Хань Юй
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хань Юй

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хань Юй

Хань Юй (768-824) — китайский философ, историк, писатель, поэт, каллиграф. Сочинения: «Юаньдао (Первоначальная истина)», «Юаньсин (Первоначальная природа человека)» и другие. Согласно упоминаниям [Льва] Гумилёва, Хань Юй — профессор государственного университета (Тай-сюе) в Чаньани — проявил инициативу борьбы против «западничества» и даосизма. В противовес индийским и хотанским философским школам он провозгласил «Путь к древности», выдвинув общественно-политическую программу: «Запретить эти учения! Расстричь монахов! Храмы и монастыри обратить в обыкновенные жилища!». Книги и картины предлагал сжечь. При жизни его идеи успеха не имели. Он не имел власти и возможности управлять.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 623.


Хань Юй, Хань Туйчжи, Хань   Чанли (768—824), китайский прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли Ао (Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Родился в Няньяне (провинция Хэнань). Хань Юй первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к человеческой природе (высшая — абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; низшая — абсолютно плохая), которую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внешними вещами. Хань Юй расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». Хань Юй и Ли Ао выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосизма; в центре внимания их стояла проблема человеческой природы, при этом они опирались на такие классические произведения, как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфуцианства, установили «дао тун» — «прямую линию передачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана, У-вана, Чжоу-гуна до Конфуция и Мэн-цзы.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Конрад Н. И., Хань Юй и начало китайского Ренессанса, в его кн.: Запад и Bосток, М., 1972, с. 103—31; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; Liu Wu-chi, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.


Хань Юй (768—824 гг.). Родившийся на территории нынешней провинции Хэнань, Хань Юй потерял своего отца в возрасте трех лет. Его брат берет на себя заботу о вдове и ребенке. Вернувшись в Хэнань после смерти своего брата, подросток посвящает себя учебным занятиям с усердием, вошедшим в легенду. Получив ученую степень в 792 году, он делает блестящую карьеру, несмотря на преследующие его огромные невзгоды, которыми он обязан своей искренности и чистосердечию. В конце концов он добивается давно желанного поста главы ведомства ритуалов. Убежденный конфуцианец, блестящий прозаик, талантливый поэт, энергичный чиновник высокого ранга, Хань Юй являет собой образцовое воплощение образа ученого. Он задает начало литературному и эстетическому движению, основанному, скорее, на ясности, чистоте, строгости языка и словарного запаса, чем на роскошестве образов и форм. Он фактически объявляет войну чрезмерной рафинированности выразительных средств, которые в ходу у некоторых литераторов той эпохи. В 819 году он не скрывает своих чувств гневного протеста против церемоний, предписанных императором Сянь-цзуном для помпезного приема кусочка кости, предположительно относившейся к пальцу Будды. Обращение к верховному правителю, в котором Хань Юй пытается наставить его на путь разума, демонстрирующее то язвительность, то обескураженность, обрело большую известность. Оно едва не стоило ему жизни, и понадобились огромные усилия тех, кто уже считал Хань Юя одним из самых великих ученых в китайской истории, чтобы задобрить Сына Неба. Тем не менее ученый был отправлен в ссылку. Он был пожалован благородным званием еще при жизни, а в 1084 году дощечка с его именем была помещена в храме Конфуция.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 393-394.


Хань Юй (Хань Туйчжи, Хань Чанли) [768, Хэян (современная провинция Хэнань) — 824] — китайский философ-конфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был членом («доктором» — боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, что укорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором «движения за возвращение к древности» (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения — «Юань дао» («Обращение к началу дао»), «Юань син» («Обращение к началу [индивидуальной] природы»), «Юань гуй» («Обращение к началу [мира] духов»), «Ши шо» («Поучения») и другие - сведены в сборник «Чанли сяньшэн цзи» («Собрание произведений учителя Чанли»).

Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства в котором «передача традиции» идет непрерывно от «совершенномудрых» правителей древности, а не от более поздню «патриархов». Учения даосизма и буддизма, не признающие по его мнению, «гуманности» (жэнь), а также «долга/справедливости» (и), тем самым разоблачают свое несоответствш вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль «небесного предопределения» (тянь мин) в человеческой жизш (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же врем; отмечал заведомую неопределимость границ компетенци» Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование «навей и духов» как «оформленных» и имеющих «вещное бытие/наличие» «безмолвных» («беззвучных» — у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на «[телесные] формы» вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере «звуков», т. е. чувственнс воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условии «доступа к Небу и духам», но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.

Рассматривая исторический процесс как результат творчеств: «совершенномудрых» государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и «учителей» человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидаци: их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на «путь древних правителей».

А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 290-291.


Далее читайте:

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Все о Китае и китайцах (спраовчник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Хань Чанли цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958;

Хань Юй Лю Цзунъюань. Избранное, пер. И. Соколовой. М., 1979;

Chan Wing tsil (transl.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963. 

Литература:

Гусаров В. Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя,— В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977.

Конрад Н. И., Хань Юй и начало китайского Ренессанса, в его кн.: Запад и Bосток, М., 1972, с. 103—31;

Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301;

Liu Wu-chi, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС