Художники
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Художники

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Художники

А

Абрамович Альберт (1879-1963) - художник, график, эмигрант. С 1905 г. в эмиграции в Париже. Учился в акдемии Гранд Шомьер. В 1914 г. переехал в Нью-Йорк, позднее поселился в Лос-Анжелесе. В 1934 г. провёл персональную выставку в Москве.

Абу-л-Хасан (1589-1630)

Авинов Андрей Николаевич (1884-1949) - художник, искусствовед, эмигрант. С 1910 г. в эмиграции в США. Входил в Питтсбургское общество художников, Нью-Йоркский акварельный клуб и Американскую федерацию искусств. Писал пейзажи, иллюстрировал книги. В 1935 г. исполнил стенную роспись на мотив Св. Георгий и змий для Русской комнаты в Питтсбургском университете. Преподавал в Питтсбургском университете. Читал лекции по русскому исскуству. Был директором Художественного музея Карнеги. В 1936 г. член Пушкинского комитета в Нью-Йорке. Умер в Нью-Йорке

Агафонов Евгений Андреевич (1878-1955), художник, стенограф, эмигрант.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

Акимов Иван Акимович (1754-1814)

Алкснис Адам (1864-1897)

Амман Йост (1539-1591)

Ангелов Иван (1864-1924)

Андреев Николай Андреевич (1873-1932)

Анненков Юрий Павлович (1889-1974), художник-портретист.

Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902)

Антропов Алексей Петрович (1726-1795) - главный живописец Святейшего Синода

Апеллес - один из славнейших живописцев древности

Аросениус Ивар (1878-1909)

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930)

Б

Бакушинский Анатолий Васильевич (1883-1939)

Барма - россйский зодчий XVI века. Вместе с Постником создал Храм Василия Блаженного (Покровский собор что-на-рву) в 1555-1561 годы. По легенде, ослеплен Иваном IV. Умер в лишениях.

Бастьен-Лепаж Жюль (1848-1884)

Беклин Арнольд (1827-1901) - исторический и ландшафтный живописец

Бекман Макс (1884-1950)

Беллини (Bellini) - семейство замечательных венецианских живописцев

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

Бернини Джовани Лоренцо (Bernini) (1598-1680) - знаменитый итальянский скульптор. художник и архитектор

Берсенев Иван Архипович (1762-1789)

Билль Александра Феликсовна (род. 1914)

Битт Валентин Николаевич (Ле Кампион Валантен), (1903 - 1952), французский художник гравер.

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896), русский художник-маринист

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович  (1870-1905)

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Босх Иероним (1460-1516), нидерландский живописец.

Ботичелли (1445-1510), итальянский живописец.

Брай Саломон де  (1597-1664)

Брейгель Питер (1525-1569), знаменитый нидерландский живописц.

Бродский Исаак Израилевич (25.12.1883 - 14.8.1939)

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Бурлюк Давид Давидович (1882 - 1967)

Буше (Boucher) Франсуа (1703-1770), французский живописец

В

Ван Вэй (701-761), великий художник, музыкант, каллиграф и поэт

Ван Гог Винсент (1853-1890)

Ванлоо Жан-Батист (1684-1745)

Васильев Федор Александрович (1850-1873) - пейзажист.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933)

Ватагин Василий Алексеевич (1884-1969)

Ватанабэ Кадзаан (1793-1841), японский живописец.

Ватто Жан-Антуан (Watteau) (1684 - 1721) - французский живописец

Веласкес (Velazquez) Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599-1660) - испанский живописец

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Верф Адриан ван дер (1659-1722)

Вёльфлин Генрих (1864-1945)

Викулов Федор Васильевич (р. 10.01.1919), русский скульптор. Родился в крестьянской семье под Тобольском. Скульптурой занимается с 1935, начиная уже с 1937 участвует как во Всесоюзных и Республиканских, так и в Международных выставках. Участник Великой Отечественной войны. Сражался как стрелок-радист. Главная тема творчества Ф. В. Викулова — Россия, ее героическое прошлое, ее подвижники и герои: “Прп. Сергий Радонежский”, “Воины-иноки Пересвет и Ослябя”, “Крылатый холоп”, “Петр-Строитель”, “Ермак”. Среди его работ скульптурные портреты кнн. Святослава и Александра Невского, Димитрия Донского и Михаила Кутузова, Пушкина и Менделеева.

Вирсаладзе Симон Багратович (род. 1909)

Врубель Михаил Александрович (1856 - 1910)

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908 - 1974)

Г

Габашвили Давид Александрович (род. 1914)

Гаврилов Яков вместе с Сидором Поспеевым в 1641-1642 годах были направлены по просьбе молдавского господаря для росписи храма Трех Святителей в Яссах. Выполненная ими работы отличалась особой манерой исполнения, отражавшей как древнерусские и византийские традиции, так и новации, присущие иконописи XVII века.

Герасимов Александр Михайлович (31.07.1881 - 23.07.1963)

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964), русский живописец.

Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), русский художник 

Голубкина Анна Семеновна (1864-1927)

Грек Феофан (1330-е - ок. 1415)

Греков Митрофан Борисович (до 1911 Митрофан Павлович Мартыщенко) (1882-1934), художник

Грицай Алексей Михайлович (родился 1914)

Гропиус, Вальтер (Gropius), (1883-1969), выдающийся немецкий архитектор

Гросc, Георг (Grosz), (наст. имя и фам. Георг Эренфрид, Ehrenfried) (1893-1959), немецкий график и живописец

Д

Даниил Черный (около 1360 - 1430) - крупный русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор в 1420-х годах в Троице-Сергиевой лавре.

Дега Эдгар (1834-1917)

Дейнека Александр Александрович (08.05.1899 - 12.06.1969)

Де Морган Уильям Френд (1839-1917)

Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846), художник, скульптор

Дени Виктор Николаевич (наст.ф. Денисов) )1893-1946) - график. В году Гражданской войны работал в органах ПУР РВСР в Петрограде, Москве, с 1919 года в Казани. Один из основоположников советского политичекого плаката. Работал в сотрудничестве с Д.Бедным. Произведения: "Или смерть капиталу или смерть под пятой капитала", "Антанта" (оба - 1919), "Учредительное собрание" (1919 и 1921), "Под маской мира", "На могиле контрреволюции", "Капитал" (все - 1920). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).

Дзокэй (приб. 1184-1212). Скульптор школы Кэй. Дзокэй был учеником Ункэй, но больше о его жизни ничего не известно. Работы, приписываемые ему, отражают реалистичный стиль, испытавший влияние китайской династии Сун. *

Дзосэцу (нач. XV в.). Живописец и монах Дзэн. О жизни Дзосэцу известно немногое, за исключением того, что он был монахом-живописцем, жил в Сёко- кудзи, Киото, и был нанят сёгуном Асикага Ёсимоти в качестве скульптора, чтобы выбить надпись на каменной стеле в намять об учителе дзэн Мусо Со сэки (1275—1351). Традиционно считается создателем стиля монохромного рисунка тушью (суйбокуба). Надпись на его самой знаменитой картине Ловля Зубатки Тыквой (прибл. 1413) говорит о том, что она была написана в «новом стиле» (возможно, имеется в виду стиль суйбокуба) для Ёсимоти. Дзосэцу был также учителем Сюбуна. *

Дидро Дени   (1713-1784)

Дионисий (ум. после 1502 или 1503)

Дойч (Никлаус Мануэль) (ок. 1484-1530)

Дудник Степан Ильич (род. 1914)

Дюрер, Альбрехт (Dürer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер.

Е

Ефанов Василий Прокофьевич (1900-1978), советский живописец.

Едунов Борис Васильевич (1921-1982), скульптор, общественный деятель.

И

Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858)

Иванов Сергей Васильевич (1864-1910)

Икэ Тайга (1723-1776). Художник и каллиграф высокого литературного стиля. Тайга родился и жил в Киото, где впервые изучил стиль Тоса, но вскоре заинтересовался стилем нанга (Южной школой). Он учился вместе с пионерами литературного стиля в Японии—Янагисава Киэн и Сакаки Хякусэн. Изучая письмо пальцами, Тайга основное внимание уделял китайской манере, в том числе таким источникам, как учебник живописи Сад Горчичного Зерна, также занимаясь изучением дзэн и каллиграфии. *

Иогансон Борис Владимирович (1893-1973), советский деятель культуры.

Ито Дзакутю (1716-1800). Художник и печатник. Сын состоятельного лавочника, Дзакутю жил и работал в Киото рядом с рынками. Специализировался на изящных изображениях птиц, бродивших по его саду. Принадлежал к школе Кано, однако испытывал влияние китайских академических живописцев династий Юань и Мин, произведения которых присутствовали в коллекциях Сёкокудзи. Поселившись в этом храме после 1788 года, Дзакутю занялся написанием произведений на буддийские темы и сценок из жизни в Сёкокудзи. Пользовался относительно малой известностью и был заново открыт лишь в конце XIX века. *

К

Кабанель Александр (1823-1889)

Кайкэй (1183-1256). Скульптор школы Кэй. Возможно, являлся приемным сыном и учеником Кокэя, Вместе с сыном Кокэя Ункэем. Кайкэй считается одним из величайших скульпторов эпохи Камакура; Кайкэй выполнял многочисленные; заказы буддийского священника Тёгэна при восстановлении Тодайязи в Нара после пожара 1180 года. До нашего времени дошло более 20 его работ, включая стражей Нио у Великих Южных Ворот (Нандаимон) в Тодайдзи, законченных совместно с Ункзэм. Кайкэй и отличался от Ункея возвышенной элегантностью и изяществом, характерными для покровительства Фудзивара в конце периода Хзйан. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 48).

Кайхо Юсё (1533-1615), художник, основатель школы Кайхо. Родившийся в самурайской семье в провинции Оми, Юсё в раннем возрасте поступил в монастырь Тофукудзи, Кното в качестве послушника. Став священником, служил настоятелем Тофукудзи. Занялся изучением живописи с Кано Мотонобу или Кано Этоку. Работал в качестве художника у Тоётоми Хидэёси в Дзуракудай, а потом — у императора Го-Ёдзу. Некоторые изображения работы Юсё подражают одноцветной манере и сдержанным штрихам художника Ляп Кая. Впоследствии Юсё обратился к богатой палитре и золотой фольге, модным в период Момояма, Считается равным Кана Эйтоку и Хасэгава Тохаку.  (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 48).

Калам Александр (1810-1864)

Кандинский Василий Васильевич (1866 - 1944)

Кано Масанобу (1434-1530). Художник школы Кано. Летопись называет Масанобу основателем школы Кано, хотя ее стиль и направление были на самом деле определены его сыном Мотонобу. Выросший в деревне Кано, в провинции Идзу, Масанобу впоследствии отправился в Киото, чтобы служить официальным живописцем у сёгуна Асикага Есимаса. Масанобу, скорее всего, учился у художника школы Сёкокудзи Сюбуна. В немногих дошедших до нашего времени работах Масанобу заметно влияние Сюбуна. Светский художник в эпоху священников-живописцев, Масанобу известен четкостью экспрессии и штриха в своих работах, которые использовали китайские сюжеты, темы и стили. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 49).

Кано Мицунобу (1561 или 1565 по 1602 или 1608). Художник школы Кано. Мицунобу стал шестым главой школы Кано после смерти своего отца и учителя Эйтоку в 1590 г. Проживая в Киото, работал вместе с отцом над картинами для замка Адзути. Позже, как и отец, работал на Тоётоми Хидэёси, расписывая не дошедшие до нашего времени замки, храмы и дворцы. После смерти Эйтоку стиль Мицунобу изменился, сделавшись более декоративным и обратившись к темам ямато-э, передаваемым с меньшим драматизмом, чем удавалось его отцу. Позже Мицунобу служил у Токугава Иэясу в Эдо. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 49).

Кано Мотонобу (1476—1559). Живописец школы Кано. Мотонобу был старшим сыном Кано Масанобу и считается подлинным основателем стиля Кано. Как и отец, являлся официальным живописцем (гоё эси) сёгуна, а также возглавлял придворную Академию живописи (эдокоро). До сегодняшнего дня не обнаружено ни одной подписанной им картины, однако стиль Мотонобу легко распознать. Его работы совмещают влияние ямато-в со знанием китайской техники птицы-и-цветка и монохромной официальной манеры рисунка тушью, импонировавшей его покровителям из императорского дома» сёоуну и современникам вообще. Мотонобу особенно известен своими работами на больших поверхностях (фусума), ознаменовав подъем настенной живописи в Японии. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 49).

Кано Танъю (1602-1674). Живописец школы Кано. Танъю был внуком Эйтоку и старшим сыном Таканобу. Учился у Кано Кои и в 1617 году был назначен Токугава Хидэтада официальным живописцем двора (гоё эси). Считался лучшим художником своего времени. Танъю приписывают возрождение традиций школы Кано и установление стиля Кано в придворной Академии живописи (эдокоро). Также работал в стилях J оса и Муромати суйбоку. Изменил свое имя Моринобу на Танъю в 1636 г., когда принял монашество по приказу сёгуна. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 49).

Кано Эйтоку (1543-1590). Живописец школы Кано. Ученик и старшийсын Кано Сёэи, Эйтоку сначала занимался у своего деда Кано Мотонобу. Современные ему дневники жителей Киото называют Эйтоку самым популярным художником того времени. Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси -заказывали ему ширмы соответственно для замков Адзути и Дзуракудай, Киото. Как один из самых великих японских художников, оказал существенное влияние на учеников и своих современников. Многие из его работ погибли во время войн и пожаров, обычных для того времени. Эйтоку работал в величественной манере, соответствовавшей масштабу и статусу сооружений, которые он оформлял. Он умел соединить декоративность с драматическим масштабом, смелые линии подчеркивались золотым фоном и мазками. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 49-50).

Као Нинга (работал примерно в начале  XIV века). Буддийский живописец, работавший в стиле суйбоку. Наряду с Мокуаном Рэйэном Као считается одним из основателей стиля Муромати суйбоку. Происхождение его остается неизвестным, однако, вероятно, он был связан со школой Такума. Пред-положительно высокопоставленный монах, Нинга около десяти лет провел в Китае, перед тем как вернуться в Киото. Среди японских живописцев он одним из первых воспользовался непринужденными и характерными штрихами для изображения сюжетов дзэн монохромной тушью, тем самым точно уловив дух этой традиции. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 50).

Каравакк Людовик (1684-1754)

Каразин, Николай Николаевич (1842-1908), русский писатель, художник.

Карреньо де Миранда Хуан (1614-1685)

Карус Карл Густав (03.01.1789-1869)

Карягды Джелал Магеррам оглы (род. 1914)

Кацусика Хокусай (1760-1849). Живописец укиё-э и художник-гравер. На протяжении своей долгой карьеры Хокусай использовал несколько псевдонимов. Начиная с 1796 года он пользовался именем, под которым известен больше всего, — Хокусай, что означает «северная мастерская». В основном жил в Эдо, где стал художником-гравером и резчиком деревянных блоков, используемых при печати гравюр. Один из самых известных и плодовитых художников Японии, Хокусай обладал способностью создавать новые образы, соединявшие в себе разнообразные влияния, в том числе западную перспективу, в которой подражал работам Сиба Кокан. Самыми знаменитыми его работами являются серии оттисков ксилогравюр Фугаку сан-дзуроккэй («Тридцать шесть видов горы Фудзи») и Фугаку хяккэй («Сто видов горы Фудзи»), а также многочисленные пейзажи, изображения птиц, цветов и привидений. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 50).

Кацусика Ои (ок. 1850). Живописец укиё-э и художник-гравер. Третья дочь Хокусая, Ои работала в похожей с отцом манере, но также использовала светлые и темные цвета для передачи объема.

Келер (Köler), Иоганн (1826-1899), основоположник эстонской национальной живописи.

Кербель Лев Ефимович (р. 1917 г.) - советский скульптор.

Кившенко Алексей Данилович (1851-1951), живописец и рисовальщик

Кипренский Орест Адамович (13.03.1782-12.10.1836), живописец и график.

Китагава Утамаро (1753—1806). Художник-гравер укиё-э. Один из самых влиятельных художников жанра укиё-э, Утамаро больше всего известен своими изящными гравюрами с изображением куртизанок и простых горожан. В конце XVIII века создал несколько серий гравюр, изображавших японок во всей красе, среди них были и посвященные обитательницам веселых кварталов. Кроме того, об Утамаро известно немногое, за исключением того, что в 1804 году он был посажен сёгуном под домашний арест, после того как опубликовал триптих, где Тоётоми Хидэёри был представлен в неуважительной, по мнению властей, манере. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 51).

Китайка Константин Демьянович (1914-1962)

Клодион (Клод Мишель)(1738-1814)

Кобуладзе Сергей Соломонович (1909-1978)

Козловский Михаил Иванович (1753-1802), скульптор

Кокто Жан (1889-1963)

Кокэй (прибл. конец XII в.). Скульптор школы Кэй. Отец Ункэя и учитель Кайкэя. Работы Кокзя ускорили развитие реалистичного стиля в скульптуре периода Кама кура.

Коненков Сергей Тимофеевич  (1874 - 1971)

Конинк Саломон (1609-1656)

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956), российский живописец.

Конь Федор Савельевич (ХVI - XVII вв.)

Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), художник.

Коровин Константин Алексеевич (1861- 1939)

Косё (прибл. конец XII и нач. XIII в.). Скульптор школы Кэй. Четвертый сын и ученик Ункэя. К числу его работ относится изваяние знаменитого монаха периода Хэйан, по имени (Суй Сёнин, находящееся в Рокухара Мицудзи, Киото. Исполненные в реалистическом стиле, типичном для скульптуры периода Камакура, работы Косё демонстрируют отточенную технику. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 51).

Коун (прибл. нач. XIII в.). Скульптор школы Кэй, Коун был вторым сыном Ункэя. Работал вместе с отцом над созданием таких киотских храмов, как Тодзи, Кофукудзи и Рокухара Мицудзи.

Кравченко Алексей Ильич (1889-1940)

Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский живописец, рисовальщик и художеств, критик.

Кривоногов Петр Александрович (1911-1967), художник-баталист.

Купер Самуэл (1609-1672)

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Кучас Антанас (Род. 1909)

Кюнель Федор Федорович (1766-1841) - немецкий живописец и рисовальщик, жил в России. Художественное образование получил в Германии у своего отца, живописца Мейсенского фарфорового завода, и в Дерздене. Один из инициаторов создания в Москве Художественного класса. Автор графических оригиналов для "Собрания потретов россиян знаменитых" П. П. Бекетова.

Л

Лазарь (800-865), прославленный византийский изограф IX в., монах.

Ланфранко, Джованни (Lanfranco, Giovanni) (1582–1647), итальянский живописец эпохи барокко.

Ларманс Эжен (18б4-1940)

Латур, Жорж де (La Tour, Georges de) (1593–1652), также Ла Тур, французский живописец

Латур, Морис Кантен де (La Tour, Maurice Quentin de) (1704–1788), французский художник

Лебедева Сарра (1892-1967)

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)

Левицкий Дмитрий Григорьевич (Носов) (1735-1822), живописец, портретист

Лейстер Юдит (1609-1660)

Ле Кампион Валантен (Битт Валентин Николаевич), (1903 - 1952), французский художник гравер.

Лемкуль Федор Викторович (Род. 1914)

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452–1519), великий итальянский художник

Лиотар Жан-Этьен (1702-1789)

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Львов Николай Александрович (1751-22.12.1803), архитектор, график

М

Майков, Николай Аполлонович (1796-1873), живописец, отец Аполлона, Валериана и Леонида.

Маковский Константин Егорович (1839-1915)

Маковский Тадеуш   (1882-1932)

Малевич Казимир Северинович (1878 - 1935), художник-авангардист.

Малявин, Филипп Андреевич (1869-1940), живописец.

Мане Эдуард (1832-1883)

Мартос Иван Петрович (1754-5.04.1835), скульптор

Мануэль Никлаус (Дойч) (ок. 1484-1530)

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739), художник.

Матвей Владимир Иванович (1877-1914)

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Микешин Михаил Осипович (1835—1896) — российский скульптор и рисовальщик. Автор проектов ряда памятников, выполненных в академической манере и исполненных духа патриотизма, самодержавия и православия: многофигурная композиция «Тысячелетие России» (Новгород, 1862); «Екатерина II» (Петербург, 1873); «Богдан Хмельницкий» (Киев, 1896—1897). Создал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко. (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 314).

Модильяни Амедео   (1884-1920)

Мухина Вера Игнатьевна (1889 - 1953)

Н

Нагасава Росэцу (1754-1799). Художник. Также известен как Росэцу или Нагасава Масакацу. Росэцу изучал живопись у Маруяма Окё. Однако, как утверждает легенда, эксцентричный стиль живописи заставлял Окё несколько раз прогонять его. Тем не менее, благодаря таланту Росэцу Окё отдавал ему работы, которые не мог закончить сам. Как универсальный художник, Росэцу создал собственный экспрессивный стиль, включавший образы людей, птиц и животных. *

Налбандян Дмитрий Аркадьевич (02.09.1906 - 1993)

Неван Евген (1914-1967)

Нестеров Михаил Васильевич (1862  - 1942)

Ноами (1397-1471). Художник. Ноами был художником суйбоку в период Муромати и учился у Сюбуна. Первым среди художников был назначен добосю, или куратором, отвечавшим за приобретение и выставление художественных работ и других ценностей, принадлежавших сёгунам Асикага. В этом качестве Ноами создал каталог художественной коллекции сёгуната. Как художник Ноами испытал влияние китайского живописца My Си (по-японски Моккэй) и пейзажей в китайском стиле. Кроме своих художественных способностей Ноами был знатоком благовоний и чайной церемонии. *

Нольде, Эмиль (Nolde), (1867-1956), немецкий художник-экспрессионист.

Нономура Нинсэй (Номомура Сэйэмон, прибл. сер. XVII в.). Гончар. Нинсэй считается одним из трех великих киотских гончаров наряду с Огата Кэндзаном и Аоки Мокубэ, является основателем производства посуды стиля Кё или Киото (кё-яки). Начинал свою карьеру с изготовления чайных чашек и других предметов, использовавшихся в чайной церемонии. В последующих работах применял яркие эмали, а также золото и серебро, демонстрируя современную эстетику живописи школ Кано и Римпа. *

О

Овербек Иоганн Фридрих (1789-1869)

Огата Корин (1658-1716), японский художник.

Огата Кэндзан (1663-1743), японский гончар.

Оленин Алексей Николаевич   (1763-1843)

Опекушин Александр Михайлович (1838-1923), скульптор-монархист.

П

Пачеко Франсиско (1564-1645)

Перов Василий Григорьевич (21.12.1833-29.05.1882), живописец.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Пикассо Пабло Руис (1881-1973), испанский художник и скульптор.

Пластов Аркадий Александрович (1893 - 1972), русский художник.

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), живописец

Поленова Елена Дмитриевна (15.11.1850-7.11.1898), русская художница. Сестра В. Д. Поленова. Автор поэтических иллюстраций к русским сказкам, навеянных народным искусством. Работала в графике, живописи, делала рисунки для резной мебели и утвари, близкие к стилю модерн.

Понтормо Якопо (Pontormo) наст. фам. Карруччи (Carrucci) (1494-1557)

Попов Борис Никанорович (1909-2001), живописец, график.

Попова Любовь Сергеевна (1889-1924)

Порденоне Джованни Антонио (1483/84-1539)

Порселлис Ян (Porcellis)  (ок. 1584-1632)

Примаченко Мария Аксентьевна (род. 1909)

Прохор с Городца - наряду с А. Рублёвым, Д. Чёрным, ф. Греком и др. является выдающимся русским живописцем и иконописцем кои. XIV в. Судя по прозвищу, Прохор - выходец из г. Городца на Волге. Расписывал стены и свод несохранившегося Благовещенского собора в Московском Кремле. Имеющиеся в ныне существующем Благовещенском соборе иконы «Распятие», «Вознесение» и др. приписывают его кисти.

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (1406/1420–1492), итальянский живописец и математик.

Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo) (1462–1521), флорентийский живописец.

Пьяццетта, Джованни Баттиста (Piazzetta, Giovanni Battista) (1683–1754), венецианский живописец.

Пюви де Шаванн, Пьер (Puvis de Chavannes, Pierre) (1824–1898), французский художник.

Р

Радлов Николай Эрнестович (1889-1942)

Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744)

Раунам Оскар Паулович (Род. 1914)

Рафаэль, Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520), итальянский живописец

Ребёрн, Генри (Raeburn, Henry) (1756–1823), шотландский живописец, портретист

Рейндорф Гюнтер Германович (1889-1974)

Рейнолдс, Джошуа (Reynolds, Joshua) (1723–1792), английский художник

Рембрандт, Харменс ван Рейн (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669), голландский живописец

Рени, Гвидо (Reni, Guido) (1575–1642), итальянский живописец

Ренуар, Пьер Огюст (Renoir, Pierre Auguste) (1841–1919), французский живописец

Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Рерих Николай Константинович (1874-1947)

Рёйсдал, Якоб Ван (Ruisdael, Jacob van) (1628 или 1629–1682), голландский пейзажист.

Рибера, Хосе (Ribera, Jos) (1591–1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец

Ривера, Диего Мария (Rivera, Diego Maria) (1886-1957), мексиканский живописец, художник-монументалист и график

Риго Гиацинт (1659-1743)

Риччи Себастьяно   (1659-1734)

Роббиа, Лука делла (Luca della Robbia) (ок. 1399–1482), скульптор

Роббиа, Андреа делла (Andrea della Robbia) (1435–1525), скульптор

Рогир Ван Дер Вейден (Rogier van der Weyden), или Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (ок. 1400–1464), один из крупнейших мастеров нидерландской живописи

Роден Огюст (1870-1917) французский скульптор

Ромни Джордж (Romney, George) (1734–1802), английский живописец

Россетти, Данте Габриел (Rossetti, Dante Gabriel) (1828–1882), английский художник и поэт

Рубенс, Питер Пауль (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), фламандский художник

Рублев Андрей (между 1360 и 1370-1427 или 1430)

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928), русский живописец-баталист.

Рябушкин Андрей Петрович  (1861 - 1904)

С

Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905), русский живописец.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 - 1897)

Сакаида Какиэмон (1596-1666). Гончар. Какиэмон положил начало стилю художественного оформления Какиэмон.

Сакай Хойцу (1761-1829). Живописец школы Римпа.

Сасаки Сёгэн (прибл. XVII— XVIII вв.). Каллиграф. Сасаки изучала каллиграфию у своего отца и стала мастером китайского и японского письма. Ее стиль имел тенденцию выделять общие контуры вместо штриховки. Ушла в монастырь после смерти мужа и стала уважаемой преподавательницей для высокопоставленной знати. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 62).

Свиньин Павел Петрович (1787-1839)

Сезанн Поль (1839-1906)

Сергель Юхан Тобиас (1740-1814)

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967)

Серов Валентин Александрович (1865 - 1911)

Серюзье Поль (1864-1927)

Сеттиньяно Дезидерио да  (1428-1464)

Сиба Кокан (1747-1818). Художник-гравер укиё-э.

Сидамон-Эристави   Валериан Владимирович (1889-1943)

Сислей Альфред (1839-1899)

Соами (Синсо), (1455-1525). Живописец школы Муромати суйбоку.

Сога Сёхаку (1730-1781). Живописец. Сёхаку изучал живопись школы Кана, но потом создал собственный стиль, напоминающий Муромати суйбокуга (живопись тушью). Многие его работы выполнены широкими мазками одноцветной туши. Более всего известен своими иллюстрациями к китайским легендам и преданиям. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 63).

Соколов-Скаля Павел Петрович (21.6.1899  - 3.8.1961)

Соколов Федор Кириллович (1752/3-1824) - известный московский зодчий. Был на военной службе, в 1780 г. отставлен от нее по собственному прошению в чине прапорщика. Определен в Каменный приказ архитектурным служащим - так началась его профессиональная карьера. В 1779 г. - старший архитектор конторы городских строений Москвы, работал вместе с Жуковым и Жилярди. Имя Ф. К. Соколова тесно связана с восстановлением Москвы после Отечественной войны 1812 г. Автор проектов здания Арсенала в Кремле, фасада церкви Иоанна Предтечи близ Новодевичьего монастыря, ансамбля Преображенского кладбища в Москве и др.

Солис Виргил (1514-1562)

Солари Пьетро Антонио (1450-1493) - итальянский архитектор, работавший в России с 1490 года. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490-1493), Грановитой палаты (1487-1491).

Солдатенков Козьма Терентьевич (1818-1901) - известный московский коллеционер, общественный деятель, благотворитель, издатель научно-популярной литературы. Был членом совета Московского художественного общества, финансировал Румянцевский музей, которому и завещал свою библиотеку (свыше 20 тыс. томов) и лучшую часть художественной коллекции. На средства К. Т. Солдатенкова в Москве в 1910 г. была открыта бесплатная больница для граждан всех сословий.

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Сорока Григорий Васильевич (1823-1864)

Сорокин Евграф Семенович (1821-1892) - московский художник, исторический живописец, жанрист. Препоавал в Московском училище живописи (вел живописный и рисовальный натурные классы). В 1860-е гг. руководил росписями в храме Христа Спасителя.

Сотацу (Таварая Сотацу), (?-1643), японский художник.

Стамов Василий Гаврилович (Род. 1914)

Степанов Клавдий Петрович (1854-1910), живописец, видный деятель право-монархического движения в Москве.

Сурбаран Франсиско (1598-ок. 1664)

Суриков Василий Иванович (1848 - 1916)

Сэнгай Гибон (1750-1837). Живописец и каллиграф. Сэнгай стал монахом Дзэн Риндзай в возрасте 11 лет. Занимался живописью и каллиграфией только в течение последних 26 лет своей жизни. Писал как буддийские произведения, так и пейзажи, растения и животных. Пользовался исключительно тушью, быстрые и свободные движения кисти нередко выдают сильное чувство юмора. Одна из его самых известных работ названа О Δ  П («Круг Треугольник, Квадрат»). (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 64).

Сэссон  (1504-1589), японский художник.

Сэссю Тоё (1420-1506). Живописи школы Муромати суйбоку. Сэссю стал монахом дзэн в 11 лет. Позже он поселила в Сёкокудзи в Киото, где изучал живопись под руководством Тэнсё Сюбуна. В 1467 году Сэссю отправился в Китай в со ставе торговой миссии. Впоследствш писал китайские пейзажи, которые наблюдал в этой поездке. После возвращения в Японию открыл художественнук мастерскую в провинции Бунго. Сэсск известен своими пейзажами, хотя писал и портреты, а также изображениями птиц и цветов. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 64).

Т

Татлин Владимир Евграфович (1885 - 1953), живописец и график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в МУЖВЗ, в Пензенском художественном училище. Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918 - 1920). В первые годы Советской власти заведующий Московской коллегией Отдела изобразительного искусства Наркомпроса (1918 - 1919), участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, проектировал "Памятник III Интернационала". Участник движения производственного искусства, один из основоположников художественного конструирования в СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

Тенишева Мария Клавдиевна (20.05/1.06.1867-14.04.1928), русская художница и общественный деятель. Изучала живопись в Петербурге и Париже, была ученицей А. Н. Бенуа. Вышла замуж за кн. Тенишева, богатого инженера-предпринимателя, основателя крупного машиностроительного завода в Брянске. Получив возможность заниматься меценатством, основала и финансировала художественные школы в Петербурге н Смоленске, перед которыми была поставлена задача возрождения русского народного искусства. На свои средства создала музей русского искусства в Смоленске. Имение Тенишевых Талашкино под Смоленском стало одним из художественных центров России. Здесь работали самые выдающиеся русские художники н. XX в. Тенишева также субсидировала журнал “Мир искусства”. После 1917 эмигрировала во Францию, где занималась живописью по эмали.

Теребенев Александр Иванович (1815-1859)

Толстой Федор Петрович (1783-1873) - художник

Томский Николай Васильевич (1900-1984). Скульптор, народный художник СССР

Топпелиус Михаэль (1734-1821)

Тохаку Хасэгава (1539 - 1610)

Трубецкой Павел Петрович (1866-1938)

У

Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823)

Уинт Питер Де   (1784-1849)

Ф

Фабрициус (Fabritius) Карел (1622-54), нидерландский живописец. Портреты, раскрывающие сложный духовный мир человека, смелые по замыслу жанровые композиции («Часовой», «Щегленок», оба 1654).

Фабулл (сер. 1 в.), римский художник. Расписал Золотой дом Нерона. Сохранились орнаментальные композиции и живописные панно с городскими пейзажами и сельскими видами в ряде помещений.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) - мастер станковой и книжной графики, живописец-монументалист, театральный художник.

Фаворский Никита Владимирович (1915 - 1941), русский художник-гравер.

Фальгьер, Жан Александр Жозеф (Falguire, Jean Alexandre Joseph) (1831–1900), французский скульптор и живописец, родился в Тулузе 7 сентября 1831. Учился в Париже у Альбера Эрнеста Каррьер-Беллёза и Франсуа Жуффруа, в 1859 получил стипендию на поездку в Рим, а в 1878 был награжден орденом Почетного легиона. Для его творчества характерно смешение натурализма и стилизации под антики. Это отчетливо проявилось в таких работах, как статуэтка Победитель петушиных боев (1864, Париж, музей Д'Орсе), в многочисленных чувственных женских образах, например в мраморной статуе Дианы (1887, Тулуза, Художественный музей). (материалы энциклопедии "Мир вокруг нас")

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), российский живописец. Член «Бубнового валета». Натюрморты, пейзажи («Бухта в Балаклаве», 1927), портреты отмечены насыщенностью цвета, образной выразительностью.

Фальконе (Falconet) Этьен Морис (1716-91), французский скульптор. Изящные композиции в духе раннего классицизма («Пигмалион», 1763), модели для севрского фарфора. В 1766-78 работал в России, где создал памятник Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»).

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964) - мастер станковой и книжной графики, живописец-монументалист, театральный художник. Из дворян. Учился у К.Ф.Юона, в Художественной школе в Мюнхене, окончил искусствоведческое отделение Московского университета (1913 год). Преподавал в Москве во 2-х Государственных художественных мастерских (1918-1919), во Вхутемасе - с 1921 года. В 1919-1920 годах служил в Красной Армии. Работал преимущественно в технике ксилографии, создатель школы советской гравюры на дереве. В 1918-1921 годах выполнил серию видов Москвы для журналов, ряд портретов, книжных иллюстраций, а также станковых ксилографий. В дальнейшем - ведущий мастер отечественной графики. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Ленинская премия (1962)

Фантен-Латур Анри (Fantin-Latour) (1836-1904), французский живописец.

Фаттори (Fattori) Джованни (1825-1908), итальянский живописец школы «маккьяйоли». Участник Революции 1848-49. Реалистические батальные сцены, жанровые композиции («Римские повозки», ок. 1873), портреты.

Феддер (Федерс) Юлий (1838-1909), латышский живописец. Основоположник латышского реалистического пейзажа. Поэтические, эпически спокойные виды Латвии («В парке Сигулды», 1905-07).

Федотов Павел Андреевич (1815-1852), живописец-рисовальщик.

Фейербах Ансельм (1829-80), немецкий живописец. Стремился возродить монументальное искусство в огромных полотнах на темы античных легенд («Ифигения», 1862).

Фейнингер (Feininger) Лайонел (1871-1956), немецкий и американский художник. Уроженец США, много работал в Германии, в 1938 окончательно вернулся на родину. Примыкал к экспрессионизму, активно сотрудничал с «Баухаузом». В его живописи и графике, для которых характерны мотивы полуфантастической архитектуры удлиненных, «готических» пропорций, авангардные поиски тесно переплетаются с традициями романтизма.

Фуйт (Fut, Fijt) Ян (1611-61), фламандский живописец. Декоративно-эффектные, тонкие по колориту натюрморты и анималистические картины («Фрукты и попугай», 1645).

Феофан Грек (1330-е - ок. 1415)

Фидий (р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор.

Филонов Павел Николаевич (1883-1941), художник, теоретик искусства, представитель русского авангарда.

Фиораванти Аристотель (1415 или 1420 - 1486) - итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 года в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475-1479). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии. 

Фрязины (Фрязини) Алевиз и Марко - итальянские зодчие XV  века, участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.

Фуке, Жан (Fouquet, Jean) (ок. 1420 – между 1477 и 1481), французский живописец

Х

Хоббема Мейндерт (1638-1709)

Хогарт Уильям (Хогарт Уильям Дидро) (1697-1764)

Ц

Цехановский Михаил Михайлович (1889-1965)

Цорн, Андерс Леонард (Zorn, Anders Leonard) (1860–1920), шведский живописец, график и скульптор.

Ч

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965), детский прозаик, художник.

Чекрыгин Василий Николаевич (1897-1922), художник и теоретик искусства, представитель русского авангарда.

Чемодуров  Евгений Григорьевич (род. 1914)

Чжоу Шэнь (1427-1509)

Чимабуэ, Джованни (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 – ок. 1302), итальянский художник.

Чиньяни, Карло (Cignani, Carlo) (1628–1719), итальянский живописец.

Чиприани, Джованни Баттиста (Cipriani, Giovanni Battista) (1727–1785), итальянский исторический живописец и гравер.

Ш

Шагал Марк Захарович (1889-1985), художник, сценограф, эмигрант.

Шадов Иоганн Готфрид (1764-1850)

Шадр Иван Дмитриевич (наст. фам. Иванов) (1887-1941), российский и советский скульптор.

Шампень, Филипп де (Champagne (Champaigne), Philippe de) (1602–1674), фламандский художник

Шапю, Анри Мишель Антуан (Chapu, Henri Michel Antoine) (1833–1891), французский скульптор; родился 29 сентября 1833 в Ле Ме. Учился в Париже у Прадье и Дюре, а в 1853–1858 – в Риме. Начиная с 1863 Шапю регулярно представлял свои работы на выставках. Талантливый скульптор и педагог, он известен прежде всего как автор статуи Жанна д'Арк (1872, Париж, Лувр). Созданные им образы отличаются сдержанностью и лиризмом. Умер Шапю в Париже 21 апреля 1891. 

Шарден, Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) (1699–1779), французский живописец

Шарло, Жан (Charlot, Jean) (1898–1979), один из крупнейших мастеров мексиканской живописи XX в.

Швиттерс, Курт (Schwitters, Kurt) (1887–1948), немецкий художник

Шегаль Григорий Михайлович (1889-1956)

Шелоумов Афанасий Иванович (1892-1983) - художник-баталист, эмигрант. Окончил петербургскую Академию художеств. В эмиграции проживал в Королевстве СХС, в городе Новый Сад. На Большой выставке русского искусства состоявшейся в 1930 г. в Белграде выставлялась картина Шелоумова "Атака генерала Врангеля на немецкую батарею"

Шибанов Михаил (ск. после 1789), живописец.

Шишкин Иван Иванович (1878-1898)

Шмаринов Дементий Алексеевич (род. в 1907) - русский художник-график, народный художник СССР (1967). В течение 1949-1974 гг. иллюстрировал "Капитанскую дочку". В 1976 г. в московском издательстве "Детская литература" увидело свет оформленное им издание пушкинской повести; оно содержало 30 иллюстраций, в том числе страничных и с разворотом, выполненных черной акварелью и углем.

Шмаров Павел Дмитриевич (1874-1955) - художник, эмигрант. Окончил Высшее художественное училище художеств при Санкт-Петербургской Академии художеств. Член Академии художеств (1916). С 1923 г. в эмиграции во Франции. Умер в Париже.

Шонгауэр, Мартин (Schongauer, Martin) (1435/1440–1491), немецкий живописец и гравер.

Штос, Фейт (Stoss, Veit) (1440/1450–1533), немецкий скульптор, живописец и гравер.

Щ

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967), живописец, художник театра, скульптор, фарфорист.

Щепанский Владимир Петрович (1895-1985) - художник. Родился в 1895 г. в Сестрорецке. Окончил школу рисования при Академии Художеств, два года учился в Академии художеств, но из-за событий 1917 годы эмигрировал в Финляндию, где жил в Хельсинки. Руководил школой живописи. С 1944 г. жил в Швеции. С 1951 г. в Канаде в Монреале. В Канаде прошло более 15 персональных выставок Щепанского

Щербинин Фёдор Андреевич (1849-1936) - историк казачества, статистик, эмигрант

Э

Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541-1614)

Эльсхаймер, Адам (Elsheimer, Adam) (1578–1610), немецкий живописец и гравер.

Эрьзя (Нефёдов) Степан Дмитриевич (1876-1959), русский советский скульптор.

Эрнст Макс (1891-1976), немецкий, французский и американский живописец.

Эшер, Мауриц Корнелис (Escher, Maurits Cornelis) (1898–1971), голландский график.

Ю

Юон Константин Федорович (1875-1958)

Юрай Далматинец, Джордже да Себенико (Juraj Dalmatinac, Giorgio da Sebenico) (1410-е гг., Задар,- октябрь 1473, Шибеник), далматинский скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Учился в Венеции. В переходных по стилю постройках (участие в стр-ве Княжего двора в Дубровнике и собора в Шибенике, 1444-73; лоджия деи Мерканти в Анконе, 1450-е гг.) сочетал черты готики и Возрождения. Выполнил пластически-выразит. скульпт. головы на вост. фасаде собора в Шибенике (сер. 15 в.), алтарь собора в Сплите (мрамор, 1448). Лит.: Fiskovic С., Juraj Dalmatinac, Zagreb, 1963.

Я

Явленский Алексей Георгиевич (1864-1941), художник.

Якоби, Якобий Валерий Иванович [3(15).5.1834, дер. Кудряково, ныне Тат. АССР,- 13.5.1902, Ницца], русский живописец. Брат П. И. Якоби. Учился в петерб. АХ (1856-61) у А. Т. Маркова (в 1861-69 пенсионер АХ в Зап. Европе); преподавал там же (1878-89). Акад. с 1868, проф. с 1871. Чл.-учредитель Т-ва передвижных художеств, выставок (см. Передвижники); исключён в 1872. В ранний период создавал выдержанные в бытописательском духе изображения характерных рус. нар. типов ("Разносчик фруктов", 1858). В своём наиболее значит. произв., обличительной по направленности картине "Привал арестантов" (1861), первым из рус. художников обратился к теме царской каторги и ссылки, расправы над передовой рус. интеллигенцией. Со 2-й пол. 70-х гг. писал гл. обр. ист. картины, обычно поверхностно-иллюстративно, внешне занимательно решая сюжеты преим. из рус. истории ("Шуты при дворе императрицы Анны Ивановны", 1872; все упомянутые картины в Третьяковской тал., Москва). Литература: Съедин В., В. И. Якоби, М.- Л., 1949.

Яковлев Александр Евгеньевич (1887-1938), художник, сценограф, декоратор, педагог.

Яковлев Борис Николаевич [5(17).9. 1890, Москва,-8.12.1972, там же], советский живописец, нар. худ. РСФСР (1962), чл.-корр. АХ СССР (1958). Чл. КПСС с 1960. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1915-18) у А. М. Васнецова и А. С. Степанова. Чл. АХРР (1922-32). Преподавал во ВГИКе (1956-63, проф. с 1960). Основоположник сов. индустриального пейзажа ("Транспорт налаживается", 1923, Третьяковская гал., Москва; "Краны наступают", 1958-59, Рус. музей, Ленинград, и др.). Работы Я. отличаются широкой манерой письма, пастозной фактурой. Лит.: Выставка произведений народного художника РСФСР, члена-корреспондента АХ СССР Бориса Николаевича Яковлева, Каталог, М., 1966.

Якопо делла Кверча  (Jacopo della Quercia) (ок. 1374-1438),(ок. 1374, Сиена,-20.10.1438, там же), итальянский скульптор, представитель Раннего Возрождения. В 1401 участвовал в конкурсе на исполнение рельефов сев. дверей флорентийского баптистерия. Работал в Сиене и Болонье, а также в Лукке (1406) и Ферраре (1408). Опирался на традиции Никколо и Джованни Лизано, испытал воздействие сев.-итал. пластики рубежа 14-15 вв. Для мн. произв. Я. д. К. характерно влияние французской готики (гробница Иларии дель Карретто в соборе в Лукке, 1406; алтарь Трента в церкви Сан-Фредиано в Лукке, 1416-22). Позднеготич. черты были во многом преодолены Я. д.К. в поздний период творчества в суровых и героич. рельефах портала церкви Сан-Петронио в Болонье (истрийский камень, 1425-38). Драматизм и монументальность, воплощённые в мощных лаконич. образах лучших произведений Я. д. К., оказали значительное влияние на Микеланджело. Литература: Л и б м а н М., Якопо делла Кверча, М., I960; SeymourCh., Jacopo della Quercia, sculptor, New Haven - L., 1973; Jacopo della Quercia nell'arte del suo tempo..., Firenze, 1975 (каталог выставки).

Якулов Георгий Богданович (1884-1928)

Янсенс Абрахам (1576-1632)

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский живописец-жанрист и портретист.

Примечания

*  Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС