Кабе Этьен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кабе Этьен

1788—1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Этьен Кабе

«Каждый по способностям,
каждому по потребностям».

Кабе Этьен (1788—1856) — французский утопический социалист. В фантастическом романе «Путешествие в Икарию» (1840) и других работах Кабе изложил свои идеи, получившие название «Икарийский коммунизм». Утопии Кабе присущи мелкобуржуазные черты — уравнительность в потреблении, сохранение в будущем обществе религии, идея «примирения» бедных и богатых. Кабе выступал за мирное осуществление коммунизма. В философских вопросах, а в особенности во взглядах на историю, Кабе придерживался идеалистических убеждений, сочетал рационализм 17 века с платонизмом и неоплатонизмом. Маркс писал, что Кабе был популярным, хотя и самым поверхностным, представителем коммунизма.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 177.

Выдающийся публицист

Выдающийся публицист Этьен Кабе (1788—1856) опубликовал в 1840 г. философский и социальный роман «Путешествие в Икарию», в котором пропагандировал идеи коммунизма. Чтобы исцелить человечество, заявлял он, нужно уничтожить социальное неравенство. Но подлинное равенство и истинную демократию, доказывал Кабе, может обеспечить только коммунизм. Подобное коммунистическое общество Кабе и описывал в своей утопии. В Икарии нет бездельников. Все граждане трудятся. Каждый по возможности выбирает тот труд, который для него привлекателен. Продолжительность рабочего дня — семь часов летом и шесть часов зимой. Икарийцы широко используют машины и новые технические изобретения. Потребление организовано на коммунистических началах. Идеалу Кабе присущи, однако, черты грубой уравнительности.

Кабе считал возможным осуществить коммунизм мирным путем. Он видел тяжелое положение пролетариата в капиталистическом обществе и описывал эксплуатацию рабочих предпринимателями. Но одновременно он стремился доказать, что современный общественный строй пагубен и для буржуазии. Поэтому, по мнению Кабе, все должны быть заинтересованы в переходе к коммунизму. Относясь отрицательно к революционным методам борьбы, он писал: «Если бы я держал революцию в руке, я держал бы руку закрытой, хотя бы мне пришлось умереть в изгнании».

Талантливая, живая пропаганда коммунистических идей создала Кабе популярность среди рабочих. Однако свойственные его учению мелкобуржуазные тенденции — идея примирения богатых и бедных, мысль о возможности осуществить коммунизм без революции — тормозили развитие классового самосознания пролетариата.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 197-198.

Проповедник полного экономического равенства

Кабе Этьен (Cabet, Etienne) (1788–1856), французский публицист, утопический коммунист, проповедник полного экономического равенства. Родился 1 января 1788 в Дижоне в семье бондаря. Стал карбонарием – членом тайной республиканской организации периода Реставрации (1815–1830). В 1830 участвовал в уличных боях во время свержения Карла Х. В награду от нового правительства получил место окружного прокурора на Корсике, которое занимал в течение нескольких месяцев. Неприятие Июльской монархии (1830–1848) получило отражение в публикациях еженедельника «Попюлер» («Le Populaire»), который Кабе издавал с 1833 по 1834. В 1834 из-за репрессий Кабе эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию, где познакомился с Р. Оуэном. Под его влиянием перешел на позиции коммунизма.

Кабе верил в коллективную собственность на средства производства как единственно возможный путь равного распределения благ. В отличие от Бабёфа, Кабе считал, что коммунизм может быть достигнут мирным путем посредством всеобщих выборов. Его роман Путешествие в Икарию (Voyage en Icarie), вышедший в свет в 1840, описывал страну без полиции, армии и судей, с демократической системой выборов, уравнительным распределением материальных благ при отсутствии частной собственности. Утопическая доктрина Кабе получила название «икарийского коммунизма».

В 1843 Кабе организовал во Франции Икарийское движение со своим печатным органом, имевшим большой успех среди ремесленников и рабочих. В 1848 при содействии Оуэна Кабе получил в Техасе (США) участок земли, где основал первую колонию из 1500 французских икарийцев. Вскоре среди них начались раздоры, сам Кабе был исключен из общины и в 1849 перенес колонию в Наву (шт. Иллинойс). Здесь он прожил с небольшими перерывами до 1856, когда вновь из-за раздоров покинул Наву, чтобы основать новое поселение. Умер Кабе в Сент-Луисе (шт. Миссури) 8 ноября 1856. Икарийские общины просуществовали в США до 1895.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Кабе (Cabet) Этьенн (1 января 1788, Дижон — 8 ноября 1856, Сен-Луи, США) — представитель французского утопического коммунизма, сын ремесленника, адвокат, участник революционной организации карбонариев; член палаты депутатов (1831); эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. В качестве проповедника «реформаторского коммунизма» вел ожесточенную полемику со сторонниками «революционного коммунизма» во главе с Дезами. После выхода в свет утопического романа «Путешествие в Нкарию» (Voyage... en Icarie, v. 1—2,1840) издавал «Икарийский альманах» (1843—48,1852); получив в 1849 в Техасе бесплатно участок земли, отправился с группой единомышленников в Америку, где попытался осуществить свою утопию.

Будучи продолжателем Бабефа, Кабе интерпретировал его учение на сенсимонистский манер. Цель его — установление демократии и христианства в его изначальной чистоте. Он выступал за обобществление труда и его орудий, движимого и недвижимого имущества, благ, предметов потребления, хотя собственность в Икарии временно (в течение 50 лет) и должна сохраниться. Коммунизм для Кабе — ассоциация, построенная на основе равенства, братства и единства, упразднения всех привилегий. В политическом отношении высказывался за республику, устанавливаемую на основе всеобщего избирательного права. Однако правление Икарии напоминает скорее диктатуру. Созданная Кабе община, несмотря на внутренние расколы и конфликты, просуществовала до 1888.

М. М. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 195-196.

Кабе (Gäbet) Этьен (1.1.1788, Дижон,—7.11.1857, Сент-Луис, США), французский публицист, писатель, утопический коммунист. Участник движения карбонариев и Революции 1830 года; историк революции («Популярная история франц. революции 1789—1830» — «Histoire popnlaire de la Revolution franchise de 1789 a 1830», t. 1—4, 1839—40). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию (1834), где познакомился с Оуэном. Автор книги «Как я стал коммунистом» («Comment je suis communiste», 1840). В 1840 году в романе «Путешествие в Икарию» (v. 1—2, 1840; рус. пер., т. 1—2, 1935) изобразил коммунизм как ассоциацию, построенную на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы. Кабе выдвинул лозунг: «Каждый по способностям, каждому по потребностям». Утопия Кабе имеет, однако, мелкобуржуазные черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в сельском хозяйстве, сохранение при коммунизме своеобразной религии пантеистического толка и др. Коммунизм, по Кабе, может быть осуществлён путём убеждения и мирных реформ. В целом в утопии Кабе много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 века. К. Маркс характеризовал Кабе как «...самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма» во Франции (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 146).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 207—38; В о n n a u d Р., E. Gäbet et son oeuvre. P., 1900; С r e t i n o n J. F. et L а с o u r F. M., Voyage en Icarie..., P., 1952.

Кабе (Cabet), Этьенн (1.I.1788 - 8.XI.1856) - французский утопический коммунист. Родился в семье ремесленника. Адвокат. В 20-х годах был одним из руководителей карбонариев в Париже. Во время революции 1830 года выдвинул планы демократических преобразований. Избранный в палату депутатов (1831), примкнул к крайним левым. В своей первой работе "Революция 1830 года и современное положение" ("Révolution de 1830 et situation présente", P., 1832) доказывал, что революцию совершили рабочие, а буржуазия присвоила все ее плоды. В 1833 году стал во главе организации "Свободная ассоциация просвещения народа" и начал издавать еженедельник "Le Populaire". В 1834 году в связи с преследованиями уехал в Лондон.

Первоначально мелкобуржуазный демократ, Кабе в конце 30-х годов, в результате знакомства с английским рабочим движением и под влиянием знакомства с Оуэном, перешел на позиции коммунизма. Наиболее известная работа Кабе - утопический роман "Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер., М., 1935), где он изобразил фантастическую страну с коммунистическим строем. В этом романе, как и в последующих сочинениях, а также в газете "Le Populaire 1841" Кабе изложил свою коммунистическую доктрину, получившую название "икарийский коммунизм". В ней много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 века. Кабе исходил из того, что природа создала всех равными и только в результате невежества равенство не сохранилось и возникла частная собственность, а от нее все пороки современного общества, от которых страдают и пролетарии, и буржуазия. Поэтому они должны объединиться и создать "всеобщую ассоциацию", т. е. коммунистическое общество. Аргументация Кабе строго рационалистична. Утопия Кабе имеет мелкобуржуазные черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в сельском хозяйстве, сохранение в коммунистическом обществе своеобразной религии и главным образом идея примирения бедных и богатых, "мирного" осуществления коммунизма. В 40-х годах Кабе ("отец Кабе") был во Франции "...самым популярным, хотя и самым поверхностным представителем коммунизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Его практическая деятельность в 40-х годах по вовлечению рабочих в демократическое движение заслужила высокую оценку Маркса (см. там же, т. 16, с. 29). Однако, будучи сторонником мирных преобразований, Кабе оказался неподготовленным к революции 1848 года; в 1847-1848 годы он уделял основное внимание созданию икарийских колоний в США (см. "Икария"). В 1849-1851 годы выезжал со своими сторонниками в Америку, чтобы на месте организовывать эти колонии; в 1851 году вернулся во Францию. После государственного переворота 2 декабря 1851 года Кабе вновь уехал в Америку, где и умер.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Сочинения в рус. пер.: Путешествие в Икарию, ч. 1-3, М.-Л., 1948.

Литература: Маркс К., Письма из "Deutsch-französische Jahrbücher", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 378-381; Энгельс Ф., Успехи движения за социальное преобразование на континенте, там же, с. 526-33; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2, с. 146; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 214-15, 463-464, 523-32; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Angrand P., Étienne Cabet et la république de 1848, P., 1948; Prudhommea их J., Icarie et son fondateur, Étienne Cabet, P., 1907.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Кабе Э. Путешествие в Икарию, ч. 1—3. М,—Л., 1948.

Путешествие в Икарию, тт. 1–2. М., 1935

Литература:

Гекнер Л. Икарийцы в Северной Америке. СПб., 1906;

Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М., 1960.

Ревякин А.В. Проекты социальных экспериментов Э.Кабе. – В кн.: История социалистических учений. М., 1989

Ревякин А.В. Великая французская революция и утопический коммунизм Этьена Кабе. – В кн.: История социалистических учений. М., 1990.

Маркс К., Письма из "Deutsch-französische Jahrbücher", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 378-381;

Энгельс Ф., Успехи движения за социальное преобразование на континенте, там же, с. 526-33;

Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2, с. 146;

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 214-15, 463-464, 523-32;

Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960;

Angrand P., Étienne Cabet et la république de 1848, P., 1948;

Prudhommea их J., Icarie et son fondateur, Étienne Cabet, P., 1907.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС