Драгоманов, Михаил Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Драгоманов, Михаил Петрович

1841-1895

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Петрович Драгоманов

Драгоманов Михаил Петрович (6[18].09.1841—20.06 [2.07].1895), историк, фольклорист. Родился в Гадяче Полтавской губ. в мелкопоместной дворянской семье. Окончил полтавскую гимназию, затем Киевский университет. С 1864 — доцент Киевского университета. За оппозиционные настроения был уволен в 1875. Эмигрировал в 1876, поселился в Женеве, где издавал на средства организации «Киевская громада» сборник «Громада», а потом журнал под тем же названием. После разрыва с «Киевской громадой» уехал в 1889 в Болгарию. Был профессором Софийского университета по кафедре истории.

В исследованиях малороссийского и вообще славянского фольклора Драгоманов придерживался в основном теории заимствования. Его труд «Исторические песни малорусского народа» (Т. 1—2. 1874—75, совм. с В. Б. Антоновичем, и 4 т. «Разысканий» («Розвiдок», 1899—1906) определили видное место Драгоманова среди фольклористов Европы и России.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Драгоманов, Михаил Петрович (1841-1895). Историк, этнограф, публицист. Профессор и политический деятель. Украинофил-федералист, автор научных трудов по истории, литературе и фольклору. Во время заграничной научной командировки (1870—73) сблизился с украинск. либеральными и демократии, кружками и с рев. кружками русской эмиграции. После увольнения из Киевского университета в 1876 г. эмигрировал в 1876 г., до 1889 г. жил в Женеве, откуда переехал в Болгарию. Поддерживал связи с демократическими и революционными кругами. Был в контакте с народовольцами, но затем, в 1882—1883 гг., выступал с резкими нападками на них. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Драгоманов в русских эмигрантских изданиях печатал фельетоны, содержавшие критику самодержавия и призывавшие к ведению революционной пропаганды в русской армии. Руководил умеренным крылом украинского национального движения и занимался публицистикой эмигрировал. В Женеве издавал журнал «Громаду» на украинском языке и «Вольное слово». Драгоманов — типичный буржуазный либерал, искавший опоры у земцев и боровшийся как с народовольчеством, так и с социал-демократией. Резко выступал против социализма и теории классовой борьбы.

Использованы материалы с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/


Драгоманов Михаил Петрович (6(18).09.1841, Гадяч Полтавской губ. - 20.06(2.07). 1895, София) - историк публицист, фольклорист, политический мыслитель. Учился в Полтавской гимназии и на историко-филологическом факультете Киевского университета, а потом за рубежом; после возвращения возглавлял прогрессивное крыло киевской «Старой громады»; как политически неблагонадежный уволен из университета, после чего эмигрировал. Постоянно сотрудничал с журналами «Вестник Европы» и «Дело», газетой «Вольное слово». С 1889 года участвовал в организации Софийского университета, где работал профессором кафедры общей истории. В истории отечественной социальной мысли приоритетны идеи Драгоманова в анализе соотношения прав личности и прав общины – этнической, культурной, земской, а также принципов централизма и федерализма. Он был одним из зачинателей идеологии либерального консерватизма, ставшего идейной платформой партии конституционных демократов (кадетов) в России. По словам П. Б. Струве, «он первый резко и отчетливо выяснил русскому обществу смысл и значение конституционного порядка и, в особенности, прав личности, начала самоуправления» («Предисловие» к двухтомному изданию трудов Драгоманова. Париж. 1905-1906). Драгоманов подчеркивал необходимость балансировать деятельность центральной власти, которая способна осуществлять судьбоносные решения (к примеру, освобождение крестьян в 1861 году и следующий за ней пакет реформ), со стремлением местных сил саморазвиваться - и тем самым давать живительные силы первой, отсекая ее «засушенные ветки». Социальный идеал выражается Драгоманова почти афоризмом: «Почва личных прав и местного самоуправления, основанного на политическом, а не на этнографическом начале»; он тоже неосуществим и без земского начала. Данные идеи, изложенные в его брошюре «Восемнадцать лет войны чиновничества с земством» (Женева, 1883), были положены в основу программы неосуществленных социальных преобразований России С. Ю. Витте и близких к нему политических кругов (правда, без ссылок на работы политического эмигранта). Драгоманов указывал на органический порок носителей российских менталитетов - как государственного, так и революционаристского: страсть к централизации. Он подчеркивал, что у части населения Российской империи, особенно столичного, неотъемлемы авторитарные стремления, несмотря на внешне демонстрируемый либерализм. Вопреки этим крайностям он создавал политическую философию социального и национального единения на началах федерализма. Ее суть - принцип «громады» как организованного самоуправляющегося сообщества снизу доверху (данное украинское слово не во всем равно русскому слову «община», или польскому «гмина», или сербскому «задруга», ибо им означаются и более крупные сообщества; город, регион, даже нация); «неприкосновенность основных прав и местное самоуправление, обеспечиваемое самоуправлением государственным». Действительно, во многом именно активность земств привела к созданию политических партий конституционной направленности; более того, она способствовала мобилизации ресурсов Российской империи в годы Первой мировой войны, которую Драгоманов предвидел, исходя из вывода неизбежности столкновения империй с национальными движениями в Европе. Драгоманов все же постоянно напоминал, что «нет ничего неправильнее противопоставления России Западу, которое есть в сущности отголосок исключительно вероисповедного взгляда на жизнь и историю», поскольку история первой характеризуется «ускоренным преодолением запаздывания в политическом развитии». Уже при жизни Драгоманова вокруг его идей развернулась острая борьба; его обвиняли, с одной стороны, в приверженности «украинскому сепаратизму», а с другой - называли «великорусским шовинистом» и «реакционным панславистом». Острые идейные столкновения по поводу взглядов Драгоманова ведутся постоянно, что подтверждает злободневность многих поставленных им проблем социального развития.

И. Е. Задорожнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 176-177.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Члены "Народной Воли" и др.  (биографический указатель).

Историки (биографический указатель).

Сочинения:

Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацита. Киев, 1869; Литературно-публiцистiчнi працi. Киiв, 1970. Т. 1-2; Собр. полит, соч.: В 2 г. Париж, 1905-1906.

Литература:

Заславский Д. М. П. Драгоманов. Киев, 1924;

Сокуренко В. Демократические учения о государстве и нраве на Украине во второй половине XIX в. Львов, 1966;

Ульянов Н Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966, М., 1996;

Черкезов В Драгоманов аз Гадяча в борьбе с революционными социалистами. Женева, 1978;

Лысяк-Рудницкий И. Драгоманов как политический теоретик Н Между историей и политикой. М.; Снб., 2007;

Задорожиюк И. Е., Задорожиюк Э. Г Централизм, самоуправление и региональная идентичность славянства, Наследие М П. Драгоманов// Свободная мысль. 2007, № 1.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС