Куссе Хольгер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Куссе Хольгер

р. 1964

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хольгер Куссе

Куссе Хольгер (29.04.1964, Оснабрюк, Германия) - немецкий славист, лингвист, теоретик языка, специалист по истории русской философии. В 1984-1990 годы изучал руссистику, славянскую филологию, богословие и педагогику в ун-тах Майнца, Вены, Франкфурга-на-Майне. В 1993-2002 годы - научный сотрудник кафедры славянской филологии в ун-те Франкфурта-на-Майне. С 2005 г. - проф. славянского языкознания в Техническом ун-те в Дрездене, зав. кафедрой славистики. Куссе исследует русскую философию с точки зрения лингвистики совр. теорий языка, в т. ч. такие темы, как: «Правильность и истина» у Ломоносова, Сперанского и Киреевского; «Формы диалога» у Киреевского и А. С. Хомякова, В. С. Соловьева, Флоренского и Лосева, «Логическая аргументация» у Сперанского, Киреевского и Лосева и «метафорическая аргументация» у Флоренского. Философские взгляды указанных авторов рассматриваются им в «трех полях возможностей теории языка»: репрезентативная семантика (Ломоносов, Сперанский), диалогическая семантика (Киреевский, Хомяков, Соловьев) и мистифицирующая семантика (Флоренский, Лосев). В проблемном поле исследований Куссе по русской философии преобладают три направления: диалогика, философия имени и формы речи (язык мудрости); С. Н. Трубецкой, по мнению Куссе, еще до «философии диалога в узком смысле», разрабатываемой М. Бубером, Розенцвейгом, Бердяевым, Франком, Левинасом и др., создал учение о диалогическом мышлении. Куссе считает диалогику в России, учением, главным образом, относящимся к истории идей, хотя отчасти ее религиозная ориентированность несет в себе возможность обоснования диалога в ситуации культурно-религиозных конфликтов. Исследуя семиотическую проблематику имясяает («спор об именах») и русскую философию языка, Куссе утверждает, что в споре об именах заложены важные проблемы, поставленные теориями языка в XIX и XX века: вопрос о произвольности / мотивированности языковых знаков; различение между атрибутивными именами и именами собственными; вопрос о семантичности имен собственных. Философия имени, по Куссе, «расставляет существенные акценты по сравнению с аналитической философией языка»; в ней предвосхищается «коммуникативно-прагматический поворот» в лингвистике, происшедший во 2-й половине XX века. Для исследования форм речи и языка мудрости Куссе использует религиозно-философские работы Толстого («Путь жизни» и др.). Он рассматривает эволюцию мировоззрения Толстого как моралиста, дающего описание идеального общества, затем - мистика, говорящего о божественном свете, «волящем воссиять только в человеке» и, наконец, мудреца, преодолевающего выявленные им ранее противоречия: «истина и заблуждение», «внутреннее и внешнее», «Бог и человек», «дух и плоть», «мужчина и женщина», «жизнь и смерть». Язык мудрости выражается в построении Толстым текста как «открытого собрания» афоризмов, предостережений, мыслей и высказываний, допускающего лакуны для привнесения в них собственного единичного опыта. Язык мудрости Толстого выражается в «совсем малых формах обмена мыслями», в календарных пословицах, цитатах высказываний знаменитостей и т. п. Вместе эти единичные высказывания образуют, «возможно, систему, всеохватывающее объяснение мира и философию». С точки зрения Куссе, воспоминания Степуна «Бывшее и несбывшееся», как и «Самопознание» Бердяева и подобные им тексты русской философии в лингво-философском освещении интересны тем, что в них используется особый комплексный речевой акт, названный им «веритативом», обозначающим воспоминания, выступающие в качестве доказательства тезисов, которых нельзя подтвердить эмпирическими или логическими аргументами.

Ю. Б. Мелих

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 312-313.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Konjunktionale {Coordination in Predigten und politischen Reden. Dargesiellt an Belegen aus dem Russischen. Specimina Philoiogiae Slavicae. Supplementband 61. Miinchen: Sagner, 1998; Формы аргументации у П. А, Флоренского и А. Ф. Лосева // Лосевские чтения: Образ мира - структура и целое / Под ред. А. А. Тахо-Годи, М., 1999; Trinitarische Philosophic: Aleksej F. Losevs Dialektik des Mvthos und seine Erganzung // Russische Religi- onsph ilosophie und Theologie LUTE 1900. Hrsg. v. K. Pinggera. Marburg: N. G. Elwert, 2005; Kultur als Dialog und Meinung/7Kultur als Dialog und Meinung. Beitrage zu Fedor A. Stepun (1884-1965) and Semen L. Frank (1877-1950). Miinchen: Sagner, 2008; Воспоминание как доказательство ii Федор Августович Степун. М., 2012.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС