Карпов Федор Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Карпов Федор Иванович

?-1540

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Иванович Карпов

Карпов Федор Иванович (ск. до 1545), дипломат и писатель. Происходил из старинного княжеского рода. В 1495 году постельничий в поездке Ивана III и его внука Дмитрия в Новгород. С 1508 года Карпов становится одним из руководителей восточной политики Московского государства, занимаясь преимущественно Крымским ханством.

Сохранились четыре принадлежащие Карпову послания (два — Максиму Греку, митр. Даниилу, старцу Филофею). Это лишь малая часть переписки образованных и высоко ценящих знание книжников, посвященная богословию, политике и т.д.

В кратком послании Филофею Карпов оценивает “писанийце” старца Елеазарова монастыря как сложенное “Омировым бо словом и риторским разумом”, “не варварски же, ни невежески”. Карпову свойственная обширная светская начитанность. В послании Даниилу он ссылается на “Этику к Никомаху” Аристотеля, цитирует “Метаморфозы”, “Искусство любви” и “Фасты” Овидия. Он, по свидетельству Максима Грека, интересовался астрономией, философией, владел восточными языками, латынью, греческим. “Разумным” называл Карпова Максим Грек.

Л.К.

Русское небо

Карпов Федор Иванович (? - ок. 1540 г.) - боярин в княжение Ивана III Васильевича, Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича, сын И. К. Карпова. В 1508 г. под руководством Д. В. Ховрина участвовал в переговорах с ногайцами. В том же году встречал послов хана Менгли-Гирея. Вскоре его произвели в окольничие. Он становится одним из главных специалистов по восточным делам, поэтому именно к нему обращались с посланиями крымские царевичи. Зимой 1514/15 гг. под началом Ю. Д. Траханиота Малого и Г. Ф. Давыдова вёл переговоры с турецким послом Камалом. В 1516 г. вёл переговоры с Крымскими послами. В 1517 г. присутствовал на встрече с императорским послом С. Герберштейном и давал необходимые справки по турецкому вопросу. В том же году получил чин боярина. В 1518 г. самостоятельно вёл переговоры с Крымским послом Кудояром, затем присутствовал на приёме прусского посла. Тогда же его приглашали в качестве советника по восточным делам для участия в переговорах с императорским послом Ф. да Колло. В 1519 г. снова под руководством Давыдова и Траханиота участвовал в переговорах с крымским мурзой Аппаком. В 1519-1521 гг. описывал Муром. Став главной фигурой в восточной дипломатической службе России, Карпов принимал самое деятельное участие в переговорах 1523, 1524 и 1529 гг. с крымскими и турецкими послами. В 1526 г. и 1529 г. участвовал в приёме литовских представителей. В 1530 г. Карпов вёл переговоры с казанским послом Табаем и его свитой о свержении с казанского престола Сафа-Гирея и возведении Шейх-Али, а затем - Джан-Али. Среди сочинений Максима Грека значится одно его послание к Карпову.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Карпов Федор Иванович (2-я пол. 15 в. — до 1545) — русский дипломат, писатель, публицист. Происходил из старинного рода князей Фоминских, получил звание окольничего и оружничего. Как дипломат занимался восточной политикой Московской Руси. О высокой образованности Карпова свидетельствует его переписка с митрополитом Даниилом, старцем Филофеем. Максим Грек называл его «премудрым» и «пречестнейшим», кн. Андрей Курбский — «разумным мужем». Активное участие Карпов принимал в богословской полемике Николая Булева и Максима Грека. Послания последнего свидетельствуют о высоком интересе Карпова к проблемам астрологии, философии и богословия, особенно к проблеме filioque. В Послании Карпова на «епистолию» митрополита Даниила имеются многочисленные ссылки на сочинения Гомера, Овидия, на «Этику к Никомаху» и «Политику» Аристотеля.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 223-224.

Карпов Федор Иванович (2-я пол. XV в. - до 1545) - дипломат, писатель, публицист. Происходил из старинного рода князей Фоминских, получил звание окольничего и оружничего. Как дипломат занимался вост. политикой Московской Руси. О высокой образованности Карпова свидетельствует его переписка с митрополитом Даниилом, старцем Филофеем. Максим Грек называл его «премудрым» и «пречестнейшим», князь Курбский - «разумным мужем». Активное участие К. принимал в богословской полемике Николая Булева и Максима Грека. Послания последнего свидетельствуют о высоком интересе К. к проблемам астрологии, философии и богословия, особенно к проблеме филиокве. В Послании Карпова на «епистолию» митрополита Даниила имеются многочисленные ссылки на сочинения Гомера, Овидия, на «Этику к Никомаху» и «Политику» Аристотеля.

А. И. Абрамов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 269.

Литература: Памятники литературы Древней Руси. Кон. XV- 1-я иол. XVI в. М . 1984, Ржига В. Ф. Боярни-западник XVI а. (Ф. И. Карпов) // Ученые записки Российской ассоциации научно- исследовательских институтов общественных наук Института истории. М, 1929. Т. 4; Кимеева Е. Н. «Послание митрополиту Даниилу» Федора Карпова И Труды Отдела древнерусской литературы. М.;Л.. 1953. Г. 9; Зимин А. А. Федор Карпов, русский гуманист XVI в. // Прометен. М . 1968. Сб. 5;

Карпов Федор Иванович (ум. до 1545) - русский политический деятель и писатель 1-й половины 16 века, ученик Максима Грека. Более 30 лет играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства, в 30-40-х годах 16 века имел чин окольничего. Карпов был широко образованным человеком, знал латинский язык, античную литературу и философию. Из немногих сохранившихся сочинений Карпова наиболее известны послания к митрополиту Даниилу, Максиму Греку и др., отличающиеся образностью языка и смелой мыслью. Ратуя за сильное и "справедливое" самодержавие, он выражал интересы дворянства. Взгляды Карпова развил позднее И. С. Пересветов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Источники: Дружинин В. Г., Несколько неизв. лит. памятников из сборника XVI в., ЛЗАК, в. 21, СПБ, 1909.

Литература: Ржига В. Ф., Боярин-западник XVI в. (Ф. И. Карпов), "Уч. зап. Ин-та истории РАНИОН", т. 4, М., 1929; Кимеева Е. Н., "Послание митрополиту Даниилу" Ф. Карпова, ТрОДРЛ, (т.) 9, М.-Л., 1953; Зимин А. A., Обществ.-политич. взгляды Ф. Карпова, там же, (т, 312, М.-Л., 1956.

Карпов Федор Иванович (? — до 1545), русский дипломат, боярин, писатель, православный мыслитель.

Карпов — один из руководителей восточной политики России в к. XV — 1-й пол. XVI в., при трех государях — Иване III, Василии III и Иване IV. Впервые он упомянут как постельничий Ивана III в 1495. В 1529 Карпов получил чин окольничего, а в 1537 — чин и должность оружничего (один из высших чинов, связанных с заведованием царским арсеналом).

В историю древнерусской литературы Карпов вошел как автор нескольких посланий, из которых до нас дошло четыре: 2 — Максиму Греку, 1 — митр. Даниилу и 1 — иноку Филофею.

Карпов отличался пытливым умом и самыми широкими интересами — его волновали проблемы философии, астрологии, богословия. Причем, волновали в буквальном смысле слова, ибо неутолимая жажда познания исходила из самого сердца русского мыслителя. Так, в одном из посланий к Максиму Греку, в котором Карпов просит разъяснить темные места из Третьей книги Ездры, он восклицает: «Азъ же ныне изнемогаю умом, во глубину впад сомнения, прошу и мил ся дею, да мне некая целебнаа присыплеши и мысль мою упокоиши…» И продолжает: «Молчати же утесневаюся: не премолчитъ бо во мне многопутный мой помыслъ, хощетъ веддати, ему же несть господинъ, и тщится найти, его несть изгубилъ, мыслил чести, его же несть училъ, хощетъ победити, ему же несть победимъ».

Сам Карпов показывает себя не только прекрасным знатоком Священного Писания, но и античной философии и литературы. Об этом свидетельствует его «Послание митрополиту Даниилу», в котором встречаются цитаты из Аристотеля и Овидия, упоминается имя Гомера. Кроме того, знал он и католическую литературу.

«Послание митрополиту Даниилу» — наиболее интересное сочинение русского мыслителя. Оно представляет собой ответ на письмо митрополита, в котором Даниил призывал своего адресата к «терпению». Карпов же, воздав в начале своего Послания хвалу уму и литературному таланту митрополита, всю вторую часть посвящает опровержению мнения Даниила.

Все опровержения строятся, казалось бы, на простой идее — «терпением» следует строить жизнь духовную, но мирское общество не может жить на основе этого принципа. Мысль эта, конечно, не новая, и каждый реально действующий политик Древней Руси с ней был знаком давно на практике. Однако Карпов выстраивает целую систему возражений, благодаря чему он, можно сказать, представляет митр. Даниилу концепцию своеобразного «идеального общества», в основе которого должны лежать «правда», «закон» и «милость».

Как показали современные исследования, источником столь стройной концепции Карпова послужили труды Аристотеля — «Никомахова этика» (Карпов прямо ссылается на 10-ю книгу этого сочинения) и «Политика». Карпов был знаком с сочинениями Аристотеля в латинском переводе, и в Послании встречаются прямые переводы на русский язык многих аристотелевских терминов: «дело народное» — «res publica», «начальство» — «principatus», «гражданьство» — «civitas». Впрочем, естественно, что положения аристотелевской теории русский мыслитель рассматривал через призму христианского миросозерцания.

По убеждению Карпова, терпение должно быть присуще всем христианам — «овем боле, овем менши по разчинию лицъ, и дела, и времени». Однако если «терпение» становится во главу общественного устройства, то общество погибает: «Долготръпение в людехъ безъ правды и закона общества добро разърушает и дело народное ни во что низводитъ, злыа нравы въ царствехъ вводить и творитъ людей государемъ непослушныхъ за нищету».

Следовательно, основание всякого государства составляет «правда». В толковании Карпова «правда» — это справедливость (интересно, что Аристотель ставит «правду» даже выше «справедливости»). В реальной жизни «правда» находит свое выражение в «законах». Карпов утверждает: «Нужа бе человекомъ во вся времяна под законы жити». Более того, «закон» превращается у русского мыслителя в оригинальную теорию поэтапного развития человечества. Первый период, «въ время естества», люди жили «под закономъ естественымъ». Во второй период, во времена Закона, — «под закономъ Моисейским». В третий период, длящийся до сих пор, «во время благодати», люди живут «под закономъ Христовымъ».

Хотелось бы обратить внимание, не проводя строгих параллелей, что подобная периодизация человеческой истории во многом схожа с периодизацией, которую за 300 лет до Карпова, в XII в., предложил Климент Смолятич в своем «Послании к Фоме».

Справедливые законы позволяют устроить справедливое же общество. Подданные оказываются защищенными от притеснений со стороны правителя: «Того ради даны законы, да не кто силне вся възможеть». Начальствующие с помощью законов добиваются подчинения подданных. Добрые люди перестанут страдать от злых: «Сего ради закономъ быти нужа бе, да тех страхом человеческая дерзость запретится, и опасно будеть меж неключимыхъ неповинств».

Вполне естественно, что законы издаются «начальниками». Более того, в понимании Карпова все люди нуждаются во власти царей («имамы жити под цари»), которых он сравнивает с гуслями библейского царя Давида: «Въ всякомъ языце и людехъ треба есть быти царем и началникомъ, иже подобають имети подобие гуслей игреца Давида в себе». Ведь как музыкант, играя на гуслях, создает гармоничную мелодию, так и цари обязаны своими действиями создать гармоничное общество.

И здесь на помощь царям приходит «милость», ибо «милость без правды есть малодушество, а правда без милости есть мучительство». Вместе же они и поддерживают гармонию в обществе: «Милость, правдою подстрекаема, а правда, милостью укрощаема, сохраняють царя царство въ многоденьстве». Царь же, не соблюдающий справедливости, достоин осуждения на Страшном суде: «Ответъ въздати велиему Судыи долженъ».

Конечно, Карпов понимал всю теоретическую отвлеченность своих, основанных на Аристотеле, рассуждений. Поэтому он всячески сокрушается и о несовершенстве мира, и о несовершенстве российской жизни. Недаром он писал: «По апостолу “яко дние злие суть” мню, конци векъ достигоша». И утверждает: «Коль вредными и неугодными стезями хромыми ногами, спепыма очима она земная власть и все естество человечьская ходить ныне». А свои горестные рассуждения о несовершенстве мира он завершает иллюстрациями из поэтических сочинений Овидия.

Впрочем, у Карпова наверняка были какие-то и более реальные предложения изменения ситуации в России, найденные им у Аристотеля или же у каких-то иных античных философов. Однако он явно не хочет их высказывать, опасаясь услышать от митр. Даниила обвинения в «язычестве»: «Аще реку множайша, тогда нечто тая язычская и чюжа быти речеши».

В целом же «Послание митрополиту Даниилу» свидетельствует, что Карпов стал одним из первых отечественных мыслителей, кто не просто использовал те или иные отдельные идеи Аристотеля, но положил научные разработки античного философа в основание собственного учения. Более того, Карпов первым попытался предложить применение аристотелевской теории общественного устройства к реальной жизни России. «О семъ, владыко, прети и моли, да Богу поспешъствующу, сиа исправятся», — обращался он к митр. Даниилу. Столь же новым было и упование Карпова на силу «закона», впервые столь ярко выраженное в «Послании».

В сложной духовной атмосфере 1-й пол. XVI в., наполненной многочисленными спорами и дискуссиями, Карпов, тем не менее, пользовался всеобщим уважением. И недаром с его мнением считались и Максим Грек, и инок Филофей, и митр. Даниил. «Разумным мужем» называл его и кн. Андрей Курбский.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Издание:

Памятник литературы Древней Руси. Кон. 15—1-я пол. 16 в. М., 1984.

Литература:

Ржига В. Ф. Боярин-западник 16 в. (Ф. И. Карпов). — В сб.: Ученые записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук Института истории, т. 4. М., 1929;

Кимеева Е. И. «Послание митрополиту Даниилу» Федора Карпова, — «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 9. М,— Л., 1953;

Зимин А. А. Федор Карпов, русский гуманист 16 в. — «Прометей», сб. 5. М., 1968.

Памятники литературы Древней Руси. Кон. XV - 1-я иол. XVI в. М . 1984,

Кимеева Е. Н. «Послание митрополиту Даниилу» Федора Карпова // Труды Отдела древнерусской литературы. М.;Л.. 1953. т. 9;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС