Родственные проекты:

|
Алексей Степанович Хомяков

Основатель славянофильства
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (01.05.1804-23.09.1860),
философ, писатель, публицист, один из основателей
славянофильства. Получил домашнее
образование, изучал философию, историю,
математику и другие науки, овладел несколькими
иностранными языками. В 1822 окончил
физико-математическое отделение Московского
университета. С 1823 по 1825 находился на военной
службе, затем вышел в отставку и уехал за границу
(Париж, Италия, Швейцария, Австрия). В 1828 в России
поступил на службу в гусарский полк, участвовал в
Русско-турецкой войне, по окончании которой
вновь вышел в отставку и занялся сельским
хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где
организовал кружок единомышленников, вскоре
ставший называться славянофильским. В 1847
совершил поездку в Германию и Богемию. На
протяжении всей последующей жизни Хомяков
сотрудничал в различных периодических изданиях
славянофильского направления, выступая со
статьями по вопросам крестьянской реформы,
социологии и философии. Круг умственных и
практических занятий Хомякова чрезвычайно
широк: богослов, социолог, историк мировой
цивилизации, экономист, автор технических
новшеств, поэт, врач, живописец. Но главной чертой
его личности была глубокая религиозность. Жизнь
Хомякова оборвалась неожиданно — он умер от
холеры.
Учение Хомякова пронизано религиозным
духом и подчинено одной идее — о коренном
различии путей России и Запада и доказательству
самобытности русского народа. Различие это
обусловлено неодинаковостью “внутренних
начал” русской и западноевропейской жизни,
формами религиозного мировоззрения —
православного христианства и католицизма.
Хомяков ожидал, что Православие через Россию
может привести к перестройке всей системы
культуры. История призывает Россию встать
впереди всемирного просвещения, — история дает
ей право на это за всесторонность и полноту ее
начал. По словам В. В. Зеньковского, “Хомяков
в подлинном смысле слова “христианский
философ”, ибо он исходит из христианства”. В
центре его воззрений — учение о начале
“соборности”, о принципе устроения бытия,
описывающем множество, собранное силой любви в
“свободное и органическое единство”. В такой
трактовке оно характеризует природу не только
Церкви, но и человека, общества, процессы
познания и творчества. В дальнейшем это учение
стало одной из основ концепций всеединства и
личности в русской религиозной философии.
Творцом и источником мира провозглашается
разумная воля, или, иначе, “волющий разум”.
Мыслящий разум наделяется атрибутом воли,
которая абсолютно свободна. “Волющий разум”
творит мир предметов и человека. Ядро
антропологии Хомякова — учение о целостности
человека. Целостность же в человеке есть
иерархическая структура души. Познание истины и
овладение ею не является функцией
индивидуального сознания, но вверено Церкви.
“Истина, недоступная для отдельного мышления, —
пишет Хомяков, — доступна только совокупности
мышлений, связанных любовью”.
Ф. Р.

Вернуться на главную А.С.
Хомякова
|