Дмитриев Иван Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дмитриев Иван Иванович

1760-1837

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Иванович Дмитриев

Дмитриев Иван Иванович (10.09.1760-3.10.1837), поэт и государственный деятель, министр юстиции. Родился в семье симбирского помещика. В 14 лет вынужден поступить на военную службу рядовым Семеновского полка из-за расстроенного состояния его родителей, бежавших от Пугачевского бунта в Москву.

Дмитриев считал себя учеником и последователем Н. М. Карамзина. Литературная деятельность его началась со стихотворения в “Санкт-Петербургских ученых ведомостях” в 1777 году, но сам поэт все, написанное до 1791, относил к ученическому “рифмованию”. Песня “Стонет сизый голубочек” и сказка-сатира “Модная жена” (1792) принесли Дмитриеву широкую популярность. Он быстро становится признанным мастером чувствительных песен, “поэтических мелочей” (мадригалов, эпиграмм, надписей), басен и сатир.

Русское небо


Дмитриев Иван Иванович (10.IX.1760 - 3.Х.1837) - русский поэт, государственный деятель. Представитель сентиментализма в литературе. В 1798-1799 годы - обер-прокурор Сената. С 1806 года - сенатор. С 1810 года - член Государственного совета и министр юстиции, с 1814 года - в отставке. Мемуары Дмитриева «Взгляд на мою жизнь» (1866) охватывают время с 60-х годов 18 века до начала 20-х годов 19 века. Интересны бытовые подробности жизни провинциального и столичного дворянства, сведения о деятельности Комитета министров в 1812 году, о Павле I, Александре I, M. M. Сперанском и других. Значительная часть мемуаров посвящена литературной деятельности Дмитриева, встречам с Н. М. Карамзиным, Г. Р. Державиным, Д. И. Фонвизиным и др.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Дмитриев Иван Иванович (10[21].09.1760—3[15].10.1837), поэт, государственный деятель. Родился в с. Богородское Сызранского у. Казанской (позднее — Симбирской) губ. Принадлежал к знатному роду.

Детство провел в деревнях под Сызранью. Учился в пансионах Казани и Симбирска, но отец вскоре снова привез его в деревню. Здесь он сам доучивался. В частности, французский язык изучил, читая и переводя романы (на русском тогда книг было мало). Особенно любил переводить Лафонтена, перелагая басни не только по смыслу, но и в склад, т. е. стихами. В 1774 Дмитриев выехал в Петербург на действительную службу в Семеновский полк, где был записан с 1772. На службе его любили за дисциплинированность и веселый нрав, он был компанейским офицером, балагуром и остроумным рассказчиком. В 1783 в Петербург приехал Н. М. Карамзин, они часто встречались, обменивались книгами, ходили в театр, мечтали об издании своего журнала. Вскоре Карамзин начал издавать «Московский журнал», где печатались и стихи Дмитриева. Принеся из XVIII в. старомодный державинский слог, аллегории, внутреннюю закрытость (при внешнем блеске и отточенности письма), он же смело разработал поэтический диалог, узаконил в поэзии легкую иронию и мягкую отеческую усмешку над своими героями, внес в литературные произведения быт (вместе с Богдановичем и Державиным) и всю полноту жизни. Первое время он увлекся песнями, начал составлять сборники их. Изучая тексты, постигал и особенности русских песен, их строй, композицию, лексику. К 1792 он стал одним из ведущих русских поэтов, написал песни «Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я прежде знала…», «Тише, ласточка болтлива!..». Первые 2 — «точное подражание старинной народной песне». Он придал своему литературному варианту новеллистический характер. Драматизм народной песни смягчен. Главное, чего хотел добиться поэт, создать настроение — стихию тихого чувства, окрашенного грустью. «Приятность чувствования», отсутствие резкости и грубоватости иных народных выражений пришлись по душе современникам. Песни Дмитриева на музыку Жучковского, Ф. М. Дубянского, А. Н. Верстовского пели в салонах, они звали «любить печаль», находить «приятность в грусти». В песенном стихотворении «Коль надежду истребила…» герой любит без надежды, но и сердечные муки дороги ему, он ценит сам процесс любви, страдания, дорожит проснувшимися богатыми чувствами. В 1794 Карамзин издал сборник своих произведений «Мои безделки», а через год ему последовал Дмитриев, назвав свой сборник «И мои безделки».

«Карманный песенник, или собрание лучших светских и простонародных песен», изданный Дмитриевым в 1796, имел 3 раздела: оригинальные песни русских поэтов (В. В. Капнист, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, И. Ф. Богданович, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и др.); во вкусе простонародном (т. е. подражания); и простонародные. Соединением литературной, литературно обработанной и народной песни в одном сборнике Дмитриев стремился подчеркнуть национальные корни русского песенного творчества и песенное богатство России. Это было единственное в XVIII в. столь авторитетное и обширное собрание отечественных песен. Поэты еще долгие десятилетия черпали из этого источника сюжеты, образы, лексику.

В к. 1790-х сложилось новое русское литературное направление, переходное от классицизма, — сентиментализм. В европейской литературе заметно было разочарование в цивилизации и городской тесной жизни. Многие обернулись в это время к природе, стали воспевать «естественное» состояние человека. Карамзин и Дмитриев, следившие за европейскими течениями, возглавили новое направление, но впоследствии от него отошли.

Песни в народном духе, принесшие Дмитриеву популярность, однако, не удовлетворяли его, он понимал всю несамостоятельность в этом жанре, с одной стороны, а с другой — грусть-тоска ему самому, человеку жизнерадостному, изрядно надоели. Ему был интересен мир в многообразии, поэтому, продолжая писать песни, он сменил тональность, шагнув ближе к державинской «Кружке», одна из песен называется «Наслаждение». В ключе анакреонтической поэзии написаны «Видел славный я дворец…», «Пой, скачи, кружись, Параша!..». Чувство гармонии и меры не давало Дмитриеву долго застаиваться или идти в одном направлении. В анакреонтических песнях Дмитриева призывы к наслаждению вином и бурному времяпрепровождению нашли символический характер, были данью моде тех лет. Сам Дмитриев отнюдь не вел богемную беспорядочную жизнь. Трудолюбие более сближало его с крестьянином, чем с праздным повесой.

В 1794—95 Дмитриев создал совершенно иной тип оды, где оставался незыблемым пафос любви к Отечеству, но исчезли всевозможные штампы, характерные для подражателей Ломоносову. Это «Ермак», «К Волге», «Освобождение Москвы», в которых было много лиризма и естественности стихотворной речи, содержалось зерно будущих романтических элегий. Белинский позже сказал о «Ермаке»: «Что же касается до манеры и тона, — это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда не существовало еще этого слова». Дмитриев как поэт проявил себя многосторонне. Он создал тип образцовой классической русской басни, где басенный морализм был вытеснен выражением личной точки зрения. На высокий уровень поднялось с Дмитриевым и русское остроумие, обогатившееся изысканной тонкостью. Одна из таких весьма индивидуализированных басен «Пчела, Шмель и я».

«Сказки» Дмитриева — вовсе и не сказки, ибо в них нет ничего сказочного. «Картина», «Модная жена», «Сказка» («Ну, всех ли, милые мои, пересчитали?..»), «Искатели фортуны», «Воздушные башни», «Причудница», «Воспитание Льва», «Каиф» — остроумные легкие стихотворные новеллы из современной поэту жизни. Слово «сказки», как и «безделки», — уловка, призванная смягчить сатирический тон стиха. Дмитриев намеревался создать сатирические картины Петербурга и русского быта. Первую сказку назвал двусмысленно «Картина», ибо речь идет и о конкретной художественной картине, и о картине Петербурга. «Модная жена» продолжает картины Петербурга. Социально-психологические намеки в этой «сказке» весьма тонкие, напр., при повсеместной регламентированности жизни русского общества тех лет всем было понятно, что шестеркою ездили только особы первых четырех классов, т. е. герой «Модной жены» достиг генеральского чина и был действительным или тайным советником. Дмитриев не называет это, а просто рисует картину. П. А. Вяземский писал: «В сказках найдем его одного: ни за ним, ни до него, никто у нас не является на этой дороге… Нигде не оказал он более ума, замысловатости, вкуса, остроумия, более стихотворного искусства, как в своих сказках». Точное изображение нравов, мягкий юмор, манера балагура-рассказчика, всегда готового «поболтать» с читателем, умение с лирической емкостью передать диалоги, легкость (которая так трудно дается!) — сделали сказки Дмитриева весьма популярными, как и сатирические, литературно-полемические произведения. Многие и тогда и позже подражали ироническим новеллам Дмитриева. В ироническом «Путешествии N. N…», посвященном дяде Пушкина Василию Львовичу, Дмитриев является предшественником «онегинского» стиля, тона шутливой насмешки над своими героями, которых любит. Не случайно и сам Дмитриев присутствует в «Евгении Онегине»:

Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно, тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

В своих сочинениях Пушкин использовал некоторые рассказы Дмитриева. Его, записанного сызмальства в полк, изобразил он в «Капитанской дочке» в образе Гринева. Дмитриев видел казнь Пугачева и рассказал Пушкину; поведал и о своем «дяде честных правил», у которого была одна приемная дочь и одна воспитанница.

Дмитриев, вместе с Карамзиным, современниками считался реформатором и установителем русского литературного языка, образователем поэтического вкуса в стихах, как Карамзин — в прозе. «Дмитриев установил поэтический вкус», — писал Жуковский. А Белинский говорил о Дмитриеве: «Он был в некотором отношении преобразователь стихотворного языка».

Выйдя в 1796 в отставку с военной службы, Дмитриев, по просьбе имп. Павла I, вступил в гражданскую, очутившись в совершенно непривычной для него среде. «Здесь и знакомства и ласки основаны… на расчетах своекорыстия; эгоизм господствует во всей силе», — писал Дмитриев. Сенат был завален множеством дел, решение которых не производилось годами, бесчисленные челобитчики жили в Петербурге месяцами, отчаявшись добиться какого бы то ни было решения. Третий департамент сената, в который назначен был Дмитриев, заведовал делами Малороссии, Курляндии, Лифляндии, Эстляндии, здесь должно было применяться не только Русское право, но и Литовский статут, Магдебургское право и проч. Но все эти законы или не были переведены на русский язык, или переведены неграмотно. Дмитриев представлял свои предложения усовершенствования работы генерал-прокурору, но представление осталось без последствий. Претерпев кроме этой неудачи много других, он вышел в отставку (1799) с чином тайного советника и переселился в Москву. Пробыв 6 лет в отставке, занимавшийся литературной деятельностью Дмитриев в 1806 назначен сенатором в IV (московский) департамент. Ему было поручено наблюдать за сбором земского ополчения пяти губерний. Царю нужен был честный человек, чтобы контролировать немалые средства, отпущенные на эти цели. За успешные труды он получил орден св. Анны I степени. Затем Дмитриев инспектировал костромского губернатора Пасынкова, за что удостоился благодарственного рескрипта. В 1810 назначен членом Государственного Совета, а на другой же день — министром юстиции. Дмитриев видел недостатки «этой машины» и старался сделать улучшения: издать тексты законов, очистить министерство «от приказных трутней», упразднить некоторые промежуточные инстанции. Что-то ему удалось, а что-то, как, напр., учреждение в нескольких городах училищ законоведения с целью распространения юридического образования, — так и осталось предложением. Усовершенствования его дали государству несколько млн руб. увеличения доходов, за что Дмитриев получил орден св. Александра Невского, но в то же время он нажил немало врагов и завистников; чтобы не погрязнуть в интригах, он подал в отставку. Царь пригласил его на обед и отпустил с приличным пенсионом. Дмитриев поселился в Москве у Патриарших прудов, где он принимал литераторов, государственных деятелей, в т. ч. и царя. Он несколько раз переиздал собрание своих сочинений, продолжал писать мемуары «Взгляд на мою жизнь». В 1816 на него было возложено последнее государственное дело (оно требовало честности и справедливости): назначение председателем комиссии, выдававшей пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. За честную работу Дмитриев был награжден чином действительного тайного советника и орденом св. Владимира I степени. Поэт-современник писал: «Он службой знаменит равно царю и Фебу; мил людям за талант, за справедливость — небу». Служебные повышения Дмитриева происходили без малейших к тому исканий с его стороны. Такова его счастливая фортуна, к которой, впрочем, неплохим довеском были честность, порядочность, справедливость, благородство, трудолюбие и современные взгляды на жизнь, основанные на православно-монархической идеологии.

В последние годы Дмитриев отдавал немало времени общественной работе, он был членом: Общества любителей российской словесности, Общества истории и древностей российских, Физико-математического общества — при Московском университете; С.-Петербургской духовной академии; Казанского, Харьковского университетов; Общества любителей коммерческих знаний; Общества учреждения училищ по методу взаимного обучения. В более молодые годы возглавлял одно из звеньев «Беседы любителей российской словесности» и посещал «Арзамас».

Баженова А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Дмитриев Иван Иванович (10.9.1760-3.10.1837), поэт, государственный деятель, действительный тайный советник (1819), член Российской академии (1797). Из дворян. Учился в частных пансионах Казани и Симбирска, окончил полковую школу лейб-гвардии Семеновского полка (1774), в который был записан солдатом в 1772. В 1777 впервые выступил в печати. В 1783 встретился с Н.М. Карамзиным, под влиянием которого увлекся сочинениями французских просветителей; в 1790 сблизился с Г. Р. Державиным. Сотрудничал в издаваемом Карамзиным «Московском журнале» (1791-1792), альманахах «Аглая» (1794), «Аониды» (1797-1799) и др. Известность Дмитриеву принесли стихотворные сказки («Модная жена», 1792, «Воздушные башни», «Причудница», обе -1794, и др.), басни, переводы и переложения из Флориана, Ж. Лафонтена и др., сатиры («Чужой толк», 1794), песни. Оды Дмитриева «К Волге», «Ермак» (один из первых в русской поэзии опытов романтической трактовки национально-исторического сюжета; обе - 1794) утверждали долг и ответственность человека перед обществом. В 1795 выпустили первый сборник своих произведений «И мои безделки» (назван по аналогии с «Моими безделками» Карамзина), в 1798 - «Басни и сказки». В 1796 подготовил и издал сборник «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», куда вошли фольклорные песни, а также произведения Державина, В.В. Капниста, Карамзина, М.М. Хераскова, самого Дмитриева. В этом же году Дмитриев был арестован по ложному обвинению в подготовке покушения на императора Павла I, но вскоре освобожден. В 1797 назначен товарищем министра уделов, затем обер-прокурором Сената. В 1799 вышел в отставку, поселился в Москве; в доме Дмитриева собирались литераторы разных направлений и поколений: А.Ф. Воейков, П.А. Вяземский, СП. Жихарев, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин, Карамзин, И.П. Тургенев, Херасков и др В 1803-1805 Дмитриев издал 3 части стихотворений и басен («Сочинения и переводы»). С 1806 сенатор (определен в 6-й департамент в Москве); в 1807 наблюдал за сбором земского ополчения в Костромской, Вологодской, Нижегородской, Казанской и Вятской губерниях. С 1810 член Государственного совета и министр юстиции, инициатор проекта учреждения в городах училищ законоведения для дворянских, купеческих и мещанских детей (не осуществлен).

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.


Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837), поэт.

Родился 10 сентября (21 н.с) в родовом поместье, в селе Богородское Казанской губернии, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. В возрасте восьми лет был отдан в пансион Манженя в Казани, где обучался французскому языку, арифметике, рисованию. Затем учился в пансионе Кабрита, где кроме французского учил немецкий, историю и географию, русское правописание и математику. Отец забрал его из пансиона на одиннадцатом году жизни, взяв образование сына под свой контроль дома. Но единственное, что будущий поэт всегда делал с удовольствием, - чтение романов, французских и русских. Знал произведения Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хемницера.

Семья переезжает из деревни в Симбирск. В те времена в провинции не было театров, клубов, и все развлечения состояли в домашних беседах и вечеринках в кругу хороших знакомых. Для юного Дмитриева началась новая жизнь. Но вскоре ее вновь пришлось круто менять: начавшийся пугачевский бунт заставил семью уехать в Москву. Семья была стеснена в средствах, домашнее обучение прекратилось.

В 1774 отец отвез сына в Петербург - по тогдашнему обыкновению дети дворян с детства записывались в военную службу, Дмитриев был записан солдатом в Семеновский полк. В Петербурге он стал учиться в полковой школе - и на сей раз недолго: Екатерина II, отправившись в Москву, взяла с собой по одному батальону из каждого полка, и Дмитриев попал в сопровождающие царицу. После завершения подобной миссии взял годовой отпуск и уехал на родину. Вернувшись в Петербург, несколько лет провел в "скучной унтер-офицерской службе".

С 1777 Дмитриев стал заниматься литературной деятельностью, писал стихи. В этот год Н.Новиков начал издавать "Санкт-Петербургские Ученые Ведомости", поместив в предисловии приглашение к сотрудничеству. Дмитриев несколько раз посылал туда свои стихи, но они не имели особого успеха, поэтому на время оставляет это занятие. В эти годы происходит знакомство с Карамзиным, оказавшим на Дмитриева большое влияние, и хотя они встречались редко, но в течение сорока лет регулярно переписывались.

В 1787 был произведен в прапорщики, в 1788 участвовал в войне со Швецией, четыре месяца прожив походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи, много читает Державина, восхищаясь его поэзией. Знакомится с ним, часто встречается. В 1790 Карамзин начинает издавать "Московский журнал", и Дмитриев отдает туда все написанное в последние годы. Его сказка "Модная жена" принесла ему литературную известность. Большой успех имело и стихотворение - "Голубок". Карамзин писал: "Твои пьесы нравятся умным читателям".

1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота". В 1795 издал сборник "И мои безделки" (после карамзинского "Мои безделки"). Дмитриев тяготился военной службой, поэтому, получив в 1796 последний в гвардии чин капитана, вышел в отставку, причем с повышением - в чине полковника. Получает место за обер-прокурорским столом в сенате. Вскоре его назначают товарищем министра в новоучрежденном департаменте уделов и обер-прокурором сената. Все свои способности отдавал этой работе.

Возобновил он и литературную деятельность, и литературные связи с М.Херасковым, Василием Пушкиным, В.Жуковским и др. литераторами. В 1796 выходит его "Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен".

При Александре 1 "цензура обещала быть не столь строгою, как прежде" - возник журнал "Вестник Европы", издаваемый Карамзиным. Дмитриев активно пишет в него: в 1802 - 03 помещает 10 басен. После 1805 почти не писал.

В 1806 становится сенатором, в 1810 назначается министром юстиции, активно выступает против злоупотреблений при чинопроизводстве, что приводит к конфликту с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства. Подает в отставку, в 1814 переселяется в Москву.

В 1816 был назначен председателем комиссии для пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 выходит его "Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин". Позднее, оценивая поэзию Дмитриева, Белинский писал: "в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью". Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель. Умер И.Дмитриев 3 октября (15 н.с.) 1837 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Дмитриев и Пушкин

Дмитриев Иван Иванович (1760-1837), поэт, государственный деятель (министр юстиции, 1810-1814). Выйдя в отставку, жил на покое в Москве. Единомышленник и друг Н. М. Карамзина, Дмитриев был виднейшим представителем сентиментального стиля в русской литературе.
Юный Пушкин под влиянием учителей и друзей относился к Дмитриеву как поэту и человеку почтительно. Но в двадцатых годах отношение к творчеству Дмитриева, так же как и ко всей поэтической школе, главой которой он был, у Пушкина изменилось: манерность, подражательность Дмитриева, его салонный сентиментализм уже не удовлетворяли его. Однако лично с ним он поддерживал лучшие отношения, посещал его, когда бывал в Москве, посылал ему свои книги.
Дмитриев, еще в лицейские годы заметив дарование Пушкина, все больше любил и ценил его гений.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.


Дмитриев Иван Иванович (1760-1837). Облик Ивана Ивановича Дмитриева, друга и последователя Карамзина, знаменитого поэта и баснописца, запомнился Пушкину с детских лет. Иван Иванович был хорошо знаком с его отцом и дядей и бывал у Сергея Львовича.

Для лицеиста Пушкина Дмитриев — один из поэтических учителей, живой классик:

...Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь, и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас...

В эту пору Дмитриев хвалил стихи юного Пушкина, которого он «и по заочности любит, как прекрасный цветок поэзии, который долго не побледнеет». Вскоре, однако, отношения омрачаются неблагоприятным отзывом Дмитриева о поэме «Руслан и Людмила» (1820). От-давая должное «блестящей поэзии, лег-кости в рассказе», стареющий поэт не увидел в ней «ни мыслей, ни чувств».

Этот устный отзыв был подхвачен противниками Пушкина, попал в печать и очень задел молодого поэта. В его письмах 1820-х годов мы находим, однако, не только следы личной обиды. Пушкин ощущает и резкую разницу литературных позиций и пересматривает свою прежнюю оценку творчества Дмитриева: «Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова».

Постепенно неудовольствия и размолвки уступили место спокойному взаимному благожелательству. Дмитриев признает и ценит в Пушкине огромное дарование, Пушкин уважает в Дмитриеве его жизненный опыт, личную порядочность и пылкую любовь к поэзии.

Знакомство возобновилось в сентябре 1826 года и не прерывалось до конца жизни Пушкина. Он постоянно встречается с Дмитриевым, наезжая в Москву, и неизменно дарит ему свои сочинения — «Полтаву», «Бориса Годунова», «Историю Пугачева» и журнал «Современник». В переписке они ожив-ленно обсуждают литературные новости. Работая над «Историей Пугачева», Пушкин пользуется записками Дмитриева и «жадно слушает его рассказы о минувшем».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 171-172.


Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Сочинения:

Сочинения / Ред. и прим. А. А. Флоридова. Т. 1—2. СПб., 1895;

Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву / Прим. и указатель Я. Грота и П. Пекарского. СПб., 1866;

Карамзин Н., Дмитриев И. Избр. стихотворения / Вступ. ст., прим. А. Я. Кучерова. Л., 1953.

Сочинения, т. 1-2, СПБ, 1893.

Литература:

Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1948 (см. указат.);

Благой Д. Д., История рус. лит-ры 18 в., М., 1960.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС