Фемистий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фемистий

317-388

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фемистий

Фемистий (…) Пафлагонский (ок. 317-388) — византийский философ. Учился в Константинополе. В эпоху ожесточенной религиозной (между христианами и язычниками) и политической борьбы, в условиях усиливавшегося деспотизма и сервилизма Фемистий выступал как проповедник братства рода человеческого, терпимости, свободы совести и моральных ценностей.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 471.


Фемистий (ок. 317 — после 388) — древнеримский гос. деятель, ритор и философ. Труды: «Речи Фемистия» (1832), «Об умеряющем свои страсти, или о чадолюбце» (М., 1985). Рассматривается Гумилёвым как философ-неоплатоник, который не запятнал себя в истории преступлениями против мыслящих иначе.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 612.


Фемистий — греческий философ и ритор, государственный деятель, советник императоров Констанция II и Феодосия I. Родился в Пафлагонии в 317 г., умер в 388 г. Преподавал в Константинополе философию Аристотел и Платона, пользовался широкой известностью в кругах образованных людей своего времени. Между 345 и 355 гг. основал в столице империи философскую школу, но вскоре оставил преподавание ради политической карьеры. В 384 г. занимал должность префекта Константинополя, в чем оправдывался в речи «О власти», поскольку это противоречило его философским взглядам. Оставаясь язычником, пользовался благосклонностью императоров-христиан. Был воспитателем юного Аркадия, сына римского императора Феодосия I (379-395). Сохранились 3 греческих комментария Фемистия: на «Физику», «О душе» и «Вторую Аналитику» Аристотеля; еще два комментария, на сочинения «О Небе» и XII книгу «Метафизики», дошли до нас в еврейском переводе с арабского языка. Фемистий стал разработчиком нового учебного типа комментария на труды классиков — парафраза (переложения), ставшего впоследствии очень распространенным в византийской науке. Парафразы Фемистия представляют собой деление текста на главы с объяснением и близким к тексту изложением оригинала; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответствующего текста Аристотеля. Его толкования были хорошо известны и на арабском Востоке и на латинском Западе. Сохранилось также 34 речи Фемистия, содержащие интересные факты из истории IV в.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.406-407.


Фемистий (…) (ок. 317, Пафлагония - 388, Константинополь) — античный философ и ритор, комментатор Аристотеля, впоследствии — государственный деятель, советник императоров Констанция II и Феодосия I; в 384 — префект Константинополя. Между 345 и 355 основал в Константинополе философскую школу, но вскоре оставил преподавание ради политической карьеры. Сохранились три греческих комментария Фемистия: на «Физику», «О душе» и «Вторую Аналитику»; еще два (на «О Небе» и XII кн. «Метафизики») дошли в еврейском переводе с арабского. Сохранилось также 34 речи Фемистия. Не сохранились комментарии на «Категории», «Первую Аналитику», «О возникновении и уничтожении» и «Никомахову этику», а также некие толкования (…) текстов Платона, о которых упоминает Фотий (Bibl. cod. 74, 52а19—20 Bekker). Хотя Фемистий жил в эпоху доминирования неоплатонизма, его сохранившиеся сочинения не несут отпечатка неоплатонических идей, что весьма условно позволяет считать его «последним перипатетиком» античности (Вербеке, Прехтер, Блюменталь). Фемистий замечателен как разработчик жанра парафраза: поскольку вся собственно комментаторская работа, по его мнению, успешно завершена, задачей ученых теперь должно стать составление менее объемистых учебных парафраз (переложений) (см. In An. Post. 1, 2—12). Парафразы Фемистия представляют собой разъясняющие рубрикации текста на главы с близким к тексту изложением оригинала; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответствующего текста Аристотеля (возможно, они были предназначены для устного чтения как циклы лекций, ср. In De An. 39, 23). Иногда Фемистий отказывается от узких рамок парафраза для того, чтобы обсудить некоторые дискутируемые в традиции проблемы. В своем наиболее известном комментарии на «О душе» он предлагает собственную интерпретацию аристотелевской ноологии. В частности, он отказывается от предложенного Александром Афродисийским отождествления актуального, или деятельного, умануса (…) из 3-й книги «О душе» с перводвигателем «Физики» и богом «Метафизики» на том основании, что бессмертный деятельный ум, по Аристотелю, находится «в душе» (In DeAn. 102.30—103.19). Он выстраивает иерархию из трех умов (актуального, потенциального и пассивного), от которых принципиально отграничен вечно деятельный бог-абсолют (тождествен богу из 12-й книги «Метафизики»). Первый ум — актуальный — понимается как сверхиндивидуальная ноэтическая реальность (называемая также «мы», 100.37—101.1, и «сущность нашего Я», 100.16—22). Второй ум — потенциальный (…) — выступает как «предтеча» (…) актуального и понимается как собственно человеческое мышление. Высшая часть человеческого сознания — Я — «есть ум, состоящий из ума потенциального и ума актуального», In De An., 100.18—19); когда человек мыслит, актуальный ум присутствует в нас как луч света. Эти два ума, актуальный и потенциальный, отграничены от третьего — пассивного (…), который связан с функциями памяти, эмоций и дискурса и в отличие от первых двух не отделим от тела и смертен (105.13—34; 108.28—34); этот ум Фемистий называет также «общим» (…), ср. Аристотель, «О душе» 14, 408b29, и подчеркивает, что мы после отделения души (и двух высших умов, связанных с ней) от тела не помним событий земной жизни.

Фемистий оказал несомненное влияние на позднеантичных комментаторов Аристотеля, особенно византийских, чья склонность к парафразам объяснима популярностью как экзегетики Фемистия (ср. Sophonias, In De An., 1.20—21), так и его речей. Его толкования были хорошо известны и на арабском Востоке (благодаря комментарию на «О душе» Ибн Рушда (Аверроэса), и на латинском Западе (благодаря латинскому переводу Вильяма из Мербеке и интересу к Аверроэсу со стороны Сигера Брабантского и Фомы Аквинского). См. также Аристотеля комментаторы.

M. А. Солопова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 173-174.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

Analyticorum Posteriorum paraphrasis, ed. M. Wallies. В., 1900 (CAG 5.1);

In Physica paraphr., ed. H. Schenkl. В., 1900 (CAG 5.2);

In De anima paraphr., ed. R. Heinze. В., 1899 (CAG 5.3);

In De Caelo, lat. et hebr., ed. S. Landauer. В., 1902 (CAG 5.4);

In Metaph. 12, lat. et. hebr., ed. S. Landauer. В., 1903 (CAG 5.5);

Schenkl H. el at. (ed.). Themistii orationes quae supersunt, v. 1—3. Lpz., 1965—74;

Themistius, On Aristotle On the Soul, transl. and notes by R. B. Todd. Ithaca, 1996.

Литература:

In Themistii orationes index auctus, accuravit A. Garzya. Napoli, 1989;

Schroeder F. M., Todd R. B. Two Greek Aristotelian Commentators on the Intellect: The De Intellectu Attributed to Alexander of Aphrodisias and Themistius' Paraphrase of Aristotle De Anima, III 4—8. Toronto, 1990;

Blumentha! H. Themistius, the last Peripatetic commentator on Aristotle? — Aristotle Transformed, ed. R. Sorabji. L., 1990, p. 113—123;

Balleriaux O. Themistius et le Neoplatonisme: le vow; roxOrytiKoi; et l'immortalite de l'ame.— «Revue de Philosophie Ancienne», 1994, 12, p. 171—200;

Vanderspoel J. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. Ann Arbor, 1996.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС