Соломон, Шеломо
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Соломон, Шеломо

965-928 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Соломон

Современная модель Иерусалимского храма.

Шеломо (Соломон), царь Израиля в 969-931 гг. до Р.Х. Сын Давида.

Став, согласно воле отца, царем в обход старшего брата Адонийаху, Шеломо прежде всего велел умертвить его. Затем казнили также военачальника Иоава как за его прежние преступления, так и за то, что он всегда поддерживал Адонийаху. Укрепив таким образом свою власть, Шеломо стал мудро и твердо править страной. Израиль при нем процветал и богател, а сам он считался одним из могущественнейших царей того времени. Главным деянием его жизни стало возведение грандиозного храма Яхве, к строительству которого он приступил в четвертый год своего правления. Через семь лет в храм торжественно перенесли Ковчег Господень.
Однако строительная деятельность Шеломо этим не ограничилась. Кроме нового роскошного дворца и сторожевых башен вокруг Иерусалима по его приказу были отстроены ставшие впоследствии многолюдными и знаменитыми города: Хацору и Мегиддо в Израиле, Гадара в земле филистимлян и Фадамера в Сирии (более известная под именем Пальмиры). Особенное внимание царь обращал на пути сообщения, и в частности на дороги, которые вели в Иерусалим. Все их вымостили черным камнем.
Большой любитель пышности и утонченной роскоши, Шеломо всю жизнь с ума сходил по женщинам и, по словам Флавия, необузданно предавался удовлетворению своих половых влечений. Кроме евреек, он брал себе в жены множество сидонянок, тирянок, амманитянок и идумеянок, нарушая тем Моисеевы постановления. В угоду этим женщинам Шеломо под старость даже стал поклоняьтся их богам.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001.


Эпохой расцвета Израильско-Иудейского царства историческая традиция, сохранившаяся главным образом в библии, обычно считает время царствования Соломона, образ которого окутан туманом многочисленных легенд. К этому времени относится дальнейшее внутреннее укрепление Израильско-Иудейского царства. С целью развития ремесленного производства в Палестине Соломон привлёк в Палестину финикийских ремесленников — металлургов из Тира и деревообделочников из Библа. Царствование Соломона было временем расцвета торговли, в особенности внешней, и укрепления мирных связей с целым рядом соседних государств. Из финикийского города Тира Соломон доставлял строительные материалы, из Киликии получал лошадей, которые потом перепродавались по всей стране. Организовав торговый путь к Красному морю через город Эзионгебер, расположенный на берегу залива Акаб, Соломон вступил в торговые отношения со страной Офир, находившейся, возможно, в Аравии. Отсюда доставлялись в Палестину ценные породы дерева, драгоценные камни, золото, серебро, слоновая кость, обезьяны и павлины. Из Палестины торговые караваны вывозили в Финикию зерно и масло. Экономический расцвет Израильско-Иудейского царства нашёл своё внешнее выражение в широкой строительной деятельности Соломона. В Иерусалиме были построены роскошные дворцы, знаменитый храм в честь бога Яхве и крепость. Иерусалим и целый ряд городов, имевших стратегическое и экономическое значение, были превращены в сильные крепости. Таковы в частности Мегиддо и Гезер, расположенные на важных военных путях. Развалины этих городов раскопаны и дают возможность изучить строительное дело и материальную культуру этого времени. Израильско-Иудейское царство принимает участие в международной политике того времени. К северо-востоку от Палестины усиливается арамейское государство Дамаск, название которого встречается уже в египетских надписях времени Нового Царства. Дамаск угрожает царству Соломона и ведёт против него враждебные действия. Стремясь парализовать враждебную политику Дамаска, Соломон поддерживает дружеские связи с Хирамом, царём Тира, заключает мирное соглашение с Эдомом, опираясь на поддержку Египта. Весьма возможно, что Соломон заключил союз с одним из последних египетских царей XXI династии, закрепив его династическим браком. Египетская царевна, выданная замуж за Соломона, принесла ему в приданое город Гезер.

Развитие хозяйственной жизни и внешнеполитических отношений потребовало значительной реорганизации внутреннего управления и государственного аппарата. Всё государство делится на 12 территориальных округов, уже не соответствующих древнему племенному делению. Эти округа включают не только территории собственно Израиля и Иудеи, но и области покорённых ханаанских племён с их городами и поселениями. Во главе каждого округа стоял особый чиновник, ведавший сбором натуральных повинностей. Одновременно с этим была реорганизована и усилена армия, в которую были включены отряды конницы и колесниц. Однако не следует преувеличивать экономический и политический расцвет Израильско-Иудейского царства при Соломоне. В библии рассказывается о том, что, для того чтобы получить 120 талантов из Тира, Соломон был принуждён уступить царю Хираму 20 городов и поселений в Галилее. Весь показной блеск и вся роскошь аристократического быта и придворной жизни в Иерусалиме основывались на тех крупных средствах, которые рабовладельцы во главе с царём выкачивали из народных масс, живших в условиях тяжёлой нищеты.

Позднейшая историческая традиция старалась особенно возвеличить образ Соломона. Время царствования Соломона в исторических преданиях изображалось как «золотой век» Израильско-Иудейского царства. Царь Соломон в исторических и поэтических сказаниях превратился в легендарный образ идеального царя, мудрого правителя и судьи. Позднейшая традиция приписывала ему сборники поучений совершенно так же, как царю Давиду приписывались облечённые в поэтическую форму псалмы, сохранившие ещё черты древнего магизма. Соломону также приписывалось составление 1005 лирических произведений и 3 000 изречений. Возможно, что при нём был составлен первый сборник народных эпических песен.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 402-403.


Соломон, Шеломо - сын Давида от Вирсавии, третий царь Израильско-Иудейского царства (965-928 гг. до н.э.). На годы его правления приходится расцвет Израильско-Иудейского государства. С целью интенсивного развития ремесленного производства Соломон привлек в Палестину финикийских ремесленников, которые сыграли немаловажную роль в экономической жизни страны. Царствование Соломона было периодом расцвета торговли и укрепления мирных связей с целым рядом соседних государств. Из финикийского Тира Соломон доставлял строительные материалы, из Киликии получал лошадей, из Сирии - древесину. Проложив торговый путь к Красному морю, Соломон вступил в торговые отношения со страной Офир. Оттуда в Палестину доставлялись ценные породы дерева, драгоценные камни, золото, серебро и слоновая кость. Из Палестины в другие страны вывозились зерно, масло и ремесленные изделия.
При Соломоне в Израильско-Иудейском царстве велось широкое строительство. В Иерусалиме были построены роскошные дворцы, возводились оборонительные сооружения и, наконец, был воздвигнут знаменитый храм в честь бога Яхве. Большое значение Соломон уделял укреплению городов, имевших важное стратегическое и экономическое значение. Так, города Мегиддо и Гезер были превращены в неприступные крепости.
Заботясь о безопасности своего царства, Соломон прибегал больше к дипломатии, чем к военным действиям. Когда арамейское государство Дамаск чрезмерно усилилось и начало вести себя враждебно по отношению к Израильско-Иудейскому царству, Соломон заключил союз с Хирамом, царем Тира, и государством Эдом, а также нашел поддержку у египетского фараона. Последний выдал за Соломона свою дочь с большим приданым в виде некоторых территорий в Передней Азии.
Для облегчения управления и сбора налогов Соломон разделил свое царство на двенадцать территориальных округов, не соответствовавших древнему племенному делению. Эти округа включали в себя не только территорию собственно Израиля и Иудеи, но и области покоренных ханаанских племен. Во главе каждого округа стоял наместник, следивший за сбором. налогов и выполнением повинностей. Одновременно с этим была реорганизована и усилена армия, в которой стали широко использоваться конница и колесницы.
Под конец царствования Соломона в стране начало назревать недовольство его деятельностью. В ряде областей вспыхнули восстания. Однако Соломон был достаточно силен, чтобы подавить их.
Время царствования Соломона в исторической традиции изображалось как "золотой век" Израильско-Иудейского царства; В библейских преданиях Соломон превратился в легендарный образ идеального царя, мудрого правителя и справедливого судьи. Позднейшая традиция приписывала ему сборники поучений. Соломону также принадлежит авторство тысячи пяти лирических произведений и трех тысяч изречений.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Далее читайте:

Израиль и Иудея с древности.

История евреев (хронологическая таблица).

Иудеи и Израиля цари (генеалогическая таблица).

Рид Дуглас. Спор о Сионе.

Гобино Артур де. Опыт о неравенстве человеческих рас. ГЛАВА IV. Ассирийцы; евреи; хореяне.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС