![]() |
Михаил Юрьевич Лермонтов |
1814-1841 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Юрьевич Лермонтов
М.Ю. Лермонтов. Акварель К.А. Горбунова, 1841 г. Роль Лермонтова в движении русской литературы XIX—XX века еще недостаточно, изучена, хотя мы и знаем, что эта роль принадлежит к числу самых глубоких, и значительных. Лермонтов был необходимой стадией в духовном развитии России. Многие русские писатели, начиная с 40-х годов XIX века, крепко связаны с его творческой традицией. Они зависели от Лермонтова в самом видении мира, в художественном методе и в том, что приняли на себя ответственность за те вопросы, которые поэт с такой болью и страстью поставил перед русским обществом. В близких и активных отношениях с творчеством Лермонтова находится и поэзия Александра Блока. Отмечая эту близость, некоторые критики шли так далеко, что называли Блока Лермонтовым своего времени. Такой посвященный в поэзию Блока человек, как Андрей Белый, писал, что Блок «рукоположен Лермонтовым». 1 Приятельница Блока В. П. Веригина вспоминает, что она часто говорила с поэтом о Лер- _____ 1. Письмо А. Белого к А. Блоку от 4 января 1903 г., в кн. «Александр Блок и Андрей Белый. Переписка». М., 1940, стр. 7. В письме от 23 февраля 1905 г. Белый снова коснулся этого вопроса: «Ты ужасно не декадент, преодолевший частью существа декад[ентство], а другой частью никогда не расстававшийся с Пушкиным, Лерм[онтовым] и др.» (там же, стр. 125). [309] монтове, и прибавляет при этом, что «Лермонтов, кажется, был ему всего ближе...» 1 Тема о Блоке и Лермонтове требует большого и пристального изучения. К этой теме в свое время пытались подойти С. В. Шувалов, автор этих строк и Л. Жак, 2 но работы их не претендуют на полноту, не отличаются ею и являются лишь первыми подступами к вопросу. Повторяя здесь свои, уже высказанные ранее, соображения, автор считает необходимым подчеркнуть этот предварительный их характер. Связи и аналогии, существующие между поэзией Блока и Лермонтова, значительны, хотя преувеличивать их не следует. Нужно помнить, что каждый из этих поэтов самобытен и своеобразен. Эпоха Блока по своему социальному и культурному содержанию резко отличается от эпохи Лермонтова. Творческое сознание, поэтическая система, вся лирическая «атмосфера» Блока в целом — особенные, единственные, блоковские. Об этом свидетельствует исключительная жизненность и своевременность поэзии Блока, то есть чрезвычайно тесная связь -ее со своим временем во всей его «неповторимости». И все же Блок многим обязан Лермонтову. Как ни различны эпохи, сформировавшие обоих поэтов, в этих эпохах не трудно увидеть некоторые аналогичные черты. Античеловеческие силы XX века, «страшный мир» буржуазной действительности Николая Второго заставляли Блока страдать не меньше, чем страдал Лермонтов в темном царстве Николая Первого. Вместе с тем источники передовой общественно-политической и культурной жизни того и другого периода, хотя и очень неоднородны, но имеют между собой нечто общее. Творчество Лермонтова во многом восходит к декабристскому движению. Поэзия Блока _____ 1. Цитировано по кн. Л. И. Тимофеева «Александр Блок». М., 1957, стр. 162 (Воспоминания В. П. Веригиной не изданы.) 2. С. В. Шувалов. Блок и Лермонтов (сб. «О Блоке». М., 1929); Д. Максимов. Лермонтов и Блок («Ленинград», 1941, № 13—14); Л. Жак. Александр Блок о Лермонтове (сб. «Литературный Саратов», кн. 7. Саратов, 1946). [310] сложилась в атмосфере социальных потрясений и взрывов, которые сопровождали революцию 1905 года. За спиной обоих стояла революция или восстание. Самым наглядным и простым выражением этого соответствия служит бунтарская тема Лермонтова и Блока (ср. для примера стихотворения «Смерть поэта» и «Сытые»). Значительно сложнее соотношение творческих методов обоих авторов: романтизма Лермонтова и «романтического символизма» Блока. Однако при всем несходстве этих методов нельзя не заметить, что романтизм во многих отношениях