Гроций Гуго
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гроций Гуго

1583—1645

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гуго Гроций

Гроций Гуго (1583—1645) — нидерландский юрист, историк, государственный деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и общественного договора. Согласно Гроцию, право и государство имеют не божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате договора между людьми. Учение Гроция сыграло большую роль в освобождении теории государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики. Основное сочинение — «О праве войны и мира» (1625).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 99.


ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583- 1645) - голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении "О праве войны и мира" (1625) Гроций исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая вопрос о том, что такое право вообще, Гроций анализирует правила, возникшие "путем установления", и правила, вытекающие из "самой природы", соответственно - "право воле-установленное" и "естественное право". Право волеустановленное "изменяется во времени и различно в разных местах", его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право всегда "тождественно самому себе", оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Гроция с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща человеку как существу "высшего порядка". Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Гроций видит чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные формы общения является создание людьми государства "не по божественному велению, а добровольно". "Государство... есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Единая и нераздельная верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Гроций уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем. Гроций выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сформулированные Гроцием, носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Гроция оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права.

А.Р. Усманова

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Гроций (Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт - 28 августа 1645, Росток) — голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет — студент Лейденского университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия. В 1618 Гроция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов. Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию. В своем труде Гроций исходит из убеждения, что «мать естественного права есть сама природа человека», а не воля Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает более глубокое содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными: т.е. то, что стоики называли «ойкейосис» (приобщение)» (О праве войны и мира. М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля человека создает право человеческое, которое разделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само государство есть результат соглашения. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (там же, с. 74). Таким образом, по Гроцию, полная реализация человека как разумного и общественного существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной власти.

Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.

В. Ф. Коровин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 562.


Гроций, Иоанн Гуго (1583-1645) - известный голландский юрист-международник, а также теолог и историк. Пятнадцатилетним подростком Гроций был членом голландского посольства во Франции. В 1609 году Гроций издал труд о свободе морей ("Mare liberum"), в котором отразилась борьба голландского торгового капитала с английским за свободу морей, в частности голландского морского пути в Ост-Индию. В 1615 году Гроций был приглашён в Лондон для урегулирования спора между Англией и Голландией о торговле в Индии. Приняв участие в политико-религиозной борьбе в Голландии как республиканец и один из руководителей секты арминиан, Гроций в 1619 году был приговорён к пожизненному заключению в крепости Левенштейн, откуда в 1621 году бежал во Францию, где Людовик XIII назначил ему ежегодную пенсию. Во Франции Гроций написал в 1625 году свою знаменитую книгу: "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis"). После издания этой книги шведский канцлер Оксеншерна пригласил Гроция на службу к стокгольмскому двору, и в 1634 году Гроций, несмотря на оппозицию Ришелье, был назначен шведским послом в Париж; в этой должности он оставался более 10 лет. Книга Гроция "О праве войны и мира", изданная в разгар Тридцатилетней войны, явилась первым систематическим изложением международного права и в течение долгого времени служила основным руководством для дипломатов. Источником международного права Гроций считал основанное на социальном инстинкте и здравом смысле естественное право, отличающееся от позитивного права - человеческого и даже божественного - как всегда изменчивого. Гроций по существу признавал правомерной только справедливую войну. Большое значение имело учение Гроция о нейтралитете. Исходя из правомерности справедливой войны, Гроций заявлял: "Обязанность тех, кто воздерживается от войны, заключается в том, чтобы не делать ничего такого, что усиливало бы сторону, ведущую нечестное дело, или что препятствовало бы действию стороны, ведущей справедливую войну (justum bellum)". Только в сомнительных случаях нейтральные государства должны одинаково относиться к обеим сторонам. Гроций, по складу своих убеждений и идеологии, - представитель переходной эпохи от феодально-абсолютистского к буржуазному государству.

Идеи Гроция получили широкое распространение и легли в основу дальнейшего развития международного права, потому что выражали реальные условия развития и политические требования нарождавшегося класса буржуазии к феодальной правящей верхушке.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.


Гроций (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор международного права.

Мировоззрение Гроция, складывавшееся под влиянием нидерландской буржуазной революции 16 века, характеризовалось стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Научный метод Гроция определяет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Гроций решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности государства и права. Государство возникает, по Гроцию, из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознательной деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).

Гроций делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. Естественное право, утверждал Гроций, основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов естественного нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

Гроций признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первоначального коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.

Теория Гроция в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела явный антиклерикальный характер; папская курия внесла основную книгу Гроция («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:  Маркс К., Передовица... «Kölnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 — 18.


Далее читайте:

Гроций Г. О праве войны и мира (Статья В.Ф. Коровина об основном труде Г. Гроция).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Литература:

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. I. С. 192-193.

К трёхсотлетию со дня смерти Гуго Гроция (Материалы заседания Института права Академии наук СССР 20. XI 1945 г. и приложения к ним). Известия Акад. наук СССР. Отделение экономики и права. 1946. №. 1. С. 3-52. Доклады П. Н. Галанза и В. Э. Грабаря. Приложение: Трактаты Гуго Гроция. С. 37-52.

Grоtius, Hugo. De jure belli ас pacis libri très... Vol. 1-2. Oxford-London. 1913-1925. -

Grotius, Hugo. The freedom of the seas (Mare liberum) or the right which belongs to the Dutch to take part in the East Indian trade. Ed. with an introd. note by J. В. Scott. New York - London. 1916. XV, 79, 83 p. (Carnegie endowment for intern, peace. Division oC intern, law.) (Текст паралл. на латинском и англ. яз.).-

Кnight, W. S. M. Lue and works of Hugo Grotius. London. 1925. (The Grotius society publications. № 4).-

Vreeland, H., Hugo Grotius, the father of the modern science of international law. New York. 1917.-

Bosch an, R. Der Streit um die Freiheit der Meere im Zeitalter des Hugo Grotius. Leipzig. 1919. (Philosophische Zeitfragen).-

Чичeрин, Б. Н. История политических учений. Т. 2. М. 1872.

Knight W. S. М. The Life and Works of Hugo Grotius. L., 1925;

Vreeland H. Hugo Grotius, Little, 1986.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС