> XPOHOC > САЙТ БАЗАРНОГО
ссылка на XPOHOC

Надежда Ратнова

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Надежда Ратнова

Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся

(по системе В.Ф. Базарного)

"Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что здоровый нищий счастливее больного короля. "
Шопенгауэр

Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры
о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных
формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?
"... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять
месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют отклонения в работе
сердечно-сосудистой системы. ... В России лишь 10% выпускников школ могут считаться
здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию. Патология органов
зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время обучения число
детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного
аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза..." ("Учительская газета",
1996, № 47, стр.14)
Это только часть статистических данных, которые приводит в своих выступлениях
доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный. Действительно,
очень тревожные цифры.
Я обратилась к медицинским работникам сш. № 7, г. Тутаева, где я работаю учителем,
чтобы посмотреть, а как обстоят дела в нашей школе. Анализируя данные за 1994, 1995, 1996 г.
можно сказать, что резко увеличилось количество учащихся, у которых отмечено понижение
зрения. Сравнивая данные за 1995 и 1996 годы, увеличение в % (процентном)
отношении - 10%, в числовом отношении - на 209 учащихся. Идет увеличение количества
учащихся и по другим видам патологий. Можно сделать вывод: здоровых детей становится
все меньше.
Стала думать, а что я, как учитель, могу сделать, чтобы страшные цифры этой статистики
как можно в меньшей степени задели моих учеников.
Вот уже несколько лет я веду профилактическую работу с близорукостью и нарушением
осанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром
Филипповичем Базарным.
В 1989-1992 годах в печати появились публикации о здравоохранительной системе
обучения и воспитания детей, разработанной учеными Красноярского института
медицинских проблем Севера под руководством Владимира Филипповича Базарного.
В 1976 году группа ученых этого института провела обследование полутора тысяч детей
дошкольного и школьного возраста. Выяснилось, что две трети ребят склоняют голову над
столами значительно ниже допустимого предела: расстояние "глаз-тетрадь (книга)
составляло 22 см и меньше. Но абсолютное большинство из этой тысячи имели 100% зрение.
Наклонную позу нельзя было объяснить и утомляемостью, так как голова у них
"ныряла" к столам уже на первой минуте занятий, а к концу урока даже несколько
приподнималась. Исследования, проведенные позже, показали, что шести-семиклассники
у которых действительно фиксировалась близорукость, головы держали над столом выше,
чем первоклассники. Отсюда В.Ф. Базарный делает вывел одну из своих главных
теоретических предпосылок: неправильная поза работы за столом - первична,
а близорукость - вторична.
Исследования, проводимые под руководством Базарного убедительно показали, что
обычно неблагоприятное влияние в школе связывалось с недостаточной освещенностью,
особенностями питания, недостаточной физической активностью. Это так. Но вместе с этими
исследованиями был вскрыт целый комплекс неблагоприятных моментов для здоровья детей
в школе. Традиционное построение уроков, способы передачи информации и технологии
учебно-воспитательного процесса буквально "вытравили из школы детерминанты
биологического развития человека" - это прямостояние, пространство, движение,
физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность. Происходит нарушение
активизации функций организма.
"... Все это приводит к тому, что дети в процессе письма и чтения пребывают в
хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении.
Отмеченные виды напряжения угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические
процессы созревания и развития, в то числе способствуют возникновению целого ряда
школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно-сосудистых,
нервных расстройств и т.д..." (журнал "Начальная школа", 1990, № 6, стр.89)
В.Ф. Базарным разработана методика по охране и укреплению здоровья детей.
Полученная теоретическая база явилась основой для проведения широкомасштабной
реорганизации способов, приемов и технологий учебно-воспитательного процесса с целью
активизации деятельности организма. Этого можно добиться используя биологические
предпосылки нормального развития:
- вертикализация позы в процессе обучения,
- пространство.
Что представляет вертикализация позы?
Это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы
обучения сидя, в позу - стоя.
"... Вспомним, как кряхтит малыш, стараясь подняться на ноги. А встав однажды, он
готов танцевать сутками. Но его принуждают садиться. "Так надо!" - убежденно повторяет
мама (вслед за авторами "Программы воспитания и обучения в детском саду") и с восьми
месяцев насильно приучают ребенка к неестественной для него сидячей позе. Кстати,
самой вредной для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг,
сжат шейный симпатический ствол. ..." ("Народное образование", 1990, № 4, стр. 39)
Итак, режим динамических поз.
В.Ф. Базарный предлагает два варианта практических решений этого вопроса. Первый
способ не требует никаких материальных затрат. Просто там, где это возможно на каком-то
этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Например, устный счет на уроке математики
проводить стоя.
Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного
труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности 10 - 15 минут,
потом меняются местами с товарищем по парте. Учителю необходимо строить урок с таким
расчетом, чтобы ученики несколько раз организованно переходили из положения сидя в
положение стоя. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность
пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы.
Владимир Филиппович считает, что через физические усилия, активность чувств
формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: "... Ребенок нормально
растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях зрительного
поиска на просторе..." (журнал "Начальная школа", 1992, № 2, стр.76)
Глаз, как орган, заканчивает свое структурное формирование к 11 - 12 годам.
В возрасте 6 - 7 лет орган находится в стадии интенсивного развития. Главная его
особенность - наличие дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка
для такого глаза - рассматривание удаленных объектов.
А что мы имеем в школах?
Большую часть учебного времени дети работают с книгой или тетрадью на близком
от глаз расстоянии.
"...Ведь кроме существующих "бетонных тупиков" - плодов урбанизации, мы заключаем
их - с 6-7 лет - еще и в "тридцатисантиметровые книжные тупики" - такое обычно расстояние
между глазами ребенка и учебником. Между тем доказано, что наши нейродинамические
окончания как бы "встроены" в пространство. Чем жестче это пространство ограничено,
тем больше мы уходим в депрессию. У детей же это выражается еще сильнее. Вне пространства
они попадают в состояние хронической угнетенности..." ("Народное образование",
1990, № 4, стр. 58)
Такие зрительные нагрузки для многих детей становятся непосильными. Орган зрения
претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему
работать без напряжения вблизи. Возникает близорукость. Выход из создавшегося положения
в следующем: РАСШИРИТЬ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ В
РЕЖИМЕ ШКОЛЬНОГО УРОКА. Достичь этой цели можно при помощи приемов,
предложенных доктором медицинских
наук В.Ф. Базарным.
а) Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так
называемый режим "зрительных горизонтов"). При этом каждый ученик во время классных
занятий находится на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием,
с которого ребенок может различать печатные буквы равные по высоте 1 см. Для этого
используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года учитель
проверяет вышеуказанным способом зрение учащихся и, исходя из полученных данных,
рассаживает их в классе.
б) Другой вариант расширения зрительно-пространственной активности - использование
разного рода ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ.
Да, действительно, школьные нагрузки порой становятся непосильными. Как быть?
Беречь от перегрузок. Беречь - значит твердо знать, как организовать режим дня, как
чередовать отдых и труд. Стоит понять, что многие школьные трудности связаны с состоянием
здоровья ребенка.
В еженедельном приложении к газете "1 сентября" за 1994 год появилась интересная
рубрика "О том как получить 5 за здоровье". В ней напечатан ряд специальных упражнений
для зрения, которые целесообразно проводить во время занятий дома, ряд упражнений
для профилактики нарушений осанки.
Очень хорошо, когда действия учителя и родителей будут взаимосвязанны. Думаю, что
статья "Школьную близорукость можно предупредить" в журнале "Семья и школа"
за 1989 год, № 6, будет интересна и полезна и тем и другим. Заведующий лабораторией
оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения НИИ гигиены детей
и подростков кандидат технических наук Ю.И. Утехин ведет речь о специальной гимнастике
"Зоркость", предназначенной для тех, кто набирает диоптрии, прилежно склоняясь над книгой
и тетрадью. Содержание этих статей перекликается с "Монологами Базарного",
публикуемыми в "Учительской газете" в рубрике "Актуальный разговор". В журналах
"Начальная школа" 1989, №9, 1992, №2, 1993, №2, учителя, использующие в своей работе
элементы системы Базарного, дают полезные практические советы, делятся опытом.
Я считаю, что этот материал в журналах "Начальная школа", очень пригодится тем, кто в
своей работе будет использовать технологии Базарного.
Вот уже пять лет я внимательно слежу за публикациями о "Здравоохранительной системе
обучения и воспитания" В.Ф. Базарного, могу сказать что в последние годы все чаще этот
материал выходит за рамки журнала "Начальная школа" и все чаще появляется на страницах
"Учительской газеты" и "Педагогического вестника".
"Убийственный конвейер" - так называет современную школу профессор В.Ф. Базарный.
Прежде всего потому, что современный процесс обучения калечит ребенка физически и
психически. Базарный утверждает, что знает ответ на вопрос "Что делать?"

Ратнова Н.Н,
учитель нач. классов,
средняя школа № 7, г. Тутаев

С опытом работы Ратновой Надежды Николаевны по системе В.Ф.Базарного
Вы можете ознакомиться в кабинете начальных классов, ИПК ПРРО.

Перепечатывается с сайта http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/26.htm


Здесь читайте:

Материалы сайта Владимира Базарного

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС