Родственные проекты:

|
Алексей Степанович Хомяков

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) - русский философ, богослов,
литературный критик, писатель и поэт. Наряду с И.В. Киреевским стоял у истоков
славянофильства, его ведущий идеолог. Окончил физико-математический факультет
Московского университета. Затем поступил на военную службу. В 1829 вышел в
отставку. Занялся литературой и общественной деятельностью. В России был под
запретом, печатался за границей (Париж, Берлин, Лейпциг). Основные философские и
богословские работы X.: "О старом и новом" (1839 - этим годом датируется
возникновение славянофильства), "Церковь одна" или "Опыт катехизического
изложения учения о Церкви" (1840-е), "Несколько слов православного Христианина о
западных вероисповеданиях" (1853), "Несколько слов православного Христианина о
западных вероисповеданиях по поводу одного послания Парижского архиепископа"
(1855), "Еще несколько слов православного Христианина о западных
вероисповеданиях по поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о
предметах веры" (1858) и др. Центральное понятие в философском и богословском
наследии X. - "соборность", выражающая принцип любого организма: сознания,
личности, Церкви, государства; соборность есть свободное объединение на основе
любви, имеющее своим следствием "органическое единство" как залог истины. В
учении о Церкви соборность трактовалась как гарант обретения божественной истины
и Благодати, как принцип организации и духовной жизни Церкви как единого и
цельного "духовного организма".
Церковь у Xомякоа - не просто коллектив,
"ассоциация", а объединение любящих людей. "Церковь - не авторитет, а истина",
т.к. организована на единстве, свободе и любви к Богу. Только в Церкви личность
обретает подлинную свободу как свободу от внешних сил и авторитетов, как
единомыслие с Церковью; в Церкви личность становиться свободной, творческой и
цельной. "Живой и неразрушимый организм... разумная, взаимной любовью освященная
свобода" - это признаки апостольской христианской Церкви. Католицизм и
протестантизм, подвергшиеся, по мысли X., эрозии рационализмом античного
наследия, потеряли эти признаки: рассудочность в католицизме отдала истину и
единство во власть авторитета папы, а в протестантизме - единство в жертву
"субъективной искренности". В православной (см. Православие) Церкви эти признаки
сохранены: свобода, любовь, единство и истина как сущности жизни.
С учением о
Церкви X. связывает свою гносеологию и антропологию. Бердяев заметил, что X.
утверждает "соборную, т.е. церковную гносеологию", в которой развивает идею
"целостного разума" и "живознания". Гносеология X. была реакцией на панлогизм
Гегеля, который "принял рассудок за цельность духа... за единственную основу
всего мышления...". Гегель, согласно X., - продукт протестантской культуры,
которая отделила "рассудочно-логическое мышление от целостного разума" и впала в
односторонность, которая никогда не приведет к истине. Онтологию X. можно
назвать волюнтаристской: бытие понимается им как поле действия Божественной и
человеческой воли. В основе мира лежит Божественная воля (выступающая как сила,
т.е. причина), которая "производит какое-либо частное явление". Любое "явление
мира физического есть только... проявление... воли святой, Божией". Воля (сила)
- начало явлений и закон их изменений; явления внешнего мира не имеют
самостоятельности, их появление, сохранение и гибель зависит не от них.
Историософия X. признает естественную закономерность исторического бытия в
сочетании с Провидением (Промыслом), последнее не исключает свободы и
ответственности человека.
История - духовный процесс, движителем которого
является вера, религиозность народного духа. Соборность общественной жизни
является мерилом ее истинности и соответствия христианским началам. Русская
культура и общество, по X., всегда несли в себе признаки соборности:
православие; самодержавие (в его допетровских формах гармоничной жизни
сословий); общинность, основанную на хоровом начале и обеспечивающую сочетание
свободы личности и общественных интересов. Соборность общества как "коллективной
личности" зависит от того, под влиянием каких исторических начал общество
находится - "кушитства" (порождает магизм, подчиненность логической и вещной
зависимости) или "иранства" (свобода творческого духа, обращенность к личности;
православие, по мнению X., - наиболее полное религиозное воплощение этого
начала). Тема "Россия - Запад (Европа)" пронизана у X. мессианскими мотивами,
покоящимися на критике односторонности западно-европейской культуры, которая
"развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т.е.
христианства, односторонне понятого". X. видит неполноценность западной культуры
в ее опоре на религии несоборного типа. Россия должна стать впереди всемирного
просвещения, - история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее
начал. Идея мессианизма России у X. лишена национализма и нетерпимости и никогда
не мешала ему видеть в Европе "страну святых чудес" и культуру, у которой "можно
многому научиться".
Д.К. Безнюк
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Вернуться на главную А.С. Хомякова
|