> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

11'04

Валентина Сорокина

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

УЧЕНИК СУРИКОВА

Летним днем 1911 года в мастерской Василия Ивановича Сурикова раздался звонок. Открыв дверь, он увидел красивого темноволосого молодого человека со связкой холстов и рисунков в руках. Неожиданный гость протянул ему рекомендательное письмо от старой знакомой знаменитого художника Ольги Григорьевны Гутон, которая просила Сурикова помочь начинающему художнику. Им был Анатолий Петрович Лежнев, ставший впоследствии известным башкирским живописцем. А пока он предпринимал все усилия, чтобы научиться ремеслу художника, постичь тайны настоящего искусства. Этот путь был непростым.
Лежнев родился в рабочей семье в селе Сукманка Воронежской области 28 марта 1888 года. В 1897 году в поисках работы отец приехал в Башкирию, с начала 1900-х годов семья поселилась в Уфе. Петр Петрович Лежнев работал на пивоваренном заводе Вольмута, куда вскоре пристроил и сына. Юноша проворно выполнял любую черновую работу, а в свободные минуты по собственной инициативе писал вывески, разводя сажу на масле и керосине: “Склад пива”, “Мойка” и т. д. Старание мальчика было замечено хозяином, на него обратил внимание и машинист завода Михаил Иванович Михайлов. Он сказал, что в Уфе есть настоящие художники — Тимашевский, Серебряков, Тараканов, — и посоветовал обратиться к Петру Ивановичу Шепелёву, закончившему Академию художеств. В первые же свободные часы Анатолий Петрович отправился к нему и предложил свои услуги в качестве помощника. Петр Иванович обошелся с ним мягко и приветливо, попросил принести свои работы. Посмотрев их, решил взять юношу в ученики. В студии мастера он рисовал с гипсов, учился грунтовать холсты и писать маслом, прочел первые книги по искусству. Через полтора года учитель стал доверять ему делать подмалевок в своих работах.
С 1905 года Лежнев начал работать самостоятельно, писал маслом пейзажи, портреты, рисовал с натуры, расписывал сельские церкви, делал декорации для фотографов, раскрашивал масляными красками фотопортреты заказчиков. Работать приходилось много, так как в это время умер отец, а он в семье был старшим сыном. Да и своя семья уже появилась. В 1905 году он встретил свою единственную — Евдокию Павловну, Дуньчу, как он ее любовно называл всегда, и женился. Со временем жизнь обустроилась, появились деньги. Но в душе всегда жила мечта — поехать учиться в Москву. У Дуньчи в Москве была хорошая знакомая, которая и организовала встречу Анатолия Петровича с Суриковым.
Василий Иванович сказал Лежневу, что не берет учеников, но может рекомендовать его в школу живописи и скульптуры В. Н. Мешкова в Москве. С 1911 по 1913 год молодой художник занимался у этого тонкого мастера и чуткого педагога. “В то же время я брал уроки у Василия Ивановича Сурикова, — пишет Лежнев в автобиографических записках, хранящихся в архиве Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова. — Он говорил много ценного, много давал советов и указаний, рассказывал о своих работах, меня расспрашивал обо всем, разъяснял, поправлял. Меня больше всего поразила его разборка всех деталей на моих портретах: кажется, каждый мазок он разбирал и учил, как надо положить и что почувствовать в живописи, в портретах”.
Пытливый и трудолюбивый Анатолий Петрович многое постиг за годы пребывания в Москве. Его записные книжки хранят многочисленные записи впечатлений от посещений Третьяковской галереи, музеев западной живописи, Щукина, Морозова, Румянцевской галереи, музея фарфора, театрального музея Бахрушина, музея скульптуры Александра III и др. Он открывает для себя новые имена и произведения, подробно записывает цветовое решение понравившихся работ Малявина, Гогена, Матисса. Его влечет и мир театра. Лежнев знакомится с постановками Большого театра, слушает “Кармен” в театре Зимина, в записных книжках делает беглые зарисовки отдельных сцен и декораций. Заводит дружбу с актерами, особенно тесной она была с артистом Художественного театра А. В. Потоцким, из бесед с которым он узнал многое в области искусства.
В 1913 году Анатолий Петрович возвратился в Уфу с пониманием своего предназначения. Он серьезно занимается профессиональным и общим самообразованием, ведь, как писал сам Лежнев, у него к тому времени было лишь 5 классов образования. Сохранилась тетрадь, исписанная старательным, красивым почерком, в ней — литературные сочинения на тему поэтических произведений М. Лермонтова, Г. Державина, И. Крылова с авторским резюме в каждом случае. Эти записи, сделанные взрослым уже человеком, говорят о том, что он постоянно стремился расширять свои познания, обогащать духовный мир.
Отныне Анатолий Петрович постоянно работает как живописец и график, стремясь найти свой стиль в искусстве, реализовать те знания и опыт, которые получил. Он пишет портреты членов своей семьи и знакомых, пейзажи, делает натурные зарисовки и эскизы композиций. В Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова собрана большая коллекция его работ — 127 произведений, написанных с 1911 по 1947 год, то есть до того времени, пока страдающий болезнью глаз художник мог работать. Нужно отдать должное Клавдии Прохоровне, ставшей после смерти Евдокии Павловны в 1945 году помощницей и женой Лежнева, которая бережно сохранила творческое и мемуарное наследие мастера, также поступившее в 1960—1970 годы в собрание музея. Его произведения многое говорят о самом авторе, наделенном большим талантом и способностью к глубокому, искреннему чувству.
Одно из ранних, дошедших до нас произведений Лежнева — “Натурщица” (1914), написанное под влиянием творчества В. И. Сурикова. Портрет изображает молодую, румяную женщину, на голову которой наброшен красный, цветастый платок. Сам тип героини, нарядный цвет платка, оттеняющий здоровую женскую красоту, уверенный, плотный мазок — все в традициях живописи великого русского мастера.
Интерес к портрету Лежнев сохранил на протяжении всего творческого пути. Замечателен его “Автопортрет” (1920), воссоздающий образ молодого художника, во всем облике которого читаются собранность, внутренняя ясность. Строгая цветовая гамма этой работы сменяется богатой игрой светлых красок в лирических портретах любимой жены Дуньчи, отличающихся поэтической тонкостью, мягкостью. Внутреннее и женское очарование модели выявлены в них в равной степени. Одухотворенностью дышит ее образ в портрете 1925 года, написанном в импрессионистической манере. Освещенные солнцем волосы молодой женщины написаны в сложной градации голубых, золотистых, зеленых и лиловых оттенков пастозным, экспрессивным мазком. В этом ореоле ее лицо с голубыми глазами, выполненное спокойной гладкой кистью, кажется особенно красивым. “Портрет жены” (1932)— это воплощение женственности, нежности.
Жемчужины творчества Лежнева-пейзажиста — работы “Дубки” (1917), “Синие тени” (1918), “Березки” (1921), которые являют самобытный, яркий талант живописца, ограненный благотворным влиянием русской школы. Анатолий Петрович безусловно поэт и романтик, который о своих чувствах говорит прежде всего языком цвета. Он и мотивы выбирает такие, которые способствуют его богатой игре, строит их на эффектах освещения. В работе “Синие тени” автор погружает пейзаж в атмосферу прозрачного воздуха, освещенного солнцем, оставляя в тени первый план. Художник усиливает реальное звучание цвета, внимательно передает световые изменения оттенками красок. Переливами холодных синих и голубых он изображает сугробы, коричневый ствол ели с множеством рефлексов — на первом плане. Второй план освещен солнцем. Здесь также богатая игра красок, но уже теплых — золотые и красные рефлексы на снегу, на крышах деревянных домов. Все в работе сверкает, живет.
Таковы же по характеру и другие названные выше работы. Сколько оттенков зеленого прослеживает художник в небольшом по размеру, но богатом по живописи пейзаже “Дубки”! Зелень трав и крон деревьев в тени, зеленые лужайки, подзолоченые лучами солнца, чуть прохладная зелень в дальней перспективе.
В работе “Старая крепость” (1925) Лежнев также останавливает внимание в первую очередь на живописно-выразительных деталях. Почти всю плоскость холста занимает изображение старой крепостной стены с башнями, которую мастер пишет с огромным увлечением, вплетая в ее охристую гамму сложные цветовые оттенки. Увлечение автора цветом не приводит к снижению образного звучания пейзажа, эмоциональная выразительность которого достигается также благодаря умело решенной композиции и точно найденным деталям. Точка зрения, взятая снизу, подчеркивает неизменное величие старинного сооружения на фоне голубого неба с большими облаками.
Эта работа — одна из обширной серии пейзажных полотен художника, посвященных Уфе, воспроизводящих ее облик в образах художественного звучания. В 1920—1930 годы им написаны также “Посадская улица”, “Троицкий собор”, “Фроловская улица” и другие работы, воссоздающие живописные уголки старой Уфы. Традиции, заложенные А. П. Лежневым, легли в основу башкирской школы пейзажной живописи, которую всегда отличали духовная наполненность и декоративная выразительность.
Советская власть принесла в жизнь художника много событий. С 1919 года он находит применение своего таланта и энергии, работая в редакции газеты “Вперед” и учителем рисования в 67-й железнодорожной школе, организуя изостудию при доме культуры железнодорожников и мастерскую по изготовлению красок и материалов для художников. Позднее, в 1920—1930 годы много сил отдает педагогической деятельности в дорожном техникуме, Башпедтехникуме, театрально-художественном училище (ныне — Уфимское училище искусств).
В эти же годы он выполняет несколько монументальных росписей в крупных советских учреждениях, в том числе в доме Красной Армии в Уфе, в зрительном зале клуба политпросвета станции Иглино.
С юности Анатолий Петрович увлекался историей, подвигами Суворова, Скобелева. Работая на заводе Вольмута, от машиниста М. И. Михайлова слышал рассказы о Пугачеве и его сподвижниках. Под влиянием происшедших в России событий он создает в 1920—1921 годы четыре графических листа на тему “Степан Разин на Волге”, несущих влияние суриковских композиций и в то же время исполненных искренней романтики в трактовке темы народной вольницы. Это было первое обращение художника к исторической теме, которая станет затем главной для него.
“Мой взор был обращен в глубь веков, где искал прообразы свершившихся событий”, — писал он. Его привлекали события XVIII века — века самоотверженной борьбы народа за свою свободу. Одним из первых в этом ряду стало большое полотно “Штурм Уфы пугачевцами” (1928), находящееся в коллекции Объединенного Национального музея в Уфе. В ней — один из эпизодов пугачевского восстания. Разноплеменная армия повстанцев осаждает защищенную пушками и рвом крепостную стену города, за которой высится величественный храм. Впереди — могучий атаман Чика Зарубин в воинском облачении, руководящий наступлением. На фоне белого снега в гуще дыма и вспышек от выстрелов — воины, бесстрашно преодолевающие рвы и стену огня. Композиция полна динамики, передает стремительность штурма, бесстрашие повстанцев.
В историю башкирского изобразительного искусства А. П. Лежнев вошел как основоположник темы, посвященной легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву. Его лучшие исторические картины рассказывают о подвигах батыра и его сподвижников.
Созданию этого цикла предшествовала большая работа художника по изучению документальных, исторических источников. Как рассказывала его племянница, замечательная башкирская художница Тамара Павловна Нечаева, Лежнев был хорошо знаком со многими башкирскими историками и краеведами, которые помогали ему глубже узнать и понять события народного восстания 1773—1775 годов. Он знал башкирский язык и часто посещал спектакли Башкирского драматического театра, открывавшие ему суть народных традиций и характеров. Его хорошо знали сотрудники краеведческого музея, в фондах которого он часто бывал, зарисовывая предметы быта, воинского облачения и вооружения. Все это помогало Анатолию Петровичу в создании произведений, в которых отсутствовала помпезность, театральность, которые волнуют зрителя своей правдой и художественной выразительностью.
Одно из центральных произведений цикла — “Поимка Салавата” (1930). Оно изображает событие, произошедшее 25 ноября 1774 года в лесах Кара-Тау, когда Салават был пленен солдатами поручика Лесневского. Автор не иллюстрирует этот момент, а раскрывает драматическую коллизию, предшествующую ему. На первом плане — Салават, убегающий на лыжах от вооруженных всадников, которые окружают его с тыла. Оглядываясь, Салават пытается увидеть — насколько близко подошли преследователи. В его взгляде нет страха, есть решимость и ненависть к карателям. В невысокой, крепкой фигуре героя, который уверенно идет на лыжах, в жестах, руках, сжимающих лук и рукоятку ножа, — во всех этих деталях художник воплощает натуру бесстрашного, волевого человека. Фоном, на котором разворачивается действие, служит зимний уральский пейзаж с заснеженными горами вдали, усиливающий драматизм события.
Следующей значительной работой цикла стала картина “Встреча Салавата Юлаева с отрядом Е. Пугачева” (1940). В ней раскрывается еще одна страница летописи событий крестьянского восстания.
…Панорама летнего холмистого пейзажа, уходящего в перспективу голубых далей. С одной стороны — башкирские воины, пешие и конные, вооруженные луками и копьями. Впереди — Салават Юлаев на коне, поднимающий на острие сабли белый флаг. С другой — многочисленное войско под предводительством Пугачева. Небольшая проселочная дорога, соединяющая зрительно два фланга, олицетворяет их единение. Как и в других исторических полотнах, мастер создает правдивые и убедительные образы героев. Он приближает изображение воинов-башкир к первому плану, достоверно воспроизводя их национальные, психологические характеры. Колористическое решение, построенное на сочетании мягких голубых, зеленых, охристых тонов, создает предощущение будущих побед.
XVIII век стал для Лежнева временем зримым, почти реальным. Он решал свои работы с большим эмоциональным накалом, находил точные этнографические, исторические детали, превращающие историческую быль в ощутимую реальность. Эти качества отличают и его батальное полотно “Бой Салавата с авангардом Михельсона” (1941).
Стремительной лавиной обрушивается на неприятельское войско башкирская конница. Бесстрашно мчатся навстречу врагу воины, возглавляемые Салаватом Юлаевым. Обнажив саблю, он весь устремился вперед. Вот уже смолкла вражеская пушка и царская конница обратилась в бегство. Это полотно выделяется среди других работ мастера силой эмоционального воздействия, романтической страстностью. Тема героизма Салавата Юлаева и его сподвижников находит здесь наиболее полное выражение.
В творчестве художника нашли отражение и более драматичные строны событий тех лет. В 1928 году он создал холст “Салават, Юлай в Троицкой колокольне”, показав в ней сидящих в камере плененных, не сломленных духом узников. 1934 годом датирована картина “Истязание Салавата”. Несколько раз Лежнев обращался к теме “Допрос Салавата”, написав в 1946 и 1947 годах два варианта этой композиции. В последующие два года он написал несколько портретов башкирского героя. К сожалению, ухудшение зрения не позволило ему завершить их в полной мере.
Анатолий Петрович Лежнев, как никто другой из башкирских живописцев, отдал много творческих сил и вдохновения работе над образом Салавата Юлаева. Его произведения стали летописью истории башкирского народа, прославляющей его мужество, стойкость, свободолюбие. Он был из первопроходцев, прокладывающих пути башкирского изобразительного искусства, закладывающих его духовные основы.
Художник умер в 1956 году, но живут его творения, традиции, продолженные его последователями и учениками.

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле