Давид
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Давид

1004-965 до н.э

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Давид

Давид и Урия. В представлении Рембрандта. 1665 г.

Давид - полулегендарный царь Израильско-иудейского государства (конец 11 века - около 950 года до н. э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозренный в измене, бежал в степи Южной Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Давид был провозглашен царем Иудеи; присоединил к ней территорию израильских племен, а также захватил хананейский город Иерусалим, сделав его своей столицей. Использовав благоприятную международную ситуацию (временное ослабление Египта, Ассирии и Вавилонии), Давид создал сильную державу. Он разгромил филистимлян, присоединил на Юге Эдом, на Востоке - Моав и Аммон, на Севере сделал своими данниками арамейские государства Цобу (Килесирию) и Дамаск. С Тиром и Хаматом был заключен союз. Опирась на рабовладельческую знать и жречество, Давид стремился ограничить порядки военной демократии и усилить централизацию. Он провел перепись населения, ввел налоги и, наряду, с народным ополчением, организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). Был установлен типичный для восточной деспотии обычай падать ниц перед царем. Все это вызвало восстание израильских и иудейских крестьян, с трудом подавленное Давидом. В еврейском фольклоре Давид изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Иудейско-христианская богословская традиция превратила Давида в кроткого и благочестивого певца и без всякого основания приписала ему составление псалмов (религиозных гимнов).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.


Объединительную деятельность Саула, погибшего со своими тремя сыновьями в битве с филистимлянами, продолжал Давид (начало X века до н. э.), который в исторических преданиях, сохранившихся в библии, подобно Саулу обычно изображается в виде народного героя. Обосновавшись в южной части Палестины, Давид ещё при жизни Саула образовал здесь самостоятельное Иудейское царство с центром в Хеброне. После смерти Саула он в течение 7 лет вёл упорную борьбу с оставшимся в живых преемником и сыном Саула Ишваалом, которая окончилась победой Давида. В результате этой победы Давид объединил под своей властью Израиль и Иудею. Опираясь на довольно значительные военные силы этого объединённого государства, Давид повёл упорную борьбу с филистимлянами. Битва произошла около большого филистимского города Гат. Этот город был завоёван Давидом, и филистимляне были изгнаны из израильских земель.

Другим выдающимся событием царствования Давида было завоевание древнего ханаанского города Иерусалима, который, находясь в центре скрещения торговых путей, мешал укреплению связей между Израилем и Иудеей. Завоевав Иерусалим, Давид сделал его столицей объединённого государства. Иерусалим был одним из древних городов Палестины, в котором находилась сильная крепость Сион. С этого времени укреплённая цитадель Иерусалима стала называться «городом Давида». Иерусалим был объявлен главным религиозным центром страны. Стремясь усилить единый государственный культ и укрепить религиозное единство своего государства, Давид возвратил из филистимской страны захваченный ранее филистимлянами священный символ древнееврейской религии — «Ковчег завета» и присоединил к государственному культу бога Яхве культ древних ханаанских святынь, священных источников и скал.

Легенды, далее, приписывают Давиду ряд мер, направленных к внутреннему усилению объединённого Израильско-Иудейского царства. Так, наряду с древним ополчением, которое собирали при помощи труб и костров, Давид создал постоянное войско, подкреплённое отрядами наёмников, навербованных главным образом из среды филистимлян. При нём формируется аппарат государственной власти, в котором значительную роль играют писцы, судьи, сборщики податей и дани с завоёванных областей. Эти древнейшие податные чиновники находились под властью главного казначея. Одной из крупнейших должностей в государстве была особая должность «докладчика царя».

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 401-402.


Давид - второй царь Израильско-Иудейского царства (1004-965 гг. до н.э.). В юности был оруженосцем Саула, который выдал за него свою дочь. Однако впоследствии Саул заподозрил его в измене. Опасаясь за свою жизнь, Давид бежал в Южную Палестину, где основал самостоятельное царство с центром в Хевроне. После гибели Саула в битве с филистимлянами Давид в течение семи лет вел упорную борьбу с его сыном и преемником Ишваалом, которая закончилась победой Давида. В результате этой победы Давиду удалось объединить под своей властью Израиль и Иудею. Имея в распоряжении довольно значительные военные силы, Давид продолжил борьбу с филистимлянами. Он одержал победу в нескольких сражениях и вытеснил филистимлян с территории своего царства. Решающая битва произошла уже на филистимской земле у города Гат. Войско Давида наголову разбило филистимлян и захватило Гат. Победы Давида положили конец агрессии филистимлян на израильско-иудейские земли.

Выйдя победителем в борьбе с филистимлянами, Давид приступил к завоеванию соседних территорий. Так, ему удалось захватить древний ханаанский город Иерусалим, находившийся на перекрестке торговых путей. Давид сделал Иерусалим столицей своего царства, значительно укрепив его. В центре новой столицы он возвел крепость Сион. Кроме того, Иерусалим был объявлен главным религиозным центром страны. Стремясь усилить единый государственный культ и укрепить религиозное единство своего царства, Давид привез в Иерусалим так называемый "ковчег завета" - священный символ древнееврейской религии, ранее захваченный филистимлянами. Царь присоединил к культу бога Яхве культы древних ханаанских святынь, священных источников и скал.

Согласно преданию, Давид предпринял ряд мер, направленных к внутреннему усилению Израильско-Иудейского царства. Он создал постоянное войско, подкрепленное отрядами наемников из филистимлян и критян. При Давиде был сформирован аппарат государственной власти, проведена перепись населения и введены новые налоги. Кроме того, Давид известен как автор религиозных гимнов (псалмов), помещенных в Библии.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Давид. Царь Иудеи в 1000— 993 гг. до Р. X. Царь Израиля в 993-961 гг. до Р. X. Родоначальник иудейских царей. * 961 г. до Р. X.
После того как Господь прогневался на первого израильского царя Саула, он велел пророку Самуилу взять священный елей и, отправившись в город Вифлеем к знатному иудею Иессею, помазать в качестве будущего царя того из его сыновей, которого Он ему укажет. Самуил послушно пришел в Вифлеем в дом Иессея и, увидев самого младшего из его сыновей — Давида, догадался, что ему-то и предназначил Господь стать царем Израиля. Он посадил его рядом с собой и после трапезы помазал елеем.
Вскоре после этого Саул узнал, что Давид умеет хорошо играть на арфе, и взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда злые духи приводили царя в смятение, Давид играл на арфе и тем приводил Саула в себя. Между тем филистимляне, давно уже побежденные Салом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Саул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф и стал вызывать Желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось.
Давида в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голиаф поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали Давида, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голиаф громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, Давид с силой метнул камень из пращи и поразил Голиафа в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство.
Слава Давида после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Саула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал Давиду великие почести: сделал его тысяченачальником, а потом выдал за него свою дочь Михалу. Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Саул стал уговаривать своего сына Ионафа тайком умертвить Давида. Поначалу Ионафу удавалось удерживать отца от его жестокого намерения Но после новой победы Давида над филистимлянами Саул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в Давида копье и едва не убил его. Давид укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере неподалеку от Вифлеема. Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Саула. Таким образом, вокруг Давида собралось 400 человек.
Саул не оставлял надежды покончить с Давидом. Однажды ему донесли, что Давид скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3 тысячами воинами поспешил, чтобы убить его и встал лагерем в Секелах. Ночью Давид пробрался в его шатер, но не умертвил спящего Саула, а только унес его копье. Однако благородство Давида было для царя горше самой горькой обиды, так как ясно показывало, что Господь более не на его стороне Царь по-прежнему жаждал смерти бывшего оруженосца, и тот ушел со своими людьми к царю филистимлян Ан-хусу, который принял его очень радушно. Служа ему, Давид воевал против серитян и амалекитян.
Когда пришла весть о том, что Саул пал в бою с филистимлянами, Давид переселился в Хеврон. Вскоре сюда собрались представители колена иудова и провозгласили его царем (в 1000 г. до Р. X.). Над остальными коленами Израиля стал царствовать Ишбаал, сын
Саула. Через семь лет и шесть месяцев сыновья Иеремона коварно умертвили его, надеясь заслужить этим награду от Давида. Но Давид велел казнить убийц. Так как род Саула пресекся, то все военачальники евреев явились в Хеврон и провозгласили Давида царем над всем Израилем.
Собрав большое войско, Давид пошел из Хеврона на Иерусалим, который тогда принадлежал иеву-сеям. Израильтяне быстро овладели нижним городом, но остановились перед непреступными стенами верхнего. Чтоб воодушевить воинов, Давид пообещал сделать военачальником того, кто первый "взойдет на стену. Это удалось Иоаву, племяннику Давидову, который уже и прежде был военачальником. Изгнав иевусеев, Давид превратил Иерусалим в столицу своего царства.
Когда филистимляне узнали, что Давид стал царем Израиля, они пошли на Иерусалим войной, но были разбиты. Собравшись с силами и соединившись с сирийцами и финикийцами, они вновь подступили к Иерусалиму и опять потерпели поражение. После этих побед в Иерусалим был торжественно перенесен Ковчег Завета. При этом сам Давид плясал и играл на арфе. Затем, собрав большое войско, он окончательно поразил филистимлян, отняв у них большую часть их земли, покорил моавитян и совершил несколько далеких походов за пределы страны. На берегах Евфрата он разбил царя Софены Адразара и царя Дамаска Адада. В то же время полководец Давида Авессей покорил Идумею.
С амманикитянами у Давида сначала были дружественные отношения, но после того, как их царь Аннон оскорбил его послов, он начал против него войну. Союзниками Аннона были Сир, правитель Месопотамии, и Истова, царь амалекитян. Не дав врагам соединиться, Иоав нанес поражение амалекитянам. Сам Давид переправился с войском через Иордан, встретился там с амманитянами и сирийцами. Здесь евреи вновь одержали победу. В следующем году Иоав осадил столицу амманитян Равафу, а Давид оставался в Иерусалиме. Тут случилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Вирсава. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней. Мужа Вирсавы Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть. Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило Давиду довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура, он взял Вирсаву в жены.
Тем временем Равафа пала. Затем были завоеваны и все остальные города аммонитян. Казалось, все благоприятствовало Давиду. Но тут Господь, разгневанный его грехами, посеял ужасный раздор в его доме. От нескольких жен у Давида было много сыновей. Один из них, Амнон, влюбился в единокровную сестру Фамару и, заманив ее в свои покои, изнасиловал. Единоутробный брат Фамары, Авессалом, затаил злобу на Амнона и на отца, который оставил это преступление без наказания. Он пригласил Амнона к себе в дом на праздник и велел убить его. Три года после этого Авессалом укрывался в Сирии, в Гефсуре. Наконец Давид простил его и позволил вернуться. Однако, вместо того чтобы смириться, Авессалом стал возбуждать недовольство черни против отца. Каждый день поутру он ходил во дворец, вступал в интимные разговоры с людьми, проигравшими свои процессы, говорил им, что советники у отца не хороши и что приговоры им вынесены несправедливо. Когда количество его приспешников умножилось, Авессалом поехал в Хеврон якобы для того, чтобы принести жертву Господу, и там сообщники провозгласили его царем.
Прослышав об этом, Давид бежал из Иерусалима, а Авессалом, вступив в город, сошелся на глазах всего народа с его наложницами. Собрав затем большое войско, он двинулся в Заиорданье и здесь встретился с войском Давида недалеко от Маханаима. Людей у него было намного больше, но в последовавшем вскоре сражении Давид одержал полную победу. Спасаясь от преследователей Авессалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит Иоавом.
Последующие годы царствования Давида прошли спокойно, в постоянном служении Богу. Он сочинил псалмы и научил евреев петь их. Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству грандиозного Храма Господнего. Давид заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм. Незадолго до смерти Давид впал в полную немощь и провозгласил своим наследником сына Вирсавы Шеломо. Когда Давид умер, тот стал царем в обход старших братьев.

Использованы материалы кн.: Константин Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. Москва, 2001.


Далее читайте:

История евреев (хронологическая таблица).

Иудеи и Израиля цари, царские династии, правившие, по преданию, в Палестине до вавилонского пленения.

Саул (1025— 1004 гг. до н.э.), основатель Израильско-Иудейского царства.

Соломон, Шеломо (965-928 гг. до н.э.), сын Давида от Вирсавии, третий царь Израильско-Иудейского царства

Рид Дуглас. Спор о Сионе.

Гобино Артур де. Опыт о неравенстве человеческих рас. ГЛАВА IV. Ассирийцы; евреи; хореяне.

Н. Мальчевский. “Раздавите гадину!” или Неизвестный Вольтер  (см. Вольтер о Давиде).

Литература:

Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908;

Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л.. 1931;

Weill R., La cité de David, (t. 1-2), P., 1947;

Desnoyers L., Histoire du Peuple hébreu des Juges а la captivité, t. 2, P., 1930.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС