Гарнак Адольф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гарнак Адольф

1851-1930

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Адольф Гарнак

Гарнак (Harnack) Адольф фон (1851 —1930) — немецкий протестантский теолог и историк, автор фундаментальных трудов по истории раннего христианства: «История догм», «История раннехристианской литературы до Евсевия», «Сущность христианства», «Введение в Новый завет», «Маркион» и др. Гарнак — лидер и властитель дум протестантских и вообще христиансикх богословов левого направления. Он отвергал божественность Христа, считая его человеком Иисусом, отрицал все библейские и евангельские чудеса, включая воскресение, ставил под сомнение все сверхъестественное в священном писании. Гарнак был не согласен с претензией христианства на всеобщность охвата религиозной и духовной жизни. Тем не менее Гарнак полагал, что в религии заключено главное, основное содержание культуры, что критикуемому им догматическому христианству должно быть противопоставлено евангельское нравственное учение как идеал, который следует положить в основу общечеловеческой морали братства, долга по отношению к ближнему, всех индивид, и общественных действий и, следовательно, рассматривать воплощение этого идеала как цель исторического процесса. Богатый фактический материал, содержащийся в трудах Гарнака, его гуманистическая концепция и критицизм по отношению к традиционному христианскому богословию и христианству в целом оказали значительное влияние на современную ему и последующую западную религиозно-филоскую мысль либерального направления.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 78-79.


Гарнак (Hamack) Адольф (7 мая 1851, Дерпт — 10 июня 1930, Гейдельберг) — немецкий протестантский теолог, главный представитель либеральной теологии, историк. Изучал теологию в Дерпте и Лейпциге, ученик А. Ричля. В 1874 — доктор теологии, с 1876 — профессор церковной истории в Лейпциге, в 1879 — в Гессене, в 1886 — в Марбурге, в 1886 — 1921 — профессор в Берлинском университете. С 1890 член Прусской академии наук. В 1903—11 — президент Евангелического социального конгресса. Основной труд «Учебник по истории догматов» (Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd, 1886—89), охватывающий историю христианства до Лютера, должен был по замыслу Гарнака способствовать установлению связей между христианской теологией и культурными ценностями современной эпохи. Теологию он понимал как науку по преимуществу историческую, которая должна соответствовать культурному уровню своей эпохи и отвечать принципу единства познания и жизни, науки и практической деятельности. Религию Гарнак рассматривал как главную, «основную часть культуры»; ведущая тема его теологии (и либеральной теологии в целом) — неразрывная связь христианства и культуры, религии и образования: теология призвана способствовать усилению влияния христианства на общественную жизнь. Эту цель преследовали его знаменитые лекции «О сущности христианства» (Das Wesen des Christentums, 1899—1900), ставшие сразу же теологическим бестселлером и переведенные на многие языки, в т. ч. на русский.

Гарнак исходил из того, что главные проблемы церковной истории могут быть поняты и объяснены из анализа первоначальною христианства: сущность христианства познается в обращении к личности и учению Иисуса Христа. Главные темы «евангелического христианства», как его понимает Гарнак, составляют — Царство Божие и его пришествие; Бог Отец и ценность человеческой личности; высшая праведность и заповедь любви. Эллинизация Евангелия привела к тому, что Новый Завет был связан с чуждой его духу греческой философией и в результате «простая религия Иисуса» была искажена и трансформирована в догмат о Воплощении Сына Божьего. Лишь Реформация очистила Евангелие от этого искажения и восстановила первоначальное учение Иисуса Христа. Поэтому в своих работах по истории христианской догматики Гарнак особое внимание уделял исследованию связи теологии с философией, рассматривая догмат как «произведение греческого духа на почве Евангелия». Утраченное в эпоху Просвещения единство культуры и религии может быть восстановлено в наше время, как полагает Гарнак, с помощью свободного от спекулятивных наслоений подлинного Евангелия Иисуса, а это значит — «знания и признания Бога Отцом», признания ценности личности и этического идеала Царства Божьего. Таков, согласно либеральной теологии, единственно приемлемый и имеющий смысл для современного человека образ христианства, со-ответствующий сознанию и культуре нашего времени и не входящий в противоречие с ними.

Преодоление конфликта между современным обществом и христианской религией — основной мотив и пафос не толь-ко теологии Гарнака, но и его практической деятельности в Евангелическом социальном конгрессе, которая отражена в работе Гарнака «Евангелическо-социальные задачи в свете истории церкви» (1894). Проблематика, разрабатывавшаяся Гарнаком, актуальна и в наши дни. Несмотря на сильную оппозицию основным идеям либеральной теологии со стороны диалектической теологии (начало развитию которой положил К. Барт — ученик Гарнака), либеральная теология сохраняет определенное значение и в конце 20 века, поскольку поставленная ею проблема взаимоотношения религии и культуры обретает все большую злободневность.

В. И. Гараджа

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 483-484.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Общая история европейской культуры, т. 5: Сущность христианства. СПб., 1911;

Там же, т. 6: История догматов; Lerbuch der Dogmengeschichte, 3 Bd. Tub., 1886-89;

Geschichte der altchristlichen Lileralur bis Eusebius, 3 Bd. Tiib., 1893-1904;

Das Wesen des Christentums. Tiib., 1900;

Marcion. Tub., 1921; Reden und Aiifsatze, 7 Bd. Tab., 1903-30.

Литература:

Гараджа В. И. Либеральная теология. — В кн.: Протестантизм. М., 1971, разд. 2;

Aland К., Elliger W., Dibelius О. Adolf von Нагпаск in Memoriam. Reden zum 100. Geburtstag, 1951.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС