с золотом куполов на фоне синего московского неба. Умение использовать в своем оформлении особенности новой сценической площадки - одна из сторон мастерства художника. Например, на традиционном Сегедском фестивале (Венгрия) все спектакли проходят под открытым небом на фоне готического собора, этот собор и стал основным выразительным элементом оформления балета "Лебединое озеро", Чемодуров лишь добавил большой диск из алюминия, изображающий луну и освещавшийся прожектором - общий романтически-сказочный тон спектакля был найден. Евгению Григорьевичу всегда помогает в работе над созданием декораций знание мирового искусства - в "Аиде" он использует мотив древнеегипетских рельефов, в " Рустаме и Сухрабе" - персидскую миниатюру, русскую иконопись в "Борисе Годунове" и "Золотом петушке", "Жизель" построена на основе французских гравюр XVIII века, а "Пиковая дама" - гравюр Зубова. "В своем творчестве Чемодуров развивает лучшие традиции русской театральной живописи. Большой выдумщик и изобретатель, он всегда вносит что-то новое, оригинальное, присущее именно его таланту. Он принадлежит к тем художникам, которых, подобно Дмитриеву, Вильямсу, Петрицкому, Ходасевич и некоторым другим, можно назвать художниками-драматургами. Оформляя спектакли, Чемодуров стремится к образному выявлению его содержания, к раскрытию драматургии. Для этой цели он умело использует и композицию, и рисунок, и цвет, и свет", - писал о нем известный балетмейстер Н. Захаров. Использованы материалы статьи Е.Романенко в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Литература:Карнач П. А. Евгений Чемодуров Минск, 1984
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |