Чаплыгин Сергей Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чаплыгин Сергей Алексеевич

1869-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сергей Алексеевич Чаплыгин

Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942), российский ученый, один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941). Труды по теоретической механике, гидро-, аэро- и газовой динамике. Совместно с Н. Е. Жуковским участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, 1918, в 1921-1941 научный руководитель).


ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (24.03/5.04.1869-8.10.1942), выдающийся русский ученый в области теоретической механики, гидро- и аэромеханики, один из основоположников современной аэродинамики. Совместно с Н.Е. Жуковским участвовал в организации ЦАГИ (1918, в 1921-1941 — научный руководитель). К крупным достижениям математической мысли принадлежат исследования С.А. Чаплыгина по теории дифференциальных уравнений.

Русское небо


Чаплыгин Сергей Алексеевич

Сергей Алексеевич Чаплыгин родился 5 апреля 1869 года в Рязанской губернии в городе Раненбурге. Отец будущего ученого, Алексей Тимофеевич, служил продавцом в лавке.

Окончив в 1886 году гимназию с золотой медалью, Сергей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Чаплыгин начинает свой первый научный труд по гидродинамике "О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости". Это исследование было представлено в 1890 году Чаплыгиным в качестве дипломной работы. Сергей Чаплыгин был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1894 году он становится приват-доцентом Московского университета.

Вторая научная работа ученого "О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости", опубликованная в 1897 году, была защищена им в следующем году в качестве магистерской диссертации.

Чаплыгиным написаны учебники "Механика системы" (1905-1907) и "Пропедевтический курс механики" (1915) для втузов и естественных факультетов университетов.

За исследования: "О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости" и "О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров", Чаплыгин в 1900 году награждается Петербургской академией наук почетной золотой медалью.

В 1895 году он делает доклад "О движении газа с образованием разрыва" на заседании Московского математического общества, а в 1903 году защищает докторскую диссертацию "О газовых струях", в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях.

Тело, движущееся в потоке воздуха, испытывает аэродинамическое сопротивление. Чаплыгин показал, что для скоростей движения, не выше100 м/с, аэродинамическое сопротивление пропорционально квадрату скорости. Если скорость приближается к скорости звука, то для нахождения сопротивления необходимо решить дифференциальное уравнение, которое называется уравнением Чаплыгина.

После защиты докторской диссертации Чаплыгин был избран профессором Московского университета.

В 1910 году ученый выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха.

В 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1921 году Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ.

В это время им написаны исследования: "К общей теории крыла моноплана" (1920), "Схематическая теория разрезного крыла" (1921), "О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло" (1926).

Еще в 1914 году Чаплыгин выполнил исследование "Теория решетчатого крыла". В нем Чаплыгин определил, что крыло в виде жалюзи обладает большей подъемной силой и более устойчиво в полете, чем сплошное крыло такого же размера.

В работе "Схематическая теория разрезного крыла" (1921) он продолжает проблему составного крыла и указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъемную силу.

В 1931 году Чаплыгин написал работу "К теории открылка и закрылка". Чем меньше скорость самолета, тем легче ему совершить посадку, тем она безопаснее. Но небольшая скорость - это малая подъемная сила. При недостаточной же подъемной силе самолет может упасть на землю и разбиться. Следовательно, надо увеличивать скорость, чтобы самолет держался в воздухе. Получается замкнутый круг. Работы Чаплыгина помогли разорвать этот круг.

Крылья современных самолетов имеют предкрылки и закрылки. Выпуская их, летчик увеличивает подъемную силу на 20, 50 и более процентов, что позволяет ему садиться на полосу с меньшей скоростью.

В 1926 году Чаплыгин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 года - академиком.

В 1933 году Чаплыгин был награжден орденом Ленина, а в феврале 1941 года ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

В октябре 1941 года вместе с институтом Чаплыгин уехал в Новосибирск.

Сергей Алексеевич умер в Новосибирске 8 октября 1942 года.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 


Из энциклопедии:

ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич [24.3(5.4). 1869, г. Раненбург, ныне Чаплыгин Липецкой обл.,— 8.10.1942,, Новосибирск], советский учёный в области теоретической механики и гидроаэродинамики, акад. АН СССР (1929), Герой Социалистич. Труда (1941), засл. деятель науки и техники РСФСР (1929). Окончил физико-матем. фак. Моск. ун-та (1890). По рекомендации Н. Е. Жуковского был оставлен при ун-те. С 1893 преподавал физику в жен. ср. учеб, заведении, в Моск. высшем техн. уч-ще, Моск. инж. уч-ще, с 1901 проф. механики на Моск. высших жен. курсах, с 1903 проф. Моск. ун-та по кафедре приклад- ной математики. В 1905—18 директор Моск. высших жен. курсов. После Окт. революции 1917 работал в Косартопе, Научно-эксперимент. ин-те путей сообщения, затем в Центр, аэрогидродинамическом ин-те (ЦАГИ), в организации к-рого принимал самое активное участие. В 1921—30 Ч.— пред. коллегии, в 1928—31 — директор (нач-к) ЦАГИ, в 1931—41 руководил созданием крупнейших аэрогидродинамич. лабораторий ЦАГИ. Первые труды Ч., созданные под влиянием Жуковского (1894—97), относятся к области гидромеханики. В них он дал геометрич. интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости, открытых в ряде исследований рус. и иностр. учёных. Последующие науч. труды Ч. в основном были посвящены исследованию двух классич. задач теоретич. механики: о движении тела при наличии неинтегрируемых связей и о движении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки. За исследования по теории движения твёрдого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями Ч. получил в 1899 от Петерб. АН почётную золотую медаль. В кон. 19 — нач. 20 в., занимаясь струйными течениями, он выступает с рядом исследований по теории струй в несжимаемой жидкости. В 1902 представил докторскую диссертацию «О газовых струях», к-рая положила начало новой отрасли механики — газовой динамике сыгравшей в дальнейшем огромную роль в развитии авиации. Труды Ч. впоследствии явились основой для решения задач о дозвуковых течениях и позволили разрешить осн. проблемы, связанные с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и др. проблемы совр. аэродинамики. В фундаментальной работе «Теория решётчатого крыла» Ч. заложил основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и др. гидравлич. машин. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, к-рые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолёта в полёте. Им впервые были выведены формулы для неустановившегося движения крыла — на взлёте и посадке, что имело большое значение для практич. аэродинамики. В нач. 30-х гг. под руководством Ч. и М. В. Келдыша проводились исследования по теории флаттера, использованные позже при конструировании скоростных самолётов. С 1940 Ч.— пред, проблемной комиссии ЦАГИ по газовой динамике. Во время Великой Отечеств, войны его исследования по теории дифференц. уравнений («Чаплыгинский метод»), работы по изучению сжимаемости воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов самолётов и серии профилей крыла позволили значительно повысить боевые качества сов. самолётов. Ч. — лауреат премии им. H. E. Жуковского (1925). АН СССР учредила (1942) премию им. С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». В Москве установлены бюст и памятник Ч. Его имя носят улицы в Москве и Новосибирске, аэродинамич. лаборатория ЦАГИ, кратер на обратной стороне Луны. В Москве имеется мемориальный музей-квартира Ч. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии.


Сочинения:

Собрание сочинений. Т. 1—4. М,—Л. 1948—50;

Избранные труды по механике и математике. М., 1954;

Механика жидкости и газа. Математика, Общая механика. Избр. труды. М., 1976.

Литература:

Сергей Алексеевич Чаплыгин. Материалы к науч. биогр. К столетию со дня рождения. 1869—1969. М., 1972;

Гумилевский Л. Чаплыгин. М., 1969;

Голубев В. В. Сергей Алексеевич Чаплыгин. М., 1951.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник)

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС