Чжуан-Цзы
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чжуан-Цзы

369-286 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Чжуан-Цзы

Чжуан-Цзы (Чжуан Чжоу) (ок. 369 - ок. 286 до н. э.) - древнекитайский философ, живший в основном в царстве Чу. О жизни его практически ничего не известно. Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня, он некоторое время служил на незначительной должности в области Мэн (современная провинция Хэнань), а затем отказался от поста первого министра в царстве Чу ради сохранения независимости и в дальнейшем вел частную жизнь («Ши цзи», гл. 63). Чжуан Чжоу приписывается авторство текста, известного как «Чжуан-цзы» и вошедшего в даосский канон под заглавием «Нань хуа цзин». Биографические детали и даже черты характера философа реконструируются на основании его изображения в этом памятнике, где он фигурирует в качестве одного из персонажей.

Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 358-359.


Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы, IV—III вв. до н.э.). Родившийся в Мэне, на территории нынешней провинции Аньхуй, Чжуан Чжоу, которого обычно называли Учитель Чжуан, Чжуан-цзы, посвятил свою жизнь размышлению над идеями Лао-цзы и обучению им. Он, по-видимому, занимал скромную должность в Циюане, на территории современного Шаньдуна; он отказался от заманчивых предложений царя Чу, касавшихся должностного поста. Исключительно проницательный, блестящий ум, он являлся противником как конфуцианцев, так и приверженцев Мо-цзы, считая пустыми доктрины, в основе которых лежит опора на человеческое сообщество, без принятия в расчет связи человека с тонкими волнами, присутствующими в природных элементах. Чжуан-цзы написал работу, которая никогда, вплоть до наших дней, не испытывала недостатка в интерпретаторах. Вполне может быть, что часть текста, известного нам сегодня под его именем, относится к позднейшим векам.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 401.


Чжуан-цзы (учитель Чжуан), Чжуан Чжоу (ок. 369—286 до н. э.), древнекитайский философ, один из основоположников даосизма, автор значительной части трактата «Чжуан-цзы». Родился в Мэн (вероятно, в юго-западной части нынешней провинции Шаньдун); занимал мелкий пост в Циюани, в родном уезде. Впоследствии резко выступал против чиновничьей карьеры и отклонил предложение чуского Вэй-вана (339—329 до н. э.) стать первым министром в Чу, считая, что «лучше беззаботно веселиться и развлекаться, валяясь в грязной канаве, чем находиться в ярме у правителя».

Из 33 глав трактата «Чжуан-цзы» самыми достоверными считаются первые семь. Значительный интерес представляет 33-я глава — обзор древнекитайской философии, составленный, по-видимому, вскоре после смерти Чжуан-цзы. Кроме изложения положений даосизма, трактат содержит критическую оценку конфуцианства и моистов, философию которых Чжуан-цзы считал несостоятельной. [«То, что (Конфуций) вначале провозглашал правильным, в конце (своего жизненного пути) объявил ложным. ...Можно ли различить пять устоев и шесть основ, (слушая) лживые речи конфуцианцев и (разглагольствования) моистов о всеобщей любви?.. Занимаясь лишь цветистыми речами, (Конфуций) достижение второстепенного выдает за достижение главного».]

В центре учения Чжуан-цзы концепция дао — пути, неактивного и бесформенного, существовавшего издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и породившего небо и землю; принцип недеяния, переплетающийся с идеей великого порядка, великой естественности, которым подчиняются, следуют и с которыми сливаются все вещи и явления; мысль о единстве противоположностей, их взаимообусловленности и естественной взаимозаменяемости; положение о естественности и неизбежности жизни и смерти. Эти и другие идеи Чжуан-цзы во многом стимулировали развитие древнекитайской философии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


Далее читайте:

Чжуан-Цзы (Статья Г. А. Ткаченко о памятнике древнекитайской мысли).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Китая (биографические материалы).

Все о Китае и китайцах (справочник).

Литература:

Чжуан-цзы, в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 248— 294, 337—53;

Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС