Уильям Хогарт |
|
1697-1764 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Уильям ХогартУильям Хогарт (1697-1764) никогда не принадлежал к числу непризнанных художников. Он завоевал славу уже при жизни, а затем каждое последующее поколение находило "своего" Хогарта. В XVIII-XIX веках Хогарта считали прежде всего великим сатириком. И хотя основное место среди его произведений занимают картины маслом, современники судили о нем скорее по гравюрам, в которых художник создает подробную анатомию современной действительности. Произведения Хогарта оценивались тогда с точки зрения их занимательности, к ним подходили с чисто литературными нормами. Хогарт оказал даже прямое воздействие на английский роман от Фильдинга до Диккенса. Однако современники совершенно не замечали в Хогарте собственно живописца. В XX веке акценты смещаются. Хогарт для нас не только прекрасный рассказчик, это один из величайших колористов XVIII столетия, внесший много нового в технику свободной, не связанной условностями живописи, которая намного опередила свою эпоху. Картины Хогарта написаны гибким широким мазком, который был для него средством создания выразительной формы. Композиции полны движения, легкий ритм этого движения часто создается плавной линией, той самой линией, которую в своем трактате "Анализ красоты" (1753) художник назвал "линией красоты и привлекательности". Хогарт не без основания считал себя самоучкой. Хотя он и прошел обучение у гравера Гэмбла, все-таки главным для него был выработанный им самим метод тренировки зрительной памяти. Хогарт был внимательным наблюдателем, на улице он обычно бегло зарисовывал заинтересовавшие его сценки или характерные, запоминающиеся лица, которые в дальнейшем использовал в своих работах. .Этот метод особенно пригодился художнику, когда он начал писать серии картин на "современные морализирующие сюжеты". Сама идея - объединить несколько картин в развернутый повествовательный цикл - достаточно оригинальна. В этих сериях Хогарт плодотворно использует многие приемы современного театра. Подобно пьесе каждая серия имеет подробно разработанный сюжет, в котором основная линия переплетается с множеством второстепенных. Фабула цикла слагается из отдельных актов, от картины к картине мы следим за драматическими столкновениями героев и переменой декораций, серьезное и комическое существуют рядом друг с другом. Хогарт умеет так выразительно передать жест и мимику персонажей, что они кажутся говорящими. Никто не сказал об этом лучше самого художника: "Я старался трактовать мои сюжеты как драматический писатель: моя картина - моя сцена, а мужчины и женщины - мои актеры, которые посредством определенных движений должны изобразить пантомиму". Уже появление первой серии - "Карьера распутницы" (1731-1732) - произвело фурор. В шести сценах Хогарт запечатлел основные эпизоды из жизни попавшей в Лондон молоденькой деревенской девушки, совершенно не подготовленной к тому, чтобы противостоять искушениям большого города. За "Карьерой распутницы" следует серия из восьми картин - "Карьера расточителя" (1736). Ее герой - представитель высшего общества, вся жизнь которого сводится к бесконечным развлечениям. В погоне за наслаждениями он не останавливается ни перед какими средствами, с легкостью бросает свои и чужие деньги и кончает дни во Флитской тюрьме, а затем в сумасшедшем доме. Образы и ситуации, созданные Хогартом в сериях на современные морализующие сюжеты, были рассчитаны на узнавание. Герои охарактеризованы так живо, что современники верили в то, что они имеют реальных прототипов. К примеру, в "Карьере распутницы" все сразу узнавали известную в Лондоне сводню - "матушку Мидхэм", приговоренную в 1731 году к позорному столбу. А в биографиях и мемуарах эпохи можно встретить заверения вроде того, что автор сам был свидетелем сцены "В таверне" из "Карьеры расточителя". На узнавание были рассчитаны не только герои серий, но и места, где происходят события. Хогарт, который прекрасно знал Лондон, многие сцены изображал на фоне лондонских улиц, площадей и переулков. А в 1738 году художник создает серию из четырех картин "Времена суток", в которой топография Лондона введена в действие особенно активно. В серии нет единого сюжета, она построена на контрастах настроения. Так, в картине "Ночь" перед нами разворачивается отвратительная сцена на узкой грязной улице, обитатели которой - мошенники и проститутки, а безмолвным свидетелем происходящего является конная статуя Карла I, виднеющаяся вдалеке на площади Чэринг Кросс. Бесспорно, самая знаменитая серия Хогарта - "Модный брак" (1743). Ее сюжет - брак по расчету: разорившийся аристократ женит сына на дочери богатого купца. Действие происходит в роскошных интерьерах особняков Вест-Энда среди обилия произведений искусства, которые многое могут рассказать о жизни и вкусах владельцев. Уже в первой картине "Подписание брачного контракта" мы видим через окно дом в палладианском стиле, который, как можно догадаться, способствовал окончательному разорению отца жениха. Картина "Утро в доме новобрачных" изображает большую залу, в убранстве которой показная роскошь соседствует с полным отсутствием художественного вкуса - на каминной полке в нелепом соседстве расположены фальшивый римский бюст и китайские безделушки. Однако подробно описанный мир вещей не отвлекает нашего внимания от свершающихся на их фоне событий, которые, начавшись как сатира нравов, в двух последних картинах поднимаются до уровня истинной человеческой трагедии. Серия убедительна потому, что в ней почти нет назидательного элемента, зло остается ненаказанным, мораль отсутствует. Граф погибает во время дуэли от раны, нанесенной любовником графини, а она бросается перед ним на колени, внезапно осознавая непоправимость утраты. Между двумя молодыми людьми возможны были искренние чувства, но они были обречены на неудачу из-за навязанных им фальшивых ролей. Каждую серию Хогарт сначала выполнял маслом, а затем переводил в гравюру. Художник считал, что картины доступны лишь ограниченному кругу коллекционеров, гравюра же - средство массового распространения. Большие тиражи гравюр, а также их дешевизна обеспечивали произведениям Хогарта необычайно широкую популярность, причем в разных слоях общества. В сериях на современные сюжеты Хогарт широко использует гротеск и другие приемы комического, хотя никогда не впадает в карикатуру. Смысл серий не в торжестве добродетели, а в утверждении неизбежности пороков и несчастий. Может быть, поэтому положительные характеры Хогарту, как правило, не удаются. Показателен в этом отношении цикл "Трудолюбие и праздность" или "Ленивый и усердный ученик" (1747). Здесь четко определено, что художник считал дурным и что хорошим. Но почему-то эпизоды жизненного пути прилежного ученика кажутся надуманными и мелодраматичными, пусть он и становится в награду за свои добродетели лорд-мэром Лондона. Зато о жизни ленивого ученика Хогарт повествует со всем присущим ему блеском. Чего стоит сцена на кладбище, где ленивый ученик играет в карты с бродягами, разлегшись на крыше надгробного памятника! Живописное мастерство Хогарта с годами становится все более уверенным. Он создает такие шедевры, как "Свадебный танец" (1745, Лондон, галерея Тейт), в котором цвет воссоздает праздничную атмосферу интерьера, освещенного причудливым соединением мягкого света канделябров и холодного света луны, льющегося через раскрытое окно. А свободная и виртуозная кисть художника бегло намечает выразительные, гротескные силуэты танцующих. Вместе с тем можно заметить, что образы жанровых картин Хогарта постепенно приобретают все более мрачный, иногда даже зловещий оттенок. В его искусстве намечается известное противоречие, расхождение между красотой самой живописи и отталкивающим безобразием человеческих поступков. Это особенно ясно дает себя знать в серии " Выборы в парламент" (1754), которая является злой политической сатирой на выборы в Оксфорде. Исключительная мягкость и плавные переходы тона, передающие пластику и фактуру каждого предмета, великолепные детали и натюрморты, напоминающие манеру Шардена, - все это резко контрастирует с подлостью людей, которые предстают перед нами беззастенчивыми обманщиками, ворами, глупцами и обжорами. Положительные идеалы Хогарту удалось воплотить только в портретах, которые он создавал на протяжении всего творческого пути. К каждому заказанному портрету Хогарт подходил индивидуально, стремился найти необычное живописное решение. Причем в отличие от практики, принятой в английском портрете со времен Ван Дейка, он никогда не прибегал к помощи учеников. Портреты, написанные Хогартом, изображают, как правило, либо близких друзей, либо людей одного с ним окружения. Художник старался передать в них "говорящее сходство": лицо схвачено как бы в момент живой беседы, в которой раскрывается характер портретируемого. Таковы портреты Элизабет Солтер (1741, Лондон, галерея Тейт) или мисс Мэри Эдварде (1742, США, собрание Фрик). Хогарт был также великолепным мастером группового семейного портрета небольшого формата, популярного тогда в Англии. В таких портретах Хогарт умеет передать атмосферу уклада жизни, часто его семейные портреты окрашены мягкой иронией. К числу наиболее удачных можно отнести портрет семьи Чомли (1732, Лондон, частная коллекция), где двое расшалившихся мальчиков, готовых вот-вот уронить стопку книг, являют собой контраст чинно позирующим взрослым. Вообще образы детей всегда удавались Хогарту. Им присуща редкая непосредственность выражения, живая симпатия к ребенку. Хогарт умеет передать вей серьезность психологии и поведения детей, даже если это игра или шалость, избегая при этом сентиментальности. Дети на портретах Хогарта часто подражают манерам взрослых, иногда они бывают жестокими, как в портретах лорда Грея и Мэри Уэст (Вашингтон, галерея Университета), где мальчик держит за лапы собачку, не понимая, что она тоже чувствует боль. Непревзойденный образец детского портрета в истории живописи - портрет детей Грехом (Лондон, галерея Тейт), в котором художник тонко дифференцирует не только возраст, но и манеру поведения, в которой выражается личность каждого ребенка. Искусство Хогарта, бесспорно, значительнее, чем это представляли себе современники, и мы лишь теперь начинаем осознавать всю глубину и смелость его поисков. Использованы материалы статьи Е.Шарновой кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Далее читайте:Художники (биографический справочник). Литература:Герман М. Уильям Хогарт и его время Л., 1977
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |