|
Надежда Ратнова
Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся
(по системе В.Ф. Базарного) "Здоровье
до того перевешивает все остальные блага жизни,
что здоровый нищий счастливее больного короля. "
Шопенгауэр Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы
встречаются тревожные цифры
о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых
школьных
формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?
"... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже
через девять
месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют
отклонения в работе
сердечно-сосудистой системы. ... В России лишь 10% выпускников школ могут
считаться
здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию. Патология
органов
зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время
обучения число
детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением
опорно-двигательного
аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза..."
("Учительская газета",
1996, № 47, стр.14)
Это только часть статистических данных, которые приводит в своих
выступлениях
доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный.
Действительно,
очень тревожные цифры.
Я обратилась к медицинским работникам сш. № 7, г. Тутаева, где я работаю
учителем,
чтобы посмотреть, а как обстоят дела в нашей школе. Анализируя данные за
1994, 1995, 1996 г.
можно сказать, что резко увеличилось количество учащихся, у которых отмечено
понижение
зрения. Сравнивая данные за 1995 и 1996 годы, увеличение в % (процентном)
отношении - 10%, в числовом отношении - на 209 учащихся. Идет увеличение
количества
учащихся и по другим видам патологий. Можно сделать вывод: здоровых детей
становится
все меньше.
Стала думать, а что я, как учитель, могу сделать, чтобы страшные цифры этой
статистики
как можно в меньшей степени задели моих учеников.
Вот уже несколько лет я веду профилактическую работу с близорукостью и
нарушением
осанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные
Владимиром
Филипповичем Базарным.
В 1989-1992 годах в печати появились публикации о здравоохранительной
системе
обучения и воспитания детей, разработанной учеными Красноярского института
медицинских проблем Севера под руководством Владимира Филипповича Базарного.
В 1976 году группа ученых этого института провела обследование полутора
тысяч детей
дошкольного и школьного возраста. Выяснилось, что две трети ребят склоняют
голову над
столами значительно ниже допустимого предела: расстояние "глаз-тетрадь
(книга)
составляло 22 см и меньше. Но абсолютное большинство из этой тысячи имели
100% зрение.
Наклонную позу нельзя было объяснить и утомляемостью, так как голова у них
"ныряла" к столам уже на первой минуте занятий, а к концу урока даже
несколько
приподнималась. Исследования, проведенные позже, показали, что
шести-семиклассники
у которых действительно фиксировалась близорукость, головы держали над
столом выше,
чем первоклассники. Отсюда В.Ф. Базарный делает вывел одну из своих главных
теоретических предпосылок: неправильная поза работы за столом - первична,
а близорукость - вторична.
Исследования, проводимые под руководством Базарного убедительно показали,
что
обычно неблагоприятное влияние в школе связывалось с недостаточной
освещенностью,
особенностями питания, недостаточной физической активностью. Это так. Но
вместе с этими
исследованиями был вскрыт целый комплекс неблагоприятных моментов для
здоровья детей
в школе. Традиционное построение уроков, способы передачи информации и
технологии
учебно-воспитательного процесса буквально "вытравили из школы детерминанты
биологического развития человека" - это прямостояние, пространство,
движение,
физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность. Происходит
нарушение
активизации функций организма.
"... Все это приводит к тому, что дети в процессе письма и чтения пребывают
в
хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном
напряжении.
Отмеченные виды напряжения угнетают важнейшие биоритмы организма,
биологические
процессы созревания и развития, в то числе способствуют возникновению целого
ряда
школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки,
сердечно-сосудистых,
нервных расстройств и т.д..." (журнал "Начальная школа", 1990, № 6, стр.89)
В.Ф. Базарным разработана методика по охране и укреплению здоровья детей.
Полученная теоретическая база явилась основой для проведения
широкомасштабной
реорганизации способов, приемов и технологий учебно-воспитательного процесса
с целью
активизации деятельности организма. Этого можно добиться используя
биологические
предпосылки нормального развития:
- вертикализация позы в процессе обучения,
- пространство.
Что представляет вертикализация позы?
Это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы
обучения сидя, в позу - стоя.
"... Вспомним, как кряхтит малыш, стараясь подняться на ноги. А встав
однажды, он
готов танцевать сутками. Но его принуждают садиться. "Так надо!" - убежденно
повторяет
мама (вслед за авторами "Программы воспитания и обучения в детском саду") и
с восьми
месяцев насильно приучают ребенка к неестественной для него сидячей позе.
Кстати,
самой вредной для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие
головной мозг,
сжат шейный симпатический ствол. ..." ("Народное образование", 1990, № 4,
стр. 39)
Итак, режим динамических поз.
В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса.
Первый
способ не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно
на каком-то
этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке
математики
проводить стоя.
Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для
зрительного
труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности 10 -
15 минут,
потом меняются местами с товарищем по парте. Учителю необходимо строить урок
с таким
расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения
сидя в
положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько
продолжительность
пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы.
Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств
формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: "... Ребенок
нормально
растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях
зрительного
поиска на просторе..." (журнал "Начальная школа", 1992, № 2, стр.76)
Глаз, как орган, заканчивает свое структурное формирование к 11 - 12 годам.
В возрасте 6 - 7 лет орган находится в стадии интенсивного развития. Главная
его
особенность - наличие дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая
нагрузка
для такого глаза - рассматривание удаленных объектов.
А что мы имеем в школах?
Большую часть учебного времени дети работают с книгой или тетрадью на
близком
от глаз расстоянии.
"...Ведь кроме существующих "бетонных тупиков" - плодов урбанизации, мы
заключаем
их - с 6-7 лет - еще и в "тридцатисантиметровые книжные тупики" - такое
обычно расстояние
между глазами ребенка и учебником. Между тем доказано, что наши
нейродинамические
окончания как бы "встроены" в пространство. Чем жестче это пространство
ограничено,
тем больше мы уходим в депрессию. У детей же это выражается еще сильнее. Вне
пространства
они попадают в состояние хронической угнетенности..." ("Народное
образование",
1990, № 4, стр. 58)
Такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Орган
зрения
претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения,
позволяющие ему
работать без напряжения вблизи. Возникает близорукость. Выход из
создавшегося положения
в следующем: РАСШИРИТЬ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ В
РЕЖИМЕ ШКОЛЬНОГО УРОКА. Достичь этой цели можно при помощи приемов,
предложенных доктором медицинских
наук В.Ф. Базарным.
а) Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного
материала (так
называемый режим "зрительных горизонтов"). При этом каждый ученик во время
классных
занятий находится на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она
тем расстоянием,
с которого ребенок может различать печатные буквы равные по высоте 1 см. Для
этого
используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного
года учитель
проверяет вышеуказанным способом зрение учащихся и, исходя из полученных
данных,
рассаживает их в классе.
б) Другой вариант расширения зрительно-пространственной активности -
использование
разного рода ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.
Да, действительно, школьные нагрузки порой становятся непосильными. Как
быть?
Беречь от перегрузок. Беречь - значит твердо знать, как организовать режим
дня, как
чередовать отдых и труд. Стоит понять, что многие школьные трудности связаны
с состоянием
здоровья ребенка.
В еженедельном приложении к газете "1 сентября" за 1994 год появилась
интересная
рубрика "О том как получить 5 за здоровье". В ней напечатан ряд специальных
упражнений
для зрения, которые целесообразно проводить во время занятий дома, ряд
упражнений
для профилактики нарушений осанки.
Очень хорошо, когда действия учителя и родителей будут взаимосвязанны.
Думаю, что
статья "Школьную близорукость можно предупредить" в журнале "Семья и школа"
за 1989 год, № 6, будет интересна и полезна и тем и другим. Заведующий
лабораторией
оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения НИИ гигиены
детей
и подростков кандидат технических наук Ю.И. Утехин ведет речь о специальной
гимнастике
"Зоркость", предназначенной для тех, кто набирает диоптрии, прилежно
склоняясь над книгой
и тетрадью. Содержание этих статей перекликается с "Монологами Базарного",
публикуемыми в "Учительской газете" в рубрике "Актуальный разговор". В
журналах
"Начальная школа" 1989, №9, 1992, №2, 1993, №2, учителя, использующие в
своей работе
элементы системы Базарного, дают полезные практические советы, делятся
опытом.
Я считаю, что этот материал в журналах "Начальная школа", очень пригодится
тем, кто в
своей работе будет использовать технологии Базарного.
Вот уже пять лет я внимательно слежу за публикациями о "Здравоохранительной
системе
обучения и воспитания" В.Ф. Базарного, могу сказать что в последние годы все
чаще этот
материал выходит за рамки журнала "Начальная школа" и все чаще появляется на
страницах
"Учительской газеты" и "Педагогического вестника".
"Убийственный конвейер" - так называет современную школу профессор В.Ф.
Базарный.
Прежде всего потому, что современный процесс обучения калечит ребенка
физически и
психически. Базарный утверждает, что знает ответ на вопрос "Что делать?"
Ратнова Н.Н,
учитель нач. классов,
средняя школа № 7, г. Тутаев
С опытом работы Ратновой Надежды Николаевны по системе
В.Ф.Базарного
Вы можете ознакомиться в кабинете начальных классов, ИПК ПРРО.
Перепечатывается с сайта
http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/26.htm
Здесь читайте:
Материалы сайта Владимира
Базарного
|