составляет их общую основу. Все это помогает объяснить, почему в творчестве Блока и в поэзии Лермонтова так много точек соприкосновения и почему Блок так упорно о ней задумывался. Связь обоих поэтов не ограничивается перекличками и совпадениями, она имеет динамический характер и в значительной мере должна быть определена как преемственность и поэтическое влияние. Можно утверждать, что образ поэзии Лермонтова и дух ее оказали существенную помощь Блоку в его идейном и художественном развитии. Чтобы индивидуальные особенности отношения Блока к его предшественнику представились рельефнее, нужно было бы сказать о восприятии Лермонтова русской литературой 90-х и 900-х годов, в особенности модернистской. Обширный характер этой темы не дает возможности развить ее здесь более или менее полно и принуждает заменить общий обзор несколькими краткими замечаниями. У русских модернистов конца XIX века, творчество которых служит для молодого Блока ближайшим литературным фоном, подлинного интереса к Лермонтову, в сущности, не было. Мережковский в то время оценивал Лермонтова высоко, но упоминал о нем мимоходом — на подступах к характеристике других, более важных для него писателей. Бальмонт в своих оксфордских лекциях 1897 года о русской поэзии говорил о нем как об авторе едва ли не архаическом, во всяком случае мало существенном для современности. [311] Минский отмежевывался от Лермонтова еще более резко, противопоставляя трагическому мировоззрению поэта бестревожность и «священное веселье» модернистской литературы «ницшеанского толка». «Никогда еще, — писал Минский, во многом повторяя современника Лермонтова Шевырева, — литературное движение не было у нас так далеко от скептицизма, как современная поэзия. Ее настроения диаметрально противоположны смятенной тоске, громкой мировой скорби, духу гнева и печали, словом всему тому, что принято называть байронизмом и что по традиции Пушкина и Лермонтова до сих пор омрачало русскую поэзию, горело на ней, как чумное пятно. Наконец-то в поэзии настало затишье и вера в право человека на жизнь и счастье... В Детстве мы все заучивали в школе, что «жизнь, как посмотришь с холодным вниманием во круг, такая пустая и глупая шутка». И кто знает, сколько силы воли, сколько способности к счастью, убили в нас эти ядовитые и неверные стихи! В современной русской поэзии этот байроновский яд наконец нейтрализован» 1. Конечно, выразившееся в этих слонах стремление к гедонистическому самоуспокоению и душевному мажору не могло сочетаться с положительной оценкой лермонтовской поэзии. Какую же позицию по отношению к Лермонтову занял Блок в пору своей поэтической юности? Как известно, ранняя юношеская, лирика Блока формировалась главным образом под влиянием таких поэтов, как Жуковский, Полонский й, в особенности, -Фет. Но, конечно, поэзия Пушкина и Лермонтова также участвовала в этом формировании. В стихотворениях Блока периода «Ante lucem» нетрудно уловить лермонтовские мотивы и образы и, более того, лермонтовский опыт в широком смысле Слова. Так, например, можно назвать по крайней мере четыре стихотворения Блока 1899—1900 годов, восходящие в своих существенных элементах к «Думе» Лермонтова. ____ 1. Н. Минский. Литература и искусство. Несколько слов о современной русской поэзии. «Новости и биржевая газета», 1898, 5 ноября, № 305, стр. 2. [312] Речь идет о стихотворениях «Мы все уйдем за грань могил», «Накануне XX века», «Когда толпа кумирам рукоплещет», «Я — человек и мало богу равен». К трем из них Блоком были поставлены эпиграфы, из «Думы». Но лермонтовские мотивы и отзвуки не имели для юного Блока решающего значения, а на следующем этапе его развития, в «Стихах о Прекрасной Даме», стали звучать заметно слабее. В годы создания этих стихов Блок был всецело поглощен мистической поэзией и философией только что умершего тогда Владимира Соловьева. Традиция Фета, сохраняя свое господство в первой книге Блока, осложнилась этим - новым влиянием. Объективный смысл «Стихов о Прекрасной Даме» заключался в том, чтобы поставить лежащее в их основе лирическое сознание вне противоречий жизни, вывести его за пределы «страшного мира» в сферу внутренней гармонии и покоя. Эта божественная гармония виделась Блоку в одухотворенной природе и в образе любимой им женщины. Естественно, что такие устремления отрывали поэта от социальной действительности и суживали горизонт его творчества; Сигналы тревоги, веянья кризиса, конечно, проникали в лирику Блока и в тот период, но смягчались ее общим тоном. При этих условиях поэзия Лермонтова с ее трагическим скепсисом и непримиренностью, с ее «безутешностью», мужественным и волевым пафосом, с переполняющим ее чувством неуюта, неблагополучия, беспокойства не могла быть принята молодым Блоком во всей полноте ее содержания. Недаром в своем, раннем (1901—1902) наброске статьи о новейших поэтических течениях, перечисляя «великих учителей» современных поэтов и называя Тютчева, Фета, Полонского, Вл. Соловьева, Блок упоминает о Лермонтове лишь косвенно, в связи с тютчевской лирикой. 1 Действительно, соловьёвские идеи, которыми питался молодой Блок, резко расходились с духом лер- ______ 1. Юношеский дневник Александра Блока., «Литературное наследство», № 27/28, 1937, стр. 315. [313] монтовской поэзии. Ярким свидетельством этого расхождения является известная лекция В. Соловьева о Лермонтове, прочтенная им в 1899 году и напечатанная как статья уже после смерти философа.1 В этой пристрастной и несправедливой статье Вл. Соловьев обрушивался на Лермонтова со своих неохристианских позиций. Он признавал гениальность Лермонтова, но обвинял поэта в злобности, в эгоизме, в гордости и самообожествлении. Он не мог простить Лермонтову его тяжбы с богом — того, что принято называть богоборчеством. «Уже во многих ранних своих произведениях, — писал Вл. Соловьев, — Лермонтов говорит о Высшей воле с какою-то личною обидою. Он как будто считает ее виноватою против него, глубоко его оскорбившею». Особенное негодование и сарказм вызывала в Соловьеве поэма «Демон» и связанная с ней «демоническая» тенденция Лермонтова. «Герой этой поэмы есть тот же главный демон самого Лермонтова — демон гордости, которого мы видели в ранних стихотворениях. Но в поэме он ужасно идеализирован... хотя, несмотря на эту идеализацию, образ его действия... скорее приличествует юному гусарскому корнету, нежели особе такого высокого чина и таких древних лет». В заключительной части статьи Соловьев призывал «обличать ложь» воспетого Лермонтовым демонизма. Было бы трудно предположить, что Блок, хотя бы и юный, разделял эти взгляды Соловьева и, тем более, Минского (независимо от того, знал он их тогда или нет). Косвенной характеристикой его позиции в период, предшествовавший увлечению Соловьевым, могут служить взятые им эпиграфы из Лермонтова, о которых говорилось выше. Но последовавшее приобщение Блока к соловьевской идеологии, по-видимому, мешало ему вплотную приблизиться к Лермонтову. Едва ли не главная идея, вытекающая из творчества Лермонтова, связанная с его «демоническим комплексом», заключается в том, что гармония в данных условиях жизни невозможна и этически неправомерна. _____ 1. «Вестник Европы», 1901, № 2. [314] Блоку в то время больше отвечала фетовская, а не лермонтовская поэзия. Лермонтов в его глубине и остроте был несовместим ни с «чистым искусством», ни с философией Соловьева, — в которой спиритуалистическая доктрина подновлялась всепримиряюшим христианским пантеизмом. «Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, — писал Герцен... — Он влачил тяжелый груз скептицизма через, все свои мечты и наслаждения. Мужественная печальная мысль всегда лежит на его челе — она сквозит во всех его стихах. Это не отвлеченная мысль, стремившаяся украсить себя цветами поэзии, нет, раздумье Лермонтова его поэзия, его мученье, его сила» (VII, 225). Антиспиритуалистическая направленность лермонтовского -творчества была также вполне уловима: ее подмечали иногда и современники Блока, близкие к символизму. Один из них, Мережковский, в статье о Лермонтове, опубликованной в 1909 году, признал, что любовь у Лермонтова «святая не христианской святостью; во всяком случае, не бесплотная и бескровная любовь, «бедного рыцаря» к Прекрасной Даме — Lumen Coeli, Sancta Rosa». Можно думать, что Лермонтов в: самых глубоких и значимых основах его духовной природы открылся Блоку только к 1905 году — в период, когда поэт стал выходить из круга Своих ранних «соловьевских переживаний». По-видимому, Лермонтов воздействовал на Блока приблизительно в том же направлений (не говорю: стой же силой), в каком он воздействовал в 1840—1841 годах на Белинского, изживавшего свои «примиренческие настроения» и свой философский идеализм. Путь, ведущий Блока к Лермонтову был в то же время одним из путей, которые уводили его от Соловьева. По крайней мере, основные высказывания Блока о Лермонтове не только полностью противоречат соловьевскому приговору о нем, но, в сущности, представляют собою скрытую, может быть не вполне осознанную самим поэтом полемику с Соловьевым. Если принять во внимание, что Блок, даже в зрелые годы, предпочитал не спорить со взглядами своего учителя, то это разногласие с ним по вопросу о Лер- [315] монтове должно представиться особенно важным и знаменательным. Одним из показателей критического отношения Блока к статье Соловьева о Лермонтове являются две карандашные его пометки на полях этой статьи. В одном случае Блок защищает от Соловьева искусство Лермонтова, в другом случае выражает свое несогласие с пренебрежительным отзывом философа о поэме «Демон». 1 Но, конечно, наиболее интересный и богатый материал о расхождении поэта-«ученика» с философом-«учителем» в общей оценке Лермонтова дает рецензия Блока «Педант о поэте» (1906). Эта рецензия, содержащая резкую критику известной книги Н. Котляревского о Лермонтове, заслуживает подробного рассмотрения, которое здесь не может быть осуществлено. Достаточно сказать, что Блок в этой рецензии, в противоположность Соловьеву, не только не думал осуждать великого поэта, но, напротив, с радостью отмечал поворот к Лермонтову современных писателей. «Литература последних лет, — писал Блок, — многими потоками своими стремится опять к Лермонтову как к источнику; его чтут и порывисто, и горячо, и безмолвно, и трепетно». 2 Характерно и то, что в этой рецензии — а она была напечатана через пять лет после опубликования лекции Соловьева — Блок заявил, что о Лермонтове «еще почти нет слов», тем самым как бы признавая, что и выступление Соловьева нельзя считать настоящим, во всех отношениях правильным словом о поэте. Неудивительно, что и в более позднее время, в статье «Рыцарь-монах», Блок нашел ____ 1. Речь идет о пометках Блока на стр. 395 и 402 принадлежащего ему тома 8 «Собрания сочинений В. С. Соловьева», СПб., 1903. (Подробнее — в моей статье «Материалы из библиотеки Ал. Блока. К вопросу об А. Блоке и Вл. Соловьеве». «Ученые записки Ленинградского гос. пед. института, т. 184». Факультет языка и литературы, вып. 6, 1958, стр. 382.) 2. Александр Блок. Собрание сочинений. Издательство писателей в Ленинграде, т. XI. Л., 1934, стр. 302. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы. [316] нужным отметить односторонность соловьевских взглядов на Лермонтова (IX, 182). В лирическом эскизе «Безвременье», написанном одновременно с рецензией на книгу Котляревского, Блок, опять-таки вступая в противоречие с соловьевскими оценками, назвал Лермонтова учителем «мудрости глубокой, в которой не видно дна» (IX, 18). Более того, он поставил Лермонтова впереди Достоевского за то, что Лермонтов, в отличие от Достоевского, «не портит мечты своей» попытками ложных идеологических выводов из нее, — ее конкретизацией (IX, 15—16). Это замечание Блока приобретает особую значительность и весомость, если сравнить его с безоговорочно апологетическими суждениями о Достоевском, которые были распространены в лагере символистов. Движение Блока из сферы «Прекрасной Дамы» в широкие миры русской действительности неизбежно привело к изменению его литературной ориентации. Те, кого он называл недавно «великими учителями», Фет и Тютчев, не потускнели в его восприятии, но уже перестали оттеснять и заслонять Лермонтова. С этой точки зрения заслуживает внимания тот факт, что в 1904 году Блок защищал лермонтовскую поэзию от Бальмонта, который, противопоставляя ей Тютчева и Фета, называл ее монотонной и лишенной таинственности. «...Во-первых, — писал Блок, — «психологическая лирика» Тютчева, во всяком случае, монотоннее стихов Лермонтова, а эти последние иногда таинственнее стихов Фета». 1 Блок и Лермонтов—поэты трагические и мятущиеся. Резко критикуя книгу Котляревского, Блок со- _____ 1. Рецензия Блока на книгу К. Д. Бальмонта «Горные вершины» (М., 1904). Собр. соч. Блока, т. XI, стр. 219—220. Определенную связь с этими словами Блока можно найти в мыслях, высказанных им уже после Октябрьской революции. Блок говорил однажды К. И. Чуковскому, что из всех русских поэтов только Пушкин и Лермонтов представляют собой «абсолютную» ценность, все же остальные, в том числе и Тютчев, — «спорные». (К. Чуковский. Последние годы Блока. «Записки мечтателей», № 6. Пг., 1922, стр. 174—175) [317] гласился лишь с одним ее местом— с фразой о «бессменной тревоге духа... Лермонтова». В лермонтовской «тревоге духа» и следует видеть в первую очередь то родственное Блоку начало, которое-влекло его к величайшему русскому романтику 30-х годов. В наиболее прямой и ощутимой зависимости: от Лермонтова находилась «демоническая» тема Блока. Не случайно он писал впоследствии, что «образ демона — самый могучий и загадочный из всех образов Лермонтова...» (XI, 414). Огромное значение в раскрытии Блоком «демонической» темы имела живопись Врубеля, в которой Демон занимает не меньшее место, чем в поэзии самого-Лермонтова. 1 Врубель, как и Лермонтов, в течение всей своей творческой жизни упорно, почти маниакально работал над образом Демона и, не удовлетворяясь достигнутым, десятки, раз возвращался к этому образу. «Демонизм» мыслился Лермонтовым и Блоком как форма трагически переживаемого индивидуализма, бунтующего против недостойной действительности и утверждающего прежде всего неограниченную личную свободу. Демон представлялся Блоку «символом нашего времени» (IX, 224), защитой от «душевной дряблости», 2 прообразом одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая, находясь во мраке, «заклинает ночь». В этом Смысле «демонические» души, по Блоку, — борцыс судьбой и «предвестники лучшего». Вместе с тем они — «правы новизной» и «способствуют выработке человека» (V, 161). Если Соловьев, подходя к вопросу с позиций христианско-мистического мировоззрения, видел в «демонизме» разрушительную стихию, абсолютное зло, то для Лермонтова и Блока «демоническая» борьба с косностью, несмотря на моральные издержки, имела _____ 1. Вопросу о соотношении творчества Врубеля и Блока посвящена статья Э. Голлербаха в журнале «Ленинград», 1940, №9—10. Этот вопрос затронут также в исследовании С. Дурылина «Врубель и Лермонтов» («Литературное наследство», № 45—46, 1-948, стр. 600—603). 2. Письма Ал. Блока к Е. П. Иванову. М.—Л., 1936, стр. 83. (Письмо от 29 августа 1910 г.). [318] положительную ценность. В этом и заключается поэтическая закономерность «демонических» образов Блока. Они сохраняли еще свою силу и убедительность несмотря на то, что эпоха Блока, эпоха народных, массовых движений, не давала «права» на «демонизм» в такой же мере, в какой давала его эпоха Лермонтова. Тема «демонизма», мятежной отъединенности от мира, тема злого рока и проходящее сквозь все эти, темы «трагическое сознание» и есть та сторона лирики Блока, которая наиболее тесно связана с Лермонтовым. «Демонический» аспект трагического сознания намечался в творчестве Блока медленно и постепенно и далеко не охватывал всей его поэзии, в которой центростремительный лиризм уравновешивался центробежным. Мысль Блока о Лермонтове, обновившаяся, как можно предполагать, в годы первой русской революции, обгоняла в его лирике рост «лермонтовского элемента». Во втором томе Блока отзвуки Лермонтова легко уловить, пожалуй, лишь в двух стихотворениях: «Ночь. Город угомонился» (ср. у Лермонтова «Небо и звезды») и «Осенняя воля» (ср. «Родина» и «Выхожу один я на дорогу»), а может быть, и во втором отделе «Снежной маски» («маскарадные мотивы»). И только в третьем томе, наиболее зрелом и совершенном, лермонтовская стихия и прежде всего, «демоническая, тема», укрепляется и развивается. Лермонтовская традиция представлена в нем двумя «Демонами» — 1910 и 1916 года — одноименными стихотворениями, демонстрирующими с максимальной полнотой свой литературный источник. К ним примыкают стихотворения, в которых тематическая близость, к Лермонтову сказывается менее определенно, но все же вполне ощутимо. Таковы стихотворения: «И я, любил. И я изведал», (особенно заключительная; часть), «Дохнула жизнь в лицо могилой», «Земное сердце стынет вновь», «Мой бедный, мой далекий друг», «Ваш взгляд — его мне подстеречь». И более явно: «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух». Лермонтовским знаком отмечены также цикл «Жизнь [319] моего приятеля» и «Песнь Ада». Влияние Лермонтова отчетливо сказалось и в поэме «Возмездие» (образ отца). Во всех этих стихотворениях, в поэме, в лирике 1908—1916 годов, взятой в целом, Блок является перед читателем поэтом трагического склада, мужественно глядящим в лицо жизни. Теперь он вполне мог бы повторить слова Лермонтова: «Я ведь не разделяю мнения тех, кто говорит, будто жизнь только сон; я очень сильно чувствую ее реальность, ее завлекающую пустоту! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно презирать ее...» (VI, 705). Творческие принципы Блока сближаются в этот период и с другим знаменитым лермонтовским утверждением: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» (VI, 203). Теперь Блок уже не скрывается от «страшного мира» в «сонное» и одинокое созерцание невоплотимых видений своей юности или в «красивые уюты» эстетизма, от которого он не вполне уберег себя во 2-м томе. Верный высокой мечте «о Жизни прекрасной, свободной и светлой», он умеет теперь ненавидеть все, достойное ненависти. Он по-лермонтовски понимает, что «за любовью зреет гнев», «что зрелость гнева есть мятеж» («Ямбы»), что «путь открыт наверно к раю всем, кто идет путями зла» («Второе крещенье») и что «злоба» может быть иногда «святой». Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Так чувствуют двенадцать красногвардейцев — героев последней, великой поэмы Блока. Это чувство коллективного, социального гнева можно рассматривать как высшее логическое развитие и реализацию потенций, заложенных в творчестве Лермонтова. Но это чувство лишь по происхождению своему в поэтическом сознании Блока связано с «демонизмом». Оно уже теряет здесь индивидуалистический характер, то есть перерастает «демонизм». «Лермонтовское» встречается здесь с «некрасовским». [320] На этих новых этапах сознания «демоническая тема» в ее прежних формах, по-видимому, не могла не поблекнуть для Блока и не лишиться в его глазах значительной доли своего обаяния. Еще до революции, в работе над поэмой «Возмездие», Блок сумел исторически объективировать эту тему и, следовательно, подняться над нею. Блок показал в «Возмездии» крушение «блестящего «демона» — отца и его духовного наследника —сына этого «демона», которые в соответствии с планами поэмы должны были уступить место «собственному отпрыску». — младенцу, рожденному простой женщиной и призванному стать действующим лицом в истории. Впечатления жизни разрушали и перестраивали сложившийся в сознании Блока «демонический комплекс». «Вы... — писал поэт Пясту в 1911 году, — недостаточно ярко представляете себе, что может дать познание деревни, до какой степени оно может изменить врожденный демонизм...» 1 Вероятно, какую-то связь с раздумьями Блока над этими темами имеет его оценка оперы Рубинштейна «Демон», относящаяся к 1919 году. «Веч[ером] — Демон, — отмечает Блок в записной книжке, — смесь бесконечной глубины с бесконечной пошлостью — и в музыке и в пост[ановке]». 2 Чтобы оставаться верным духу. Лермонтова, нельзя было остановиться на варьирований или даже продолжении его «демонической темы», которая в России XX века не могла звучать так, как она звучала в 30-х годах XIX столетия. Сам Лермонтов, последовательно приближавшийся к признанию народной морали, корректировал и постепенно преодолевал эту тему. На тех же путях, ведущих к России, к народу и к революции, ограничивал и преодолевал свой индивидуализм и Блок. Движение личного к общему, уединённого лирического «я» к «я» общественному является. не менее существенным основанием для сопостав- _____ 1. Вл. Пяст. Воспоминания о Блоке. Пг.,. 1923, стр. 93. 2. Запись, от 3 апреля (не опубликовано). Записная книжка Блока № 60. Рукописное отделение Института русской литературы Академии наук СССР. [321] ления обоих поэтов, чем все то, о чем до сих пор здесь говорилось. Сюда относится также и глубокое национальное сознание Лермонтова и Блока. В самом деле, Лермонтов был близок Блоку не только своим «индивидуалистическим протестом», но и своей любовью к родине, к тому, что Блок называл «родными лохмотьями» (VIII, 15). В «сыром ночном тумане» эпохи мысль о России служила Лермонтову и Блоку опорой и поддержкой. Оба они всей силой своей души, хотя и по-разному и с различной степенью сознательности, стремились к тому, Чтобы распутица ночная От родины не увела... (Блок.. «Под шум и звон однообразный») «Конкретность» и «органичность» чувств Лермонтова к России Блок подчеркивает и в своей статье «Народ и интеллигенция» (1908), и в своих примечаниях к изданию Лермонтова, вышедшему под его редакцией уже после Октября. 1 И, если судить по сти- ____ 1. М. Ю. Лермонтов. 1814—1841. Избранные сочинения в одном томе. Редакция, вступительная статья и примечания Александра Блока. Изд-во 3. И. Гржебина. Берлин — Петербург, 1920. Статья Блока о Лермонтове, приложенная к этому изданию, в отличие от его примечаний, имеет информационный и компилятивный характер и не содержит личных толкований и оценок. Согласно воспоминаниям К. И. Чуковского (К. И. Чуковский. Александр Блок. Пг., 1924, стр. 44), первый вариант этой статьи, написанной в обычном для Блока лирическом стиле, был забракован редакционной коллегией. Свидетельство К. И. Чуковского подтверждается пометкой Блока в записной книжке № 61 от 17 марта 1920 г.: «Мою биографию Лермонтова забраковали» (Рукоп. отделение ИРЛИ. Запись не опубликована). Блоковское издание Лермонтова не было научным и не претендовало на это. Блок не имел возможности или времени ознакомиться с новейшей исследовательской литературой о Лермонтове, даже с таким известнейшим сборником, как «Венок Лермонтову» (1914), и не учел ее в своих комментариях. Интересные сведения об этом сообщает И. Н. Розанов, вспоминая о своей встрече с Блоком, состоявшейся в мае 1920 года, т. е. в тот период, когда работа поэта над гржебинским изданием Лермонтова была уже окончена. «Я принес ему (Блоку. — Д. М.) в дар, — пишет И. Н. Розанов, — «Венок Лермонтову»... Он благодарил меня и признался, что этого сборника совсем не знает и вообще с юбилейной литературой 1914 года знаком слабо. «В тот год, — заметил он, — я был поглощен Аполлоном Григорьевым. Над Лермонтовым мне не пришлось так хорошо поработать!» (Иван Розанов. Блок — редактор поэтов. Об. «О Блоке». М., 1929, стр. 30) [322] хотворению Лермонтова «Родина» и «Стихам о России» Блока, оба поэта не только в своем чувстве к России, но и в понимании ее во многом совпадали. Оставаясь равнодушным к России «парадной», императорской, официальной, оба они любили Россию народную, деревенскую. Обоим поэтам современная русская действительность внушала грустные и скорбные мысли, но оба они горячо и трепетно верили в Россию будущего. Блок зорко подметил эту затаенную веру Лермонтова и заявил о ней в своем примечании к лермонтовской «Отчизне» («Родине») (XI, 394). Тем не менее, эти общие черты в образе блоковской и лермонтовской России, по-видимому, лишь в малой мере можно отнести за счет прямого влияния Лермонтова на Блока. «Стихи о России» Блока — явление самобытное, преломившее в себе многие литературные традиции. Блок зависел в этих стихах не только от Лермонтова, но и от Мельникова-Печерского и Некрасова, а более всего от самого себя. Романтическое бунтарство Блока, возбуждаемое и подкрепляемое освободительным движением эпохи, превращалось у него в сочувственное отношение к революции. Революционные настроения проявились в стихах поэта 1904—1906 годов, в «Ямбах», в «Возмездии» и достигли высшего развития в «Двенадцати». Политическая и литературная позиция Блока после Октября в широком общественном мнении определяется «Двенадцатью». Блок никогда не отрекался от своей революционной поэмы, несмотря на то, что мрачные мысли посещали его в последний период жизни все чаще и чаще. Думая о великих исторических событиях современности, о революции, о судьбах России, культуры, искусства и о своем собственном пути, Блок в эти годы надеялся найти помощь и подтверждение своим мыслям у тех авторов, его «учителей», с творчеством ко- [323] торых был уже давно связан: у Пушкина; Лермонтова, Гейне и еще не вовсе забытого поэтом Вл. Соловьева. Блок мог бы обратиться к каждому из них, в том числе и к Лермонтову, с теми же словами, с какими он обращался к Пушкину в своем предсмертном стихотворении: Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! («Пушкинскому Дому») И Лермонтов помогал Блоку, — помогал, как и прежде, в эпоху реакции и декадентского разброда. И в этой помощи, пришедшей к великому поэту от его великого предшественника, следует выделить то, что Лермонтов подтверждал в авторе «Двенадцати» мысли об исторической необходимости революции. Об этом говорят комментарий Блока к сочинениям Лермонтова 1920 года. Процитировав несколько абзацев из «Вадима», Блок сделал из этих цитат логический вывод. «В повести Лермонтова содержатся, — писал Блок, — глубочайшие мысли о русском народе и о революции... Будучи дворянином по рождению, аристократом по понятиям, Лермонтов, как свойственно большому художнику, относится к революции без всякой излишней чувствительности, не закрывает глаз на ее темные стороны, видит в ней историческую необходимость... Ни из чего не видно, чтобы отдельные преступления заставляли его забыть об историческом смысле революции: признак высокой культуры» (XI; 421). Можно утверждать, что эти мысли о революции, принадлежащие обоим поэтам, являлись центром идейной жизни Блока послеоктябрьского времени. Духовный образ Лермонтова прошел через всю творческую жизнь Блока. Лермонтов не был единственным автором, нужным и близким Блоку, но он был одним из самых нужных и самых близких. Лермонтовские звуки и лермонтовское дыхание можно различить в стихах Блока всех периодов его развития. Даже в одном из последних своих лирических опытов — в стихотворной надписи на книге, подаренной [324] М. И. Бенкендорф, — Блок почти буквально воспроизводит интонационное движение и музыкальный строй «Мцыри». Художественные формы Блока соотносятся с лермонтовскими поэтическими формами — вопрос, которым история литературы, конечно, займется еще в будущем. Но самая глубокая и основная связь обоих поэтов заключается в преемственности их внутреннего духовного опыта. Опыт, унаследованный от Лермонтова, питал Блока, укреплял его мужество, развивал в нем силы, которые были ему необходимы для его трагического восхождения. [325] Цитируется по изд.: Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М., 1959, с. 309-325. Вернуться на главную страницу М. Ю. Лермонтова
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |