Кирилл Туровский |
|
1130-1182 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Кирилл ТуровскийКирилл Туровский (ок. 1130, Туров - не ранее 1182) — церковный деятель Древней Руси, автор поучений, притч, торжественных слов и молитв. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Современники называли его «Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси». Сведения о его жизни содержит проложное житие 13 века. Жизнеописание наделяет Кирилла Туровского типичными чертами монашествующего подвижника веры. В 70-е годы 12 века вместе с византийским иерархом он принял участие в раз-венчании ереси Федорца Владимирского. В полемической «Притче о слепце и хромце» осудил Андрея Боголюбского, поддерживавшего ересь. Кирилл Туровский ставил вопрос о равной ответственности духовной и светской властей перед Богом и законом. Проповедуя полную подчиненность тела душе, предлагал соответствующую модель взаимоотношений духовной и светской властей. В «Повести о белоризце и о мнишестве» (сюжет о беспечном царе и его мудром советнике), «Слове о премудрости», а также в других произведениях, образно уподобляя аллегорический «град» человеческому телу, а населяющих его людей чувствам, он провозглашает бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. Спасение он видит в бегстве от мира в соответствии с аскетическим идеалом и выражает недоверие всему, что связано с плотским началом бытия. Орудием раскрытия истины помимо чувств объявляется разум, который возвышает человека и ведет к познанию Бога, души и мира. Для Кирилла Туровского характерно широкое использование метода аллегорического толкования. В. В. Мильков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 248.
Кирилл Туровский (ок. 1130, г. Туров - не ранее 1182) - древнерусский церковный деятель, причисленный к лику святых, мыслитель, проповедник, автор поучений, притч, торжественных слов и молитвословий. Авторитет Кирилла Туровского прочно держатся на протяжении всего рус. Средневековья. Современники и ближайшие потомки называли его «Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси». Кирилл Туровский был уроженцем г. Турова, входившего тогда в северо-западную часть Киевского княжества. Родом из богатой семьи местной знати, он уже в ранние годы проявил безразличие к богатству и «тленной славе мира сего». Кроме обычной богословской подготовки Кирилл Туровский прошел специальное обучение мастерству красноречия. Он использовал риторические приемы греческих мастеров слова, воспринимая литературную традицию Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Епифания Кипрского, Феофилакта Болгарского и Симеона Логофета. По достижении зрелого возраста будущий проповедник постригся в монахи Борисоглебского монастыря, став приверженцем наиболее суровых форм монашества - затворничества, столпнического заточения. К этому периоду можно отнести создание Кириллом Туровским произведений, развивающих киевопечерскую мистико-аскетическую идеологию, согласно которой только монастырское служение отождествлялось с желанной Богу жертвенностью. В «Сказании о черноризчестемь чину» мир аллегорически уподоблен Египту, а уход от мира сравнивается с выходом из него израильтян; освобождение от власти фараона трактуется как избавление от мирской зависимости и власти дьявола. Эти идеи развиваются им позже, когда он стал епископом Туровским. В «Притче о человечестей души и о теле си» (ее еще называют «Притчей о слепце и хромце») он ставит вопрос о равной ответственности души и тела за прегрешения, а также равной ответственности духовной и светской властей перед Богом и законом. В своих произв. «Повести о белоризце и мнишестве», «Слове о премудрости» и др. он освещает проблемы познания. Образно уподобив некий «град» человеческому телу, а населяющих его людей - чувствам, он провозглашает бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. Спасение Кирилл Туровский видит в бегстве от мира в соответствии с идеями аскетизма, выражает недоверие тому, что связано с плотским началом бытия. Орудием раскрытия истины помимо чувств Кирилл Туровский объявляет разум, который возвышает человека и ведет к познанию Бога, души и мира. При этом он ограничивает поле деятельности разума главным образом истолкованием книжного знания, одновременно оставляя за ним право испытания веры. Для творческой манеры Кирилла Туровского характерно широкое использование аллегоризма как теолого-рационалистического метода исследования истин откровения. Извлекая сокровенный смысл путем иносказаний и аллегорий, он, по сути, вставал на путь примирения веры и знаний. Его произведения можно отнести к шедеврам оригинальной русской богословской мысли, в которых автор болезненно реагировал на нарушение канона и церковных порядков, на религиозные неустроения страны. Кирилл Туровский считается одним из наиболее строгих идеологов русской церковной ортодоксии. В. В. Мильков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 277-278. Сочинения: Литературное наследие Кирилла Туровского // "Груды отдела древнерусской литературы (ин-та рус. лит. АН). 1956. Т. 12. С. 340-361; 1957. Т. 13. С. 409-426; 1958. Г. 15. С. 331-348. Литература: Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVI1 веков. М., 1990. С. 72-80; Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001. С. 141-143. Колесов В. В. Кирилл Туровский. М., 2009; Мильков В. В. Идейное своеобразие религиозных и нравственных воззрений Кирилла Туровского // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2007. № 3(29); Он же. Религиозно-философское значение литературных приемов древнерусского политического памфлета (на материалах «Притчи о душе и теле» Кирилла Туровского) // История философии. М., 2011. № 16.
Кирилл Туровский (1130-е гг. - не позднее 1182) - древнерусский писатель, выдающийся мастер торжественного красноречия - одного из ведущих жанров древнерусской литературы, епископ Турова. Сочинения Кирилла Туровского пользовались огромной популярностью; поэтому многие тексты, и не принадлежавшие ему, в древнерусской рукописной традиции надписывались его именем. Несомненно подлинными сочинениями Кирилла Туровского могут считаться: 8 речей, или "слов", на различные церковные праздники; "Притча о человечестей души и о телеси" (О слепце и хромце); "Повесть о беспечном царе и его мудром советнике"; "Сказание о черноризчестемь чину", а также ряд гимнографических творений. Кирилл Туровский написал ряд посланий Андрею Боголюбскому, которые до нас не дошли. "Слова" Кирилла Туровского являются типичными произведениями древнерусского ораторского искусства. Находясь в отношении формы, а отчасти и содержания в зависимости от византийской церковно-ораторской прозы, "слова" Кирилла Туровского по своему изложению - произведения оригинальные и самостоятельные. Поэтический характер "слов" Кирилла Туровского сближает их с другим литературным памятником 12 века - "Словом о полку Игореве". Произведения Кирилла Туровского свидетельствуют о высоком развитии культуры Руси в 12 веке. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965. Литература: Виноградов В., О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского, в сб.: В память столетия Моск. духовной академии, ч. 2, Сергиев Посад, 1915; Еремин И. П., Притча о слепце и хромце в др.-рус. письменности, "Изв. ОРЯС", 1925, т. 30; его же, Лит. наследие Кирилла Туровского, ТрОДРЛ, т. 11-13, 15, М.-Л., 1955-58.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Издания:Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — «Труды Отдела древнерусской литературы», 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15; Памятники литературы Древней Руси. 12 в. М., 1980. Литература:Еремин И. П. Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности. — «Известия Отделения языка и словесности АН», 1921, т. 26; Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990. С. 72-80; Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001. С. 141-143. Колесов В. В. Кирилл Туровский. М., 2009; Мильков В. В. Идейное своеобразие религиозных и нравственных воззрений Кирилла Туровского // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2007. № 3(29); Мильков В. В. Религиозно-философское значение литературных приемов древнерусского политического памфлета (на материалах «Притчи о душе и теле» Кирилла Туровского) // История философии. М., 2011. № 16.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |