Ибн Туфайл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Ибн Туфайл

?-1185

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ибн Туфайл

Ибн Туфайл (Ибн Туфейль) Абу Бакр Мухаммад Ибн 'Абдал-Малик (латинизиров. Абубацер (Abubacer)) (начало 12 века, Вади-Аш, ныне Кадис, Испания — 1185/86 Марракеш, Марокко) — арабо-мусульманскнй философ, представитель арабоязычного перипатетизма (фалсафы), ученый и врач. Изуча философию и медицину в Севилье и Гренаде. С 1154 года жил Северной Африке, был секретарем правителя Септы и Танжера, затем визирем и придворным врачом альмохадского халифа Абу Йа'куба Йусуфа, а состарившись, уступил (в 1182 году место лейб-медика халифа Ибн Рушду, оставив за собой пост визиря. В похоронах Ибн Туфайла участвовал сам халиф. Ибн Туфайл был человеком широких интеллектуальных и художественных интересов (в частности, в астрономии им высказаны идеи, шедшие вразрез с общепринятой в его время Птолемеевой системой). Из его научно-философскоп наследия сохранилась лишь «Повесть о Хайе, сыне Якзана» В этой аллегорической робинзонаде сначала рассказывается, как на необитаемом острове самопроизвольно, из недр самой природы, возникло дитя человеческое — Хайй и ка: он своим разумом постигал мир, сначала физический, а за тем метафизический, вплоть до Первопричины, Бога. Вторая часть книги повествует о знакомстве Хайя с обитателями соседнего острова, живущими по ниспосланному Богом за кону. В общении сними Хайй убедился в том, что философская истина, хотя по сути и тождественна богооткровенной является уделом «избранных», но не «широкой публики», не способной к аллегорическому толкованию священных текстов и абстрактному мышлению, а потому перед ней было бы вредно и губительно разглашать сокровенное, философское знание.

Переведенный на латинский, а затем на многие европейские и восточные языки роман Ибн Туфайла стал после «Тысячи и одной ночи» одним из самых популярных в мире произведений арабской литературы. На русском языке опубликован впервые в 1920 (в переводе И. П. Кузьмина), неоднократно переиздавался (в 1978 с предисловием И. М. Фильштинского; в 1985 с предисловием Б. Шидфар); в 1988 изданно в переводе А. В. Сагадеева с его обстоятельной вступительной статьей.

Н. В. Ефремова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 64.


Ибн Туфайль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик [латинизированное — Абубацер (Abubacer)] (начало 12 века, Гуадикс, Испания,— 1185—1186, Марракеш, Марокко), арабский философ, учёный, государственный деятель. Был врачом и секретарём правителей Гренады, Сеуты, Танжера, затем врачом и придворным альмохадского халифа вплоть до 1184 года, когда его сменил в этом качестве Ибн Рушд. Переписывался с Ибн Рушдом. До нас дошло единственное произведение Ибн Туфайля — получившая широкую известность философская повесть о Хайе ибн Якзане (русский перевод 1920, 1978). Название и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. Во введении к роману Ибн Туфайль, разъясняя своему другу «восточную мудрость», критически оценивает своих предшественников — арабских философов, считая «самым мудрым» Ибн Баджу. В романе заброшенный на уединённый остров ребёнок самостоятельно с помощью разума постигает мир, а затем созерцает божество через мистическое откровение. В познании героем романа различных ступеней мироздания заметно влияние идей эманации. В 17 веке роман был переведён на латинский, а затем на многие европейские и восточные языки.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Григорян С. Н., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС