Де Роберти Евгений Валентинович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Де Роберти Евгений Валентинович

1843-1915

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Евгений Валентинович Де Роберти

Де Роберти Евгений Валентинович [13 (25) декабря 1843, с. Казацкое Подольской губ. — 24 апреля (8 мая) 1915, д. Валентиновка Тверской губ.] — русско-французский социолог и философ. Предки Де Роберти — испанец Де Кастро де ла Серда и француз Де Роберти — поселились в России в 18 веке; образование получил в Московской гимназии, Александровском лицее, Гейдельбергском, Гиссенском и Йенском университетах; в Йене защитил докторскую диссертацию (1864); с 1887 подолгу жил за границей; в 1894—1907 профессор Нового Брюссельского университета; в 1908—1915 годы профессор социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге. С 1914 года совместно с М. М. Ковалевским издавал сборник «Новые идеи в социологии». По своим общественно-политическим взглядам — представитель либерализма, участник земского движения, конституционалист; в начале 20 века примкнул к партии кадетов.

Опираясь на позитивную философию О. Конта, представлявшуюся ему, однако, недостаточно последовательной, разработал концепцию, получившую название «гиперпозитивизм», или робертизм. Гносеология выступает в ней частью социологии как основной науки о разуме. Этика, основывающаяся на «социологической теории познания», должна стать прикладной социологией действия. Свою «научную» философию отличал от науки и по объекту, и по методу; отказался от феноменализма и агностицизма Конта, сведя все трансцендентное к опыту, а непознаваемое к еще непознанному. Вьщвинул идею четырех основных факторов социальной «надорганической» эволюции (наука, философия, искусство, практическое поведение, или труд). В начале 20 века Де Роберти солидаризировался с энергетическим объяснением общественного прогресса В. Оствальда. Позитивистская философская и особенно социологическая концепция Де Роберти вызвала отрицательный отклик среди философов народнического толка (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, В. В. Лесевич), но одобрительный в либеральных кругах (Ковалевский). Она оказала также влияние на французскую социологию 20 века.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 626-627.


Де-Роберти Евгений Валентинович (13(25).12.1843, с. Казацкое Подольской губ. - 24.04(8.05),1915, д. Валентиновка Тверской губ.) - социолог и философ. Учился в Александровском лицее, ун-тах Гейдельберга, Иены, Парижа. С конца 60-х годов сотрудничал в русских либеральных газетах и журналах, в издававшемся в Париже Э. Литтре и Вырубовым журнале «La philosophie positive» («Позитивная философия»). Участник земского движения, конституционалист. С 1887 г. подолгу жил за границей. В 1894-1907 годы профессор Нового Брюссельского ун-та. Участник международных социологических конгрессов. В 1908-1915 годы профессор социологии в Психоневрологическом ин-те в Петербурге. С 1914 года вместе с Ковалевским издавал сборник «Новые идеи в социологии». Отталкиваясь от О. Конта, который представлялся ему недостаточно последовательным позитивистом, Де-Роберти развил концепцию, получившую название «гипер-позитивизм» («неопозитивизм», «робертизм»). Гносеология представлялась ему частью социологии как основной науки о разуме, а этика, основывающаяся на этой социологической теории познания, должна стать прикладной социологией действия. Научную (позитивную) философию он считал отличной от науки по объекту и методу. Де-Роберти отверг кантовский феноменализм и агностицизм, сводя непознаваемое к еще непознанному. В своей так называемой биосоциальной гипотезе он подчеркивал значение коллективных представлений при анализе социального действия. Выдвинул также идею четырех основных факторов «надорганической» социальной эволюции (наука, философия, искусство, труд). В начале XX века Де-Роберти солидаризировался с энергетическим объяснением общественного прогресса у В. Оствальда. Его идеи получили отклик во французской социологии XX века.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 166.

Сочинения: Политико-экономические этюды. Спб., 1869; Наука и метафизика: Опыт новой постановки некоторых вопросов в области философии // Знание. 1875, № 5; Социология. Основная задача ее и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологией и психологией. Спб., 1880; Прошедшее философии: Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. М., 1886. Т. 1-2; Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; Понятия разума и законы вселенной. Спб., 1914.

Литература: Ковалевский М. Страница из истории нашего общения с западной философией // Вестник Европы. 1915. Кн. 6; История философии в СССР. М., 1968-1971. Т. 3-4; Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978 (гл. 5); Verrier R, Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie. P., 1934.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Политико-экономические этюды. СПб., 1869; Наука и метафизика. Опыт новой постановки некоторых вопросов в области философии. — «Знание», 1875, № 5; Социология. Основная задача ее и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологиею и психологиею. СПб., 1880; Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли, т. 1—2. М., 1886; Новая постановка основных вопросов социологии. М.. 1909; Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914; Auguste Comte et Herbert Spencer. Contribution a l'histoire des idees philosophiques aux 19e siecle. P., 1894; Sociologie de Paction. La genese sociale de la raison et les origines rationnelles de Taction. P., 1908.

Литература:

Ковалевский M. Предисловие к кн.: Де Роберти Е. В. Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914; История философии в СССР, т. 3. М.( 1968, с. 394-398, 400-402; Там же, т. 4. М„ 1971, с. 121; Verrier R. Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie. P., 1934; Walicki A. Rosyjska tilozolia i mysl spoleczna od oswiecenia do marksizmu. Warsz., 1973; s. 528—534.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС