Кистяковский Богдан Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кистяковский Богдан Александрович

1868-1920

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Богдан Александрович Кистяковский

Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (1868 - 1920) - юрист и социолог, считал себя приверженцем "научно-философского идеализма", который он противопоставлял "религиозно-мистическому направлению" русской философии. Учился в России, дальнейшее образование получил в Берлине, Страсбурге, Гейдельберге. С 1906 года преподаватель государственного и административного права в Московском коммерческом институте, с 1909 года приват-доцент Московского университета, в 1911 году перешел в Ярославский Демидовский лицей, с 1917 года профессор Киевского университета. Являлся редактором "Критического обозрения", "Юридического вестника", "Юридических записок" (Ярославль). Заявил о себе рядом работ по методологии социальных наук, общей теории права и государственному праву. Среди них: "Общество и индивид. Методологическое исследование" (1899), "Идеи равенства с социологической точки зрения" ("Мир Божий", 1900, № 4), "Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем" ("Проблемы идеализма", 1902), "В защиту научно-философского идеализма" ("Вопросы философии и психологии", 1907 кн. 1), "Сущность государственной власти" (1913), "Социальные науки и право" (1916).

+ + +

Кистяковский Богдан Александрович (1868 - 1920) – юрист, правовед. Один из представителей русского «возрожденного естественного права», либерализма. Основная тема творчества – правовое государство, которое он считал высшей формой государственности, выработанной человечеством. Суть правового государства – ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Характерными признаками правового государства, по Кистяковскому, являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиции, привычка, сила, нравственное оправдание. Правовая идея, связанная с нравственным оправданием, - это идея должного. Главная проблема состоит в приведении фактических, реальных общественных отношений в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 17.


Кистяковский Богдан Александрович (1868–1920). Русский теоретик и социолог права неокантианского направления. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, затем в Харьковском, Дерптском, Берлинском (в Берлине под руководством Г. Зиммеля), Страсбургском университетах. Активный участник движения, получившего название “Борьба за идеализм”. Один из авторов сборника “Вехи”. Как социолог создал труды по методологии социального познания, о русской социологической школе (субъективная социология), о принципах изучения личности и социального прогресса. В своих методологических изысканиях использовал данные разных общественных наук. Основные труды: “Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России)”. М., 1912; “Сущность государственной власти”. Ярославль, 1912; “Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права”. М., 1916; “Философия и социология права”. М., 1997.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Кистяковский Богдан (Федор) Александрович [4 (16) ноября 1868, Киев — 16 апреля 1920, Екатеринодар] — русский философ, правовед, социолог. Учился в Киевском, Харьковском, Дерптском университетах, в 1895—97 — на философском факультете Берлинского университета, в 1898 защитил диссертацию «Общество и индивидуальность» на немецком языке. Сотрудничал с П. Б. Струве в журнале «Освобождение», сборнике «Проблемы идеализма». Редактор журнала «Критическое обозрение», один из авторов «Вех» (статья «В защиту права»). Преподавал на юридическом факультете Киевского университета (с 1917), профессор права. Академик Украинской АН (1919). Один из идеологов украинского национального возрождения. Умер во время поездки вместе с В. И. Вернадским в ставку А.И. Деникина с целью отстоять права академии.

Философия и социология права Кистяковского базируются на неокантианстве. Главный труд — «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (М., 1916), где собраны лучшие статьи предыдущих лет. Незаконченная работа «Право и науки о праве» погибла при пожаре во время эсеровского восстания в Ярославле в 1918 году. Кистяковский стремился выработать строгую науку об обществе путем создания эффективной методологии социологического анализа. Считая, что рациональное познание не способно в полном объеме осмыслить идею власти, разрабатывал понятия «власть», «государство», «индивид», «право», «социальное взаимодействие» и др., привлекая методы художественно-интуитивного познания. Кистяковский полагал, что «для того, чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована... прежде всего в философии культуры и только при посредстве ее во всей сумме гуманитарных наук» (Право и метод. — В кн.: Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997, с 324). Выступал за методологический плюрализм, но критиковал идею замены социальных понятий понятиями нравственности, в частности трактовку Вл. Соловьевым государства как «организованной жалости». Отрицал правовой нигилизм, ведущий к произволу власти сверху и анархии масс снизу.

Н. А. Куценко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 249.


Неокантианскую философию права развивал также Богдан (Федор) Александрович Кистяковский (1868-1920) - профессор, теоретик и философ права, социолог. Богдан Александрович был сыном известного криминалиста Александра Федоровича Кистяковского, основателя Киевского юридического общества и Рубежовской колонии для малолетних преступников, подвижника судебной реформы 1864 г.

Родился Б.А. Кистяковский в Киеве, обучался на историко-филологическом факультете Киевского университета, был исключен из университета за участие в нелегальной политической деятельности. Затем проходил обучение в Харьковском, а после — в Юрьевском (Тартуском) университетах. Из последнего молодой ученый был вновь исключен и за социалистическую пропаганду приговорен к тюремному аресту. После освобождения Кистяковский уехал за границу и продолжил свое образование в Берлинском и Страсбургском университетах. В 1899 г. он защитил диссертацию по теме «Общество и индивид». Некоторое время спустя Кистяковский возвратился в Россию уже как ученый с общеевропейской известностью.

В статье «В защиту права (интеллигенция и правосознание)», опубликованную в 1909 г. в знаменитом сборнике «Вехи», Кистяковский утверждал, что спецификой русской истории было слабое развитие правосознания русского народа, отсутствие уважения к закону и веры в силу права. В ней он приводит строки поэта-юмориста Б.Н. Алмазова:

По причинам органическим
мы совсем не снабжены
здравым смыслом юридическим,
сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
нашей правды идеал
не влезает в формы узкие
юридических начал 1.

Здесь поэт «невинно резвится», иронизируя над взглядами славянофилов, считавших, что во всем виноват Петр I, который через пресловутое окно заразил русский мир западным рационализмом. А русской идее с ее православным пониманием справедливости все эти «юризмы» глубоко чужды. Задачей русской интеллигенции, утверждал Кистяковский, является прежде всего изменение такого отношения к праву.

Кистяковский, как и многие русские интеллектуалы, не принимает Октябрьской революции. В 1917 г. он уехал из Москвы на Украину, тогда еще свободную от власти большевиков, и стал профессором Киевского университета. В1919 г., когда Кистяковский поехал в Екатеринодар в ставку Деникина просить о сохранении независимости университета, где в апреле 1920 г. скоропостижно скончался на 52-м году жизни.

В своем основном произведении «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916) Богдан Александрович глубоко исследовал понятие права как социального явления и как части духовной жизни человека, методологию изучения права, вопросы государственной власти, проблемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и возможности перехода к социально справедливому государству 2. Кистяковский утверждал: «Чаще всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. Это, несомненно, верно, но не характерно для права. Ведь вся наша культура во всех ее проявлениях тесно связана с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества. То же надо сказать о всех более или менее развитых формах хозяйства, которое уже давно переступило границы изолированного индивидуального хозяйства: конечно, ни торговля, ни производство для неизвестного потребителя, ни современные пути сообщения были бы невозможны без общественной жизни. Так же точно без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Однако для всякого ясно, что право есть социальное явление в другом смысле, чем все эти проявления культуры; оно как бы более социально, чем все они» 3.

Кистяковский различал в понятии права сферу бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу долженствования, нормы, области морали. Следуя Канту, он утверждал, что в основе права как проявления нравственности лежит принцип этического долженствования, предполагающий построение мира ценностей 4.

«Ценность» — часть человеческого сознания и выражается в действиях человека в обществе, и совокупность ценностей составляет «культурную общественность». «Мир ценностей» существует параллельно с миром природы и должен так же глубоко исследоваться человеком 5. Соответственно Б.А. Кистяковский вслед за С.А. Муромцевым считает необходимым изучать в первую очередь субъективное право и только после этого объективное право.

Кистяковский обосновал множественность методов в изучении права и, руководствуясь этим подходом, выделял четыре теоретических (государственно-организационное, или государственно-повелительное, социологическое, психологическое и нормативное) и два технических, или практических (юридико-догматическое и юридико-политическое), понятия права 6.

Таким образом, Б.А. Кистяковский первым из русских мыслителей создает интегративную концепцию, в которой право понималось одновременно как норма, отношение, ценность и психологическое восприятие.

Теория права Б.А. Кистяковского не является чисто рациональной, хотя и включает в себя многие элементы позитивистской методологии. Скорее, здесь мы имеем все тот же синтетический подход, включающий элементы естественно-правовой и иных теорий права. Такой подход был фактически заложен в философию права Владимира Соловьева с характерной для нее критикой отвлеченных начал и с призывами к целостному знанию.

Б.А. Кистяковский разработал концепцию конституционного государства как «государства, где суверенитет власти заменяется суверенитетом права». Эти идеи, как справедливо отвечает М. В. Антонов, перекликаются с идеей правового государства как формы равновесия интересов личности и общества, характерной для многих участвовавших в кадетском Движении мыслителей 7.

Примечания

1. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Сб. ст. М., 1909. С. 103.

2. См.: История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2002. С. 564.

3. Кистяковский Б.А. Право как социальное явление // Социс. 1990. №3. С. 101-102.

4. См.: История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2002. С. 564.

5. См. там же.

6. См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. С. 321-326, 681-682.

7. См.: Антонов М.В. История правовой мысли России: Конспект лекций. С. 163—164.

Цитируется по изданию: Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017, с. 46-50.


Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (4(16)11.1868, Киев - 16.04.1920, Екатеринодар (ныне Краснодар) - философ, социолог и правовед. Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета, затем в Харьковском и Дерптском университетах, наконец, в 1895 году поступил на философский факультет Берлинского университета, где занимался под руководством Г. Зиммеля; в 1897 году посещал также семинары В. Виндельбанда, Т. Циглера и Г. Ф. Кнаппа в Страсбургском университете. В 1898 году Кистяковский защитил диссертацию «Общество и индивидуальность» (Берлин, 1899; на нем. языке), которая принесла ему известность в научных кругах Германии. В 1901 году Кистяковский посещал семинар Г. Еллинека в Гейдельберге, участвовал в организации журн. «Освобождение» (совместно с П. Б. Струве) и сборник «Проблемы идеализме!». По возвращении в Россию в 1902 году он некоторое время провел в Вологде, куда была сослана его жена и где находились Бердяев, Луначарский, Богданов и др. В 1903-1904 годы Кистяковский принимал участие в съездах «Союза освобождения» (прообраз кадетской партии), происходивших в Германии, и в 1904 году, после амнистии, которую получила его жена, вернулся в Киев, где сотрудничал в журн. «Вопросы жизни». В 1906 году по приглашению Новгородцева читал курс государственного и административного права в Московском коммерческом институте. В 1907-1910 годы был редактором журн. «Критическое обозрение»; в эти годы он сблизился с Ггршензоном, что предопределило его участие в сборнике «Вехи» (М, 1909), где была напечатана его статья «В защиту нрава». В 1909 году он некоторое время преподавал на юридическом факульте Московского университета, а в 1912-1914 годы - в ярославском Демидовском юридическом лицее, редактировал журнал «Юридический вестник», превратившийся в один из лучших научных журналов России. В 1917 году Кистяковский, защитив магистерскую диссертацию, стал проф. юридического факультета Киевского университета. В 1919 году был избран академиком в только что основанной Украинской Академии наук.

Вместе с В. И. Вернадским (первым президентом Академии) и другими академиками ездил к генералу А. И. Деникину с целью отстоять права академии. Во время этой поездки заболел, перенес операцию и умер в Екатеринодаре (Краснодаре), где и похоронен. По своим философским взглядам Кистяковский неокантианец, а его социология—высшее достижение неокантианской социологии в дореволюционной России. Цель социологии, по Кистяковскому, выработка «работающих» понятий, таких, как «общество», «личность», «социальное взаимодействие», «толпа», «государство», «право» и т. д. Как теоретическая наука социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования «власти» в государстве. Кистяковский, правда, приходит к выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рациональному познанию и может быть осмыслена в конечном итоге лишь методами художественно-интуитивного познания. Однако для социологии, по его мнению, достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения являются результатом психологического взаимодействия индивидов. Будучи сторонником «методологического плюрализма», Кистяковский считал, что в обществе одни элементы подчиняются законам причинности, другие - принципам телеологии. Обе эти сферы общества иногда функционируют независимо друг от друга, иногда же пересекаются друг с другом, тем самым усложняя социальную жизнь.

Большую роль в «нормальном обществе» играют элементы культуры, которые превращают власть и все ее атрибуты в элементы «коллективного духа», т. е. общественного сознания. В противном случае в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. По этой же причине Кистяковский критикует попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею В. С. Соловьева о государстве как «организованной жалости»). Высшее научное достижение Кистяковского - книга «Социальные науки и право» (М., 1916), куда в сильно «переплавленном» виде вошли лучшие его статьи, написанные в течение 20 лет его деятельности. В последние годы жизни он работал над кн. «Право и науки о праве», которую рассматривал как «главную» свою книгу. Она уже печаталась в Ярославле, когда там в 1918 году вспыхнуло эсеровское восстание, и книга погибла в результате пожара в типографии. Попытки вдовы К. опубликовать затем рукопись не увенчались успехом, и в настоящее время судьба ее неизвестна.

В. В. Сапов 

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 278.

Сочинения: В защиту научно-философского идеализма // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн. 1(86); Проблема и задача социально-научного познания // Там же. 1912. Кн. 2(112); Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). М., 1912; Что такое национализм? // Национальные проблемы. 1915. № 1; Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916; Философия и социология права. Спб., 1998.

Литература: Фатеев А. Н. Русский методолог права. Харьков, 1917; Голосенко И. А. Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов // Российская социология. Спб., 1993; Василенко П. П. Академик Б. А. Кистяковский // Социологические исследования. 1994. № 2, 4, 5; Сапов В. В. Главная книга академика Б. А. Кистяковского // Вестник Российской АН. 1994. Т. 63. № 3; Жуков В. В. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Проблема и задача социально-научного познания. — «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 2 (112);

Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). М., 1912;

Сущность государственной власти. Ярославль, 1913;

Что такое национализм? — «Национальные проблемы», 1915, № 1;

Философия и социология права. М., 1997.

Литература:

Фатеев А. И. Русский методолог права. Харьков, 1917;

Голосенке И. А. Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов. — В кн.: Российская социология. СПб., 1993;

Сапов В. В. Главная книга академика Б. А. Кистяковского. — «Вестник РАН», 1994, т. 63, № 3.

Василенко П. П. Академик Б. А. Кистяковский // Социологические исследования. 1994. № 2, 4, 5;

Жуков В. В. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС