Жуковский Николай Егорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ж >

ссылка на XPOHOC

Жуковский Николай Егорович

1847-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Егорович Жуковский

 

Жуковский Николай Егорович (1847—1921) — российский и советский Ученый, член-корреспондент Петербургской АН (1894), РАН (1917), основоположник современной гидроаэродинамики, «отец русской авиации».

С 1870 г. — преподаватель физики в 2-й Московской женской гимназии, с 1872 г. — преподаватель математики, с 1874 г. — доцент по кафедре аналитической механики в Высшем техническом училище (ВТУ, ныне — Московский высший технический университет), с 1885 г. — профессор, преподавал теоретическую механику в Московском университете. В 1900 г. был выдвинут кандидатом в действительные академики, но снял свою кандидатуру, так как не хотел оставлять Московский университет и ВТУ. В 1902 г. руководил сооружением одной из первых в Европе аэродинамических труб; в 1904 г. — созданием в поселке Кучино (под Москвой) первого в Европе Аэродинамического института. В 1905 г. избран президентом Московского математического общества. В 1910—1912 гг. прочитал цикл лекций «Теоретические основы воздухоплавания»; с 1913 г. преподавал на курсах офицеров-летчиков при ВТУ и там же создал авиационное расчетно-испытательное бюро, разрабатывавшее методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. В период Первой мировой войны 1914—1918 гг. разрабатывал вопросы бомбометания и баллистики.

В 1918 г. стал одним из организаторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и с 1920 г. — Института инженеров Красного воздушного флота (с 1922 — Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Автор фундаментальных трудов и учебников для вузов по различным проблемам теоретической и прикладной механики, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики и т. д.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 185-186.


ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (5/17.02.1847-17.03.1921), русский ученый, основоположник современной гидро- и аэромеханики. Родился в семье инженера путей сообщения. Окончил Московский университет по специальности “прикладная математика” (1868). С 1872 до конца жизни преподавал математику и механику в Московском техническом училище и Практической академии коммерческих наук. С 1886 — экстраординарный профессор на кафедре механики Московского университета.

С 1905 — президент Московского математического общества.

Педагогическая и популяризаторская деятельность Жуковского имела большое значение для подготовки отечественных кадров ученых и инженеров.

Для иллюстрации своих лекций он сконструировал множество приборов и механизмов.

С н. XX в. основное внимание Жуковского направлено на разработку вопросов аэромеханики и авиации. Под его руководством сооружена одна из первых в мире аэродинамических труб и приборов для испытания самолетных винтов. В своей речи “О воздухоплавании” (1898) “отец русской авиации” предсказывал: “Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы, но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума”.

Жуковский — организатор воздухоплавательной секции в Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии (1904).

В 1910 при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория (ее работа была им систематизирована в классическом курсе лекций “Теоретические основы воздухоплавания”, изд. 1911-12).

Огромную работу осуществил Жуковский по подготовке авиационных кадров — конструкторов самолетов и пилотов. Во время Первой мировой войны 1914-18 — труды по теории бомбометания, по баллистике артснарядов, по воздухоплаванию, гидромеханике и теоретической механике.

В конце 1918 Жуковский основывает Центральный аэрогидродинамический институт. Организованные им теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Институт инженеров воздушного флота (с 1922 — Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского).

Русское небо


Жуковский Николай Егорович [5(17). 1. 1847, с. Орехово, ны t Владимирской обл.,- 17.3.1921, Москва], русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. В 1868 окончил физ.-мат. фак. Моск. ун-та. С 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитич. механики Моск. высшего техн. училища (МВТУ). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела»; в 1882 ва исследование «О прочности движения» ему присуждена степень доктора прикладной математики. С 1885 преподавал теоретич. механику в Моск. ун-те, а с 1886 профессор кафедры механики. В 1887 возглавил кафедру механики МВТУ. В Моск. ун-те и в МВТУ Ж. работал до конца жизни. Исследованиями различ. проблем воздухоплавания при кабинете прикладной механики ун-та в 1889 (испытывались модели летат. аппаратов, возд. змеи и пр.) Ж. положил начало созданию эксперимент, и теоретич. аэродинамики, поставив на науч. основу развитие самолётостроения и авиации в целом. Его работы «О парении птиц» (1891), в к-рой Ж. впервые проанализировал динамику полёта и нашёл ряд возможных траекторий полёта, послуживших теоретич. обоснованием фигур высшего пилотажа, и «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) заложили основы аэродинамич. расчета самолёта. Предсказанная им возможность «мёртвой петли» была осуществлена в 1913 лётчиком П. Н. Нестеровым. В статьях «К теории летания» (1890) и «О крылатых пропеллерах» (1898) рассматривалась тяговая сила возд. винта. Признанием выдающихся науч. заслуг Ж. явилось избрание его в 1894 чл.-кор. Петерб. Академии наук. В 1900 он выдвигается кандидатом в её действит. члены. Однако избрание в академики было связано с переездом в Петербург, и, не желая оставлять плодотворной исследоват. и педагогич. работы в Москве, Ж. снимает свою кандидатуру. В 1902 Ж. основал аэродинамич. лабораторию в Моск. ун-те, где была установлена одна из первых в мире аэродинамич. труб. Здесь под его руководством был сконструирован прибор для испытания самолётных винтов. В 1904 под руководством Ж. и с участием группы его учеников в пос. Кучино под Москвой создаётся первый в Европе аэродинамич. ин-т. В 1904 Ж. открыл принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять величину подъёмной силы, что явилось основой аэродинамики. О своём открытии Ж. сообщил 15 нояб. 1905 на заседании Моск. математич. об-ва и изложил его в работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1907). В работах Ж. «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911-12) и др. и в ряде работ его ученика С. А. Чаплыгина разрабатывался математич. аппарат для решения задач обтекания крыла и обосновывался метод построения теоретич. «профилей Жуковского». В 1910 по инициативе Ж. была открыта аэродинамич. лаборатория в МВТУ. В прочитанном в МВТУ курсе лекций «Теоретические основы воздухоплавания» (1910-12) Ж. обобщал и систематизировал и собств. взгляды, и результаты исследований С. А. Чаплыгина и др. представителей его научной школы, а также опыт зарубеж. учёных. Статьи Ж. под общим на званием «Вихревая теория гребного винта» послужили теоретич. основой для конструирования возд. винтов. Много сил и энергии отдавал Ж. подготовке авиац. кадров - пилотов и конструкторов самолётов, разработке вопросов развития и боевого применения отечеств, воен. авиации. С 1913 он преподавал на курсах офицеров-лётчиков, а с началом 1-й мировой войны - на курсах летчиковдобровольцев при МВТУ. В созданном при МВТУ под руководством Ж. авиац. расчетноиспытат. бюро разрабатывались основы аэродинамич. и прочностного расчёта самолетных конструкций. Они нашли теоретич. обоснование в работах Ж. «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913 - 16), «Аэродинамический расчёт аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920). Ж. занимался также теорией бомбометания, вопросами баллистики арт. снарядов, работал над различ. проблемами теоретич. механики. После Окт. революции Ж. и его ученики приняли активное участие в становлении сов. науки и создании сов. авиации. В исключительно тяжёлой обстановке Гражд. войны Коммунистич. партия и Сов. правительство проявляли заботу о создании Ж. и его ученикам условии для интенсивной творч. работы. В дек. 1918 создаётся Центральный аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ) во главе с Ж. В это же время Ж. организует аэродинамич. отдел в Эксперимент, ин-те путей сообщений. Он ведет большую работу в Комиссии особых арт. опытов. В 1919 по предложению Ж. лётные курсы при МВТУ реорганизуются в Моск. авиац. техникум, на базе к-рого в 1920 создаётся Ин-т инженеров Красного Возд. Флота, с 1922 - Академия Возд. флота (ныне Военновозд. инж. академия им. проф. H. E. Жуковского). Из более чем 170 работ Ж. ок. 60 посвящены аэродинамике и летат. аппаратам. Др. работы содержат оригинальные исследования по механике твёрдого тела, гидравлике и гидродинамике, математике и астрономии, прикладной механике, теории регулирования машин и др. В ознаменование 50-летия науч. деятельности Ж. и отмечая его заслуги как «отца русской авиации», Совет Нар. Комиссаров за подписью В. И. Ленина 3 дек. 1920 издал декрет об учреждении премии им. H. E. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании его трудов, а также о ряде льгот для самого учёного. В 1947 в связи со 100-летием со дня рождения Ж. Совет Министров СССР постановил ежегодно присуждать две медали и премии им. H. E. Жуковского за лучшие науч. исследования и учеб, пособия по авиации и учредил стипендии его имени для студентов старших курсов Моск. ун-та, Моск. авиац. ин-та и МВТУ. В Москве и г. Жуковский Моск. обл. сооружены памятники учёному. Научному подвигу и жизненному пути Ж. посвящены музеи в Москве и на его родине - в с. Орехово Владимирской обл.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.


ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (1847, с. Орехово Владимирской губ. - 1921, Санаторий Усово, под Москвой) - ученый, основоположник современной аэродинамики. Род. в мелкопоместной дворянской семье военного инженера-путейца. В 1864 окончил с серебряной медалью 4-ю Моск. гимназию. В 1864 - 1868 учился на математическом отделении физико-математического ф-та Моск. ун-та. Работая учителем математики в гимназии, Ж. в IS76 защитил магистерскую диссертацию ("Кинематика жидкого тела") и был командирован в Берлин и Париж с научными целями. В 1882 Ж. защитил докторскую диссертацию ("О прочности движения"). С 1878 преподавал в Моск. высшем техническом уч-ще, а с 1885 и до конца жизни - в Моск. ун-те. Он не был блестящим лектором и, поглощенный научной работой, славился рассеянностью, о к-рой ходили анекдоты, но был уважаем студентами за мощь творческого таланта. Ж. занимался механикой, астрономией, математикой, гидравликой и др. В 1902 он построил первую в России аэродинамическую трубу закрытого типа. В 1904 в пос. Кучино под Москвой под руководством Ж. был создан аэродинамический ин-т. Интересуясь вопросами авиации с 1880, он сделал для ее развития так много, что был назван "отцом русской авиации". Член-корреспондент Петербург. АН, президент Моск. математического общества, Ж. стал создателем экспериментальной и теоретической аэродинамики. В 1918 по предложению Ж. был создан Центр, аэрогидродинамический ин-т. В 1920 праздновалось 50-летие творческой деятельности Ж. и был подписан декрет об учреждении премии его имени. Тяжелые условия разрухи 1919 - 1920 и смерть любимой дочери подорвали здоровье Ж. Он похоронен в Донском монастыре.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Николай Егорович Жуковский родился 17 января 1847 года. Он был сыном инженера, одного из строителей Нижегородской железной дороги.

Мальчика отдали в Четвертую московскую гимназию. Окончив курс гимназии с золотой медалью, Жуковский поступил на математический факультет Московского университета.

В 1868 году университетский курс был закончен. С осени 1870 года стал учителем физики в одной из московских женских гимназий. Вскоре ему поручили преподавание математики в Московском высшем техническом училище, которого он не покидал уже до конца жизни.

Оторванному от университета молодому ученому нелегко далась магистерская диссертация "Кинематика жидкого тела", но защитил он ее блестяще: эта работа стала первым его вкладом в гидродинамику.

До него никто не занимался кинематикой, то есть наглядно-геометрической стороной движения частиц жидкости. Что происходит в движущейся жидкости, знали только в общих чертах. Но представить себе, может быть, даже вычертить конкретный путь движения какой-нибудь частицы, на которую действует бесчисленное множество сил, - эта задача казалась невозможной. Жуковский нашел формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущемся потоке жидкости.

Совет училища командировал юного магистра за границу. В это время Жуковский и начал заниматься исследованием движения воздушных потоков. Позже он создал новую науку, которая была названа аэродинамикой.

Советом высшего технического училища он был избран профессором по кафедре механики. Сочинение "О прочности движения" принесло ему ученую степень доктора прикладной механики. В 1888 году Жуковский занял кафедру прикладной механики в университете.

Сто лет теоретики и экспериментаторы стремились к созданию оптимальной формы гребного корабельного винта. Жуков-ский, взявшись за то же дело, создал свою знаменитую "Вихревую теорию гребного винта" и положил конец спорам.

Еще в 1892 году русский ученый в скромной статье "О парении птиц" объяснял, каким образом могут птицы парить в воздухе с распростертыми крыльями, и теоретически доказал, что можно построить аппараты для искусственного парения, что они будут устойчивы и даже смогут совершать мертвые петли и фигуры высшего пилотажа. В 1897 году появляется статья Жуковского "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов".

В 1904 году на базе его лаборатории был создан первый в мире институт аэродинамических исследований. Именно там Жуковский сделал свое главное открытие - нашел источник подъемной силы крыла и дал формулу для расчета этой силы. Так стал возможен математический расчет любого летательного аппарата.

В 1910 году Жуковский создал аэродинамическую лабораторию при Московском высшем техническом училище. В ней Жуковский занимался исследованием воздушных винтов. В институте была разработана методика математического расчета летательного аппарата.

Во время войны 1914-1918 годов кружок Жуковского при МВТУ превратился по инициативе своего руководителя в расчетно-испытательное бюро для проверки аэродинамических свойств самолетов, к строительству которых едва-едва начала приступать Россия.

Еще до войны при том же техническом училище Жуковский организовал курсы авиации. Здесь Жуковский начал первым в мире читать свой курс лекций о теоретических основах воздухоплавания. В 1918 году курсы были преобразованы в Московский институт инженеров воздушного флота, ставший затем Академией воздушного флота имени Жуковского.

В 1918 году был создан Центральный институт аэро- и гидродинамики (ЦАГИ). Первоначальная работа по организации института протекала в отведенной для этого столовой квартиры Николая Егоровича.

ЦАГИ стал крупным центром научных исследований в области самолетостроения. Именно там был разработан самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет в Америку.

По идее и при непосредственном участии Жуковского было создано крупнейшее авиационное учебное заведение - Московский авиационный институт (МАИ).

Он заболел весной 1920 года воспалением легких, затем паралич, затем брюшной тиф в декабре и новый апоплексический удар весной следующего года.

17 марта 1921 года Жуковский умер.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 


Сочинения:

Полное собрание сочинений. Т. 1-9. М.- Л., 1935-37,

Полное собрание сочинений Лекции. Т. 1-7. M -Л., 1938-39;

Собрание сочинений. Т. 1-7. М.-Л., 1948-50;

Теоретическая механика. Изд. 2-е. М.-Л , 1952.

Литература:

Келдыш М. В. Научное наследие профессора Н. Е. Жуковского.-«Техника воздуш. флота», 1947, № 1;

Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский. М.-Л., 1947;

Голубев В. В Николай Егорович Жуковский. М., 1947,

A p л а з о p о в М. С. Конструкторы. М., 1975.

Арлазоров М.С. Жуковский. М., 1959.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС