Айвазовский, Иван Константинович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Айвазовский, Иван Константинович

1845-1916

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

 Иван Константинович Айвазовский

Портрет И.К.Айвазовского работы С.А.Рымаренко. 1846 г.

Айвазовский И. К. (1817 - 1900) - известный русский художник. Окончил Академию Художеств в 1843 г. В 1847 г. получил звание профессора живописи. Считается одним из лучших художников-маринистов. В 1874 г. во Флоренции была устроена выставка произведений Айвазовского, доставившая ему мировую известность.


АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович [17(29).7.1817, Феодосия, - 19.4(2.5).1900, там же], русский живописец-маринист. В 1837 окончил Петербургскую академию художеств и приобрел известность как мастер морского пейзажа (марины). В ходе Кавказской войны 1817-1864 участвовал в морских десантных операциях (1839), познакомился с флотоводцами В. А. Корниловым, М. П. Лазаревым и П. С. Нахимовым. В 1844 назначен живописцем Главного морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства. В 1845 избран академиком Академии художеств и принимал участие в экспедиции адмирала Ф. П. Литке на острова Греческого архипелага и к берегам Черного моря. В 1848 написал картины «Чесменский бой» и «Наваринский бой», в 1846 «Петр I при Красной Горке», в 1850 «Девятый вал», в 1851 «Пожар Москвы в 1812 г.», в 1853 «Синопский бой», в 1854 «Осада Севастополя» и другие. Ряд картин посвящены русско-турецкой войне 1877-1878 («Бой парохода «Веста», 1877; «Взрыв турецкого броненосца в Сулинском горле», 1878; «Взятие Карса», 1881). Айвазовский посвятил многие свои картины освободительной борьбе греков и итальянцев. В 1887 избран почетным членом Академии художеств. Кроме того, {21} являлся членом ряда европейских академий. Всего им создано до 6 тысяч картин, большое количество акварелей и рисунков. В Феодосии Айвазовский создал художественную мастерскую, картинную галерею и археологический музей.

Использованы материалы кн.: Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.


Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский).

«Родившись смертным, он оставил о себе бессмертную память»

Такие слова высечены на могиле выдающегося русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии. Он родился 17(29) июля 1817 г. в семье армянского мелкого торговца. Учился в Петербургской Академии художеств. Завоевал мировую славу изображением морских пейзажей. Был членом ряда европейских Академии и главным живописцем Российского морского флота. Посвятил множество картин подвигам русских моряков («Наваринский бой», «Чесменский бой» и др.; Своеобразие художника проявилось в романтическом изображении величия и мощи морской стихии, огненных закатов, играющего в волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей (знаменитый «Девятый вал»). Отличался безупречной точностью изображений. Много помогал родному городу, в котором постоянно жил с 1845 г. На его средства там построены больница, школа, водопровод, ряд церквей, Археологическии музей (разрушен) и Картинная галерея, завещанная Феодосии. «Для меня жить - значит работать» было девизом художника до самой кончины. Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 г. 6 тыс. его картин хранятся во многих музеях мира.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.


АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (17.07.1817-19.04.1900), живописец-маринист. Родился в Феодосии, в семье мелкого торговца-армянина.

Еще в детстве Айвазовский обратил на себя внимание своими рисунками и был определен пансионером в Академию художеств (1833). За первую работу, “Этюд воздуха над морем”, Айвазовский получил серебряную медаль. Обладал необыкновенной художественной памятью, помогавшей ему воспроизводить мгновенные эффекты освещения и природу моря. В 1840 совершил поездку в Италию, Германию, Францию, Англию и Испанию, где выставлял свои полотна, имевшие большой успех.

В 1839 Айвазовский участвовал в морских десантных операциях в ходе Кавказской войны 1817 — 74. В 1844 живописец Главного морского штаба, с 1847 профессор живописи в Академии художеств, Почетный ее член (1887), был близок с известными русскими флотоводцами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым. В 1845 участвовал в экспедиции адмирала Ф. П. Литке к берегам Малой Азии, Греции и островам Эгейского моря; во время Крымской войны 1853 — 56 Айвазовский в осажденном Севастополе устроил выставку своих картин. Во время Русско-турецкой войны 1877 — 78 Айвазовский создал серию картин о морских сражениях. С 1846 Айвазовский жил в Феодосии.

Айвазовским написано около 6 тыс. картин, рисунков и этюдов. Среди них наиболее известны: “Девятый вал” (1850), “Черное море” (1881) — воссоздающие величие и мощь морской стихии, изображение морских сражений — “Наварринский бой”, “Чесменский бой” (обе — 1848), серия картин “Оборона Севастополя” (1859).

В Феодосии Айвазовский открыл художественный класс (“Общая мастерская”, 1865), провел на свои средства городской водопровод, основал картинную галерею, которую завещал городу. Скончался во время работы над картиной “Взрыв корабля”.

В. А. Федоров

Русское небо


АйвазовскийАйвазовский (Иван Константинович), профессор живописи и лучший русский маринист, род. 17 июля 1817 г. в Феодосии. Еще будучи мальчиком он обратил своими рисунками на себя внимание и благодаря стараниям некоторых, заинтересовавшихся им лиц, попал в качестве пансионера в академию художеств в 1833 г. Первым его учителем в области живописи "морских видов" был Филипп Тоннер, от которого он перенял необходимый для начала механизм писания воды, впоследствии однако ж оставленный. Первой работой его в этом роде был "этюд воздуха над морем", написанный в 1835 г., за который он получил 1-ю серебряную медаль. С тех пор А. посвятил себя исключительно этому роду живописи. Ежегодно с этой целью делал он ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения и природу моря, и действительно достиг блестящих результатов. Особенно помогала ему при этом его необыкновенная художественная память, воспроизводившая через долгий промежуток времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе во всей его начальной силе и полноте. Этим объясняется отсутствие повторений и монотонности в картинах А. В 1840 г. А. поехал в Италию, а затем посетил последовательно Германию. Францию, Англию и Испанию. Везде картины его производили необычайный эффект и слава А., как замечательного художникамариниста, установилась повсеместно. Из работ А. перечислим: "Высадка десанта в доме Субания" и "Вид Севастополя" (1840 г.), купленные государем; "Неаполитанская ночь", "Буря" и "Хаос", написанный им в Риме. "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри", награжденные на Парижской выставке 1843 г. и доставившие А. звание академика. За "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия", А. признан в 1847 г. профессором. В 1857 г. на парижской выставке за "Четыре богатства России" наш маринист получил орден почетного легиона. Из последующих картин назовем: "Зима", "Камыши на Днепре", "Стадо овец во время урагана". Из новейших картин А. наиболее замечательны: "Всемирный потоп", "Момент сотворения Мира" (1864), "Цепь Кавказских гор"(1871). Выставка его картин во Флоренции (1874) возбудила восторг, и флорентийская академия художеств предложила ему написать свой портрет для помещения с галерее палаццо Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи Возрождения. (Из русских художников такой чести удостоился только Кипренский 1783 - 1836). Во время русско-турецкой войны 1877 А. написал новую серию картин, а в 1880 г. уже была выставка новых его картин, посвященных различными эпизодам жизни Колумба. 26 сент. 1887 г. отпразднован 50-летний юбилей служения А. искусству; юбиляр принес в дар Академии "Пушкин на берегу моря", написанную им вместе с И. Е. Репиным. (См. Булгaкoвa, "Haши художники" т. I, Спб. 1890). .

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Айвазовский и Пушкин

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), выдающийся художник-маринист . В 1836 году Пушкин побывал на выставке в Академии художеств, где среди других были выставлены работы Айвазовского. Много лет спустя, художник так вспоминал об этом памятном для него дне: «Наш инспектор <...> представил меня Пушкину как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины <...> Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, с какого города, и если я так давно здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере? <...> Теперь я посчитаю на пальцах тех немногих, которые его помнят, а я вдобавок был любезно принят и обласкан поэтом». Художник всю жизнь оставался почитателем Пушкина, написал ряд произведений на его темы.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу. И сегодня мы как проявление признательности современников воспринимаем слова старейшего советского живописца Мартироса Сарьяна, сказанные об Айвазовском: "Его искусство -- искусство победы человека и человечности, отрицание деспотизма и насилия. Айвазовский -- художник бурной жажды свободы и ее прославления".

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье армянского негоцианта. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика, особенно любившего изображать корабли, море. Талант юного рисовальщика привлек внимание городского архитектора Коха, который помог определить его в Симферопольскую гимназию (1830), а затем в Петербургскую Академию художеств (1833) в класс пейзажиста М. Н. Воробьева. Критика положительно встречает появившуюся на академической выставке первую картину Айвазовского "Этюд воздуха над морем" (1835, ГТГ). В 1837 году за три морских вида и в особенности за превосходную картину "Штиль" ему присуждают Первую золотую медаль и как исключение сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины "Лунная ночь", "Буря". В Крыму Айвазовский встречается с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, получает возможность изучить конструкции военных кораблей, становится свидетелем морских учений на Кавказском побережье и, наконец, создает первое батальное полотно -- "Высадка десанта у Субаши". Там же он познакомился с разжалованными в рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые принимали участие в деле при Субаши. Новые крымские работы успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения в 1840 году И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.

Айвазовский - Корабль у берегаИзучение и копирование произведений мастеров прошлого, натурные этюды, работа по памяти над композициями -- так начинается деятельность художника в Риме. Живописцу сопутствует успех: для Ватиканского музея приобретают его картину "Хаос". Талант художника признают и ценители искусства, и коллеги. А. Иванов отмечает способности художника в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что Айвазовский -- первооткрыватель жанра морской живописи в Риме и что после него стали выставляться пейзажи "под Айвазовского"; восторженный сонет посвящает Айвазовскому английский маринист Д. Тернер, видевший картину "Неаполитанский залив лунной ночью" (1839, Феодосийская картин ная галерея им. И. К. Айвазовского). В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе. "Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями", -- вспоминал Айвазовский. Одно из них -- звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама. На родине такого же звания его удостаивает Петербургская Академия художеств.

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Возвратившись, он уезжает в Феодосию. "Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, -- писал художник, -- но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине -- меня тянет в Крым, к Черному морю".

Выстроив дом-мастерскую, Айвазовский окончательно обосновался в Феодосии, почти ежегодно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России; иногда выезжал за границу. В мастерской Айвазовского были созданы тысячи полотен, поражающих знанием изменчивой души моря, то свирепого в безудержной ярости шторма, то светлого и прозрачного в легкой солнечной дымке, то загадочного и таинственного с лунной дорожкой, колеблющейся на притихших волнах. Айвазовский, постоянно наблюдая морскую стихию, делая множество рисунков, обладал прекрасной памятью и большим даром импровизации, что позволяло, используя "рисунок-намек", за день закончить полотно. Так, по воспоминаниям А. А. Рылова, Айвазовский в академической мастерской Куинджи в присутствии студентов за два часа написал черноморский пейзаж. Художник говорил о своем творческом кредо: "Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником--никогда. Движения живых стихий--неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны--немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта..."

К раннему периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится широко известная картина "Девятый вал" (1850, ГРМ). В ней передана сила, пробужденная в человеке стихией: потерпевшие кораблекрушение преодолевают страшный девятый вал. Возвышенное романтическое чувство передано в колорите -- в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего моря. Очевидно, богатые световые и цветовые эффекты, которых так много в этой картине, присущи и более ранним произведениям художника, изумлявшим зрителей во время поездки Айвазовского по Европе.

Айвазовский

С годами художник становится более сдержанным в передаче красочных эффектов природы, но он никогда не утрачивает интереса к морской стихии. Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине "Волна" (1889, ГРМ). А на склоне лет Айвазовский пишет огромную картину "Среди волн" (1898, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского), где передано движение водяных масс. "Смысл и высокая поэзия" были не только в полных драматизма пейзажах, изображающих штормы, а и в "спокойных" маринах, например, в картине "Черное море" (1881, ГТГ). И. Н. Крамской писал о ней: "На картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".

Значителен вклад Айвазовского в батальную живопись. "Живописец Главного морского штаба" (это звание ему было присвоено в 1844 году), он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: "Каждая победа наших войск на суше или на море, -- писал художник, -- радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне..." Русский флот с искренней благодарностью относился к своему летописцу. Осенью 1846 года, еще до создания батальных полотен "Наваринский бой" и "Чесменский бой" (1848, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского), во время выставки к десятилетию творческой деятельности Айвазовского, в Феодосию под командованием В. А. Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра. Воинские почести "первому почетному гражданину города" гарнизон Феодосии воздал и в конце жизненного пути художника.

Айвазовский живо откликался на современность. В его творчестве отразились события, связанные с движением, руководимым Д. Гарибальди, и эпизоды борьбы греческого народа против турецкого господства. Умер художник 19 апреля 1900 года во время работы над картиной "Взрыв турецкого корабля".

Айвазовский отдал много сил благоустройству Феодосии. Его усилиями в городе были сооружены Археологический музей, школа, клуб; в 1880 году открылась картинная галерея. В ней и в мастерской живописца много полезного для себя получили Л. Лагорио, А. Куинджи, К. Богаевский, М. Волошин и другие. После смерти Айвазовского картинная галерея по завещанию перешла в собственность города. Ныне здесь крупнейшее собрание картин мастера.

А.Ф. Дмитриенко

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г. 

И. К. АЙВАЗОВСКИЙ. Пушкин на берегу Черного моря.1887.


Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Ирина Ненарокомова. «Движения живых стихий неуловимы для кисти...» Иван Айвазовский.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС