Гхош Ауробиндо
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гхош Ауробиндо

1872—1950

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ауробиндо Гхош

Гхош Ауробиндо (1872—1950) — индийский философ-идеалист, основоположник так называемой «интегральной веданты». В начале 20 века выступил как один из вождей радикального крыла индийского национально-освободительного движения, так называемых экстремистов. В 1922 году основал религиозную общину (Ашрам). Главные философские работы Гхоша — «Божественная жизнь», «Цикл человеческой истории», «Идеал человеческого единства». В них элементы различных направлений веданты (адвайта, вишишта, двайта) переплетаются с идеями идеалистической философии Запада (Гегель, Ф. Брэдли, Бергсон). В ходе человеческой истории, по мнению Гхоша, осуществляется переход от «подсознания» к сознанию и «сверхсознанию», и именно в достижении мистического «сверхсознания» состоит решение загадки истории и осуществление чаяний человечества. Претендуя на открытие «третьего пути» общественного развития, отличного от капитализма и социализма, Гхош на деле выступал как идеолог буржуазии. Если в период 1914—1920 годов в его философском учении важнейшую роль играли такие мотивы, как защита права наций на самостоятельное развитие, критика феодального прошлого, империалистической политики и т. д., то в последующие годы на первый план выдвинулись мистико-религиозные стороны его учения. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 101-102.


Гхош Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), индийский религиозный философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Гхош видел выход из кризиса современного человечества и особенно Индии в обращении к духовно-религиозному наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с одной стороны, с индийской философией 19 века, с другой — с определенными идеями европейской культуры. Пытаясь создать некую общечеловеческую религиозно-философскую систему, примиряющую Запад и Восток, Гхош старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма π отрешенности от реальности Востока». Философской основой этой системы явилась реформированная Гхошем веданта («интегральная веданта»): особенностью её является отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абсолютной реальностью (брахманом) и эмпирическим миром является «супраментальное сознание», в котором первоначальное единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которого — возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божественного начала путём использования религиозных, этических, эстетических и других импульсов человека в их совокупности. Суть этого пути — отказ от эгоистических устремлений и служение обществу. Таким образом, Гхош старался переориентировать традиционную религиозную практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Гхош большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в Индии, а также в Европе и Америке.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s; Conversations of the dead, Pondicherry, 1951; The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga, Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry, 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.

Литература:  Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S. K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951; ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of Sri Aurobindo, Lacknow, 1960.


Гхош (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта — 5 декабря 1950, Пондишери) — индийский религиозный философ и поэт, политический деятель, создатель т. н. «интегральной веданты». В 1905—10 — активный участник антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. В 1910 отошел от непосредственного участия в политической жизни, переехал в Пондишери. В 1926 (совместно с француженкой М. Ришар) основал религиозную общину, члены которой до настоящего времени пропагандируют его идеи. В дальнейшем Гхош разрабатывал т. н. пурна-йогу, призванную синтезировать различные виды йогической практики.

Основные философские труды: «Божественная жизнь» (1914—16); «Идея человеческого единства» (1915—18) «Психология социального развития» (1916—18, позднейшее название «Цикл человеческой истории»). «Интегральная веданта» была задумана как попытка преодоления «односторонних» подходов к пониманию человека, среди которых Гхош выделял прежде всего «аскетический спиритуализм» (учение Шанкары) и материализм (преимущественно в его вульгарной разновидности, трактующей сознание как «эпифеномен»). Называя оба подхода историческими «тупиками» мысли, Гхош претендовал на преодоление обоих односторонностей, признавая значимость как духовкой, так и материальной стороны человека. Гхош исходил из допущения двух противоположно направленных, но неразрывно связанных процессов — инволюции и эволюции. Исходный пункт инволюции — неопределенный (ниргуна) Брахман, трактуемый, в отличие от адвайта-веданты, как динамическое, а не статическое начало. Обладая способностью к самопроявлению, самоограничению и самопоглощению, Брахман порождает мир, нисходя через «сверхразум», «верховный разум», «разум» и «жизнь» к «материи» как к крайнему пункту мирового отчуждения. В дальнейшем начинается противоположный процесс — эволюция как восхождение от «материи» к «жизни» и «разуму». Он завершается «супраментализацией», нисхождением «сверхразума» в низшую сферу бытия и превращением человечества в «сверхчело-вечество», совокупность «гностических существ», наделенных телесным бессмертием. «Супраментализированная материя» оказывается вознесенной на высший виток эволюционной спирали, так что этот процесс уже не обращается вспять. Усвоение Гхошем идеи необратимого развития существенно отличает его концепцию как от классической веданты, так и от предшествующих неоведантистских учений (Вивекананда). Критикуя эволюционизм Г. Спенсера, выдвигая ряд идей, перекликающихся с европейской диалектической традицией, Гхош в то же время утверждал, что борьба противоположностей — лишь «слепой механизм» развития, его «первое», а не последнее слово (в конце концов «любовь вытесняет борьбу» и из-за «слепого механизма» выступает подлинная движущая сила — «сверхразум»). Спиритуализм концепции Гхоша сказывается и в том, что преодоление противоречий современной западной цивилизации мыслится им через преобразование сознания отдельных индивидов (посредством пурна-йоги). Ряд современных исследователей философии Гхоша разделяют мнение Тейяра де Шардена о сходстве его собственного учения об эволюции с учением Гхоша. Сходство это связано, с тем, что оба мыслителя стремятся согласовать современные представления об эволюции со спиритуалистическими традициями. Идеи Гхоша пользуются большим влиянием в современной Индии.

В. С. Костюченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 574-575.


Гхош Ауробиндо (1872—1950) — выдающийся индийский мыслитель, общественный деятель, поэт и мистик. Родился в Калькутте, в семье врача. В пятилетнем возрасте был отправлен в закрытую английскую школу в Дарджилинге, а еще через два года послан в Англию и помещен в семью священника, которому отцом Ауробиндо даны были строгие инструкции полностью исключить какое-либо индийское влияние на мальчика. К моменту возвращения домой (1893) он блестяще владел английским языком, читал и писал по-французски, по-итальянски, по-немецки, немного по-испански, изучил латынь и греческий, но не знал родного бенгальского языка. По возвращении в Индию Гхош Ауробиндо старается восполнить пробелы в своем образовании: изучает культуру и искусство родной страны, ее историю и языки, читает древние тексты, труды общественных и религиозных деятелей, работы реформаторов, и прежде всего Вивекананды. Влияние идей последнего ощущается в этот период и позже. Его лекции и выступления обсуждаются в тайных кружках, руководимых Гхош Ауробиндо, ближайшими сподвижниками которого становятся сестра Ниведита (Маргарет Нобл) и Бхунандранатх Датта, т. е. ученица и родной брат Вивекананды. Жизнь Гхош Ауробиндо после возвращения в Индию распадается на два контрастных периода — активной революционной деятельности (до 1910 года) и добровольного затворничества в созданном им ашраме во французских колониальных владениях (до 1950 года). Для первого периода характерна своего рода политизация Гхош Ауробиндо индуизма. В такие понятия, как «дхарма», «яджна», «мантра», вкладывается светское содержание, и они используются в качестве терминологического оформления идей буржуазного национализма. В статьях и памфлетах, стихах и выступлениях этого периода Гхош Ауробиндо неизменно апеллирует к религии, понимаемой им как некая духовная основа, объединяющая верующих. Подобно Вивекананде, Гхош Ауробиндо исходит из ведантистских представлений о заложенных в каждом человеке потенциях божеств, творческой силы, реализация коих заключается, по его мнению, в пробуждении национального самосознания. При этом понятие «нация» тоже получает религиозное толкование — как воплощение одного из аспектов божественного начала. Путь к раскрытию и выявлению на деле божеств, потенций личности лежит, согласно Гхош Ауробиндо, через самопожертвование и страдание (тема страдания будет впоследствии энергично подхвачена М. К. Ганди) во имя полного раскрытия и выявления возможностей нации. И чувство патриотизма приобретает явную религ. окраску. Любовь к Родине и поклонение богу совмещаются, как совмещается в проповеди Гхош Ауробиндо Индия и богиня Кали (Дурга), Великая мать, культ которой весьма распространен в Бенгалии. Исходя из этого он рассматривал борьбу за освобождение Индии в качестве религиозного долга каждого индийца. В определенный период своей деятельности он мечтал о создании некоего духовного братства, члены которого — люди, ушедшие из «мира», должны были посвятить себя патриотической деятельности. Здесь любопытна трансформация в его учении традиционного представления об аскетах. Пробуждение национального сознания представлялось Гхош Ауробиндо (как и Вивекананде) результатом необходимой переориентации религиозной активности, хотя следует отметить, что в отличие от Вивекананды он выдвигал при этом весьма конкретные и достижимые задачи. Религия становилась своего рода каналом для внедрения в массы идей антиимпериалистической борьбы. При этом Гхош Ауробиндо как бы подменял традиционное содержание религии, считая, что национализм это и есть «ниспосланное богом» вероучение, религия, которая имеет целью не индивидуальное просветление, не освобождение от цепи перерождений, не спасение отдельного индивида, а содействие пробуждению национального самосознания. Последние 30 лет жизни Гхош Ауробиндо проводит в добровольном отшельничестве в Пондишери (нынешнее Путтуччери), вне досягаемости для англичан, на территории, управлявшейся Францией. Крайне редко реагируя на события в Индии и в мире, он допускает к себе лишь небольшую группу учеников, причем общение сводится к строго фиксированному молчаливому лицезрению учениками учителя. В непосредственный контакт с ним вступают лишь самые доверенные лица, прежде всего ближайшая сподвижница Мирра Ришар, известная под именем Матери. В долгие годы затворничества им созданы десятки книг, посвященных разработке интегральной веданты, в оценке которой существуют полярно противоположные мнения — одни считают ее вершиной философской мысли XX века, другие видят в ней бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных построений. Идеи Гхош Ауробиндо пытаются на практике осуществить его последователи в ашраме в Путтуччери и в «городе будущего» Ауровилле. Так или иначе, но попытка Гхош Ауробиндо взглянуть на кардинальные проблемы современности через призму духовного наследия Индии ставит его в один ряд с наиболее значительными философами нашего времени.

Р. Рыбаков

Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.


Далее читайте:

Индии исторические лица (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

Индия (сборник материалов по истории Индии в проекте "Историческая география")

Сочинения:

Sri Aurobindo Birie centenary library, v. 1-30. Pondicherry, 1972.

Литература:

Костюченко В. С. Интегральная веданта (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС